Файл: Осипов С.И. Техника безопасности при эксплуатации электроподвижного состава.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
С. И. ОСИПОВ, к. А. МИРОНОВ, И. В. РОМАДИНА
Т Е Х Н И К А БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ИЗДАТЕЛЬСТВО
« Т Р А Н С П О Р Т »
М О С К В А
19 6 6
УДК 621.335.004:658.382
В книге изложены методы преду преждения от поражения электрическим током обслуживающего персонала в про цессе эксплуатации электроподвижного состава, а также профилактические меры по ликвидации производственного трав матизма. Дано описание защитных мер, применяемых на электровозах и приго родных электропоездах постоянного и переменного тока и в электродепо. Рас смотрены безопасные приемы осмотра обо рудования в депо, меры безопасности при движении поезда одинарной и двойной тягой, при маневровой работе и экипиров ке электровозов. Описаны основные меры противопожарной безопасности в условиях эксплуатации электроподвижного состава.
Книга рассчитана на машинистов элект ровозов и электропоездов и их помощ ников, а также может быть использована инженерно-техническими работниками, связанными с эксплуатацией и обслужи ванием электроподвижного состава.
“ ' А У Ч Н О - Т ' ” И Ч Е С К А Я
ГБ С ¿ К А С С С Р
3—18—2
130—66
I. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Требования техники безопасности и произ водственной санитарии установлены соответ ствующими правилами и инструкциями Мини стерства путей сообщения и ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта.
Руководители предприятий и учреждений МПС разрабатывают организационно-техниче-
.ские мероприятия по охране труда и обеспе чивают их выполнение. Инженеры по технике безопасности, которые подчинены непосредст венно начальнику депо и главному инженеру, контролируют осуществление этих мероприя тий и следят за тем, чтобы требования техни ки безопасности и производственной санита рии строго соблюдались всеми работниками.
Большую помощь в улучшении условий труда при обслуживании подвижного состава призваны оказать общественные инструкторы по охране труда и внештатные технические инспектора. Общественные инструкторы изби раются в профгруппе, а внештатные техниче ские инспектора подбираются из инженернотехнических работников или пенсионеров,
имеющих большой производственный опыт.
3
Ни один вновь поступающий машинист или его помощник не может быть допущен к работе, пока не пройдет первичный инструк таж и не сдаст экзамен по технике безопасно сти. Инструктаж по безопасным приемам тру да на рабочем месте для машиниста проводит машинист-инструктор или инженер по технике безопасности, для помощника машиниста — машинист, к которому он прикреплен.
При инструктаже особое внимание необхо димо обращать на соблюдение мер предосто рожности при осмотре и ремонте электрическо го оборудования, на проверку состояния за щитных средств и огнетушителей и умения пользоваться ими.
Знание правил техники безопасности про веряют также в процессе работы или при пе реводе машинистов и их помощников в дру гое депо, на новые серии локомотивов. Оче редные испытания по проверке знаний правил техники безопасности у локомотивных бригад проводит один раз в два года постоянно дейст вующая комиссия, в которую входят руково дители локомотивного отдела отделения доро ги, депо, инженер по технике безопасности, промышленно-санитарный врач, технический инженер дорпрофсожа и представители обще ственных организаций. О дне испытания ра ботник должен быть предупрежден не менее чем за десять дней. Результаты испытаний записывают в специальную книгу, которая хранится у председателя экзаменационной комиссии или в отделе кадров. В обязанность комиссии входит также проверка (не реже двух раз в год) условий работы в депо и вы-'
4
иолнения организационно-технических меро приятий по охране труда.
В процессе своей работы машинисты и их помощники в возрасте до 45 лет проходят ме- ), дицинскоеосвидетельствование через каждые три года, в возрасте 45—50 лет — через каж дые два года и после 50 лет — через каждый год. Работников локомотивных бригад, пере несших болезнь, которая может повлиять на состояние здоровья, по требованию врачей лечебно-профилактических учреждений под вергают внеочередному медицинскому пере
освидетельствованию.
Если машинист или его помощник почув ствовал изменения в состоянии здоровья, ко торые препятствуют ему исполнять свои обя занности, то по его просьбе или требованию администрации он должен также пройти вне очередное переосвидетельствование.
В каждом депо введено обязательное обу чение локомотивных бригад технике безопас ности при обслуживании электроподвижного состава, для чего систематически проводятся технические занятия, семинары, практический показ безопасных приемов работы с разбором конкретных примеров из повседневной жизни. Организует занятия главный инженер депо, который и отвечает за их качество.
Обучение безопасным приемам работы ве дут в специально оборудованном для этой це ли кабинете или непосредственно на рабочем
месте. |
и |
контроль за |
^ |
Инструктаж |
выполнением |
||
ь правил техники |
безопасности локомотивными |
||
. бригадами, показ |
правильных |
приемов рабо- |
5
ты, систематический осмотр состояния инстру мента, защитных средств и предохранитель ных устройств на электроподвижном составе возложены на машинистов-инструкторов. В помощь им привлекаются общественные ма шинисты-инструкторы и общественные инспек тора по безопасности движения поездов.
Ответственность за соблюдение и выполне ние правил техники безопасности при эксплу атации и ремонте электрического подвижного состава несут: начальник локомотивного от дела отделения дороги — за всех работников локомотивного хозяйства, работающих в депо данного отделения; начальник депо — за всех работников депо; дежурный по депо — за бригады локомотивов, выпускаемых на линию, находящихся в депо и на парковых путях в его смену; машинист — за работающего с ним помощника машиниста и проводников элек тропоезда.
В борьбе с травматизмом важное значение имеет предупреждение и тщательное рассле дование несчастных случаев, которые наносят вред здоровью человека (поражение электри ческим током, ушиб, порез, ожог, разрушение тканей и др.).
Разбор случаев производственного травма тизма проводят в соответствии с инструкцией «О порядке расследования и учета на желез нодорожном транспорте и транспортном стро ительстве несчастных случаев, связанных с производством». При этом выявляют обстоя тельства и причины несчастного случая, винов ных лиц, разрабатывают и осуществляют ме роприятия по предупреждению травматизма.
6
Каждый случай, вызвавший потерю тру доспособности работника более одного рабо чего дня, расследует начальник депо с участи ем председателя местного комитета не позд нее чем через 24 ч.
Несчастный случай, который привел к тя желым последствиям, расследует на месте начальник отделения дороги, председатель райпрофсожа и технический инспектор. Ре зультаты расследования рассматривают на президиумах районных и дорожных комите тов профсоюза.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД
Важное значение для дальнейшего повы шения безопасности движения поездов имеет создание локомотивным бригадам нормаль ных условий работы и отдыха. Эти условия предусмотрены Постановлением Государст венного комитета Совета Министров СССР
по вопросам труда и заработной платы и Се кретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 3 ноября 1960 г. (приказ МПС № 184/ЦЗ от 22 ноября 1960 г.) «Об утверждении положения о рабочем време ни и времени отдыха работников железнодо рожного транспорта и метрополитенов».
Для локомотивных бригад продолжитель ность непрерывной работы устанавливается по графикам движения поездов, как правило, 7—8 ч. В исключительных случаях, с согласо вания Министерства путей сообщения и ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транс
7
порта, на участках с небольшими размерами движения может быть установлена продолжи тельность работы локомотивных бригад свы ше 8, но не более 12 ч.
В таких случаях руководители депо, отде лов, управлений, отделений дорог должны принять практические меры по сокращению непрерывной продолжительности работы ло комотивных бригад.
Для локомотивных бригад, занятых на не прерывной круглосуточной сменной работе (маневровой, с хозяйственными, передаточны ми, вывозными поездами и на подталкива нии), можно организовать дежурства по че тырехсменному графику с непрерывной про должительностью 8 и 12 ч.
Удлинить установленную непрерывную про должительность работы локомотивных бригад своим приказом имеет право начальник отде ления дороги, но только в том случае, если это вызывается стихийными бедствиями и чрезвы чайными обстоятельствами.
Месячную норму рабочего времени локо мотивных бригад определяют умножением установленной непрерывной продолжительно сти рабочего дня (7 ч) на количество рабочих дней календарного месяца с учетом сокраще ния времени работы в предвыходные (суббот ние) и предпраздничные дни до 6 ч. Пример.
В ноябре — 5 выходных и праздничных дней
и25 рабочих, из которых 4 предвыходных (субботних) и предпраздничных. Значит месяч
ная норма работы локомотивных бригад со ставит
Т = 21 ■7 + 4 • 6 = 171 ч.
В некоторых случаях по согласованию с местным комитетом профсоюза может быть допущена работа сверх установленной месяч ной нормы времени. Количество же сверх урочных часов на одного работника в течение месяца не должно быть более 24, а в течение года — свыше 120 ч.
Началом рабочей смены для локомотивных бригад является момент явки к месту постоян ной работы (депо, пункт оборота, смены бригад), установленный именными расписани ями, нарядами или по вызову. Момент явки устанавливается исходя из времени отправле ния поезда и времени, необходимого: на взя тие маршрута и проход до места приемки ло комотива; на технические операции — прием ку и экипировку локомотива (устанавливает администрация по согласованию с профсоюз ной организацией; подъезд к составу, сцепле ние с ним и опробование тормозов.
Пример. Поезд № 1260 со станции смены бригад отправляется в 12 ч 40 мин. Учитывая, что на прием ку электровоза установлено время 20 мин, на получе ние маршрута и проход до места, где стоит электровоз с поездом,— 10 мин, бригаду надо вызывать на 12 ч 10 мин.
Окончанием работы считается время после сдачи электровоза другой бригаде или дежур ному по депо. Если же локомотивная бригада вызвана на работу, а поездка по каким-либо причинам не состоялась, то конец работы счи тается с момента освобождения бригады ад министрацией.
Локомотивным бригадам, занятым на ма
9