Файл: Крашенинников Е.М. Зимняя эксплуатация лесовозных тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
НА ДОМ НЕ ЬЫДА i. ГСЯ
Е. М. КРАШЕНИННИКОВ
ЗИМНЯЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ЛЕСОВОЗНЫХ ТРАКТОРОВ
И АВТОМОБИЛЕЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО КАРЕЛЬСКОЙ АССР ПЕТРОЗАВОДСК
19 6 0
<С.’ПУБЛИЧНАЯ УЧН-ТЕХНИЧЕСНА:
ЧБЛИОТЕКА^СССР__
А'Ы
Семилетним планом развития народного хозяйства
перед лесной промышленностью Советского Союза по ставлены большие задачи. Намечается дальнейшее раз витие комплексной механизации лесозаготовительных
работ.
Важнейшая задача, стоящая перед работниками ле созаготовительной промышленности, заключается в пол ном и эффективном использовании имеющейся техники,
так как без этого немыслимо повышение производи тельности труда и снижение себестоимости древесины.
Повышение производительности труда на лесозаготов ках в значительной степени зависит от бесперебойной и высокопроизводительной работы тракторов и автомо билей в любое время года независимо от температуры окружающей среды.
Эксплуатация лесовозных тракторов и автомобилей
зимой связана с рядом дополнительных трудностей по сравнению с летней эксплуатацией, а поэтому правиль ная и своевременная подготовка лесовозных машин к зи
ме имеет большое значение. Особенно большие труд ности вызывает пуск двигателей лесовозных машин при хранении их в неотапливаемых помещениях или на открытом воздухе.
Чтобы обеспечить бесперебойную и безаварийную
работу лесовозных машин в зимнее время, необходимо знать особые требования, предъявляемые к уходу за машинами и их вождению. Следует также принимать меры к уменьшению износа машин, сохранению резины
иэкономии горюче-смазочных материалов.
Внастоящей брошюре рассказывается о подготовке лесовозных тракторов и автомобилей к зимней эксплуа
3
тации, о влиянии низкой температуры на пуск двигате
лей, об особенностях пуска карбюраторных и дизельных двигателей, особенностях вождения машин в зимнее время, а также о приборах и установках для предпуско вого прогрева автотракторных двигателей и зимних эксплуатационных материалах.
Брошюра предназначена для механизаторов лесной промышленности, связанных с эксплуатацией тракторов, автомобилей и других машин, имеющих двигатели внут реннего сгорания.
, гс: ■ |
|
.'МУНА-. |
‘"'СР I |
л _«иалн |
ПОДГОТОВКА ЛЕСОВОЗНЫХ ТРАКТОРОВ
ИАВТОМОБИЛЕЙ
КЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Зимой заметно усложняются условия работы машин.
Для устранения даже самых незначительных неисправ ностей в это время года требуется значительно больше времени и сил, что связано с большими простоями
машин.
К состоянию отдельных агрегатов и механизмов при зимней эксплуатации предъявляются повышенные тре бования. Поэтому лесовозные тракторы и автомобили
для работы зимой требуют специальной подготовки. Та кая подготовка имеет целью обеспечить бесперебойную работу тракторов и автомобилей, обеспечить быстрый пуск двигателя, экономию топлива, снижение износа деталей, устранение возможности замораживания систе мы охлаждения и аккумуляторной батареи, а также обеспечить наиболее благоприятные условия для работы водителей на тракторах и автомобилях.
Для выполнения этих требований необходимо про верить и подготовить систему охлаждения, систему смазки, систему питания, систему электрооборудования- и зажигания, а также аккумуляторную батарею. Надо промыть картеры силовой передачи и сменить летнее масло на зимнее, проверить и отрегулировать действие рулевого управления, бортовых фрикционов, тормозной системы и ходовой части. Следует также проверить со стояние кабины, лебедки, щита и коников лесовозных
$
автомобилей. Особое внимание нужно обращать на подготовку оборудования для обслуживания тракторов
и автомобилей, на подготовку мастерских, а также на подготовку водителей.
ПОДГОТОВКА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
От состояния системы охлаждения в большой степе ни зависят работа двигателя и износ отдельных деталей, а также расход топлива.
При исправной системе охлаждения температура во ды на выходе из двигателя должна поддерживаться в п редел ах 75—95°. Для обеспечения нормального теп лового режима двигателя в системе охлаждения не должно быть механических частиц (грязи и ржавчины), а на стенках трубок радиатора и водяной рубашки дви гателя не должно быть накипи, которая образуется при
использовании жесткой воды. Механические частицы и накипь препятствуют нормальной циркуляции охлаж дающей жидкости. Накипь и грязь в системе охлажде ния ухудшают условия отдачи тепла стенками двигате ля, и двигатель перегревается. Чтобы не допуститьиере-
гревания, необходимо обязательно очистить систему охлаждения от грязи и накипи.
Если отложения накипи в системе охлаждения не значительны, то промывку можно делать водой, а при заметном слое накипи для ее удаления необходимо применять специальный раствор. Перед промывкой сис
темы охлаждения необходимо снять термостат, а после промывки установить его на место. Лучше всего система охлаждения может быть очищена при раздельной про мывке радиатора и водяной рубашки двигателя. Причем воду следует пропускать в течение 10—15 минут в на правлении, обратном циркуляции охлаждающей жид
кости. Хорошие результаты промывки можно получить,
если одновременно с водой пропускать воздух под дав лением 1,5—2,0 кг/см2.
Удаление накипи при помощи специальных щелоч ных или кислотных растворов основано на разрушении нерастворимых солей и переводе части их в раство
римые.
6
|
|
|
|
Таблица 1 |
|
Растворы для |
удаления накипи |
||||
|
Количество |
Время, пот |
Для каких |
||
|
ребное для |
||||
Наименование солей |
в |
граммах |
двигателей |
||
удаления на |
|||||
|
на |
1 л воды |
применяется |
||
|
кипи (в мин.) |
||||
Хромовый ангидрид |
|
2 |
8—10 |
Для всех |
|
|
двигателей |
||||
|
|
|
|
||
Смесь: |
100-120 |
|
|
||
кальцинированная |
10—12 |
То же |
|||
сода: |
|
2—3 |
|||
хромпик |
|
|
|
||
|
|
|
|
Для дви |
|
Каустическая сода |
|
70-100 |
' |
гателей без |
|
|
алюминие |
||||
Керосин |
|
40 |
7-10 |
вых дета |
|
|
|
лей систе |
|||
|
|
|
|
мы охлаж |
|
|
|
|
|
дения |
|
Смесь: |
|
45 |
|
|
|
тринатрийфосфат; |
|
10-12 |
То же |
||
кальцинированная |
|
55 |
|||
сода |
|
|
|
Составы наиболее широко применяемых растворов для удаления накипи приводятся в таблице 1.
Для удаления накипи один из указанных растворов заливают в систему охлаждения и выдерживают его там столько минут, сколько указано в таблице. После этого пускают двигатель, прогревают его и работают в течение 10—20 минут. Остановив двигатель, раствор
сливают из системы охлаждения и промывают ее 2—3 раза водой.
После удаления накипи и промывки системы охлаж
дения необходимо тщательно ее проверить и устранить неисправности, вызывающие утечку воды. Часто наблю дается течь через сальники водяного насоса. В двига телях Д-40Т, Д-54, КДМ-46, УралЗИС-355 течь водяного насоса устраняют, подтягивая гайки сальников или за
7
меняя набивку. Материалом для набивки служит асбес
товый шнур квадратного сечения, |
просаленный и гра |
фитированный, а также пеньковый |
шнур, проваренный |
в солидоле с графитным порошком. |
|
Чтобы заменить сальниковую |
набивку двигателя |
Д-40Т, необходимо отвернуть гайку сальника и отодви нуть ее в сторону шкива до упора. После удаления ста рой набивки, плотно навивая, намотать на валик по на правлению вращения гайки новый шнур сечением 4,5X4,5 мм. После этого нужно подтянуть сальник, навинчивая гайку на втулку. Количество набивки долж но быть таким, чтобы гайка сальника была навинчена
на три-четыре нитки. Примерная длина потребного шну ра около 250 мм-
У двигателей ЗИЛ-120, ЗИЛ-164, ЗИЛ-121, УралЗИС-353А в водяном насосе установлен самоподжимной сальник. В случае подтекания воцы необходимо снять водяной насос, разобрать его и сменить тексто литовую шайбу и резиновую манжету. У указанных двигателей и у двигателей Д-40Т нарушение циркуляции воды в системе охлаждения может также наблюдаться
при слабом натяжении ремня вентилятора, который в процессе работы вытягивается и пробуксовывает. Что бы устранить пробуксовывание ремня, необходимо пра вильно его натянуть.
Для поддержания в двигателе нормальной темпера туры охлаждающей жидкости и обеспечения быстрого прогрева двигателя после пуска, а также для уменьше ния износа в процессе пуска — прогрева почти все трак торы и автомобили, применяемые в лесной промышлен
ности, снабжены термостатами. Работа термостата про веряется путем его нагревания в сосуде с водой, причем за показаниями термометра, опущенного в воду, сле дует наблюдать, как показано на рис. 1. Открытие кла пана термостата начинается при температуре 70°, и при
83° он полностью открывается.
Снимать термостаты на зиму, как это делают неко торые водители, не следует, так как при наличии термо стата ускоряется прогрев двигателя и уменьшается его износ.
Чтобы двигатель работал нормально, необходимо
8
температуру охлаждающей жидкости поддерживать в пределах 75—90°, а температуру подкапотного возду ха 30—40°. Поддержание необходимого теплового рё-
жима двигателя обеспечивает экономичную работу дви гателя и минимальный его износ. При работе тракторов и автомобилей зимой двигатель усиленно охлаждается,
что приводит к нарушению теплового режима, а иногда даже может привести к замерзанию воды в нижней части радиатора и в нижних соединительных патрубках.
Для |
предохранения от потерь тепла в окружающую |
|||
среду |
и |
для обеспечения |
работы двигателя с нормаль |
|
ным |
тепловым |
режимом |
необходимо утеплить двига |
|
тель, |
а |
также |
проверить |
работу жалюзи, имеющихся |
на ряде автомобилей и тракторов. Утепление дви
гателя сводится к ограничению доступа воздуха в подкапотное пространство
помимо радиатора. Это достигается применением утеплительных чехлов, исправлением брызговиков и исправ лением жалюзи.
Утеплительные че хлы должны быть обязательной при надлежностью каж дого автомобиля и тракторов С-80,
С-100 и ДТ-54. Луч
ше всего их изготов
лять на вате или ва тине. Снаружи утеплительне чехлы сле дует обшивать дер мантином, который предохраняет их от
намокания. Изготов ляют их обычно из двух частей: на ка пот и на радиатор. Применяют чехлы при средней темпе
ратуре воздуха ни
же + 5°.
Рис. 1. Проверка работы термостата
9
ПОДГОТОВКА СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ
Для бесперебойной работы двигателя необходимо произвести чистку и промывку всей системы смазки,
сменить фильтрующие элементы и заправить зимними сортами масел.
Сменять |
масло |
следует |
после |
работы, |
когда |
оно |
прогрето и |
механические |
примеси |
находятся во |
взве |
||
шенном состоянии. |
Перед спуском |
масла |
необходимо |
очистить от пыли и грязи все спускные пробки, а после
спуска необходимо вынуть фильтрующие элементы и промыть их в дизельном топливе или керосине. Кар
тонные и бумажные фильтры тонкой очистки, а также нитчатую набивку фильтров тракторов С-80 и С-100 не обходимо заменить.
У двигателей Д-40Т, Д-54 и УралЗИС-353А необхо димо промыть масляную центрифугу. Промывать цент рифугу двигателя Д-40Т надо в следующей последова тельности: 1) слить масло из корпуса фильтра; 2) от винтить гайку малого колпака и снять колпак; 3) отвин тить гайку упорного кольца, снять упорное кольцо и вы нуть ротор; 4) отвинтить две гайки крепления крышки ротора, снять крышку ротора, очистить скребком внут реннюю полость ротора от грязи, снять с маслоотводя щих трубок сетчатые колпачки и промыть их с ротором в дизельном топливе, промыть каналы у маслоотво
дящих трубок и сопел (при необходимости прочистить сопла медной проволокой, не выворачивая их); 5) со брать ротор в обратной последовательности. Правильно собранный ротор должен вращаться от руки свободно и без заеданий. У двигателей Д-40Т и Д-54 через каж дые 1400—1500 часов работы необходимо проверить ко
личество отложений в полости третьей шатунной шейки коленчатого вала и удалить отложения во всех шейках, если слой превышает 10 мм.
Промывать систему смазки у дизельных двигателей для удаления скопившейся грязи следует смесью, со стоящей из 50% дизельного масла и 50% дизельного
топлива. Промывка осуществляется следующим обра
зом: после |
спуска |
отработанного масла, |
промывки |
||
фильтров и |
пробок |
в систему |
смазки |
заливают смесь |
|
в количестве 2/3 нормальной |
емкости. |
Затем заводят |
|||
дизель и работают |
на средних оборотах в |
течение |
10