Файл: Осипов С.И. Техника безопасности при эксплуатации электроподвижного состава.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
невровой, вывозной и передаточной работе и на подталкивании, дополнительное время на приемку и сдачу электровоза в рабочее время не засчитывают. При определении непрерывной продолжительности работы локомотивных бригад это время не включают.
Если локомотивная бригада направляется с места постоянной работы к пункту для при емки локомотива или после сдачи локомотива
возвращается |
обратно, |
то |
во время следова |
|
ния бригада |
считается |
на |
работе. Это |
время |
в непрерывную продолжительность |
работы |
бригады не засчитывают и оплачивают из рас чета ставки повременщика.
Этот порядок не распространяется на локо мотивные бригады, работающие с вывозными, передаточными поездами, на маневрах и на подталкивании.
Безопасность движения поездов во многом зависит от правильно организованного отдыха локомотивных бригад.
Локомотивным бригадам еженедельно рав номерно в течение месяца предоставляют в пункте постоянной работы выходные дни. Их количество должно соответствовать числу вос кресных дней в данном месяце. О предостав лении дня отдыха бригада извещается зара нее. Продолжительность еженедельного дня отдыха определяется добавлением 24 ч к при читающемуся времени отдыха за последнюю поездку, но не должна быть менее 42 ч.
Машинисту локомотива и его помощнику по сле поездки в оба конца предоставляется от дых в месте постоянной работы. Время отдыха не должно быть меньше произведения числа
10
часов предшествующей работы на коэффици ент 2,51 за вычетом использованного времени отдыха в пункте оборота бригад.
В случае производственной необходимости продолжительность домашнего отдыха может быть сокращена, но не более чем на одну чет верть полагающегося отдыха. В этом случае время отдыха последующих поездок соответ ственно увеличивают.
Если бригада после поездки отдыхала боль ше положенного времени (переотдых), то по сле дальнейших поездок время отдыха может быть соответственно уменьшено. Машинисту и его помощнику (после работы 4 ч и более или когда непрерывная работа в оба конца не ук ладывается в установленное время) предо ставляется отдых в пункте оборота или смены локомотивных бригад. Продолжительность этого отдыха должна быть не менее половины времени предшествующей работы и, как пра вило, не больше времени на поездку от основ ного пункта до пункта оборота или смены бригад.
Пример. Определить продолжительность еженедель
ного дня отдыха локомотивной бригады |
после |
непре |
||
рывной работы туда 7 ч и обратно 8 ч, если |
в пунк |
|||
те смены бригад ей был предоставлен |
четырехчасовой |
|||
отдых. |
1) Определяем время отдыха после поезд |
|||
Решение: |
||||
ки ¿<>=(7 + |
8)2,51—4=31,65 ч=31 ч 39 мин. |
|
||
2) Определяем |
продолжительность |
еженедельного |
||
дня отдыха /ео=31 |
ч 39 мин + 24 ч=55 |
ч 39 мин. |
Чтобы придти на работу вполне отдохнув шими и быть готовыми к поездке, машинист и его помощник должны разумно использо
11
вать предоставляемый нм отдых как дома, так
ив пункте оборота или смены бригад.
Впоследнее время в некоторых депо, в по рядке опыта, введен предварительный меди цинский осмотр машинистов и их помощников перед выездом на линию. Результаты его за носят в специальную карту и отмечают в мар шруте. Без отметки о прохождении медицин ского осмотра или неудовлетворительного со стояния здоровья машинист или его помощник к поездке не допускаются.
3. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
ТРЕБОВАНИЯ
Требования техники безопасности и произ водственной санитарии к электроподвижному составу. Реконструкция железнодорожного транспорта на базе электрификации и широко го внедрения тепловозной тяги позволила со здать локомотивным бригадам более благо приятные условия работы. Труд их стал зна чительно легче и культурнее. Но несмотря на это, па железных дорогах непрерывно прово дятся исследования, направленные на даль нейшее повышение безопасности и культуры работы машинистов и их помощников.
В 1965 г. на основании исследований, прове денных Всесоюзным научно-исследователь ским институтом железнодорожного транспор та (ЦНИИ МПС) и Всесоюзным научно-ис следовательским институтом железнодорож ной гигиены (ВНИИЖГ МПС), разработаны «Типовые требования по технике безопасно сти и производственной санитарии для проек-
12
тирования и постройки магистральных и ма невровых электровозов и тепловозов» и «Ти повые требования по технике безопасности и производственной санитарии для проектиро вания и постройки электропоездов пригород ного сообщения». Они утверждены соответст вующими организациями и согласованы Мини стерством путей сообщения и Президиумом ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта.
Для новых магистральных и маневровых ло комотивов установлены нормы естественного и искусственного освещения кабины машини ста, высоковольтной камеры и пассажирских помещений. Средняя температура воздуха в кабине машиниста при закрытых окнах в осенне-зимний и весенний периоды года долж на быть на уровне 16—18° С. Кабина маши ниста и пассажирские помещения оборудуют
тепловой и звуковой |
изоляцией, отоплением |
с терморегулятором, |
принудительной (механи |
ческой) вентиляцией с устройствами для очи стки подаваемого воздуха или установкой для его кондиционирования. Пассажирские поме щения отапливают электрическими печами и электрокалориферами с автоматическим уп равлением, которые поддерживают в вагоне постоянную температуру в разные периоды года. Рукоятки управления и тормозных уст ройств размещают так, чтобы машинист мог удобно пользоваться ими. Из окон кабины должны быть хорошо видны сигналы, впереди лежащий участок пути и контактная сеть. При боры в кабине машиниста не должны иметь светящегося покрытия с постоянным радиоак
13
тивным излучением. Для тепловой и звуковой изоляции нельзя применять горючие мате риалы.
Окна кабины машиниста оборудуются безосколочными или органическими стеклами. Для защиты глаз от солнца и слепящего дей ствия прожектора встречного поезда на окнах устанавливают откидные светозащитные ко зырьки, которые можно регулировать по высо те. Смотровые окна оборудуют электрообогре вом от запотевания и обмерзания стекол. Для машиниста и его помощника предусмотрены удобные для работы кресла.
Для защиты поездной бригады от пораже ния электротоком электрические кабели и провода прокладывают в кондуитах, желобах или трубах. Они надежно предохраняют кабе ли и провода от механических повреждений и попадания на них масла и влаги. Чтобы не допустить поражения током обслуживающего персонала при коротком замыкании или про бое высоковольтных кабелей, механические части кондуитов заземляют.
Для хранения смазочных продуктов сдела ны бидоны, а для обтирочных материалов ■— ящики. Их устанавливают в специально отве денных местах, безопасных в пожарном отно шении.
Стены, пол, потолок и оборудование каби ны машиниста, высоковольтной камеры и ма шинного отделения электровозов и электропо ездов, а также пассажирские помещения элек тровагонов должны быть выкрашены в опре деленные цвета, которые создают хорошие ус ловия для зрительного восприятия.
14
При постройке электровозов и электропо ездов величину шума и вибрации в кабине ма шиниста и пассажирских помещениях норми руют. В настоящее время изыскивают эффек тивные технические средства по дальнейшему снижению вибрации. Временно, до получения таких средств, разрешено выпускать новый электроподвижной состав с вибрацией выше предусмотренных норм.
Под кузовом электроподвижного состава оборудуют светильники для освещения ходо вых частей. Переносные лампы должны иметь защитные колпачки, изолированные ручки и гибкие шнуры с исправной изоляцией.
В помещениях электровозов и электропоез дов, где находится высоковольтная аппарату ра, предусмотрены блокировки, обеспечиваю щие безопасную работу обслуживающего пер сонала.
Общая компоновка электровоза должна обеспечивать свободный и безопасный доступ к оборудованию при его ремонте и осмотре. Вращающиеся части закрывают съемными ко жухами.
На электроподвижном составе предусмат ривают санитарный узел, умывальник с подо гревом воды, шкафы для одежды, продуктов питания (с гнездами для термосов), аптечку с медикаментами. Для подогрева пищи и воды в кабине машиниста устанавливают розетку и электроподогреватель. В прицепных и голов ных вагонах электропоездов предусматривают туалетные помещения, в которых поддержива ют постоянную температуру. Баки для воды и подводку к ним утепляют.
15
При поступлении в заводской ремонт электроподвижного состава, не отвечающего типо вым требованиям по технике безопасности и производственной санитарии, определяют объ ем работ, который исходя из средств ассигно ваний выполняют в порядке модернизации.
Санитарно-гигиенические требования к про изводственным и бытовым помещениям. Спец одежда. Территория депо, . пунктов оборота локомотивов должна полностью удовлетворять требованиям техники безопасности и производ ственной санитарии. Проходы и проезды рас полагают так, чтобы пересечений тракционных путей было как можно меньше.
В местах перехода людей и проезда транс порта через железнодорожные пути оборуду ют настилы и устанавливают предупредитель ные знаки.
В помещении депо необходимо поддержи вать по возможности постоянную температу ру, в пределах 16° С, для чего у ворот устраи вают тепловые завесы. Ворота закрывают и открывают специальными установленными для этой цели механизмами.
Помещение депо и рабочие места должны быть хорошо освещены, разбитые или перего ревшие лампы своевременно заменены.
Вряде депо стены смотровых и ремонтных канав и даже полы облицовывают метлахской плиткой, что повышает культуру производства.
Вканавах к стенкам ниш при помощи крон штейнов прикрепляют светильники. Чтобы предохранить их от повреждений и загрязне ния, ниши закрывают защитными стеклами.
Ступеньки смотровых канав регулярно очища-
16
ют от грязи. Переходить канавы надо через специально проложенные через них мостики.
В депо, где работают более 300 чел., имеет ся здравпункт с необходимыми инструмента ми, аппаратурой и медикаментами. Медицин ский персонал здравпункта или работники по ликлиники, обслуживающие депо, обучают ло комотивные бригады правилам оказания по страдавшим первой помощи, особенно при по ражении электрическим током.
В депо и пунктах смены бригад оборудуют комнаты и дома отдыха, гардеробные для хранения домашней и рабочей одежды, душе вые и умывальные, прачечные для стирки спецодежды, санузлы. Эти бытовые помеще ния необходимо содержать в чистоте.
В депо или вблизи дома отдыха локомо тивных бригад должна быть столовая или буфет.
Порядок и содержание домов отдыха ло комотивных бригад установлены специальны ми для них правилами.
В местах отдыха, комнатах нарядчиков и других помещениях устанавливают бачки для кипяченой воды (графины) с плотно закрыва ющимися крышками или крапы-фонтанчики. Температура воды должна быть не ниже 8° и не выше 20°. Бачки ежедневно очищают и промывают горячей водой. Если водопро водная вода удовлетворяет требованиям ГОСТа, то с разрешения местной санитарной организации ее можно употреблять и для питья.
Дорожки на территории депо, ведущие к локомотивам и домам отдыха, освещают. В
2 Зак. 117 |
17 |
зимние месяцы их регулярно очищают от сне га и при необходимости посыпают песком.
Локомотивным бригадам выдают спецодеж ду по действующим нормам. Если время носки ее истекло, но она еще годна к употреблению и сохраняет свои защитные свойства, то при согласовании с санитарно-эпидемиологической станцией и дорожной технической инспекцией срок пользования такой спецодеждой может быть продлен. Если спецодежда, срок носки которой не истек, пришла в негодность не по вине работника, то ее заменяют.
Спецодежда, которую раньше носил кто-ли бо из рабочих, может быть выдана до исте чения срока носки другому работнику, но толь ко после ее ремонта, стирки и дезинфекции. Администрация депо должна организовать своевременный ремонт, стирку и дезинфекцию спецодежды, а починку ее производить по ме ре надобности. Сроки стирки и дезинфекции спецодежды устанавливает администрация и местный комитет профсоюза.
4. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ
В связи с тем, что электрический ток опасен для человека, все работы по обслуживанию и ремонту оборудования, находящегося под на пряжением, требуют принятия мер для пре- ; дупреждения поражения электрическим током...
Работать без принятия таких мер можно толь ко на установках с напряжением до 12 в.
Электрическая аппаратура, машины и п р ''/ вода силовых цепей электроподвижного соста-
ва, а такэке контактная сеть электрифициро ванных железных дорог постоянного тока на ходятся при работе под напряжением до 3000—4000 в. На электрифицированных ли ниях переменного тока используют еще более высокое напряжение — до 27 тыс. в. Вспо могательные цепи электроподвижного состава переменного тока работают под напряжением до 380 в. Цепи управления, освещения и сиг нализации — под напряжением 50 или 75 в. Поэтому при выполнении работ по осмотру и ремонту оборудования электроподвижного со става необходимо снимать напряжение и стро го следить за соблюдением правил техники безопасности. В том случае, когда нужно вы полнить работу на аппаратах или проводах цепи управления без снятия напряжения, не обходимо надеть резиновые перчатки, гало ши или встать на резиновый коврик или сухую доску.
Для повышения безопасности при обслужи вании и ремонте электроподвижного состава в большинстве электродепо электровозы вво дят на канаву при питании пониженным на пряжением (240—400 в) от специального мо- тор.-генератора. Напряжение от мотор-генера тора к соединительным зажимам электровоза подводят через специальный гибкий кабель с наконечником, имеющим изолированную ру коятку. Кабель навивается на барабан, уста новленный у ворот депо. Этот кабель сматы вается или наматывается на барабан по мере удаления или приближения подвижного со става. Иногда такой кабель лежит на полу между канавами депо. Пониженное напряже-
2* 19