Файл: Сенчев В.Г. Монтаж электрооборудования строительных машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
с соответствующей мощностью, числом обо ротов и направлением вращения.
Генератор может быть установлен на от дельном фундаменте и спарен с двигателем клиноременной передачей или на общей раме с двигателем и соединен с ним посредством эластичной муфты. Конструкция рамы долж на быть достаточно жесткой, чтобы исклю чить возможность деформации рамы и расцентровки агрегата при любых условиях. Жесткое соединение генератора с двигателем категорически запрещается.
Перед установкой генератора производят его внешний осмотр, чтобы проверить, нет ли внешних повреждений после транспортирова ния и не ослабли ли болты крепления щитов и подшипниковых крышек. Продувают гене ратор сухим воздухом под давлением не бо лее 2 ати. Если это невозможно, для его про дувки используют ручные меха.
Снимают кожух, проверяют и-оправность траверсы и колец. Устанавливают щетки 9 в гнезда щеткодержателей, проверяют нажатие пружин. Усилие давления щетки на кольцо должно быть в пределах 800—1000 гс. Щет ки должны прилегать к контактному кольцу всей поверхностью, которая должна быть тщательно притерта и отполирована тонкой стеклянной бумагой № 00 в направлении вра щения машины при нормальном нажатии пружиной. Прижимать щетки рукой не реко мендуется. Ось щеток должна быть перпен дикулярна к поверхности контактного кольца. Затем проверяют состояние рабочей поверх ности контактного кольца — она должна быть чистой и отполированной.
20
Прокручивают. ротор генератора вручную. Проверяют, не задевают ли его вращающие ся части за неподвижные и не заедают ли подшипники. Бой наружной поверхности кон тактного кольца должен быть не более
0,03 мм.
Затем проверяют состояние изоляции об моток'генератора мегомметром с напряжени ем 500 в. Сопротивление изоляции ' обмоток генератора должно быть не менее 1 Мом при температуре генератора 20+ 3°С. Если сопро тивление изоляции генератора меньше 1 Мом, генератор перед включением «просушивают.
В случае длительного хранения генерато ра до установки (более года) проверяют так же состояние смазки подшипников. Для это го отвинчивают болты, крепящие наружную крышку подшипника, заменяя их поочередно шпильками. Снимают крышку заднего щита и после снятия траверсы сдвигают крышку переднего щита. Осматривают подшипники и в случае необходимости промывают (бензи ном с добавлением 6—8% трансформаторно го масла) подшипниковые камеры и заполня ют их свежей смазкой.
При ременном приводе генератор устанав ливают на салазках или на другой конструк ции, закрепленной заранее на машине. При этом ось вала генератора должна быть стро го параллельна оси вала двигателя. Середи ны шкивов генератора и двигателя должны находиться друг против друга. Параллель ность проверяют нитью, протянутой по краям шкивов. Нить должна касаться четырех кро мок шкивов с внешней и с внутренней сторо ны. Натяжение ремня регулируют двумя вин-
21
тами, которые ввинчиваю!' в специальные упоры на салазках и упирают в лапы генера тора.
При соединении генератора с двигателем посредством муфты генератор устанавливают на раме по уровню. Оси валов генератора и двигателя должны совпадать н быть строго параллельны. Это достигается установкой тонких прокладок под лапы генератора. Цен тровку или выверку валов следует произво дить тщательно, отклонение от точного совпа дения осей валов допускается не более чем на 0,1 мм. После соединения полумуфт гене ратора и двигателя они должны быть надеж но укреплены на раме.
После проверки исправности агрегата производят пуск двигателя. Вращая генера тор вхолостую, проверяют, нет ли вибраций, шума и нагрева подшипников. Установивша яся температура 'подшипников может превы шать окружающую не более чем на 45°С. Вибрация генератора допускается с амплиту дой не более 0,1 мм. При появлении в дзигателе или генераторе каких-либо стуков или неравномерности хода, а также при неисправ ности регулятора скорости двигателя агрегат следует остановить и до устранения неисправ ности работу не возобновлять.
Подключают генератор к щиту управле ния. Пускают двигатель, устанавливают но минальное число оборотов генератора при ра боте 'вхолостую. Число оборотов генератора проверяют по частотомеру (частота должна быть 50 гц). Устанавливают номинальное на пряжение изменением сопротивления устав ки (реостата)- Генератор после монтажа
22
лолжен проработать в режиме холостого хо да 2—3 ч, затем его можно нагрузить
Н а л а д к а п о с л е м о н т а ж а . После включения нагрузки напряжение генератора сильно может падать или полностью исчезать.
Причина |
этого — неправильное |
соединение |
|
концов А\, |
Л2, Аз дополнительной обмотки |
||
или Сь С2, Сз основной |
обмотки |
с соответ |
|
ствующими |
клеммами |
стабилизирующего |
устройства. В этом случае необходимо после довательной перестановкой концов А\, Л 2 Аз на клеммах стабилизирующего устройства и подключением нагрузки после каждой пере становки добиться устойчивой работы гене ратора. Если после включения номинальной или близкой к ней нагрузки напряжение па
дает или |
поднимается выше |
|
установленных |
|
пределов |
(+ 5°/о), |
то причина |
этого — малая |
|
или соответственно |
большая |
величина ком |
паундирующих сопротивлений. В этом случае необходимо при номинальной или близкой к номинальной нагрузке соответственно увели чить или уменьшить компаундирующее сопро тивление передвижением хомутиков. При этом надо следить за тем, чтобы хомутики на всех трех фазах были передвинуты одинаково и надежно закреплены. После передвижения хомутиков, установив реостатом номинальное напряжение, подключают нагрузку. Регули ровку повторяют до тех пор, пока точ ность + 5% не будет обеспечена. Передвигают и закрепляют хомутики только при останов ленном генераторе.
Монтаж электродвигателей. Для привода механизмов строительных кранов применяют крановые электродвигатели (рис. 4) с фазо выми короткозамкнутым ротором.
23
Крановые электродвигатели изготовляют следующих исполнений: горизонтальные на лапах, горизонтальные с фланцем и верти кальные с фланцем. Они могут быть с одним
Рис. 4. Крановый электродвигатель перемен ного тока
а — с |
фазовым ротором; о — с короткозамкнутым |
||
ротором; 1—подшипниковые |
щиты; Г—контактные |
||
кольца; |
3—щеткодержатели; |
4—обмотка |
ротора: |
5—сердечник ротора; 6—сердечник статора: 7—об мотка статора; 8~вентилятор
и двумя концами вала, с внешним обдувом и с независимой системой вентиляции.
Вентиляторы всех крановых электродвига телей имеют радиальное расположение лопа ток, так как они могут работать в любом на правлении вращения. Основное охлаждение
двигателя с помощью наружного обдува, ко торый обеспечивается вентилятором, закреп ленным на валу ротора с наружной стороны электродвигателя.
Неподвижная |
часть магнитной системы |
электродвигателя |
переменного тока — ста |
тор— состоит из |
станины, сердечника и об |
мотки. Большая часть крановых электродви гателей с наружным обдувом, поэтому ста нины этих двигателей на наружной поверх ности имеют продольные ребра для охлажде ния. Станины электродвигателей переменного тока отливают из чугуна.
Сердечник статора набирают из листов, отштампованных из электротехнической ста ли толщиной 0,5 мм. Пакет листов запрессо вывают в станину и фиксируют в ней про дольной и кольцевыми шпонками. Продоль ная шпонка препятствует вращению пакета статора, а кольцевые шпонки фиксируют его в осевом направлении и удерживают в сжа том состоянии. Для большей теплоотдачи об мотки статора зазор между сердечником ста тора и станиной делают как можно меньше.
Обмотка статора |
всыпная, как |
правило, |
|
двухслойная — каждая катушка |
одной сто |
||
роной лежит на дне паза, |
а другой-—в верх |
||
ней части другого |
паза. |
Между |
нижней и |
верхней обмотками в пазу прокладывают изо ляционную междуфазовую прокладку. Обмот ку в пазу крепят клиньями. Обмотку в местах выхода ее из паза защищают установкой с торцовых сторон сердечника изоляционных шайб, имеющих форму листов статора. Лобо
вые части каждой катушки |
после закладки |
ее в паз изолируют лептой. |
В лобовых частях |
обмоток соседних катушек разных фаз ста
вят прокладки.
Подвижная часть электродвигателя — ро тор — состоит из вала, сердечника, обмотки и
контактных колец.
Валы крановых электродвигателей изго товляют из углеродистой конструкционной стали. Концы валов электродвигателей малой мощности цилиндрической формы, а большей мощности — конической.
Сердечник ротора закрепляют на валу электродвигателя при -помощи шпонки и сжи мают в осевом направлении двумя торцовыми шайбам'и, насаженными на вал с стрессовой посадкой. Сердечник ротора набирают из ли стов, отштампованных из электротехнической стали толщиной 0,5 мм. Листы сердечника ро тора штампуют из внутренней высечки, обра зующейся как отход стри вырубке листов ста тора. Для уменьшения стотерь на вихревые токи листы сердечника лакируют. Листы для сердечников роторов короткозамкнутых элек тродвигателей не лакируют.
Обмотку фазного |
ротора |
электродвигате |
ля переменного тока |
малой |
мощности выпол |
няют всьшной однослойной, |
а большой мощ |
ности— стержневой двухслойной. Стержни закладывают в стаз с торцовой стороны, так как форма паза закрытая. Лобовые части об мотки крепят -проволочными бандажами. В -процессе укладки всыпной обмотки в лобовых ее частях между катушками разных фаз про кладывают изоляционные -прокладки. Лобо вые части обмотки бандажей не имеют, их крепят изоляционной лентой к изолированно му кольцу.
Обмотку короткозамкнутого ротора вы
полняют литой. Для залива тазов ротора ис пользуют .стлав с повышенным сопротивлени ем, который по весу состоит из 96% силуми на и 4°/о меди.
Контактные кольца крепят на втулке кон тактных колец, изолированной бакелизированной бумагой или миканитом и стекло текстолитом. Выводные пластины припаяйы с внутренней стороны колец твердым припо ем. Для размещения этих пластин предусмот рены три впадины на поверхности втулки. Между кольца,ми устанавливают изоляцион ные шайбы из дугостойшго изоляционного материала. Втулку на валу ротора крепят прессовой посадкой.
Электродвигатель имеет три щеткодержа теля, закрепленных на одном пальце. В каждом щеткодержателе крепят по две щетки, расположенных симметрично относительно пальца. По мере износа щеток и контактных колец величина нажатия щетки на контакт ное кольцо не изменяется, так как с умень шением длины щетки усилие пружины увели чивается.
Для крановых электоодвигателей перемен ного тока применяют щетки Ml по ГОСТ 2332—43. Электродвигатели до пятой вели чины выполняют на шариковых подшипниках, а больших величин на роликовых подшип никах.
В подшипники закладывают консистент ную смазку УТВ (1 —13) по ГОСТ 1631—62. Для предохранения смазки от выброса ее из подшипниковой камеры предусмотрены так называемые лабиринтовые уплотнения. С на ружной стороны подшипниковая камера за крывается крышкой. Сняв эту крышку, мож
27