Файл: Плиско В.А. Электронные машины в военном деле.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чика равновесие нарушится и положение ротора сельсинприемника изменится на соответствующую величину. Ротор сельсин-приемника связывается через усилители с исполни­ тельными механизмами, в данном случае с рулевой машин­ кой автопилота, осуществляющей, например, поворот руля направления самолета.

Пилот устанавливает самолет для следования заданным

курсом. При этом показания компаса таковы, что через сель­

син и автопилот обеспечивается такое положение органов управления самолета, чтобы удерживать его на заданном

курсе. Если в нужных случаях (изменение курса под дейст­ вием силы ветра и др.) машина выработала сигнал поправки

курса, то этот сигнал изменит взаимодействие элементов сельсина таким образом, что автопилот изменит положение органов управления и самолет будет следовать нужным курсом.

Кроме того, ЭЦМ может подсчитывать и некоторые вспомогательные данные (например, время полета до цели,

относительно которой машина ведет расчеты, продолжитель­ ность полета при различных режимах и т. д.). Результаты таких расчетов могут выводиться на соответствующие при­ боры.

Конструктивно машина состоит из четырех отдельных блоков:

вычислительных и управляющих узлов;

накопителя;

входных и выходных преобразователей;

блока связи с автопилотом.

Указанное самолетное оборудование подвергалось 100-часовым летным испытаниям, которые показали, что:

а) автоматическое управление самолетом идет более

гладко и точно, чем ручное;

б) использование ЭЦМ в системе управления самолетом придает большую гибкость и многосторонность такому уп­ равлению;

в) ЭЦМ может служить центральным пунктом на само­ лете для различных вспомогательных вычислений.

Все оборудование этой машины занимает объем 0,14 л<3,

весит 110 кг, потребляет 1300 вт электрической энергии и содержит 350 ламп и 2500 полупроводниковых диодов.

В печати 1 описывается ЭЦМ, в которой предусмотрена

1 ‘Журнал «Aviat. Week», № 5, 1954.

69

возможность применения ее для управления огнем истре­ бителя.

В качестве исходных данных в машину могут вво­

диться:

а) азимут, возвышение и дальность цели (от бортового радиолокатора); эти данные селектируются и преобра­

зуются из непрерывной формы в цифровую;

б) угловая скорость движения истребителя относительно трех осей (от гироскопических приборов);

в) воздушная скорость истребителя; г) высота полета; д) температура воздуха.

Программа вычислений обеспечивает посылку этих дан­ ных в машину 10 раз в секунду, определение поправок в курсе, высоте и величины упреждения в открытии огня с та­ ким расчетом, чтобы преследуемая цель была поражена.

Сигналы поправок через блок связи, подобный применя­ емому в машине самолета-бомбардировщика, воздействуют

на автопилот, а сигнал упреждения — на механизм, обеспе­ чивающий автоматическое включение бортового оружия. Уп­

равляющие сигналы вырабатываются 10 раз в секунду.

Через каждые 32 цикла работы машины, т. е. через

3,2 сек, предусмотрена автоматическая проверка правильно­ сти работы машины. На входы подаются определенные зна­ чения исходных величин, которые должны дать заранее из­ вестный результат. Если результат другой, вычисления пре­ кращаются и подается соответствующий сигнал о неисправ­ ности машины.

Быстродействие машины — около 9000 операций в се­

кунду.

Объем установки •— 0,24 м3,

число ламп — 800.

Имеются также сообщения 1 о

разработке и успешных

итогах

летных испытаний самолетной вычислительной ма­

шины на полупроводниковых триодах и печатных схемах.

Принципы работы этой машины и построения схем и уз­ лов обычные, но применение новых элементов улучшило ее конструкцию и значительно уменьшило потребляемую мощ­

ность. Она занимает объем 0,085 м3 и весит около 57 кг (при

наличии в своем составе 1000 триодов и 3500 диодов). По­

требляемая мощность 100 вт.

1 Журнал «West. Aviat.», № I, 1956.

70


Такая же по вычислительным возможностям машина на электронных лампах имеет вес не 57 кг, а в четыре раза больше и потребляет не 100, а 3000 вт электрической

энергии.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ АППАРАТУРА

Известно, что основным содержанием деятельности войск

вмирный период является учебно-боевая подготовка.

Впроцессе ее войска тренируются в применении боевых средств в условиях, приближенных к реальным. Естественно, что при этом имеет место большой расход боеприпасов, го­

рючего, значительный износ боевой техники. Все это сопря­ жено с большими материальными затратами.

Помере усложнения военной техники растут и затраты

на обучение личного состава. Особенно это сказывается при обучении экипажа таких сложных агрегатов военной тех­ ники, как самолеты, танки, подводные лодки, радиолокаци­ онные системы и т. п.

Для сокращения и удешевления обучения личного со­

става и совершенствования его навыков в управлении объ­ ектами боевой техники создается специальная учебно-трени­

ровочная аппаратура, так называемые тренажеры. Раньше других начали применяться авиационные тренажеры. Пер­ вые попытки обучить экипажи самолетов в наземных усло­ виях выразились в том, что учения проводились на привязы­

ваемых и подвешиваемых самолетах.

Вдальнейшем привязываемые и подвешиваемые само­ леты заменили таким типом тренажера, в котором положе­ ние модели кабины самолета изменялось посредством не­ большого числа характеристик, создаваемых искусственным путем. Модель кабины самолета в таких тренажерах приво­

дилась в действие гидравлическим или пневматическим

путем.

Основным узлом тренажера является точная копия ка­ бины самолета со всеми приборами и органами управления.

Имеется панель управления для инструктора и необходи­ мое вычислительное оборудование, представляющее собой

электронные модели.

Для тренирующегося пилота может быть создана любая навигационная задача или критические условия полета. Эти условия полета отражаются в показаниях приборов и поло­ жении органов управления. Действия пилота и других чле­ нов экипажа во время тренировки точносоответствуют их

действиям в реальном полете, при этом исключается всякий

71


риск, а обучение удешевляется. Последовательность работы электронных моделей такова, что предусматривается воз­ можность создания критических условий, которые при ре­ альном полете могли бы привести к катастрофе.

В тренажере инструктор может включать имитацию, на­ пример, повреждения двигателей и приборов управления до тех пор, пока не убедится, что действия тренируемого эки­ пажа являются мгновенными и правильными.

Для создания реального ощущения полета в тренажере имитируется шум мотора, изменяющийся в зависимости от скорости полета, а также пулеметного огня, звука тор­ мозов.

Имитируются также дополнительные системы самолет­ ного оборудования: герметизация кабины, давление рулевой тяги, данные для работы радиооборудования.

В печати указывается, что при использовании тренаже­ ров повышается качество обучения, так как в реальных ус­ ловиях полета нет возможности отрабатывать навыки устра­ нения неисправностей оборудования, которые могут приве­

сти к катастрофе. При этом стоимость обучения экипажа

снижается на 30%.

Управление не только самолетом, но и другими совре­ менными боевыми средствами неизбежно связано со зна­ чительными затратами при обучении на реальных объ­

ектах.

В связи с этим в ряде стран создаются тренажеры для

обучения управлением артиллерийскими установками, стан­ циями обнаружения подводных лодок, объектами системы ПВО и др. Во' всех этих тренажерах используются электрон­ ные машины.

ПРИБОРЫ СЛУЖБЫ ТЫЛА

Известно, насколько велик объем вычислительных и рас­ четных работ, который должен производиться в службе тыла.

Составление заявок на материально-техническое снабже­ ние войск, учет и отчетность по нему, обслуживание войск оперативными метеосводками, инвентаризация военного имущества и т. п. — все это требует большого и кропотли­ вого труда значительного числа армейских работников.

Облегчение и сокращение этого вида работ также может быть достигнуто применением электронных машин.

В иностранной печати появляются сообщения об образ­ цах электронных машин, используемых в указанных целях.

72

Так, в США разработана электронная машина типа

«Лоджистикс Компьютер» \

предназначенная

специально

для военно-тыловых расчетов,

связанных с

организацией

тыла, перевозок и снабжения. Точность расчетов — одна сто­ миллионная процента. Быстродействие около 300 операций в секунду. В машине одновременно может храниться инфор­ мация, закодированная (условно представленная) 720 тыся­ чами двоичных цифр. Работа машины не требует предвари­ тельного программирования задач. За один цикл вычислений на ней могут производиться расчеты, требующие не более сорока операций. Перед выполнением каждого цикла работы блоки машины соединяются между собой в соответствии с прилагаемой инструкцией, для чего выходы счетных схем вы­ водятся на панель коммутации. Это кажущееся неудобство не играет решающей роли, так как для подобных расчетов характерны однообразные действия с большим количеством исходных данных. Если требуемые расчеты не укладываются в один цикл, то они выполняются за нужное количество цик­ лов. Об эффективности использования подобных машин сви­ детельствует сообщение печати 12 о том, что в управлении ВВС в Филадельфии (США) с помощью электронной ма­ шины за один час составляется' отчет о материально-техни­ ческом снабжении шестидесяти военно-воздушных баз, что ранее производилось 180 бухгалтерами за три месяца.

В печати описана установка, предназначенная для обсле­ дования верхних слоев атмосферы и позволяющая ускорить получение данных о метеорологической обстановке и увели­ чить точность этих данных.

Установка состоит из радиолокатора и электронного вы­ числителя, следящих за данными, получаемыми от двух ра­ диозондов, наполненных водородом. Один радиозонд служит для определения данных о ветре. Направление и скорость

ветра на разных высотах автоматически рассчитываются ма­ шиной на основе получаемых посредством радиолокатора координат местоположения радиозонда при его почете. Дру­ гой радиозонд снабжен приборами, которые непрерывно пе­ редают на наземную установку информацию о температуре, давлении и влажности на различных высотах. Запись полу­ чаемых параметров графическая (для быстрого общего обзора) и цифровая, являющаяся основной для составления

метеорологических прогнозов.

1 Журнал «Proceedings of the IRE», № 10, 1953.

2 Журнал «Naval Aviation Newsletter», № 4, 1954

73


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Техника электронных вычислительных машин знаменует собой новую высшую ступень технического прогресса и, не­ сомненно, является техникой ближайшего будущего.

В настоящей брошюре кратко изложены вопросы приме­ нения электронных машин в военном деле. Приведенный ма­

териал подтверждает тот факт, что электронные машины поз­

воляют решать задачи управления боевой техникой, сокра­ щают время и повышают точность военно-научных исследо­ ваний, могут находить применение при решении некоторых оперативно-тактических вопросов.

Необходимо отметить, что значительные успехи приме­

нения ЭВМ в ряде случаев порождают иллюзии и фантасти­ ческие прогнозы о всемогуществе машин, о мнимой возмож­ ности создания автоматов, способных решать любые задачи и заменить творческий труд человека. Разобранные в бро­ шюре примеры могут дать читателю представление о несо­ стоятельности подобных выводов. Эти примеры показывают, что для решения даже самой простой задачи необходима тщательная подготовка программы работы машины.

Машина не может заменить человека. Она способна лишь с высокой скоростью и точностью многократно выпол­ нять программу действий, заранее составленную для нее че­ ловеком.

Целесообразность использования электронных машин в военном деле диктуется возросшей мобильностью войск, сложностью организации их взаимодействия, стремлением с наибольшей эффективностью применить новейшую сложную боевую технику. В соответствии с этим назначение электрон­ ных машин в области военного дела состоит в том, чтобы полнее использовать технические возможности различных видов вооружения, обеспечить наиболее действенное управ­ ление боевой техникой и войсками в бою.

Немаловажным среди остальных факторов освоения со­ временного вооружения является экономический фактор.

Здесь имеется в виду частичная замена запуска дорогостоя­ щих управляемых снарядов моделированием этого процесса на электронных моделях, применение для обучения военных специалистов различного учебно-тренировочного оборудо­

вания.

Приведенные в брошюре примеры конкретных образцов военной техники взяты в основном из систем, находящихся на вооружении иностранных армий.

74

Читатель, ознакомившийся с настоящей брошюрой, смо­

жет представить себе, как значительна роль электронных

машин в военном деле.

Более глубокое знакомство с основами техники электрон­ ных машин, несомненно, будет полезным для широкого круга читателей. С этой целью в конце брошюры приводится спи­ сок рекомендуемой литературы, в котором указаны книги как популярного (1-4-6), так и специального (7ч-10) харак­

тера.

Популярные книги и брошюры рекомендуются для чита­ телей, желающих ознакомиться с основами техники элек­ тронных машин. Специальные книги будут полезными тем из читателей, которые сочтут необходимым специально заняться изучением этой отрасли науки и техники.