Файл: Руководство по эксплуатации водопроводных сетей войсковых объектов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

провода, если она отрывается отдельными кусочками и часть ее остается на трубопроводе.

77. Для предохранения подземных металлических трубопроводов от коррозии блуждающими токами при­ меняют:

дренажную систему защиты;

протекторную защиту.

Дренажная система защиты — отвод блуждающих токов от анодной зоны трубопровода по изолированному проводу-кабелю обратно в рельсовую сеть (электриче­ ской железной дороги), являющуюся источником блуж­ дающих токов.

При дренажной системе защиты в анодной зоне (где блуждающие токи через повреждения в изоляции выхо­ дят в грунт) прекращается стеканне блуждающего тока в грунт, а следовательно, и разрушение металла трубо­ провода; трубопровод из анодного состояния перево­ дится в катодное по отношению к окружающей среде.

Величину отрицательного потенциала трубопровода можно изменять путем регулирования величины дре­ нажного тока; для регулирования величины дренажного тока и отключения дренажа от дренажной системы за­ щиты дренажный кабель заводится в специальный шкаф, в котором имеются набор сопротивлений, рубиль­ ник и другие устройства.

78. Для предохранения металлических трубопрово­ дов от блуждающих токов применяются следующие ос­

новные способы защиты.

дренажная

защита

а)

Прямая

электрическая

(рис.

8) — применяется в случаях,

когда электрический

потенциал предохраняемого от коррозии трубопровода выше потенциала сети, в которую отводятся блуждаю­ щие токи; реостат служит для регулирования величины сопротивления дренажного соединения.

б) Поляризованная дренажная защита (рис. 9) — применяется в случаях, когда потенциал рельсов перио­ дически становится выше потенциала защищаемого тру­ бопровода, вследствие чего возможно возникновение тока в направлении от рельсов к трубопроводу.

в) Усиленная дренажная защита (рис. 10) — приме­ няется в случаях, когда имеется устойчивый положи­ тельный потенциал защищаемого трубопровода по отно­ шению к грунту. Она требует расхода электрической

38


6

7

 

Рис.

8.

Схема прямой электрической дре­

Рис. 9. Схема поляризованной дренажном зашиты:

 

 

 

нажной защиты:

/ — защищаемый трубопровод;

2 — железнодорожные

 

/ — защищаемый трубопровод; 2 — дренажные ка­

рельсы; 3 — дренажные

кабели;

4 — реостат; 5 — выпря­

СО

бели

(изолированные);

3 — реостат; 4 — однопо-.

мительный

элемент;

6 — измерительный

прибор; / —

люсныП

рубильник; 5 — плавкий предохранитель;

рубильник

однополюсный; 8 — Плавкий

предохранитель

со

 

 

б — клеммы

амперметра

 

 

 

 

 

Рис.

10. Схема

усиленной дренажном защиты:

Рис. 11.

Схема протекторной защиты:

I — защищаемый

трубопровод;

2 — дренажный

ка­

/ — защищаемый

трубопровод; 2 — изолированный провод;

бель;

3 — купроксный

выпрямитель

(КВТ-1);

4

3 — контрольный пункт; 4 — протектор; 5 — заполнитель

трансформатор;

5 — рубильник

однополюсный;

6

амперметр;

7 — плавкие

предохранители; 8 — дренаж­

 

 

 

ный

кабель

для

соединения с

рельсами

 

 

 



энергии постоянного тока, подводимого от постороннего источника.

г) Протекторная (или анодная) защита (рис. 11) применяется при незначительном анодном потенциале (не выше +0,8 е); достигается за счет создания отри­ цательного потенциала на трубопроводе по отношению к грунту.

Протектор представляет собой кусок металла, отри­ цательный электродный потенциал которого (в почве) значительно больше, чем металла трубопровода. Чаще всего применяются протекторы марки МЛ-5; они изго­ товляются из сплава магния и имеют форму цилиндра диаметром ПО мм, высотой 600 мм и весом 10 кг. Элек­ тродами являются металл трубопровода (катод) и ме­ талл протектора (анод).

Ток в грунте протекает от протектора к трубопроводу через повреждения в изоляции, а от трубопровода по изолированному кабелю к протектору.

Для уменьшения переходного сопротивления (про­ тектор— земля) протектор помещают в смесь — запол­ нитель, которая является искусственной средой между протектором и грунтом. Состав смеси: сернокислого маг­ ния 35% (по весу) + алебастра 15% + глины 50%; тол­ щина слоя заполнителя вокруг протектора — 6—8 см.

Прокладочные, набивочные и уплотняющие материалы

79. Для придания требуемой плотности в местах с единения трубопроводов и отдельных их элементов при­ меняются следующие прокладочные, набивочные и уп­ лотняющие материалы:

— резина толщиной 1; 1,5; 3; 4; 5; 6 и 8 мм с про­ кладками из ткани и без прокладок;

— картон прокладочный (ГОСТ 6877—54), пропи­ танный в горячей олифе в течение 20—30 минут;

—■льняная прядь длинноволокнистая, смазанная су­ риковой замазкой; применяется как уплотнительный ма­ териал при сборке труб и арматуры на резьбе;

—■сурик свинцовый; применяется как составная часть замазки, используемой при сборке труб и арма­ туры на муфтах, и как противокоррозийная краска для поверхностей труб;

4—1562

41

— олифа натуральная — для проваривания картон­ ных прокладок п приготовления суриковой замазки;

— асбестовый шпур диаметром 16, 19, 22 и 25 мм — для набивки сальников арматуры и сальниковых компен­ саторов;

парусина—для уплотнения во фланцевых соеди­ нениях водопроводов низкого давления; такие проклад­ ки перед установкой смазываются густо разведенным су­ риком пли белилами;

пасты ВНИИГС * — для уплотнения резьбовых со­ единении трубопроврдов холодной и горячей воды;

а) для трубопроводов холодной воды с рабочим дав­ лением до 4 ати применяется паста № 1, состоящая из окисленного жира морского зверя или рыбы— 100 ве­ совых частей н негашеной извести — от 2 до 10 весовых частей;

б) для трубопроводов горячей воды

(температурой

до +100° С) с давлением до 6

ати применяется

паста

№ 2,

состоящая

из окисленного

жира

морского

зверя

или

рыбы — 100

весовых частей,

негашеной извести —

от 2 до 10 весовых частей и графита марки СЗ (ГОСТ 5261—50) •— 10 весовых частей.

П р и м е ч а н и я : 1. Пасты ВНИИГС служат заменителями уп­ лотнителей из свинцового сурика и натуральной олифы.

2. 'Рекомендуется заготовлять пасты № 1 и 2 в количестве, требном для одно-двухсуточного расхода ее, так как с течением вре­ мени пасты затвердевают н становятся непригодными к использо­ ванию. При монтаже систем внутреннего водопровода расход пасты

на 1 пег. м трубопроводов диаметром от 15 до 20 мм ориентиро­ вочно составляет 20—30 г.

3. Испытание и пуск в эксплуатацию трубопроводов, резьбовые соединения которых уплотнены пастами ВНИИГС, должны произ­ водиться не ранее чем через 5 суток с момента окончания их мон­ тажа.

Техническая документация по инвентаризации водопроводных сетей

- 80. Для обеспечения правильной эксплуатации водо­ проводных сетей и выполнения работ по устранению не­ исправностей и ликвидации аварий на них эксплуата­ ционно-технические подразделения должны иметь техни-

* Всесоюзный научно-исследовательский институт гидротехниче­ ских и санитарно-технических работ.

42


ческуго документацию на водопроводные сети и нх со­ оружения (смотровые колодцы, камеры переключении, переходы под железными дорогами, дюкеры, выпуски для опорожнения сетей и водоводов и т. д.) с указа­ нием:

материала труб;

глубины заложения труб;

категории грунтов на участках, где проложены трубопроводы;

арматуры, установленной на трубопроводах;

данных' о привязке смотровых колодцев, камер переключений и других устройств к зданиям п сооруже­

ниям объекта;

расстояний между смотровыми колодцами;

общей протяженности участков сетей и водоводов;

данных о техническом состоянии трубопроводов и сооружений на них.

При отсутствии указанной документации или несоот­

ветствии ее действительному положению в натуре необ­ ходимо провести техническую инвентаризацию водопро­ водных сетей.

81. Инвентаризацию водопроводных сетей проводит инженерно-технический персонал эксплуатационно-тех­ нических подразделений. При этом должны быть состав­ лены абрисы участков объекта, по которым проложены водопроводные сети и их сооружения. На абрисах долж­ ны быть нанесены трубопроводы, установленные наних арматура, пожарные гидранты и указаны диаметры, ма­ териал и глубина заложения труб, протяженность участ­ ков сетей и водоводов, расстояния между смотровыми колодцами и другие данные. Замеры протяженности участков сети и расстояний между колодцами следует производить стальной лентой или рулеткой с точно­ стью до 0,05 м. По данным абрисов составляются чер­ тежи в масштабе 1 :500, на которые наносятся водопро­ водные сети и их сооружения.

Правила транспортирования и хранения труб, арматуры и санитарно-технических приборов

82. Правила транспортирования и хранения труб, ар­ матуры и санитарно-технических приборов указываются в соответствующих ГОСТ и технических условиях.

4*

43

83. Поставляемые заводами-изготовителям1Г трубы, арматура и санитарно-технические приборы должны удовлетворять ГОСТ и ТУ, по которым они изготов­

лены.

84. Все открытые отверстия арматуры, поставляемой заводами-изготовителями, должны быть закрыты дере­ вянными пробками (заглушками).

85.Поверхности арматуры и санитарно-технических приборов, поставляемых заводами-изготовителями, дол­ жны быть покрыты антикоррозийным составом, опреде­ ляемым условиями хранения.

86.Маркировка, упаковка, хранение и транспортиро­ вание арматуры п санитарно-технических приборов дол­

жны производиться в соответствии с действующими стандартами на общепромышленную арматуру.

87. Во время перевозки труб, арматуры и санитарнотехнических приборов, а также в процессе их погрузки и выгрузки они не должны подвергаться ударам друг

одруга или.о какие-либо твердые предметы.

88.Во избежание повреждения труб, арматуры и са­ нитарно-технических приборов во время их перевозки они должны быть закреплены на платформах транспорт­ ных средств.

89.При перевозке труб на автомашинах по неровным дорогам каждый ряд труб должен быть уложен на под­ кладки из досок (или соломенных матов для асбесто­ цементных труб) с последующим их закреплением; при перевозке труб без прокладок между их рядами они должны быть плотно уложены и закреплены веревками.

90.При разгрузке труб не разрешается сбрасывать

их или скатывать одновременно более одной трубы по катальным бревнам.

91.Погрузка и разгрузка труб, как правило, дол­ жны производиться с помощью подъемных механизмов. Погрузку и разгрузку труб разрешается производить вручную: металлических — диаметром до 150 мм, асбе­ стоцементных— диаметром до 250 мм.

92.Во избежание повреждения асбестоцементных труб, а также и металлических, покрытых антикоррозий­ ным составом, во время погрузки и выгрузки для захва­ та их следует пользоваться пеньковыми канатами; при применении кранов концы захватных крюков снабжать прокладками из резины, брезента.

44