Файл: Крашенинников Е.М. Зимняя эксплуатация лесовозных тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2—3 минут для промывки всей системы смазки. Во вре­ мя работы дизеля необходимо следить за показанием масляного манометра. Давление должно быть не менее 1,7 кг!см2. После остановки дизеля необходимо слить

смесь из картера двигателя, корпуса масляных фильтров

и масляного радиатора, а затем залить свежее дизель­ ное масло, рекомендуемое для данного двигателя

(табл. 7). Промывать систему смазки карбюраторных двигателей следует маловязким индустриальным мас­

лом 12 (веретенное 2) или индустриальным маслом 20 (веретенное 3). Можно также применять смесь, состоя­ щую из 70—80% автотракторного масла и 20—30% дизельного топлива или керосина. Керосин йли дизель­ ное топливо применять для промывки системы смазки нельзя, так как при этом происходит полное вымывание

масла из зазоров, что при пуске может привести к по­ вышенным износам. После промывки следует установить новые фильтрующие элементы тонкой очистки.

ПОДГОТОВКА СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ

Бесперебойная работа системы питания в зимнее

время может быть достигнута только при тщательной ее подготовке, правильной организации заправки и приме­ нении топлива, рекомендованного заводскими инструк­

циями для данной температуры окружающей среды.

Особо внимательно следует готовить к зиме систему

питания дизельных двигателей, так как зимой даже не­ значительные путевые неполадки в системе питания мо­ гут привести к длительным простоям машин.

В первую очередь необходимо тщательно промыть топливные баки, отстойники, топливные фильтры и топ­ ливопроводы. Топливопроводы после промывки необхо­ димо продуть сжатым воздухом. У дизельных двигате­ лей надо заменить фильтрующие элементы тонкой очистки. В картере топливных насосов высокого давле­ ния заменить летнее масло на зимнее.

Чтобы обеспечить надежную работу дизелей в зим­ них условиях, следует проверить герметичность топлив­ ной системы и утеплить топливопроводы и другие детали топливной системы. Утепление производится войлоком с последующей обмоткой плотной тканью и окраской

масляной краской. У дизелей Д-40Т, Д-54, Д60Т утеп­

11

ляют топливопроводы

и кронштейн

спускного крана.

У тракторов С-80 и

С-100 утепляют

топливопроводы,

идущие от бака, корпус топливного фильтра и рубашку

подогрева топлива. При температуре окружающей сре­ ды ниже —20° и отсутствии снежного покрова воздуш­ ные фильтры следует заправлять амортизационной жидкостью, представляющей смесь из 50% трансформа­ торного масла и 50% турбинного масла (Л). При нали­ чии снежного покрова заправлять воздушные фильтры маслом не следует.

Заправлять лесовозные тракторы и автомобили бензином или дизельным топливом следует закрытым

способом при помощи специальных заправочных коло­ нок или ручными насосами со шлангами. При механизи­ рованном способе заправки с помощью специальных заправочных устройств топливо предохраняется от об­ воднения и загрязнения, а также от потерь (разливание

и разбрызгивание). Кроме того, ускоряется процесс за­ правки и облегчается труд рабочих. Заправка этилиро­ ванного бензина немеханизированным способом, то есть при помощи ведер, совершенно недопустима.

Чтобы в топливный бак не попали снег, вода и раз­ личные механические примеси, дизельное топливо перед заправкой необходимо отстаивать и фильтровать. Кри­ сталлы льда могут образовать пробки в топливопрово­ дах, а также забить топливные фильтры.

На мастерских участках и лесопунктах необходимо создавать заправочные пункты. Заправочный пункт мастерского участка должен быть достаточно простым,

без сложного оборудования, легко транспортируемым

и безотказным в работе-. На пункте должен быть резер­ вуар, фильтр для очистки дизельного топлива, ручной насос для нагнетания топлива и раздаточный шланг.

ПОДОГРЕВ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ

При низких температурах работа двигателей на лет­ нем дизельном топливе (ДЛ) нарушается, так как ухуд­ шается или полностью прекращается подача топлива к топливному насосу высокого давления из-за резкого

увеличения вязкости топлива.

12


Бесперебойно работать дизельные двигатели на лет­ нем дизельном топливе (ДЛ) могут при температуре не ниже —10°, а при температуре окружающего воздуха

ниже —30° даже зимнее

дизельное

топливо

(ДЗ) не

обеспечивает надежной работы двигателя.

топлива,

Чтобы

обеспечить

бесперебойную

подачу

утепляют топливные

баки

и топливопроводы,

а также

в процессе

работы

подогревают дизельное

топливо

в баке. Хотя утеплительные чехлы значительно уменьша­ ют охлаждение топлива, но все же они не обеспечивают надежной работы двигателей при применении летнего топлива.

Чтобы устранить перебои в работе дизельных двига­

телей, были предложены следующие способы для про­

грева летнего дизельного топлива:

1.Прогрев топлива за счет использования тепла самого топлива после прогрева его в змеевике, установ­ ленном в системе охлаждения двигателя.

2.Прогрев топлива за счет использования тепла выхлопных газов дизеля.

3.Прогрев топлива за счет использования тепла

воды в системе охлаждения.

Из указанных способов наибольшего внимания за­ служивает третий, как наиболее простой и безопасный в пожарном отношении.

Этот способ предложен сотрудниками кафедры тяго­

вых машин Ленинградской лесотехнической академии

им. С. М. Кирова.

дизельного топлива

Приспособление для прогрева

в топливном баке трактора ТДТ-40

имеет следующее

устройство (рис. 2). В системе питания трактора ТДТ-40 для устранения попадания воздуха в топливопроводы

низкого давления и топливный фильтр создается избы­ точное давление за счет наличия перепускного клапана в головке топливного насоса высокого давления. Пере­

пускной клапан обеспечивает избыточное давление топ­ лива в системе в пределах 0,60—0,65 кг]см2.

Избыточное топливо, нагнетаемое подкачивающей помпой в топливный насос высокого давления, через перепускной клапан поступает обратно к подкачиваю­ щей помпе. Подкачивающая помпа обеспечивает избы­ точную производительность 60—80 Kzjnac (полная про-

изводительнотсь помпы за вычетом расхода топлива).

13


Рис. 2. Схема системы питания трактора ТДТ-40 с устройством для подогрева дизельного топлива водой системы охлаждения:

/—спускной краник бачка подогрева; 2 — горловина для заливки горячей воды; 3—бачок для подогрева топлива горячей во’Ой; 4—топливный бак; 5, 9, 10—топливо­ проводы; 6—топливный фильтр; 7—труба, соединяющая коробку термостата с пуско­ вым двигателем; змеевик; //—топливопровод высокого давления; 12—топливный насос; 13—подкачивающая помпа

По схеме, предложенной сотрудниками Лесотехниче­ ской академий, избыточное топливо подается не к подка­ чивающей помпе, а направляется в змеевик, обогревае­

мый водой, идущей из водяной рубашки двигателя.

Змеевик 8. изготовленный из латупной трубки, вмон­ тирован в трубу 7, соединяющую головку пускового

двигателя с коробкой термостата. Топливо, проходя по змеевику, омываемому горячей водой, нагревается до 40—50° и далее по топливопроводу 5 направляется

втопливный бак 4, где отдает свое тепло находящемуся

внем топливу. Топливо в баке во время работы двигате­ ля будет всегда иметь температуру выше 0°

Чтобы топливо из бака могло самотеком поступать к подкачивающей помпе в период пуска двигателя, его

следует предварительно подогреть. Подогревается .топ­ ливо в баке перед пуском двигателя горячей водой, за­

14

ливаемой в специальный бачок 3, вваренный в нижнюю часть топливного бака. Бачок емкостью 10 л имеет

заливную горловину 2 и спускной краник 1. В бачок

в начале подогрева двигателя заливают воду при темпе­ ратуре 90—95°, которая подогревает топливо в нижней части бака до 15—20°, что дает возможность поступать топливу самотеком из бака к подкачивающей помпе.

Гипролесмашем была разработана схема подогрева

дизельного топлива в топливном баке трактора ТДТ-40 при помощи выхлопных газов (рис. 3).

Переоборудование системы питания в данном случае заключается в том, что ко дну топливного бака прива­ ривается ребристый стакан 3, заключенный в специаль­

ную рубашку 4 с отверстиями

между ребрами.

Стакан

с рубашкой помещается в специальный кожух 6,

служа­

щий для ввода и вывода газа

и для крепления

к раме

трактора. Выхлопные газы подводятся к патрубку по

Рис. 3. Схема установки подогрева топлива выхлопными газами:

/—топливный бак; 2—бачок для керосина; 3—ребристый стакан; 4—рубашка стака­

на; 5—ребро

стакана; 6—кожух;

7 —патрубок лля подвота выхлопных газов;

£ —выхлопная

труба; 9—заслонки;

10—дистанционный термометр; //—крап лля

 

дизельного топлива; 12— кран для керосина

15


трубе, являющейся ответвлением основной выхлопной

трубы дизеля 8.

Незадолго до окончания работы трактора необходи­

мо перекрыть кран дизельного топлива И и открыть кран керосина 12, через который керосин будет посту­ пать в систему питания из специального бачка для керосина 2 в топливном баке 1. Все дизельное топливо,

находящееся в топливопроводах, должно быть израсхо­ довано, и топливопроводы заполнены керосином.

Пуск дизеля при низких температурах после пред­ пускового прогрева начинают на керосине, и дизель работает на нем до прогрева дизельного топлива. После этого работу дизеля переключают на дизельное топливо.

Во время работы дизеля необходимо контролировать

температуру дизельного топлива в ребристом стакане при помощи дистанционного термометра 10 и при необ­ ходимости производить ее регулировку, изменяя поступ­ ление выхлопных газов к топливному баку.

Способ подогрева дизельного топлива в топливном баке с использованием тепла воды из системы охлажде­

ния был предложен работниками Главкареллеса Мини­ стерства лесной промышленности РСФСР. Сущность данного способа заключается в том, что в топливном

баке устанавливается змеевик, через который пропуска­ ется нагретая вода из системы охлаждения. Вода, про­

ходя через змеевик, нагревает топливо и обеспечивает бесперебойное его поступление к топливному насосу.

ПОДГОТОВКА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Техническое состояние системы зажигания и электро­

оборудования во многом сказывается на безотказной работе автомобилей и тракторов в зимнее время. Особое

внимание при подготовке машин следует уделить акку­ муляторным батареям. Низкая температура снижает емкость и разрядное напряжение аккумуляторной бата­ реи, а разряженная батарея в связи с понижением плотности электролита может замерзнуть. При замерза­ нии электролита сосуды трескаются, а пластины аккуму­ ляторных батарей разрушаются. Поэтому батареи необходимо поддерживать в состоянии, возможно более близком к полной зарядке, так как при этом плотность электролита будет более высокой.

16

Зависимость температуры замерзания электролита от его плотности представлена в таблице 2.

Таблица 2

Температура замерзания электролита в зависимости от его плотности

Плотность электролита

1,32

1,29

1,25

1,20

1,15

1,12

при 15°

 

 

 

 

 

 

Температура замерзания

 

 

 

 

 

 

электролита (в °C)

-64

-75

—50

-26

—14

—9

Чтобы полностью зарядить аккумуляторную батарею и довести плотность электролита до требуемой величи­ ны, ее необходимо снять с машины и произвести зарядку с силой тока, установленной для данной марки батареи. Плотность электролита доводится до зимней нормы, не

отключая батареи от источника тока в конце

зарядки,

Плотность

электролита

в

аккумуляторных

батареях

в

конце зарядки приведена в таблице 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

 

Плотность электролита в

аккумуляторной

 

 

батарее в

конце

зарядки

 

 

 

 

Плотность

электролита при + 15‘

Время года

батареи с де­

батареи с комбини­

батареи с се­

рованными сепарато­

параторами

 

 

ревянными

рами (хлорвинил,

 

мипор или

 

 

сепараторами

 

 

 

 

дерево)

 

 

мипласт

 

 

 

 

 

 

 

Крайние северные районы с температурой зимой ниже — 35°

 

Зима

1,310

 

1,285

 

 

1,2851

 

 

 

 

 

 

 

 

1,310

 

Лето

1,270

 

1,270

 

 

1,270

 

Северные и центральные районы с температурой зимой до — 35°

 

Зима

1,285

 

1,270

 

 

1,2701

 

 

 

 

 

 

 

 

1,285

 

1 Для батарей, установленных под капотом.

 

 

2

6345

 

17

 

 

 

 

 

 

, гос. публичная

Г

О

И %

 

 

НАУЧН-ТЕХНИЧЕСКАЯ

ZC/V && Э

 

библиотека соер


Плотность электролита при + 15°

Время года

батареи с дере­

батареи с комбиниро­ батареи с сепа­

 

вянными сепа­

ванными сепаратора­

раторами ми-

 

раторами

ми (хлорвинил,

пор или

 

дерево)

мипласт

 

 

Лето

1,270

1,270

1,270

 

Ю ж и ы

е районы

 

Зима

1,270

1,270

1,270

Лето

1,240

1,240

1,240

Доводку электролита до определенной плотности производят в несколько приемов при помощи резиновой груши, производя отсасывание и доливку в батарею электролита плотностью 1,40. При приготовлении элек­ тролита необходимо вливать серную кислоту в дистил­ лированную воду, а не наоборот. Приготовляют электро­ лит в керамическом, эбонитовом или свинцовом сосуде.

Плотность электролита определяется при помощи кисло­

томера, как указано на рис. 4. В зимнее время нельзя эксплуатировать батареи, разряженные более чем на 25%.

Степень разряженное™ аккумуляторных батарей можно определить по плотности электролита или при помощи нагрузочной вилки.

 

 

 

Таблица 4

Плотность

электролита

(приведенная

к + 15°)в

акку­

муляторных

батареях

раз­

личной степени.заряжен-

 

н о с т и

 

 

Плотность

Плотность

Плотность

электролита

электролита

электролита

при разряд­ при разряд­

в конце за­

ке батареи

ке батареи

рядки

 

на 25%

на

50%

 

 

1,310

 

1,270

1,230

1,285

 

1,245

1,205

1,270

 

1,230

1,190

1,240

 

1,200

1,160

18