Файл: Крашенинников Е.М. Зимняя эксплуатация лесовозных тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НА ДОМ НЕ ЬЫДА i. ГСЯ

Е. М. КРАШЕНИННИКОВ

ЗИМНЯЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ

ЛЕСОВОЗНЫХ ТРАКТОРОВ

И АВТОМОБИЛЕЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО КАРЕЛЬСКОЙ АССР ПЕТРОЗАВОДСК

19 6 0

<С.’ПУБЛИЧНАЯ УЧН-ТЕХНИЧЕСНА:

ЧБЛИОТЕКА^СССР__

А'Ы

Семилетним планом развития народного хозяйства

перед лесной промышленностью Советского Союза по­ ставлены большие задачи. Намечается дальнейшее раз­ витие комплексной механизации лесозаготовительных

работ.

Важнейшая задача, стоящая перед работниками ле­ созаготовительной промышленности, заключается в пол­ ном и эффективном использовании имеющейся техники,

так как без этого немыслимо повышение производи­ тельности труда и снижение себестоимости древесины.

Повышение производительности труда на лесозаготов­ ках в значительной степени зависит от бесперебойной и высокопроизводительной работы тракторов и автомо­ билей в любое время года независимо от температуры окружающей среды.

Эксплуатация лесовозных тракторов и автомобилей

зимой связана с рядом дополнительных трудностей по сравнению с летней эксплуатацией, а поэтому правиль­ ная и своевременная подготовка лесовозных машин к зи­

ме имеет большое значение. Особенно большие труд­ ности вызывает пуск двигателей лесовозных машин при хранении их в неотапливаемых помещениях или на открытом воздухе.

Чтобы обеспечить бесперебойную и безаварийную

работу лесовозных машин в зимнее время, необходимо знать особые требования, предъявляемые к уходу за машинами и их вождению. Следует также принимать меры к уменьшению износа машин, сохранению резины

иэкономии горюче-смазочных материалов.

Внастоящей брошюре рассказывается о подготовке лесовозных тракторов и автомобилей к зимней эксплуа­

3

тации, о влиянии низкой температуры на пуск двигате­

лей, об особенностях пуска карбюраторных и дизельных двигателей, особенностях вождения машин в зимнее время, а также о приборах и установках для предпуско­ вого прогрева автотракторных двигателей и зимних эксплуатационных материалах.

Брошюра предназначена для механизаторов лесной промышленности, связанных с эксплуатацией тракторов, автомобилей и других машин, имеющих двигатели внут­ реннего сгорания.

, гс: ■

 

.'МУНА-.

‘"'СР I

л _«иалн


ПОДГОТОВКА ЛЕСОВОЗНЫХ ТРАКТОРОВ

ИАВТОМОБИЛЕЙ

КЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Зимой заметно усложняются условия работы машин.

Для устранения даже самых незначительных неисправ­ ностей в это время года требуется значительно больше времени и сил, что связано с большими простоями

машин.

К состоянию отдельных агрегатов и механизмов при зимней эксплуатации предъявляются повышенные тре­ бования. Поэтому лесовозные тракторы и автомобили

для работы зимой требуют специальной подготовки. Та­ кая подготовка имеет целью обеспечить бесперебойную работу тракторов и автомобилей, обеспечить быстрый пуск двигателя, экономию топлива, снижение износа деталей, устранение возможности замораживания систе­ мы охлаждения и аккумуляторной батареи, а также обеспечить наиболее благоприятные условия для работы водителей на тракторах и автомобилях.

Для выполнения этих требований необходимо про­ верить и подготовить систему охлаждения, систему смазки, систему питания, систему электрооборудования- и зажигания, а также аккумуляторную батарею. Надо промыть картеры силовой передачи и сменить летнее масло на зимнее, проверить и отрегулировать действие рулевого управления, бортовых фрикционов, тормозной системы и ходовой части. Следует также проверить со­ стояние кабины, лебедки, щита и коников лесовозных

$

автомобилей. Особое внимание нужно обращать на подготовку оборудования для обслуживания тракторов

и автомобилей, на подготовку мастерских, а также на подготовку водителей.

ПОДГОТОВКА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

От состояния системы охлаждения в большой степе­ ни зависят работа двигателя и износ отдельных деталей, а также расход топлива.

При исправной системе охлаждения температура во­ ды на выходе из двигателя должна поддерживаться в п редел ах 75—95°. Для обеспечения нормального теп­ лового режима двигателя в системе охлаждения не должно быть механических частиц (грязи и ржавчины), а на стенках трубок радиатора и водяной рубашки дви­ гателя не должно быть накипи, которая образуется при

использовании жесткой воды. Механические частицы и накипь препятствуют нормальной циркуляции охлаж­ дающей жидкости. Накипь и грязь в системе охлажде­ ния ухудшают условия отдачи тепла стенками двигате­ ля, и двигатель перегревается. Чтобы не допуститьиере-

гревания, необходимо обязательно очистить систему охлаждения от грязи и накипи.

Если отложения накипи в системе охлаждения не­ значительны, то промывку можно делать водой, а при заметном слое накипи для ее удаления необходимо применять специальный раствор. Перед промывкой сис­

темы охлаждения необходимо снять термостат, а после промывки установить его на место. Лучше всего система охлаждения может быть очищена при раздельной про­ мывке радиатора и водяной рубашки двигателя. Причем воду следует пропускать в течение 10—15 минут в на­ правлении, обратном циркуляции охлаждающей жид­

кости. Хорошие результаты промывки можно получить,

если одновременно с водой пропускать воздух под дав­ лением 1,5—2,0 кг/см2.

Удаление накипи при помощи специальных щелоч­ ных или кислотных растворов основано на разрушении нерастворимых солей и переводе части их в раство­

римые.

6


 

 

 

 

Таблица 1

Растворы для

удаления накипи

 

Количество

Время, пот­

Для каких

 

ребное для

Наименование солей

в

граммах

двигателей

удаления на­

 

на

1 л воды

применяется

 

кипи (в мин.)

Хромовый ангидрид

 

2

8—10

Для всех

 

двигателей

 

 

 

 

Смесь:

100-120

 

 

кальцинированная

10—12

То же

сода:

 

2—3

хромпик

 

 

 

 

 

 

 

Для дви­

Каустическая сода

 

70-100

'

гателей без

 

алюминие­

Керосин

 

40

7-10

вых дета­

 

 

лей систе­

 

 

 

 

мы охлаж­

 

 

 

 

дения

Смесь:

 

45

 

 

тринатрийфосфат;

 

10-12

То же

кальцинированная

 

55

сода

 

 

 

Составы наиболее широко применяемых растворов для удаления накипи приводятся в таблице 1.

Для удаления накипи один из указанных растворов заливают в систему охлаждения и выдерживают его там столько минут, сколько указано в таблице. После этого пускают двигатель, прогревают его и работают в течение 10—20 минут. Остановив двигатель, раствор

сливают из системы охлаждения и промывают ее 2—3 раза водой.

После удаления накипи и промывки системы охлаж­

дения необходимо тщательно ее проверить и устранить неисправности, вызывающие утечку воды. Часто наблю­ дается течь через сальники водяного насоса. В двига­ телях Д-40Т, Д-54, КДМ-46, УралЗИС-355 течь водяного насоса устраняют, подтягивая гайки сальников или за­

7


меняя набивку. Материалом для набивки служит асбес­

товый шнур квадратного сечения,

просаленный и гра­

фитированный, а также пеньковый

шнур, проваренный

в солидоле с графитным порошком.

 

Чтобы заменить сальниковую

набивку двигателя

Д-40Т, необходимо отвернуть гайку сальника и отодви­ нуть ее в сторону шкива до упора. После удаления ста­ рой набивки, плотно навивая, намотать на валик по на­ правлению вращения гайки новый шнур сечением 4,5X4,5 мм. После этого нужно подтянуть сальник, навинчивая гайку на втулку. Количество набивки долж­ но быть таким, чтобы гайка сальника была навинчена

на три-четыре нитки. Примерная длина потребного шну­ ра около 250 мм-

У двигателей ЗИЛ-120, ЗИЛ-164, ЗИЛ-121, УралЗИС-353А в водяном насосе установлен самоподжимной сальник. В случае подтекания воцы необходимо снять водяной насос, разобрать его и сменить тексто­ литовую шайбу и резиновую манжету. У указанных двигателей и у двигателей Д-40Т нарушение циркуляции воды в системе охлаждения может также наблюдаться

при слабом натяжении ремня вентилятора, который в процессе работы вытягивается и пробуксовывает. Что­ бы устранить пробуксовывание ремня, необходимо пра­ вильно его натянуть.

Для поддержания в двигателе нормальной темпера­ туры охлаждающей жидкости и обеспечения быстрого прогрева двигателя после пуска, а также для уменьше­ ния износа в процессе пуска — прогрева почти все трак­ торы и автомобили, применяемые в лесной промышлен­

ности, снабжены термостатами. Работа термостата про­ веряется путем его нагревания в сосуде с водой, причем за показаниями термометра, опущенного в воду, сле­ дует наблюдать, как показано на рис. 1. Открытие кла­ пана термостата начинается при температуре 70°, и при

83° он полностью открывается.

Снимать термостаты на зиму, как это делают неко­ торые водители, не следует, так как при наличии термо­ стата ускоряется прогрев двигателя и уменьшается его износ.

Чтобы двигатель работал нормально, необходимо

8


температуру охлаждающей жидкости поддерживать в пределах 75—90°, а температуру подкапотного возду­ ха 30—40°. Поддержание необходимого теплового рё-

жима двигателя обеспечивает экономичную работу дви­ гателя и минимальный его износ. При работе тракторов и автомобилей зимой двигатель усиленно охлаждается,

что приводит к нарушению теплового режима, а иногда даже может привести к замерзанию воды в нижней части радиатора и в нижних соединительных патрубках.

Для

предохранения от потерь тепла в окружающую

среду

и

для обеспечения

работы двигателя с нормаль­

ным

тепловым

режимом

необходимо утеплить двига­

тель,

а

также

проверить

работу жалюзи, имеющихся

на ряде автомобилей и тракторов. Утепление дви­

гателя сводится к ограничению доступа воздуха в подкапотное пространство

помимо радиатора. Это достигается применением утеплительных чехлов, исправлением брызговиков и исправ­ лением жалюзи.

Утеплительные че­ хлы должны быть обязательной при­ надлежностью каж­ дого автомобиля и тракторов С-80,

С-100 и ДТ-54. Луч­

ше всего их изготов­

лять на вате или ва­ тине. Снаружи утеплительне чехлы сле­ дует обшивать дер­ мантином, который предохраняет их от

намокания. Изготов­ ляют их обычно из двух частей: на ка­ пот и на радиатор. Применяют чехлы при средней темпе­

ратуре воздуха ни­

же + 5°.

Рис. 1. Проверка работы термостата

9

ПОДГОТОВКА СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ

Для бесперебойной работы двигателя необходимо произвести чистку и промывку всей системы смазки,

сменить фильтрующие элементы и заправить зимними сортами масел.

Сменять

масло

следует

после

работы,

когда

оно

прогрето и

механические

примеси

находятся во

взве­

шенном состоянии.

Перед спуском

масла

необходимо

очистить от пыли и грязи все спускные пробки, а после

спуска необходимо вынуть фильтрующие элементы и промыть их в дизельном топливе или керосине. Кар­

тонные и бумажные фильтры тонкой очистки, а также нитчатую набивку фильтров тракторов С-80 и С-100 не­ обходимо заменить.

У двигателей Д-40Т, Д-54 и УралЗИС-353А необхо­ димо промыть масляную центрифугу. Промывать цент­ рифугу двигателя Д-40Т надо в следующей последова­ тельности: 1) слить масло из корпуса фильтра; 2) от­ винтить гайку малого колпака и снять колпак; 3) отвин­ тить гайку упорного кольца, снять упорное кольцо и вы­ нуть ротор; 4) отвинтить две гайки крепления крышки ротора, снять крышку ротора, очистить скребком внут­ реннюю полость ротора от грязи, снять с маслоотводя­ щих трубок сетчатые колпачки и промыть их с ротором в дизельном топливе, промыть каналы у маслоотво­

дящих трубок и сопел (при необходимости прочистить сопла медной проволокой, не выворачивая их); 5) со­ брать ротор в обратной последовательности. Правильно собранный ротор должен вращаться от руки свободно и без заеданий. У двигателей Д-40Т и Д-54 через каж­ дые 1400—1500 часов работы необходимо проверить ко­

личество отложений в полости третьей шатунной шейки коленчатого вала и удалить отложения во всех шейках, если слой превышает 10 мм.

Промывать систему смазки у дизельных двигателей для удаления скопившейся грязи следует смесью, со­ стоящей из 50% дизельного масла и 50% дизельного

топлива. Промывка осуществляется следующим обра­

зом: после

спуска

отработанного масла,

промывки

фильтров и

пробок

в систему

смазки

заливают смесь

в количестве 2/3 нормальной

емкости.

Затем заводят

дизель и работают

на средних оборотах в

течение

10