Файл: Крашенинников Е.М. Зимняя эксплуатация лесовозных тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

воздуха ниже +5° для пуска нужно использовать электрофакельный пусковой подогреватель воздуха, а при температуре ниже —5° двигатель необходимо предвари­ тельно прогревать индивидуальным ламповым подогре­ вателем, безламповым подогревателем или при помощи горячей воды или пара.

Пуск холодного двигателя без подогрева вызывает очень большую разрядку аккумуляторных батарей, а поэтому недопустим. Перед пуском двигателя для уменьшения разрядки аккумуляторных батарей следует провернуть коленчатый вал вручную специальным клю­

чом (с зевом 32 мм)

за шестигранную головку болта

крепления шкива коленчатого вала.

Пуская двигатель, необходимо следить за тем, чтобы

продолжительность

непрерывной

работы стартера не

превышала 20—25 секунд. Если

двигатель не завелся,

то следующий пуск

следует начинать не ранее 40—45

секунд. Рекомендуется производить не более четырех

последовательных пусков,

после чего,

если двигатель

не заводится, необходимо

выяснить

причины плохого

пуска.

 

 

Производя пуск двигателя прр низкой температуре, очень важно прогревать масло в картере до темпера­ туры не менее 20—30°.

Пуск двигателя с использованием электрофакельного подогревателя воздуха производится в следующей после­

довательности.

1.Включить индукционную катушку поворотом

включателя по часовой стрелке, при этом внутри про­ зрачной кнопки загорится лампочка красного цвета.

2.Через 1—2 минуты после включения индукцион­ ной катушки нажать на кнопку стартера, одновременно

нажав на педаль подачи топлива, и вытянуть рукоятку ручного насоса пускового подогревателя. При этом рычаг управления подачей находится в положении «мак­ симальная подача». Затем плавно следует нажать на рукоятку насоса. При пуске двигателя стартером сле­

дует сделать 4—5 качков насосом. Если двигатель

не завелся, повторить указанные операции через 1 мину­

ту при температуре выше —10° и через 1,5—2 минуты при температуре ниже —15°.

Когда двигатель завелся, выключить пусковое зажи­ гание и вдвинуть до отказа рукоятку пускового насоса.

95


После пуска перевести двигатель на режим холостого хода с числом оборотов коленчатого вала 400—500

в минуту и проработать в течение одной минуты. Затем увеличить число оборотов до 1000 в минуту и потом постепенно увеличивать их до 1500. На этом режиме дви­ гатель должен проработать, пока вода в системе охлаж­

дения не прогреется до температуры

не

менее 50°

При температуре окружающего воздуха ниже —5°

перед пуском двигатель обязательно

надо

прогреть

индивидуальным подогревателем, а при его отсутствии прогреть паром или горячей водой.

Пуск двигателя ЯАЗ-204А буксировкой автомобиля при температуре масла в картере ниже 0э не рекомен­ дуется.

ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ

ЛЕСОВОЗНЫХ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ

ВОЖДЕНИЕ ТРАКТОРОВ

Вождение тракторов зимой и особенно по глубокому снегу заметно отличается от вождения их в летних условиях и требует от трактористов особой вниматель­ ности и знания специальных приемов работы.

Переключение передач при движении трактора по глубокому снегу не рекомендуется, так как при тро­ гании с места после переключения передач гусеницы могут пробуксовывать. При этом трактор закапывается в снег и может «сесть» на днище. Переключать передачи

необходимо на таких участках, где можно начать дви­ жение с места без помех. Если на глубоком снегу трак­ тор начинает буксовать, его необходимо остановить

и подать назад, а затем с разгона преодолеть заснежен­

ный участок.

Когда трактор «сядет» на днище, то его можно выта­

щить лебедкой, установленной на тракторе, другим трактором или же откапывая лопатами.

Поворачивать трактор при движении по глубокому снегу желательно плавно и с возможно большим радиу­ сом, стараясь не тормозить гусеницу, а только выклю­ чать муфты поворота (бортовых фрикционов). В край­ нем случае крутой поворот в глубоком снегу следует

делать по частям, то есть трактор повернуть на малый угол и подать несколько назад, после этого еще дальше

7

6345

97


повернуть и подать назад. Так делать до тех пор, пока трактор не повернется на необходимый угол.

Начинать проминку волоков для осадки снега сле­ дует ненагруженным трактором, а затем с половинной нагрузкой.

При движении трактора в зимнее время следует учи­ тывать, что низинные места имеют, как правило, более глубокий снежный покров, чем открытые участки.

При работе трактора в оттепель мокрый снег, нали­ пающий на ступицы ведущих и направляющих колес,

спрессовывается, леденеет и забивает гусеницу, ведущие и направляющие колеса. В результате гусеницы чрез­ мерно натягиваются, выходят из зацепления с ведущими колесами и спадают с направляющих колес. Образую­ щийся на траках, катках, ведущих и направляющих колесах лед создает большую перегрузку ходовой части, трансмиссии и двигателя, а также значительно увеличи­ вает натяжение гусеничной цепи, что может привести к ее обрыву или к другим повреждениям трактора.

Поэтому зимой требуется постоянно наблюдать за работой очистителей ведущих колес. При наличии глубо­

кого снега тракторист должен периодически осматри­ вать ведущие колеса и в случае забивания их плотным снегом немедленно очистить.

Движение трактора по дороге, покрытой льдом,

затрудняется тем, что он несколько скользит, а при рез­ ком торможении его заносит. Трогаться с места на обле­

денелых

скользких

дорогах следует

очень

плавно,

не допуская пробуксовки гусениц.

 

на первой или

С горы трактор должен двигаться

второй

передаче, в

зависимости

от крутизны

склона.

При спуске с горы с

включенным

двигателем

следует

помнить, что управление трактором становится обрат­ ным по сравнению с обычным движением по горизон­ тальным участкам, то есть для поворота вправо необхо­ димо выключить левую муфту поворота, а для поворота влево — правую муфту поворота правым рычагом управ­ ления муфтами поворота. Тормозить ведомые барабаны при этом не следует.

Запрещается удерживать длительное время муфты поворота в выключенном состоянии, так как от этого преждевременно выходят из строя диски трения.

98


Чтобы сохранить и увеличить срок Службы деталей ходовой системы трактора, следует объезжать препятст­ вия (пни, поваленные деревья, канавы и т. п.) и только при крайней необходимости переезжать их.

Преодолевая препятствия, трактористы, работающие на ТДТ-40 и ТДТ-60, должны соблюдать следующие тре­ бования.

1.Преодолевать препятствия только на первой пере­

даче.

2.Переезжать только такие препятствия, высота которых не превышает 450 мм. Наезд на препятствий выше 450 мм приведет к зависанию трактора на нем, повреждению днища и других узлов трактора. Необхо­ димо помнить, что на заснеженной поверхности и вяз­ ком грунте (высота переходимых трактором препятствий

уменьшается по мере утопания гусениц в снег или

вгрунт.

3.Поваленные деревья и бревна следует переезжать перпендикулярно их длине, канавы и рвы —■ под углом

15—20°.

4.Не рекомендуется наезжать на пни во избежание

спадания гусениц и поломки деталей подвески. В случае неизбежного наезда на пень необходимо стараться про­ вести трактор так, чтобы гусеница прошла своей сере­ диной через пень.

Кроме того, тракторист во время работы должен сле­

дить за тем, чтобы давление масла

было в

пределах

1,7—2,6 кг!см2, температура масла

70—90°,

температу­

ра воды 75—95°; прислушиваться

к работе двигателя

и трактора; следить за цветом отработанных газов; нё поворачивать трактора с опущенным щитом, так как это может привести к поломке рамы щита; не делать кру­ тых поворотов при полной нагрузке и при движении с большой скоростью не перегружать трактора.

ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Вождение автомобилей по зимним дорогам значи­

тельно отличается от вождения по летним дорогам и требует от шоферов особой внимательности и знания специальных приемов работы.

99


Водить автомобили по глубокому снегу необходимо только с пониженной скоростью, так как снег снижает сцепление колес с дорогой и оказывает большое сопро­ тивление движению. Если колеса начинают буксовать в снегу, то необходимо автомобиль подать несколько назад, а после этого продолжать движение вперед по той же колее на низшей передаче на меньшей скорости. Если же и в этом случае движение вперед невозможно,

то следует расчистить дорогу от снега.

В том случае, если автомобиль невозможно сдвинуть вперед или назад, что происходит за счет образования около колес рыхлого снега и недостаточного сцепления

колес с дорогой, следует выбросить весь разрыхленный

снег от колес в направлении предполагаемого движе­ ния. Дорогу очистить от снега нужно не только перед

задними колесами, но и перед передними. Если передние колеса будут задерживаться снегом, то задние забук­ суют, и автомобиль не стронется с места.

Очень часто снежные дороги бывают хорошо нака­ таны только в средней части, а на обочинах снег остает­ ся рыхлым. Поэтому, съехав на обочину, автомобиль

может завязнуть в снегу, а при большой скорости даже опрокинуться. Значит, разъезд со встречными автомоби­ лями на дорогах с ненакатанными обочинами следует делать на малой скорости и с большой осторожностью.

Уступать дорогу должна та машина, которая менее загружена. Лучшими местами для разъезда автомоби­ лей будут те, где меньше снега. Если впереди виден

идущий навстречу автомобиль, то следует заранее встать на такую малозаснеженную обочину и ждать,

пока встречный автомобиль не пройдет и не освободит

дорогу.

Встречающиеся на дорогах заносы местного харак­ тера, когда твердая дорога пересекается сугробами, можно преодолеть с разгона, не меняя передачи. Для преодоления глубоких сугробов большой протяженности

следует заранее поставить низшую передачу, чтобы не переключать передач при движении по глубокому снегу.

При движении по глубокому снегу следует учиты­ вать, что автомобиль плохо слушается рулевого управ­ ления, а кроме того, под ровным снежным покровом могут быть скрыты глубокие выбоины, выступы и чистый

100

лед. Поэтому движение по неизученной дороге с боль­ шей скоростью может привести к аварии.

Особую осторожность следует соблюдать при движе­

нии автомобиля в оттепель и гололедицу. На скользкой

и обледенелой дороге автомобиль часто теряет управле­ ние, что может привести к боковому скольжению авто­

мобиля, то есть к заносу. Резкое торможение автомо­ биля также вызывает занос.при движении по скользкой

дороге. Поэтому по обледенелой дороге автомобиль

следует вести очень осторожно, на пониженной скорости, не допуская резких торможений и поворотов. Трогать

автомобиль надо плавно и с минимальным числом обо­

ротов двигателя. При попытке тронуться на повышен­ ных оборотах двигателя очень часто можно наблюдать,

как автомобиль вместо того, чтобы двигаться вперед, —

ползет вбок. При внимательности и некотором навыке шофера заносов можно быстро избежать. В начале зано­

са

рулевое

колесо

быстро, но

плавно поворачивают

в сторону заноса и одновременно уменьшают

(или уве­

личивают) подачу топлива или горючей смеси,

добива­

ясь прекращения буксования колес.

 

Если автомобиль вследствие заноса развернуло попе­

рек

дороги,

причем

вывести его

из этого положения

своим ходом

невозможно из-за

недостаточной ширины

дороги, его можно выровнять усилием трех-пяти чело­ век, нажимающих сбоку на заднюю часть автомобиля.

При этом шофер должен включить (в зависимости от положения автомобиля) первую передачу или задний ход и резко нажать на педаль управления дроссельной заслонкой или на педаль подачи топлива с таким рас­ четом, чтобы ведущие колеса начали буксовать. Вслед­ ствие буксования сцепление колес с дорогой уменьшает­ ся и автомобиль может быть повернут в нужную сторо­ ну сравнительно небольшим усилием.

Для увеличения сцепления колес с дорогой и увели­

чения проходимости автомобиля следует применять покрышки повышенной проходимости со специальным

рисунком протектора, а также цепи противоскольжения.

Покрышки повышенной проходимости следует мон­

тировать на колесо так, чтобы угол рисунка протектора был обращен своей вершиной по направлению вращения колеса и не забивался снегом и грязью при движении автомобиля.

101