Файл: Самоцвет Н.А. Тактико-технические данные и конструктивные особенности базовых автомобилей, тракторов, прицепов и полуприцепов лекция.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
BOSНЮ-ВОЗДУШНАЯ КРАСНОЗНАМЕННАЯ ОРДЕНА КУТУЗОВА АКАДЕМИЯ им ени В .А . Г А Ш Ш А
И н а а н е р -ц а й о р Н.А.САМОЦВЕТ
■ Ш ТИЖ ЬТЕЯШ ЧЕСНИВ ДАННЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАКТОРОВ,
ПРИЦЕПОВ И ПОЛУПРИЦЕПОВ
Лекция
ЮНЙКО 1963
П уС'ЙИЧНАЯ
, - v , •.bCi.Afl
2 - |
—.- » |
A L |
с " |
S i S M |
|
3лекции рассматриваются тактико-технические характеристики
кнаиболее существенные конструктивные особенности авхоаобплей, тракторов и ах агрегатов. При разработке лещии учитывалось, что сжукателиизучила принципиальное устройство автомобилей, тракто ров, их агрегатов, коханиэиов а систеи.
лекция предназначена для слушателей командно-тыловой авиа ционной специальности всех факультетов Военнр-вовдушной академии
В В Е Д Е Н И Е
Современные автомобили и тракторы вспользушся ье только как транспортные или сельскохозяйственные нашаны, но и 'для иоятааа стадиального сборудсваапя, иноэдзго самое раслачвсе даодачскде. Для того чтобы правильно организовать эксплуатации сабциалы'кх наш а, повивать их возцогшосха, ставить носильные задачи, нужно знать особенности конструкции специального оборудования и их ба зовых насей,- а также отдельных агрегатов и снстеи.
Внастоящее зрекя отечественные завода выг-скают автоиоблдл
ктракторы, отличающиеся друг от друга сбоин назначением а хяповыла схецаик, по который, вкцолне вы ix агрегаты или даже стлозыо передачи в целой.
3 лекции раооиетризаится только наиболее расд'росхрзаеааые на дела омоаобвлей я тракторов, которые иогут быть асполь-говаш. в качестве базы для нсвгаза специального оборудования как в каче стве -тягачей. Двя удобства изложения краткое описание кокет.!,,,к™ тиавых особенкостей. автомобахоа и тракторов и их хашпцз-гездкв- еакх xapaiaepaciRj; сдаденр е груллы до аанодаи* ньгохос^теляи, ’i'C-
лачишо эвс |
зная наиболее вахнях чюааеатедей ?актиао телты-ческих |
||
|
ф ю ът т з Тйбч'-.;Г"; |
.да-г./-у .дада-,,, в донце дав |
|
ней лекции. |
Дгя взучеикя воирссса, |
связанная о йрслидог.хдм регул»*- |
|
Г'Оаег возинявмов й приборов |
з такче адеввйс-вагм рвковтвйх работ |
||
*« tasx следует обратиться к |
.лоцсса&об литератур*, |
- ч -
I . АВТОМОБИЛИ ГОРЬКОВСКОГО ЗАВОДА
Внастоящее время Горьковский автомобильный 8авод выпускает
ре основные модели грузовых автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-65. При разработке конструкция этих автомобилей и их модификаций боль шое внимание уделено вопросам взаимозаменяемости узлов и агре гатов. Применение новой конь.сковки автомобиля значительно улуч шило его. эксплуатационные качества, внесенные новшества в кон струкцию: установка демпферов и гидравлического привода сцепле ния; синхронизатороз. з коробке передач; отключающиеся шестерни в раздаточной коробке; применение штампов энных балок ведущих мос тов, бескамерных вин - значительно улучшили плавность хода, про ходимость автомобиля, надежность работы агрегатов и уменьшали
шум при их заботе. на базе агрегатов автомобиля ГАЗ--53А преду сматривается изготавливать шасси ГАЗ-53Б-02, которое предназна чается для выпуска самосвала САЗ-53Б. грузоподъемность» 3500 КГ.
В шасси этих сакоиаисш внесена по сравнению с ГАЗ-53А следующие
изменения: уменьшена длила р аж , |
снят буксирный прибор 'и вместо |
него на боковых полках лонжеронов |
установлены буксирные крюки, |
перенесен лкраатель запасного колеса на левый лонжерон рамы, для повышения проходимости установлены шины размером 8,25-20 со спе циальный рисунком протектора., ддя работы е трехтонным прицепом предусматривается выпуск автомобиля - тягача ГАЗ-53-05.
Второй основной заделью автомобилей, выпускаемой Горьковским автомобильным заводе:, является ГАЗ-66- которая имеет следующие модификации:
-ГАЗ-66-01 с системой регулирования дзвлевия в шинах, управ ляемой аз кабины;
-ГАЗ-66-02 с системой регулирования давления в шинах и ле
бедкой;
-ГАЗ-66-ОЗ и ГАЗ-66-04 с снег его Б регулирования давления в
кинах а экранированным электрооборудованиещ
-ГАЗ-66 05 о регулированием давления в шинах, экранирован ным электрооборудованием и лебедкой;
-ГАЗ-ббф с кузовом-фургоном;
-ГАЗ-ббп - седельный тягач для буксировке полуприцепов
грузоподъемность» 4Q0Q кГ.
-5 -
Внастоящее время в большой количестве эксплуатируются авто мобили моделей ГАЗ-51А и ГАЗ-63 и их модификации, к'торне ранее выпускал иф. Горьковским автомобильным з аз одой. Двигатель, сцеп
ление, коробка передач и ряд других узлов и деталей этих азтокобялей взаимозаменяемы между собой. Поэтому наряду с моделями ГАЗ-66 » ГАЗ-5ЭА будут приведены конструктивные особенности и тактико-техническая характеристика автомобиля ГАЗ-51А.
Автомобиль ГАЗ-66
Автомобиль ГАЗ-66 двухосный, грузовой, с колесной формулой 4x4, грузоподъемностью 2000 КГ может буксировать прицеп общим весом
2000 КГ. '
Автомобиль предназначен для транспортировк - грузов и буксиров ка систем по дорогам и в условиях бездирокья. Компоновка автомо биля (кабана над двигателем) позволила по сравнению с ранее выпус кавшимся автомобилем ГАЗ-63 увеличить платформу при заданной базе, улучшить обзор водителю и доступ к двигателю, равномерно распре делить нагрузки по осям (47% на переднюю ось и 53% иа задала).
На автомобиле установлен двигатель ЗИЗ-66, четырехтактный, кар бюраторный, зосьанщшшдровый’, У -образный, имеющий степень апа тия 6,7 и развивающий мощность U 5 л .с , при 3200 об/мин.
Блок цилиндров двигателя отлит из алюминиевого сплава как одно цедоз с верхней частью картера, снабжен "мокрыми" легкосъекшмц
гильзами, имеющими в верхней части вставки аз |
износостойкого чу |
гуна. крышщ коренных подшипников «готовлены |
из ковкого чугуна |
й крепятся к блоку шпилька :. |
|
Головка блока съемные, взаимозаменяемые, иа алюминиевого спла ва , общие для четырех цилиндров каждого ряда.
Поршня изготовлены из алюминиевого сплава, термически обрабо таны и луженые. Юбка поршня обрабатывается на конус в продольной направлении и на эллипс в поперечном сечении. Каждый поршень име ет дза компрессионных кольца к одно иасиосъэмпое. кольца изготов
лена |
ае серого чугуна, вер лее копиресаяонное хромировав о, |
важнее |
|
* иасжсоызмЕое-лухеные. Поршневые пальцы плавающего |
типа, |
сталь- |
|
зке, |
а поверхностной закалкйй на глубину 1*1,5 мы. |
шатуны кова |
|
ные, |
асимметричные, из марганцовистой стала, с запрессованной |
||
йздявовоа втулкой. Шатунные вкладаи тонкостенные, |
вз чкозакеняе- |
-б -
'аые, состоят из стальной ленты с нанесенный слоем алюминиевого _ высокойиовянистого сплава.
Пятиопорный коленчатый вал отлит из чугуна, имеет полке ша тунные и коренные шейки, врвщается в тонкостенных триметаллических, взаимозаменяемых вкладышах.
Газораспределительный механизм, верхнеклапанный с шестеренча тым приводов, распределительный вал стальной, кованый, пятиопор ный, вращается во втулках с заливкой антифрикционным сплавом.1 Тол
катели |
стальные, цилиндрические, с наплавкой из отбеленного чу |
|
гуна. |
!йганги изготовлены аз |
дюралюминиевого прутка и имеют на кон |
цах напрессованные стальные |
наконечники. Клапаны изготовлены из |
|
жаростойких сталей: впускной - из хромокремнистой, а выпускной - |
||
из хроцоникельмарганаовистой |
е ирисе кой азота, с натриевым охлаж |
дением.
Система смазки комбинированная, с масляным радиатором. Масляный насос шестеренчатый, двухсекционный. Верхняя* секция обеспечивает подачу масла на смазку двигателя; нижняя - в-фильтр центробежной очистки. Система вентиляции картера открытая, осуществляется под действием разряжения, возникающего в вытяжной трубе вследствие движения автомобиля.
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. В системе имеется термостат, установленный в вы пускном патрубке, шастилопастшй вентилятор приводится в действие клиноременной передачей. Количество воздуха, проходящего ч рее ра диатор, регулируется посредством жалюзи, имеющих горизонтальные пластины и ручное управление из кабины водителя.
Система питания включает два топливных бака, фильтр-отстойник, топливный насос, фильтр тонкой очистки топлива, карбюратор, зе а - дуишый фильтр, впускной и выпускной трубопроводы а глушитель.
Топливный насос диафрагменный, с дополнительным ручным приводов, Топливный фильтр тонкой очистки - керамический. Карбюратор K-IS6B двухкамерный, о падающим потоком змеей, параллельным открытчек дроссельных заслонок и балансированной поплавковой камерой. Ои име ет главное дозирующее устройство о пневматическим торможением гоп-
лиза к |
эмульсионной трубкой. Система в в ш о к ш е р а |
карбюратора |
||
К-126Б |
имеет .как общие для обеих камер детали„ гак |
в |
эгдельш® д а |
|
каждой камерыо |
К первым относится, к ш ш элшоаайзер® |
© жиклером, |
||
е ко вторым 3 |
жиклерк-рееньшагелйо |
|
|
- ? -
Привод экономайзера механический, общий с ускорительный насо сом, распылители ускорительного насоса выведены в каждую камеру карбюратора и конструктивно объединены с жиклерамй-распылитела...и системы экономайзера в так называемый мостик, на двигателе уста новлен пневиоцезтробежвый ограничитель максимальных оборотов вала двигателя с центробежным датчиком и исполнительным механизмов, конструктивно объединенным с карбюратором.
Сцепление автомобиля сухое, о*чодисковое, с демпферным устрой ством, периферийными нажимными пружинами и гидравлическим приво дом включения.
Коробка передач шестеренчатая, с неподвижными осями валов, трех ходовая, четырехступенчатая с синхронизатором на четвертой и треть ей передачах.
Шестерня второй передачи свободно посажена на гладкой шейке вто ричного вала и имеет зубчатый венец с .осыми зубьями, постоянно на ходящийся в зацеплении с соответсг;ющиа венцом промежуточного вала, и венец с прямыми эубьями. Венец с прямыми зубьями, входя в зацепле ние с венцом на шестерне первой передачи, обеспечивает включение второй, раздаточная коробка имеет две передачи: прямую и понижающую.
Механизм переключения передач раздаточной коробки имеет замок, исключающий возможность включения понижающей передачи, когдвыклю чен передний ведущий мост, а также выключение переднего моста при включенной понижающей передаче, узкое блокировочное устройство пре дохраняет детали карданной передачи и заднего моста от перегрузок. Карданная передача открытая, с жесткими карданными шарнирами на
игольчатых подшипниках. Главная передача одинарная, с гипоидным зацеплением. Для повышения проходимости автомобиля на заднем и пе реднем мостах устанавливаются дифференциалы повышенного трения ку лачкового типа.
Приводные валы (полуоси) полностью разгруженного типа. Передача крутящего момента на управляемые колеса переднего моста осуществ
ляется через карданные шарниры равны |
угловых |
скоростей шариково |
го типа. |
|
|
Не автомобиле ГАЗ-66 установлены |
диокозке |
колеса о раэъемвдни |
обедами и распоршшв жодьцанн, о даваэда низкого давления размером 12.00-18. разъевшая конструкция обода и наличие распорного коль ца позволяют зажать борта айны между отбортовками обода а-распор- ныа кольцом, вследсташе чего устраняется возможность нроверачива-