Файл: Сенчев В.Г. Монтаж электрооборудования строительных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

с соответствующей мощностью, числом обо­ ротов и направлением вращения.

Генератор может быть установлен на от­ дельном фундаменте и спарен с двигателем клиноременной передачей или на общей раме с двигателем и соединен с ним посредством эластичной муфты. Конструкция рамы долж­ на быть достаточно жесткой, чтобы исклю­ чить возможность деформации рамы и расцентровки агрегата при любых условиях. Жесткое соединение генератора с двигателем категорически запрещается.

Перед установкой генератора производят его внешний осмотр, чтобы проверить, нет ли внешних повреждений после транспортирова­ ния и не ослабли ли болты крепления щитов и подшипниковых крышек. Продувают гене­ ратор сухим воздухом под давлением не бо­ лее 2 ати. Если это невозможно, для его про­ дувки используют ручные меха.

Снимают кожух, проверяют и-оправность траверсы и колец. Устанавливают щетки 9 в гнезда щеткодержателей, проверяют нажатие пружин. Усилие давления щетки на кольцо должно быть в пределах 800—1000 гс. Щет­ ки должны прилегать к контактному кольцу всей поверхностью, которая должна быть тщательно притерта и отполирована тонкой стеклянной бумагой № 00 в направлении вра­ щения машины при нормальном нажатии пружиной. Прижимать щетки рукой не реко­ мендуется. Ось щеток должна быть перпен­ дикулярна к поверхности контактного кольца. Затем проверяют состояние рабочей поверх­ ности контактного кольца — она должна быть чистой и отполированной.

20

Прокручивают. ротор генератора вручную. Проверяют, не задевают ли его вращающие­ ся части за неподвижные и не заедают ли подшипники. Бой наружной поверхности кон­ тактного кольца должен быть не более

0,03 мм.

Затем проверяют состояние изоляции об­ моток'генератора мегомметром с напряжени­ ем 500 в. Сопротивление изоляции ' обмоток генератора должно быть не менее 1 Мом при температуре генератора 20+ 3°С. Если сопро­ тивление изоляции генератора меньше 1 Мом, генератор перед включением «просушивают.

В случае длительного хранения генерато­ ра до установки (более года) проверяют так­ же состояние смазки подшипников. Для это­ го отвинчивают болты, крепящие наружную крышку подшипника, заменяя их поочередно шпильками. Снимают крышку заднего щита и после снятия траверсы сдвигают крышку переднего щита. Осматривают подшипники и в случае необходимости промывают (бензи­ ном с добавлением 6—8% трансформаторно­ го масла) подшипниковые камеры и заполня­ ют их свежей смазкой.

При ременном приводе генератор устанав­ ливают на салазках или на другой конструк­ ции, закрепленной заранее на машине. При этом ось вала генератора должна быть стро­ го параллельна оси вала двигателя. Середи­ ны шкивов генератора и двигателя должны находиться друг против друга. Параллель­ ность проверяют нитью, протянутой по краям шкивов. Нить должна касаться четырех кро­ мок шкивов с внешней и с внутренней сторо­ ны. Натяжение ремня регулируют двумя вин-

21


тами, которые ввинчиваю!' в специальные упоры на салазках и упирают в лапы генера­ тора.

При соединении генератора с двигателем посредством муфты генератор устанавливают на раме по уровню. Оси валов генератора и двигателя должны совпадать н быть строго параллельны. Это достигается установкой тонких прокладок под лапы генератора. Цен­ тровку или выверку валов следует произво­ дить тщательно, отклонение от точного совпа­ дения осей валов допускается не более чем на 0,1 мм. После соединения полумуфт гене­ ратора и двигателя они должны быть надеж­ но укреплены на раме.

После проверки исправности агрегата производят пуск двигателя. Вращая генера­ тор вхолостую, проверяют, нет ли вибраций, шума и нагрева подшипников. Установивша­ яся температура 'подшипников может превы­ шать окружающую не более чем на 45°С. Вибрация генератора допускается с амплиту­ дой не более 0,1 мм. При появлении в дзигателе или генераторе каких-либо стуков или неравномерности хода, а также при неисправ­ ности регулятора скорости двигателя агрегат следует остановить и до устранения неисправ­ ности работу не возобновлять.

Подключают генератор к щиту управле­ ния. Пускают двигатель, устанавливают но­ минальное число оборотов генератора при ра­ боте 'вхолостую. Число оборотов генератора проверяют по частотомеру (частота должна быть 50 гц). Устанавливают номинальное на­ пряжение изменением сопротивления устав­ ки (реостата)- Генератор после монтажа

22

лолжен проработать в режиме холостого хо­ да 2—3 ч, затем его можно нагрузить

Н а л а д к а п о с л е м о н т а ж а . После включения нагрузки напряжение генератора сильно может падать или полностью исчезать.

Причина

этого — неправильное

соединение

концов А\,

Л2, Аз дополнительной обмотки

или Сь С2, Сз основной

обмотки

с соответ­

ствующими

клеммами

стабилизирующего

устройства. В этом случае необходимо после­ довательной перестановкой концов А\, Л 2 Аз на клеммах стабилизирующего устройства и подключением нагрузки после каждой пере­ становки добиться устойчивой работы гене­ ратора. Если после включения номинальной или близкой к ней нагрузки напряжение па­

дает или

поднимается выше

 

установленных

пределов

(+ 5°/о),

то причина

этого — малая

или соответственно

большая

величина ком­

паундирующих сопротивлений. В этом случае необходимо при номинальной или близкой к номинальной нагрузке соответственно увели­ чить или уменьшить компаундирующее сопро­ тивление передвижением хомутиков. При этом надо следить за тем, чтобы хомутики на всех трех фазах были передвинуты одинаково и надежно закреплены. После передвижения хомутиков, установив реостатом номинальное напряжение, подключают нагрузку. Регули­ ровку повторяют до тех пор, пока точ­ ность + 5% не будет обеспечена. Передвигают и закрепляют хомутики только при останов­ ленном генераторе.

Монтаж электродвигателей. Для привода механизмов строительных кранов применяют крановые электродвигатели (рис. 4) с фазо­ выми короткозамкнутым ротором.

23


Крановые электродвигатели изготовляют следующих исполнений: горизонтальные на лапах, горизонтальные с фланцем и верти­ кальные с фланцем. Они могут быть с одним

Рис. 4. Крановый электродвигатель перемен­ ного тока

а — с

фазовым ротором; о — с короткозамкнутым

ротором; 1—подшипниковые

щиты; Г—контактные

кольца;

3—щеткодержатели;

4—обмотка

ротора:

5—сердечник ротора; 6—сердечник статора: 7—об­ мотка статора; 8~вентилятор

и двумя концами вала, с внешним обдувом и с независимой системой вентиляции.

Вентиляторы всех крановых электродвига­ телей имеют радиальное расположение лопа­ ток, так как они могут работать в любом на­ правлении вращения. Основное охлаждение

двигателя с помощью наружного обдува, ко­ торый обеспечивается вентилятором, закреп­ ленным на валу ротора с наружной стороны электродвигателя.

Неподвижная

часть магнитной системы

электродвигателя

переменного тока — ста­

тор— состоит из

станины, сердечника и об­

мотки. Большая часть крановых электродви­ гателей с наружным обдувом, поэтому ста­ нины этих двигателей на наружной поверх­ ности имеют продольные ребра для охлажде­ ния. Станины электродвигателей переменного тока отливают из чугуна.

Сердечник статора набирают из листов, отштампованных из электротехнической ста­ ли толщиной 0,5 мм. Пакет листов запрессо­ вывают в станину и фиксируют в ней про­ дольной и кольцевыми шпонками. Продоль­ ная шпонка препятствует вращению пакета статора, а кольцевые шпонки фиксируют его в осевом направлении и удерживают в сжа­ том состоянии. Для большей теплоотдачи об­ мотки статора зазор между сердечником ста­ тора и станиной делают как можно меньше.

Обмотка статора

всыпная, как

правило,

двухслойная — каждая катушка

одной сто­

роной лежит на дне паза,

а другой-—в верх­

ней части другого

паза.

Между

нижней и

верхней обмотками в пазу прокладывают изо­ ляционную междуфазовую прокладку. Обмот­ ку в пазу крепят клиньями. Обмотку в местах выхода ее из паза защищают установкой с торцовых сторон сердечника изоляционных шайб, имеющих форму листов статора. Лобо­

вые части каждой катушки

после закладки

ее в паз изолируют лептой.

В лобовых частях


обмоток соседних катушек разных фаз ста­

вят прокладки.

Подвижная часть электродвигателя — ро­ тор — состоит из вала, сердечника, обмотки и

контактных колец.

Валы крановых электродвигателей изго­ товляют из углеродистой конструкционной стали. Концы валов электродвигателей малой мощности цилиндрической формы, а большей мощности — конической.

Сердечник ротора закрепляют на валу электродвигателя при -помощи шпонки и сжи­ мают в осевом направлении двумя торцовыми шайбам'и, насаженными на вал с стрессовой посадкой. Сердечник ротора набирают из ли­ стов, отштампованных из электротехнической стали толщиной 0,5 мм. Листы сердечника ро­ тора штампуют из внутренней высечки, обра­ зующейся как отход стри вырубке листов ста­ тора. Для уменьшения стотерь на вихревые токи листы сердечника лакируют. Листы для сердечников роторов короткозамкнутых элек­ тродвигателей не лакируют.

Обмотку фазного

ротора

электродвигате­

ля переменного тока

малой

мощности выпол­

няют всьшной однослойной,

а большой мощ­

ности— стержневой двухслойной. Стержни закладывают в стаз с торцовой стороны, так как форма паза закрытая. Лобовые части об­ мотки крепят -проволочными бандажами. В -процессе укладки всыпной обмотки в лобовых ее частях между катушками разных фаз про­ кладывают изоляционные -прокладки. Лобо­ вые части обмотки бандажей не имеют, их крепят изоляционной лентой к изолированно­ му кольцу.

Обмотку короткозамкнутого ротора вы­

полняют литой. Для залива тазов ротора ис­ пользуют .стлав с повышенным сопротивлени­ ем, который по весу состоит из 96% силуми­ на и 4°/о меди.

Контактные кольца крепят на втулке кон­ тактных колец, изолированной бакелизированной бумагой или миканитом и стекло­ текстолитом. Выводные пластины припаяйы с внутренней стороны колец твердым припо­ ем. Для размещения этих пластин предусмот­ рены три впадины на поверхности втулки. Между кольца,ми устанавливают изоляцион­ ные шайбы из дугостойшго изоляционного материала. Втулку на валу ротора крепят прессовой посадкой.

Электродвигатель имеет три щеткодержа­ теля, закрепленных на одном пальце. В каждом щеткодержателе крепят по две щетки, расположенных симметрично относительно пальца. По мере износа щеток и контактных колец величина нажатия щетки на контакт­ ное кольцо не изменяется, так как с умень­ шением длины щетки усилие пружины увели­ чивается.

Для крановых электоодвигателей перемен­ ного тока применяют щетки Ml по ГОСТ 2332—43. Электродвигатели до пятой вели­ чины выполняют на шариковых подшипниках, а больших величин на роликовых подшип­ никах.

В подшипники закладывают консистент­ ную смазку УТВ (1 —13) по ГОСТ 1631—62. Для предохранения смазки от выброса ее из подшипниковой камеры предусмотрены так называемые лабиринтовые уплотнения. С на­ ружной стороны подшипниковая камера за­ крывается крышкой. Сняв эту крышку, мож­

27