Файл: Сенчев В.Г. Монтаж электрооборудования строительных машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО МОНТАЖНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ СССР
ГЛАВСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ |
И |
УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВ |
И УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИИ |
||
В. Г. СЕН ЧЕВ, В, |
Ф. |
СМЕТАНКИН |
Монтаж
электрооборудования строительных машин
ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
М о с к в а — 1 9 6 7
УДК 69.002.51:621.31.002.72
I
Б1 Ч1СЗ
В брошюре кратко изложены передовые методы монтажа силового электрообору дования, аппаратуры управления и защи ты, приборов безопасности, осветительного обррудования и электропроводки на строи тельных и монтажных кранах.
Так как условия эксплуатации этих кранов, экскаваторов и других строитель
ных |
машин |
имеют много общего (работа |
на |
открытом |
воздухе, тряска, вибрация, |
повторно-кратковременный режим с боль шой частотой включения и др.). то и тре бования к электрооборудованию и его монтажу различных строительных машин аналогичны, поэтому приведенные в бро шюре методы монтажа электрооборудова ния могут быть применены и на других строительных машинах.
Брошюра предназначена для элек триков, занимающихся монтажом и об служиванием электрооборудования грузоподъемных строительных машин и меха низмов.
3— 2— 7
170— 1967
1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ КРАНОВ
Электропривод |
башенных |
и козловых |
кранов. Электрооборудование |
башенных и |
козловых кранов питается от сети перемен
ного |
трехфазного |
тока |
напряжением |
|
380/220 |
в при помощи гибкого |
кабеля |
||
КРПТ-500 или троллеев. На |
вводе |
питания |
||
крана |
устанавливают |
вводной |
рубильник и |
защитную панель, в которую входят линей ный контактор, рубильник отключения сило вой цепи и максимально токовые реле для защиты электродвигателей приводов меха низмов крана.
Для привода механизмов передвижения крана, перемещения грузовых тележек и по ворота стрелы попользуют крановые элект родвигатели с фазовым ротором, которые уп равляются силовыми контроллерами с ком плектами пускорегулирующих сопротивлений. Привод стрелоподъемных лебедок башенных кранов, как правило, осуществляют крановы ми электродвигателями с короткозамкнутым ротором. Имеются также краны, где для при вода стрелоподъемных лебедок применяются электродвигатели с фазовым ротором (краны КБ, МБТК и тяжелые краны БК-1425, БК-Ю00 и др). Электродвигатели с короткозамкнутым ротором управляются контактора ми с кнопками управления, а с фазовым рото ром— контроллерами с комплектами пускоре гулирующих сопротивлений. Электоодвигате-
3
Ли с короткозамкнутым ротором защищают автоматическими выключателями с комбини рованными расцепителями или предохрани телями с плавкими вставками.
Привод грузоподъемных лебедок башен ных и козловых кранов весьма разнообра зен. Так, на кранах КБ и МБТК-80 грузовая лебедка приводится электродвигателем МТВ-411-8С,соединенным с тормозным гене ратором ТМ-4. Тормозной генератор, присоеди ненный к электродвигателю, нагружает его независимо от полезной нагрузки, скорость же вращения электродвигателя снижается в зависимости от увеличения нагрузки и сопро тивления включенного в цепь ротора. Кон структивно генератор аналогичен асинхрон ной муфте.
Изменяя работу электродвигателя отдель но и совместно с генератором, можно полу чить необходимый диапазон скоростей. Для управления приводом с тормозным генерато ром применяют магнитный контроллер. Все переключения в главной цепи привода вы полняют контакторами, последовательность включения которых задается командоконтроллером.
Пуск и торможение электродвигателя ав томатизированы, для чего применены реле ускорения и торможения. Схема контроллера предусматривает также нулевую, максималь ную и «концевую» защиты привода.
На кранах МСК и тяжелых монтажных кранах БК грузовая лебедка приводится дву мя электродвигателями, соединенными меж ду собой планетарным редуктором, который через основной редуктор передает вращение от электродвигателей к барабану лебедки.
4
Сочетанием работы электродвигателей можно получить три скорости спуска и две скорости подъема груза. Малую посадочную скорость спуска получают при работе одного электродвигателя, вторую (промежуточную) скорость спуска—при работе двух двигате лей (при этом больший двигатель работает с подтормаживанием тормоза с электрогидравлическим толкателем), третья — макси мальная скорость — при работе двух двига телей на естественной характеристике, т. е. с номинальными числами оборотов электродви гателей.
На кранах БК лебедка приводится двумя одинаковыми электродвигателями, где раз личные скорости подъема (спуска) груза до стигаются включением электродвигателей либо поодиночке, либо согласно или же встречно.
Двухмоторный привод грузовой лебедки дает возможность длительной работы на низ ких посадочных скоростях груза, в то время как привод с тормозным генератором не мо жет обеспечить длительной работы из-за пе регрева тормозного генератора.
Электропривод стреловых самоходных кранов. Самоходные стреловые краны на пневмоколесном ходу грузоподъемностью 25 т и выше изготовляют с дизель-электрическим многомоторным приводом. Большая часть их с приводами постоянного тока, а стреловые краны на гусеничном ходу — с приводом пере менного тока. Это объясняется тем, что при вод передвижения иневмоколесных кранов на переменном токе не обеспечивает необхо димых характеристик передвижения.
Приводы стрелоподъемных и грузовых
5
лебедок, а также механизмов поворота стре ловых кранов, работающих от сети перемен ного трехфазного тока, аналогичны приводам этих же механизмов башенных и козловых кранов.
Привод передвижения гусеничных стре ловых кранов с дизель-электрическим приво дом на переменном трехфазном токе выпол няют двухдвигательным, по одному на гусе ницу, и однодвигательным с раздачей мощ ности на гусеницы при помощи планетарного редуктора. Двухдвигательные приводы пе редвижения кранов осуществляют электро двигателями с фазовым ротором и короткозамкнутым ротором. Электродвигатели с фа зовым ротором управляются, как правило, силовыми контроллерами, а с короткозамк нутым ротором — контакторами. В связи с раздельным управлением гусеницами возмо жен разворот крана при его малых радиусах в обе стороны. При одновременной работе двух электродвигателей в одном направле нии происходит передвижение крана по пря мой.
Однодвигательный привод передвижения гусеничных кранов более экономичен, чем двухдвигательный, но он пока еще мало рас пространен.
Привод механизмов пневмоколесных стре ловых кранов с дизель-электрическим приво дом выпускают в основном на постоянном токе по системе генератор—двигатель. По этой системе можно получить плавное регу лирование скорости в больших диапазонах путем изменения напряжения генератора, пи тающего якорь двигателя. Изменение напря
6
жения генератора достигается изменением тока возбуждения.
По системе генератор—двигатель приводы стреловой и грузовой лебедок и поворота осу ществляют одинаково. В этих случаях приме няют электродвигатели с параллельной неза висимой обмоткой возбуждения. Для привода передвижения, как правило, применяют электродвигатели постоянного тока с после довательной обмоткой возбуждения, что обеспечивает регулирование скорости пере движения при постоянной мощности.
Особенности кранового электрооборудова ния. Изготовление, специальных крановых электродвигателей вызвано особенностями кранового электропривода. Этот привод харак теризуется повторно кратковременным режи мом работы при большой частоте включений, широким диапазоном регулирования скорости и большими перегрузками. Электродвигатели кранов работают в условиях повышенной тряски и вибрации. Для уменьшения потерь при пуске крановые электродвигатели выпу скают со сниженными маховыми массами ро торов. Крановые электродвигатели с короткозамкнутым ротором изготовляют с относи тельно высоким сопротивлением клетки, поэ тому они являются электродвигателями с по вышенным скольжением, что одновременно улучшает и пусковые характеристики маши ны, т. е. обеспечивается большой пусковой момент при сравнительно небольшом пуско вом токе.
Конструкцию крановых асинхронных ма шин по сравнению с конструкцией машин общепромышленных серий характеризу ют повышенная механическая прочность от
7
дельных элементов конструкций и расположе ние токоснимающего аппарата ротора с по стоянно наложенными щетками внутри ма шины, так как второй выступающий конец ва ла часто несет тормозной шкив. Максимально допустимая по механической прочности ско рость вращения превышает номинальную в
2,5 раза.
Для обеспечения высоких перегрузочных способностей и широкого диапазона регулиро вания скорости крановые машины постоянно го тока обладают высокой коммутационной стойкостью. Они выдерживают в течение 1 мин перегрузку по току, равную 3,2; 3 и 2,8 по отношению к номинальному соответствен но для последовательного, смешанного и па раллельного возбуждения. Кроме того, при максимальной скорости вращения электро двигатели при электрическом торможении развивают крутящий момент до 0,7 номиналь ного.
Пускорегулирующая аппаратура крано вых электроприводов должна обеспечивать большую частоту включений и большую меха ническую износоустойчивость.
Контакторы, как правило, выполняют с магнитным дутьем для гашения дуги, чем и обеспечивают отключение электродвигателя с номинальной и большей нагрузкой. Силовые контакты контакторов самопритираются в ре зультате обкатывания подвижного контакта по неподвижному.
Пустарегулирующие сопротивления долж ны выдерживать большие перегрузки, вибра ции и толчки, поэтому их изготовляют из фехралевых лент или константановой проволо
8
ки. Чугунные элементы сопротивлений в кра новом электроприводе не 'применяют.
Для управления крановыми электроприво дами чаще всего 'применяют силовые кулач ковые контроллеры. Они обеспечивают пуск, реверсирование и изменение величины пускорегулирующих сопротивлений; эти контролле ры просты по устройству, надежны в эксплу атации и по габаритам значительно меньше, чем магнитные контроллеры.
Для питания крановых электроприводов переменного тока в качестве источника элек трической энергии применяют генераторы ЕС, а с 1966 г. — генераторы ЕСС. Генератор ЕС самовозбуждается через встроенный механи ческий выпрямитель, а ЕСС — через полупро водниковый выпрямитель. Оба генератора имеют стабилизирующее устройство.
Стабилизирующее устройство обеспечива ет автоматическое поддержание напряжения в пределах ±5% номинального значения при всех нагрузках от холостого хода до номиналь ной величины, при любом значении коэффи циента мощности от 0,8 до 1, при установив шейся температуре генератора и номиналь ной скорости вращения.
Для генераторов малой мощности, где то ки статора и возбуждения соизмеримы по ве личине, компаундирующие трансформаторы не применяют. Стабилизирующие устройства к таким генераторам выполнены без компаун дируюIцих тр ансформ аторов.
Для обеспечения начального возбуждения генераторов ЕСС подается кратковременный импульс от постороннего источника постоян ного тока (аккумуляторов) или от специаль ных трансформаторов.
9