Файл: Сви П.М. Контроль высоковольтной изоляции методом частичных разрядов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
Ких кâк импульсы частичных разрядов, значительную
роль играет тот факт, |
что машина |
является 'системой |
|||
с распределенными параметрами. |
|
|
|
||
Весьма упрощенной схемой замещения обмотки ма |
|||||
шины |
с частичными |
разрядами |
будет цепочка L |
С |
|
(рис. |
5-1), к которой через емкость |
Ст приложены |
им |
пульсы напряжения эквивалентного генератора. Период основных колебаний такой цепочки, определяемый учет веренным временем пробега вдоль нее волны, для ма шин напряжением 6 кв по опытным данным [Л. 55] ко леблется в пределах от 10 до 100 мксек (меньшее чис ло—для мощных машин). Следовательно, частоты соб ственных колебаний зависят от конструкции машины и лежат в пределах 10—100 кгц.
I L L
Рис. 5-1. Схема замещения обмотки машины.
Однако настраивать приборы для измерения час тичных разрядов на собственную частоту колебания об мотки нецелесообразно. Удобнее, как и в случае измере ния на подстанциях, настраивать прибор на одну из час тот спектра импульса частичного разряда, имея в виду возможность резонансных повышений измеряемого уров ня при случайном совпадении этой частоты с одной из собственных частот колебаний обмотки машины.
На рис. 5-1 обмотка машины представлена в виде ли нии без потерь. іВ действительности при распространении импульса имеет место затухание, вызванное в значи тельной мере потерями в стали. При частотах, не пре вышающих нескольких десятков килогерц, затухание не велико, и уровень разрядов, измеренный в нейтрали, не должен существенно отличаться от уровня разрядов, измеренного на выводах машины. Однако на более вы соких частотах уже наблюдается различие в результа тах измерений, проведенных в разных точках обмотки.
99
Значительной влияние на распространение импульсов оказывают также схема и конструктивное выполнение обмоток. Так, в одном пазу мощной машины могут на ходиться стержни разных: катушек одной фазы или па раллельной цепи, а также стержни других фаз. Из-за сильной емкостной и индуктивной связи в этих стержнях могут индуктироваться импульсы от частичных разрядов, происходящих в других частях обмотки.
Из приведенных выше соображений следует, что при выборе способа и места измерения частичных разрядов следует учитывать наличие затухания и конструктивные особенности данной машины.
Поскольку наиболее вероятно возникновение частич ных разрядов в первой трети длины обмотки, считая от выводов, наиболее целесообразно производить измерение на выводах, а не на нейтрали.
в. Пути замыкания тока переходного процесса
Из схемы замещения (рис. 5-2) следует, что ток пере ходного процесса і в цепи, возникающий при частичных разрядах, замыкается через емкость С0 генератора и ем кость Са на землю аппаратов распределительного устройства (или емкость Сд и индуктивность Ед дуго гасящей катушки).
Рис. 5-2. Схема замыкания тока, вызы ваемого частичными разрядами.
Как правило, корпус машины заземляется в несколь ких местах, и шины заземления не всегда бывают до ступны. Поэтому измерение импульсов тока следует про изводить в заземлении аппаратов, включенных на выво дах машины. Если машина соединена с распределитель ным устройством кабелем, то очевидно, что значительная
100
часть тока переходного процесса будет замыкаться Через заземление оболочки этого кабеля (заземление кабель ной воронки). Значительная доля тока будет.протекать через междуобмоточную емкость измерительных транс форматоров в кабели вторичной коммутации, создавая тем самым наиболее благоприятные условия для изме рений дефектоскопом в этом месте.
5-3. ЦЕЛЬ ИЗМЕРЕНИЯ ЧАСТИЧНЫХ РАЗРЯДОВ В ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
Применение метода частичных разрядов для контро ля изоляции высоковольтных машин ставит своей целью определение состояния изоляции без снятия рабочего напряжения.
Предполагается, что основанная на этом методе си стема контроля после накопления опыта позволит повы сить эффективность и сократить количество и объем профилактических испытаний, поскольку эти испытания станут необходимы лишь для выявления места и опас ности развивающегося дефекта, обнаруженного методом частичных разрядов.
Измерения частичных разрядов следует производить как при работе машины, так и при испытании ее изоля ции приложенным напряжением переменного и постоян ного тока.
5-4. ИСТОЧНИКИ ПОМЕХ ПРИ ИЗМЕРЕНИИ ЧАСТИЧНЫХ РАЗРЯДОВ В ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
Источниками помех могут быть разряды в распреде лительном устройстве генераторного напряжения, а так же искрение щеток коллектора. При напряжении 6— 10 кв помехи от короны отсутствуют, но часто встречают ся помехи от емкостных разрядов между изолирован ными друг от друга металлическими деталями (напри мер, разряды между, шинами и металлической арматурой проходных трансформаторов тока и изоляторов). Поме хи от короны возможны лишь при наличии влияний со стороны более высокого напряжения (через трансформа
торы). |
даі |
При искрении щеток наблюдаются значительные по |
|
мехи вблизи от коллектора |
и связанных с ним кабелей. |
101
5-5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО ИЗМЕРЕНИЙ
Имеющийся в настоящее время опыт измерений час тичных разрядов у генераторов и других вращающихся машин недостаточен. Кроме того, в каждом отдельном случае из-за конструктивных особенностей машин и рас пределительных устройств методика измерений может несколько изменяться. Поэтому ниже даются лишь об щие указания по организации и производству измерений.
■Поскольку результаты измерения зависят от выбора точки подключения прибора и частоты его настройки, то до накопления достаточного опыта желательно произ водить измерения у выводов и в нейтрали машины на частотах 20—40 кгц, 1,5—2 Мгц и 8—10 Мгц.
ІВ первом случае следует применять ИЧР с осцилло скопом в качестве индикатора, который облегчает рас шифровку результатов измерений. Для измерений в об ластях 1,5—2 и 8—10 Мгц наиболее целесообразно ис пользовать высокочастотный дефектоскоп. Для уточне ния места, где происходят разряды, следует пользовать ся дефектоскопом с индуктивным или емкостным щупом, располагаемым около паза или лобовых частей обмотки.
а. Подготовительные работы
До проведения измерений частичных разрядов в изо ляции машины необходимо выявить и устранить все источники помех. Для этого при работающей машине производится обследование распределительного устрой ства при помощи дефектоскопа. Источники помех выяв ляются при измерениях на частоте 8—10 Мгц. Одновре менно устанавливаются места, в которых должны про изводиться измерения дефектоскопом: у шин заземления проходных изоляторов главных выводов, выводов ней трали, у заземления кабельных воронок, у зажимов вто ричных обмоток измерительных трансформаторов и т. п.
Для определения степени влияния помех со стороны распределительного устройства рекомендуется провести измерения при следующих режимах работы машины:
1)машина включена в сеть, нагрузка близка к номи нальной;
2)машина включена в сеть, холостой ход;
3)машина отключена от сети, напряжение на зажи мах равно 1,1; 1,0; 0,8; 0,6; 0,4 и 0,2 номинального;
102
4) машина отключена от сети; возбуждение снято (измеряется уровень внешних помех).
При этом производятся измерения дефектоскопом в выбранных точках и ИЧР на главных выводах и в ней
трали.
Результаты измерений полезны также для контроля за изменением состояния обмотки путем сравнения с ана логичными периодическими измерениями.
б. Производство эксплуатационных измерений
При работе машины должны производиться периоди ческие измерения уровня частичных разрядов в точках, выбранных в результате подготовительных работ. Ре зультаты измерений заносятся в специальный журнал, где отмечается дата измерений, напряжение на шинах, нргрузка, средняя температура статора (в какой-либо характерной точке), результаты измерений, характер прослушиваемых разрядов и дается заключение об ис пытании.
По данным Коске [Л. 9], в случае возникновения ин тенсивных частичных разрядов развитие дефекта до про боя занимает промежуток времени, несколько превы шающий 3 недели. Поэтому до накопления опыта сле дует принять периодичность измерений при помощи де фектоскопа 2 раза в месяц. Если машина оборудована также специально для измерений при помощи 'ИЧР (ус тановлены фильтры для присоединения осциллоскопа), следует одновременно производить измерения и этим прибором. Обычно же измерения ИЧР совместно с де фектоскопом следует производить не реже 1 раза в год, снимая при этом зависимость уровня частичных разря дов от напряжения на вращающейся, но отключенной от сети машине.
В случае роста уровня разрядов по сравнению с пре дыдущими результатами производятся более частые из мерения; желательно перейти на непрерывную запись уровня разрядов (самопишущим прибором).
При резком росте показаний приборов на протяже нии нескольких недель, что свидетельствует о развитии повреждения изоляции, машину следует подвергнуть внеочередным профилактическим испытаниям с целью выявления места повреждения.
103
в. Производство измерений при испытании изоляции приложенным напряжением
Для испытания изоляции машин с контролем ИЧР наибольшее распространение получила схема с разде лительным конденсатором (см. рис. 2-5,6). ІВ этом случае собственная частота контура определяется емкостью разделительного конденсатора и индуктивностью шунта; на эту частоту и должен быть настроен усилитель ЙЧР в случае применения узкополосного усилителя. В каче стве индикатора лучше всего применить осциллоскоп. Если используется усилитель осциллоскопа, то следует проверить, чтобы собственная частота колебаний конту ра входила в полосу пропускания усилителя. Испыта тельная установка должна отвечать требованиям, изло женным в гл. 2. Особенное внимание при сборке схемы следует уделить устранению искрения в контактах.
При измерении дефектоскопом щуп прибора должен устанавливаться в местах, выбранных для измерения при рабочем напряжении. Возможно также произво дить измерение у заземления испытательного трансфор матора и у провода, идущего от разделительной емкости к входному шунту ИЧР.
Измерение частичных разрядов производится при пофазных испытаниях обмотки (остальные обмотки дол жны быть заземлены). Уровень частичных разрядов из меряется при подъеме напряжения до величин, равных фазному и линейному напряжениям (при испытаниях напряжением промышленной частоты). При испытании выпрямленным напряжением величины напряжений, при которых измеряется уровень частичных разрядов, должны быть вдвое выше. Браковочным показателем яв
ляется увеличение |
показаний прибора |
при |
испытании |
одной из фаз более чем в 1,5—2 раза |
по |
сравнению |
|
с другими фазами. |
|
|
|
Для такой машины измерения под рабочим напряже нием следует проводить как можно чаще; в случае рос та показаний провести повторные испытания повышен ным напряжением.
г. Примеры оценки результатов измерений
П р и м ер 1. Подготовительные работы на гидро станции. Результаты измерений в разных точках у ге нератора Г-1 приведены в табл. 5-1.
104
Т а б л и ц а 5-1
Результаты измерения дефектоскопом у работающего генератора
И |
Место измерения |
£Г |
|
О |
|
н |
|
£
1 Шина заземления проходных изоляторов главных
выводов .....................................................................................
2 Шина заземления проходных изоляторов нулевых
ВЫВОДОВ . ...................................................................................................
3 Кабель вторичных обмоток трансформаторов напря-
жения главных вы водов......................................................
4Кабель вторичных обмоток трансформаторов тона главных выводов.....................................................................
5Шина заземления трансформаторов напряжения глав-
ных выводов......................................................... ....
6Шина заземления трансформаторов напряжения ну-
левых выводов.........................................................................
7Кабель вторичных обмоток трансформаторов напря-
жения нулевых выводов ......................................................
Максимальное напряжение час тичных разрядов, |
М К В |
2500
1 500
1 000
3500
500
10
25
Т а б л и ц а 5-2
Результаты измерений дефектоскопом у работающих генераторов
Показания дефектоскопа («ко) в точке (табл. 5-1)
О , |
|
N 1 |
О |
|
|
а. |
1.2 |
10 |
а> |
||
3 |
М г ц |
М г ц |
U |
|
|
№
•** О)
1
2 |
|
№ 3 |
Примечание |
10 |
1,2 |
10 |
|
М г ц |
М г ц |
М г ц |
|
Г-1 |
2 500 |
100 |
1 500 |
120 |
1 000 |
30 |
|
Периодические |
раз |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
ряды |
на |
шинах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
распределительного |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
устройства |
искро |
||
Г-2 |
2 000 |
1 000 |
1 800 |
100 |
1000 |
100 |
ч |
Устойчивый |
|||
|
|
|
|
|
|
|
вой разряд на |
шинах |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
главных выводов, фа |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
за А |
|
|
на |
Г-3 |
400 |
600 |
|
|
300 |
400— |
Разряды только |
||||
|
|
|
|
|
|
500 |
|
10 Мгц-, на 1,2 Мгц— |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
корона |
|
|
|
Г-4 |
600 |
30 |
— |
— |
400 |
10 |
|
Корона |
|
|
|
8—2508 |
105 |