Файл: Крашенинников Е.М. Зимняя эксплуатация лесовозных тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
2—3 минут для промывки всей системы смазки. Во вре мя работы дизеля необходимо следить за показанием масляного манометра. Давление должно быть не менее 1,7 кг!см2. После остановки дизеля необходимо слить
смесь из картера двигателя, корпуса масляных фильтров
и масляного радиатора, а затем залить свежее дизель ное масло, рекомендуемое для данного двигателя
(табл. 7). Промывать систему смазки карбюраторных двигателей следует маловязким индустриальным мас
лом 12 (веретенное 2) или индустриальным маслом 20 (веретенное 3). Можно также применять смесь, состоя щую из 70—80% автотракторного масла и 20—30% дизельного топлива или керосина. Керосин йли дизель ное топливо применять для промывки системы смазки нельзя, так как при этом происходит полное вымывание
масла из зазоров, что при пуске может привести к по вышенным износам. После промывки следует установить новые фильтрующие элементы тонкой очистки.
ПОДГОТОВКА СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ
Бесперебойная работа системы питания в зимнее
время может быть достигнута только при тщательной ее подготовке, правильной организации заправки и приме нении топлива, рекомендованного заводскими инструк
циями для данной температуры окружающей среды.
Особо внимательно следует готовить к зиме систему
питания дизельных двигателей, так как зимой даже не значительные путевые неполадки в системе питания мо гут привести к длительным простоям машин.
В первую очередь необходимо тщательно промыть топливные баки, отстойники, топливные фильтры и топ ливопроводы. Топливопроводы после промывки необхо димо продуть сжатым воздухом. У дизельных двигате лей надо заменить фильтрующие элементы тонкой очистки. В картере топливных насосов высокого давле ния заменить летнее масло на зимнее.
Чтобы обеспечить надежную работу дизелей в зим них условиях, следует проверить герметичность топлив ной системы и утеплить топливопроводы и другие детали топливной системы. Утепление производится войлоком с последующей обмоткой плотной тканью и окраской
масляной краской. У дизелей Д-40Т, Д-54, Д60Т утеп
11
ляют топливопроводы |
и кронштейн |
спускного крана. |
У тракторов С-80 и |
С-100 утепляют |
топливопроводы, |
идущие от бака, корпус топливного фильтра и рубашку
подогрева топлива. При температуре окружающей сре ды ниже —20° и отсутствии снежного покрова воздуш ные фильтры следует заправлять амортизационной жидкостью, представляющей смесь из 50% трансформа торного масла и 50% турбинного масла (Л). При нали чии снежного покрова заправлять воздушные фильтры маслом не следует.
Заправлять лесовозные тракторы и автомобили бензином или дизельным топливом следует закрытым
способом при помощи специальных заправочных коло нок или ручными насосами со шлангами. При механизи рованном способе заправки с помощью специальных заправочных устройств топливо предохраняется от об воднения и загрязнения, а также от потерь (разливание
и разбрызгивание). Кроме того, ускоряется процесс за правки и облегчается труд рабочих. Заправка этилиро ванного бензина немеханизированным способом, то есть при помощи ведер, совершенно недопустима.
Чтобы в топливный бак не попали снег, вода и раз личные механические примеси, дизельное топливо перед заправкой необходимо отстаивать и фильтровать. Кри сталлы льда могут образовать пробки в топливопрово дах, а также забить топливные фильтры.
На мастерских участках и лесопунктах необходимо создавать заправочные пункты. Заправочный пункт мастерского участка должен быть достаточно простым,
без сложного оборудования, легко транспортируемым
и безотказным в работе-. На пункте должен быть резер вуар, фильтр для очистки дизельного топлива, ручной насос для нагнетания топлива и раздаточный шланг.
ПОДОГРЕВ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ
При низких температурах работа двигателей на лет нем дизельном топливе (ДЛ) нарушается, так как ухуд шается или полностью прекращается подача топлива к топливному насосу высокого давления из-за резкого
увеличения вязкости топлива.
12
Бесперебойно работать дизельные двигатели на лет нем дизельном топливе (ДЛ) могут при температуре не ниже —10°, а при температуре окружающего воздуха
ниже —30° даже зимнее |
дизельное |
топливо |
(ДЗ) не |
||
обеспечивает надежной работы двигателя. |
топлива, |
||||
Чтобы |
обеспечить |
бесперебойную |
подачу |
||
утепляют топливные |
баки |
и топливопроводы, |
а также |
||
в процессе |
работы |
подогревают дизельное |
топливо |
в баке. Хотя утеплительные чехлы значительно уменьша ют охлаждение топлива, но все же они не обеспечивают надежной работы двигателей при применении летнего топлива.
Чтобы устранить перебои в работе дизельных двига
телей, были предложены следующие способы для про
грева летнего дизельного топлива:
1.Прогрев топлива за счет использования тепла самого топлива после прогрева его в змеевике, установ ленном в системе охлаждения двигателя.
2.Прогрев топлива за счет использования тепла выхлопных газов дизеля.
3.Прогрев топлива за счет использования тепла
воды в системе охлаждения.
Из указанных способов наибольшего внимания за служивает третий, как наиболее простой и безопасный в пожарном отношении.
Этот способ предложен сотрудниками кафедры тяго
вых машин Ленинградской лесотехнической академии
им. С. М. Кирова. |
дизельного топлива |
Приспособление для прогрева |
|
в топливном баке трактора ТДТ-40 |
имеет следующее |
устройство (рис. 2). В системе питания трактора ТДТ-40 для устранения попадания воздуха в топливопроводы
низкого давления и топливный фильтр создается избы точное давление за счет наличия перепускного клапана в головке топливного насоса высокого давления. Пере
пускной клапан обеспечивает избыточное давление топ лива в системе в пределах 0,60—0,65 кг]см2.
Избыточное топливо, нагнетаемое подкачивающей помпой в топливный насос высокого давления, через перепускной клапан поступает обратно к подкачиваю щей помпе. Подкачивающая помпа обеспечивает избы точную производительность 60—80 Kzjnac (полная про-
изводительнотсь помпы за вычетом расхода топлива).
13
Рис. 2. Схема системы питания трактора ТДТ-40 с устройством для подогрева дизельного топлива водой системы охлаждения:
/—спускной краник бачка подогрева; 2 — горловина для заливки горячей воды; 3—бачок для подогрева топлива горячей во’Ой; 4—топливный бак; 5, 9, 10—топливо проводы; 6—топливный фильтр; 7—труба, соединяющая коробку термостата с пуско вым двигателем; змеевик; //—топливопровод высокого давления; 12—топливный насос; 13—подкачивающая помпа
По схеме, предложенной сотрудниками Лесотехниче ской академий, избыточное топливо подается не к подка чивающей помпе, а направляется в змеевик, обогревае
мый водой, идущей из водяной рубашки двигателя.
Змеевик 8. изготовленный из латупной трубки, вмон тирован в трубу 7, соединяющую головку пускового
двигателя с коробкой термостата. Топливо, проходя по змеевику, омываемому горячей водой, нагревается до 40—50° и далее по топливопроводу 5 направляется
втопливный бак 4, где отдает свое тепло находящемуся
внем топливу. Топливо в баке во время работы двигате ля будет всегда иметь температуру выше 0°
Чтобы топливо из бака могло самотеком поступать к подкачивающей помпе в период пуска двигателя, его
следует предварительно подогреть. Подогревается .топ ливо в баке перед пуском двигателя горячей водой, за
14
ливаемой в специальный бачок 3, вваренный в нижнюю часть топливного бака. Бачок емкостью 10 л имеет
заливную горловину 2 и спускной краник 1. В бачок
в начале подогрева двигателя заливают воду при темпе ратуре 90—95°, которая подогревает топливо в нижней части бака до 15—20°, что дает возможность поступать топливу самотеком из бака к подкачивающей помпе.
Гипролесмашем была разработана схема подогрева
дизельного топлива в топливном баке трактора ТДТ-40 при помощи выхлопных газов (рис. 3).
Переоборудование системы питания в данном случае заключается в том, что ко дну топливного бака прива ривается ребристый стакан 3, заключенный в специаль
ную рубашку 4 с отверстиями |
между ребрами. |
Стакан |
с рубашкой помещается в специальный кожух 6, |
служа |
|
щий для ввода и вывода газа |
и для крепления |
к раме |
трактора. Выхлопные газы подводятся к патрубку по
Рис. 3. Схема установки подогрева топлива выхлопными газами:
/—топливный бак; 2—бачок для керосина; 3—ребристый стакан; 4—рубашка стака
на; 5—ребро |
стакана; 6—кожух; |
7 —патрубок лля подвота выхлопных газов; |
£ —выхлопная |
труба; 9—заслонки; |
10—дистанционный термометр; //—крап лля |
|
дизельного топлива; 12— кран для керосина |
15
трубе, являющейся ответвлением основной выхлопной
трубы дизеля 8.
Незадолго до окончания работы трактора необходи
мо перекрыть кран дизельного топлива И и открыть кран керосина 12, через который керосин будет посту пать в систему питания из специального бачка для керосина 2 в топливном баке 1. Все дизельное топливо,
находящееся в топливопроводах, должно быть израсхо довано, и топливопроводы заполнены керосином.
Пуск дизеля при низких температурах после пред пускового прогрева начинают на керосине, и дизель работает на нем до прогрева дизельного топлива. После этого работу дизеля переключают на дизельное топливо.
Во время работы дизеля необходимо контролировать
температуру дизельного топлива в ребристом стакане при помощи дистанционного термометра 10 и при необ ходимости производить ее регулировку, изменяя поступ ление выхлопных газов к топливному баку.
Способ подогрева дизельного топлива в топливном баке с использованием тепла воды из системы охлажде
ния был предложен работниками Главкареллеса Мини стерства лесной промышленности РСФСР. Сущность данного способа заключается в том, что в топливном
баке устанавливается змеевик, через который пропуска ется нагретая вода из системы охлаждения. Вода, про
ходя через змеевик, нагревает топливо и обеспечивает бесперебойное его поступление к топливному насосу.
ПОДГОТОВКА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
Техническое состояние системы зажигания и электро
оборудования во многом сказывается на безотказной работе автомобилей и тракторов в зимнее время. Особое
внимание при подготовке машин следует уделить акку муляторным батареям. Низкая температура снижает емкость и разрядное напряжение аккумуляторной бата реи, а разряженная батарея в связи с понижением плотности электролита может замерзнуть. При замерза нии электролита сосуды трескаются, а пластины аккуму ляторных батарей разрушаются. Поэтому батареи необходимо поддерживать в состоянии, возможно более близком к полной зарядке, так как при этом плотность электролита будет более высокой.
16
Зависимость температуры замерзания электролита от его плотности представлена в таблице 2.
Таблица 2
Температура замерзания электролита в зависимости от его плотности
Плотность электролита |
1,32 |
1,29 |
1,25 |
1,20 |
1,15 |
1,12 |
|
при 15° |
|||||||
|
|
|
|
|
|
||
Температура замерзания |
|
|
|
|
|
|
|
электролита (в °C) |
-64 |
-75 |
—50 |
-26 |
—14 |
—9 |
Чтобы полностью зарядить аккумуляторную батарею и довести плотность электролита до требуемой величи ны, ее необходимо снять с машины и произвести зарядку с силой тока, установленной для данной марки батареи. Плотность электролита доводится до зимней нормы, не
отключая батареи от источника тока в конце |
зарядки, |
|||||||
Плотность |
электролита |
в |
аккумуляторных |
батареях |
||||
в |
конце зарядки приведена в таблице 3. |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3 |
|
Плотность электролита в |
аккумуляторной |
||||||
|
|
батарее в |
конце |
зарядки |
|
|
||
|
|
Плотность |
электролита при + 15‘ |
|||||
Время года |
батареи с де |
батареи с комбини |
батареи с се |
|||||
рованными сепарато |
параторами |
|||||||
|
|
ревянными |
рами (хлорвинил, |
|
мипор или |
|||
|
|
сепараторами |
|
|||||
|
|
|
дерево) |
|
|
мипласт |
||
|
|
|
|
|
|
|||
|
Крайние северные районы с температурой зимой ниже — 35° |
|||||||
|
Зима |
1,310 |
|
1,285 |
|
|
1,2851 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,310 |
|
Лето |
1,270 |
|
1,270 |
|
|
1,270 |
|
|
Северные и центральные районы с температурой зимой до — 35° |
|||||||
|
Зима |
1,285 |
|
1,270 |
|
|
1,2701 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,285 |
|
1 Для батарей, установленных под капотом. |
|
|
|||||
2 |
6345 |
|
17 |
|
|
|
|
|
|
, гос. публичная |
Г |
О |
И % |
|
|||
|
НАУЧН-ТЕХНИЧЕСКАЯ |
ZC/V && Э |
|
библиотека соер
Плотность электролита при + 15°
Время года |
батареи с дере |
батареи с комбиниро батареи с сепа |
|
|
вянными сепа |
ванными сепаратора |
раторами ми- |
|
раторами |
ми (хлорвинил, |
пор или |
|
дерево) |
мипласт |
|
|
|
||
Лето |
1,270 |
1,270 |
1,270 |
|
Ю ж и ы |
е районы |
|
Зима |
1,270 |
1,270 |
1,270 |
Лето |
1,240 |
1,240 |
1,240 |
Доводку электролита до определенной плотности производят в несколько приемов при помощи резиновой груши, производя отсасывание и доливку в батарею электролита плотностью 1,40. При приготовлении элек тролита необходимо вливать серную кислоту в дистил лированную воду, а не наоборот. Приготовляют электро лит в керамическом, эбонитовом или свинцовом сосуде.
Плотность электролита определяется при помощи кисло
томера, как указано на рис. 4. В зимнее время нельзя эксплуатировать батареи, разряженные более чем на 25%.
Степень разряженное™ аккумуляторных батарей можно определить по плотности электролита или при помощи нагрузочной вилки.
|
|
|
Таблица 4 |
||
Плотность |
электролита |
||||
(приведенная |
к + 15°)в |
акку |
|||
муляторных |
батареях |
раз |
|||
личной степени.заряжен- |
|||||
|
н о с т и |
|
|
||
Плотность |
Плотность |
Плотность |
|||
электролита |
электролита |
||||
электролита |
|||||
при разряд при разряд |
|||||
в конце за |
ке батареи |
ке батареи |
|||
рядки |
|||||
|
на 25% |
на |
50% |
||
|
|
||||
1,310 |
|
1,270 |
1,230 |
||
1,285 |
|
1,245 |
1,205 |
||
1,270 |
|
1,230 |
1,190 |
||
1,240 |
|
1,200 |
1,160 |
18