Файл: Корсунов В.М. В помощь молодому газосварщику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

г

температур,

 

чем

выше

температура

нагрева и

 

чем

меньше

скорость

 

охлаждения, тем круп­

 

нее

получаются

зерна.

 

На рис. 16 схема­

 

тически

показан

свар-

 

,ной шов и кривая рас­

 

пределения

температу­

 

ры

по

поверхности

 

свариваемой

детали

в

 

момент

максимального

 

нагрева при сварке ма­

 

лоуглеродистой

стали.

 

В зависимости от тем­

 

пературы

нагрева

в

 

зоне термического вли­

 

яния различают следу­

 

ющие структурные уча­

Рис. 46. Зона термического влияния

стки:

 

 

 

рас­

и распределение температуры метал­

 

1) неполного

ла при сварке.

плавления,

2) перегре­

 

ва,

3)

нормализации,

4) неполной перекристаллизации, 5)

рекристаллизации,

6)синеломкости.

1.Участок неполного расплавления является пере ходным от основного металла к наплавленному. Пока наплавленный металл еще не затвердел, этот участок состоит из смеси твердых зерен и жидкой фазы, что спо­

собствует значительному увеличению размера зерен.

В малоуглеродистой стали этот участок имеет не­ большие размеры, его трудно отличить от наплавлен­ ного металла. Переходный участок — это линия сплавле­ ния основного металла с наплавленным. Прочность шва в этом месте несколько ниже прочности основного ме­

70



талла, поэтому сварные соединения часто разрушаются по зоне неполного расплавления.

2. Участок перегрева включает металл, нагретый до температуры, близкой к температуре плавления, имею­ щий крупнозернистое строение, ввиду чего он обладает пониженными механическими свойствами, особенно пла­ стическими.

3.Участок нормализации включает металл, нагревае­ мый до температуры 900—1000°. В нагретом до такой температуры металле протекает процесс перекристал­ лизации, благодаря которому после охлаждения струк­ тура металла измельчается. Механические свойства металла зоны нормализации выше соответствующих свойств основного металла, не подвергавшегося нагреву.

4.Участок неполной перёкристаллизации соответству­ ет нагреву металла до температуры 720—900°, при ко­ тором часть зерен изменяет размеры, становясь мельче,

адругая часть сохраняет свои прежние размеры и фор­ му. Чем выше температура нагрева, тем большее коли­ чество зерен изменяет размеры.

5.Участок рекристаллизации наблюдается только при сварке стали, подвергавшейся наклепу, т. е. действию

пластической деформации, при которой зерна металла раздробляются. При нагреве наклепанной стали до тем­ пературы 450—720° обломки зерен объединяются в круп­ ные зерна. Если выдержка в диапазоне указанных температур будет продолжительной, то зерна могут стать очень крупными, и механические свойства металла

вэтой зоне снизятся.

6.Участок синеломкости соответствует нагреву ме­ талла до температуры 200—500°. Структура металла при этом не изменяется; у него снижаются пластические

свойства, что может служить причиной образования тре­ щин при сварке.

71

ВИДЫ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИИ И ШВОВ

В зависимости от взаимного расположения свари­ ваемых частей различают следующие виды сварных со­ единений (рис. 17): стыковые, угловые, торцовые, тав­ ровые и нахлесточные. Применяются соединения встык с отбортовкой кромок, без скоса кромок без зазора, без скоса кромок с зазором, с односторонним скосом кромок (У-образная разделка), с двухсторонним скосом кромок (Х-образная разделка).

Стыковые соединения с отбортовкой и без скоса кро­ мок без зазора применяются при толщине металла до 2 мм. При толщине 3—5 мм можно применять стыковые соединения без скоса кромок, но с зазором для полного сплавления, и сваривать с двух сторон.

При толщине металла свыше 3 мм, если нет возмож­ ности сваривать его с двух сторон, применяют стыко­ вые соединения с односторонним скосом кромок. Двух­ сторонний скос кромок при газовой сварке делают ред­ ко, так как металл с толщиной свыше 5 мм обычно сваривают электросваркой.

Угловые соединения свариваются снаружи без при­ садочной проволоки, реже они свариваются изнутри с присадочной проволокой.

Торцовые соединения проектируют для сварки ме­ талла небольшой толщины и выполняют без присадоч­ ной проволоки.

Тавровые соединения встречаются без скоса кромок, с односторонним и двухсторонним скосом кромок. Газо­ вую сварку тавровых соединений можно применять при толщине металла не более 3—4 мм. При большей тол­ щине получается широкая зона разогрева, что приводит к значительному короблению изделия и образованию трещин.

По положению в пространстве сварные швы подраз-

72


а

Рис. 17. Виды сварных швов и соединений;

1— стыковые швы: а— с отбортовкой, б— без разделки кромок; в— с У-образной

разделкой, г—с Х-образной

разделкой; 2—шов внахлестку;

3—тавровый; 4—у г ­

ловой; 5— положение швов

в пространстве:

а— нижнее,

в б— горизонтальное,

в_ вертиКальное, г — потолочное; 6— швы;

а— нормальный, б— усиленным,

 

в—ослабленный..

 

т

деляются на нижние горизонтальные, вертикальные, на­ клонные и потолочные (рис. 17); по виду — на стыковые и угловые. Стыковой шов располагается между кром­ ками свариваемых деталей. Угловые сварные соедине­ ния, тавровые и внахлестку выполняются угловыми швами. Угловые швы накладывают на поверхность сва­ риваемых деталей. По степени усиления различают швы нормальные, усиленные и ослабленные (рис. 17).

ПОДГОТОВКА ИЗДЕЛИЙ К СВАРКЕ И СБОРКЕ

Подготовка изделий заключается в обрезке кромок в соответствии с типом разделки и видом шва. Кромки обрабатываются на кромкострогальных, токарных, фре­ зерных станках, газорезательных машинах, ручными га­ зовыми резаками, пневмозубилом или ручным зубилом. Кромки должны быть ровными и чистыми. Необходимо очищать их от окалины, ржавчины, масла, краски и дру­ гих загрязнений, так как наличие их на кромках приво­ дит к пористости швов, несплавлениго и другим дефек­ там. Удалять загрязнения можно пламенем горелки, при этом масло и краска сгорают, окалина отстает и затем легко удаляется металлической щеткой.

При сварке с отбортовкой подготовка осуществляет­ ся отгибкой на кромкогибочных станках, штамповкой или молотком на оправке. Швы с отбортовкой собирают­ ся без зазора. Свариваемые детали скрепляются струб­ цинами, зажимами, точечной сваркой или прихватками (короткими швами). Расстояние между прихватками и их длина устанавливаются в зависимости от длины шва и толщины металла.

При сварке с разделкой кромок большое значение имеет правильный выбор угла разделки. При большом угле скоса кромок легко обеспечивается полный провар корня шва, но увеличивается объем наплавленного ме-

74


талла, а значит, уменьшается производительность труда. При очень узкой разделке трудно проварить корень шва. Чаще всего при стыковой сварке применяется угол раз­ делки 70—90°. Целесообразно делать притупление кро­ мок размером 1—2 мм, так как заостренные кромки при сварке быстро оплавляются, зазор между ними уве­ личивается, что может привести к вытеканию жидкого металла из сварочной ванны (прожоги). Зазор между кромками также имеет большое значение для обеспече­ ния полного провара. При наличии гарантированного за­ зора между кромками можно уменьшать угол разделки кромок или не делать скоса вообще, если толщина сва­ риваемого металла не превышает 4—5 мм.

Очень удобно собирать и сваривать изделия на под­ кладке толщиной 2—4 мм, привариваемой к изделию с обратной стороны шва. В этом случае обеспечивается полный провар кромок и отсутствуют прожоги. Так, на­ пример, стыки котельных труб и магистральных трубо­ проводов свариваются на остающихся подкладных коль­ цах. При толщине металла свыше 5 мм, где это возможно, необходимо подваривать корень шва с обратной сторо­ ны. Для изделий толщиной 8—10 мм можно применять Х-образную разделку. Применение такой разделки вме­ сто У-образной позволяет уменьшить коробление изде­ лия, так как наплавленный металл располагается сим­ метрично относительно оси шва.

Чтобы в процессе сварки всего шва относительное по­ ложение изделий и зазор между ними оставались посто­ янными, они соединяются друг с другом короткими шва­ ми, называемыми прихватками.

При сварке коротких швов длина прихваток должна быть 5—10 мм, а расстояние между ними—50—100 мм.. При сварке швов большой протяженности длина прихва­ ток увеличивается до 20—30 мм, а расстояние между нн-

75

ми—до 300—500 мм. Сначала накладываются крайние и средняя, а затем все остальные прихватки.

Прихватки в разделке нужно делать на тех же ре­ жимах, что и сварку самого шва, с большой тщатель­ ностью, обеспечивая полный провар корня шва и сплав­ ление кромок. Наличие непроваров в прихватках приво­ дит к браку в шве, потому что при сварке они не рас­ плавляются на всю глубину.

ТЕХНИКА СВАРКИ

При газовой сварке большое значение для получения высокого качества сварного шва имеют направление дви­ жения горелки и угол наклона ее наконечника к свар­ ному шву. В зависимости от этого различают левый и правый способы сварки.

Рис. 18. Левый (а) и правый (б) способы сварки.

При левом способе (рис. 18, а) сварка ведется спра­ ва налево, пламя горелки направлено на кромки изде­ лия, проволока движется впереди горелки, а наплавлен­ ный металл остается позади. Горелке и проволоке придают зигзагообразные движения поперек шва, при­ чем, когда горелка движется в одну сторону, проволока

76