ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
Математическое моделирование траекторий движения различных тел осуществляется как на моделях общего на значения, так и на специально разрабатываемых электрон ных моделях.
Преимущество новых видов исследований с применением ЭВМ очевидно. Разработка и испытания новых образцов техники могут производиться теперь в большей своей части в лаборатории. Это значительно сокращает необходимое время и средства. При такой постановке дела постройке того или иного агрегата предшествует тщательная проверка спроекти рованного образца на электронных моделях, в результате которой наилучший вариант запускается в производство.
Так, одна из крупнейших в мире электронных моделей —
английская машина «Тридак», как сообщается в печати, применяется для решения научно-технических проблем авиа
ции, радиолокации, управляемых снарядов и других обла стей техники; «Тридак» может решать проблемы, связанные с движением тела, способного передвигаться в любом на правлении в пространстве.
Одной из наиболее распространенных задач, решаемых на «Тридаке» является, как сообщается в печати1, расчет пространственной траектории управляемого снаряда, атаку ющего цель.
На основании описания работы модели при решении та
кой задачи составлена схема соединения блоков модели, по казанная на рис. 18.
Последовательность работы модели при этом следующая. Сначала определяются все силы, воздействующие на цель при управлении ею, и на основании полученных результатов рассчитываются параметры движения цели (высота, курс, расстояние). Параметры движения цели и закон их измене ния задаются блоком 1 (датчик движения цели). Данные о параметрах цели получаются в виде электрических напряже ний. Величины этих напряжений должны находиться в опре деленных пределах, постоянных для данной модели. Подобно тому как входные сигналы, поступающие на управляющую
ЭЦМ, должны преобразовываться в двоичный код, в данном случае входные напряжения должны иметь определенный масштаб. Для этого напряжения, соответствующие различ ным параметрам движения цели, подаются на вычислитель
ные блоки 3 через масштабный преобразователь 2.
1 Журнал «Proceedings of the 1ЕЕ», № 9, 1956.
56
На блоки 3 подаются также параметры движения сна
ряда от датчика 5. С помощью этого датчика можно выбрать желаемый режим полета снаряда.
В вычислительных блоках рассчитываются скорости сна ряда и цели относительно земли, а также их взаимное поло
жение. На основании этих данных вырабатываются сигналы, обеспечивающие попадание снаряда в цель. Эти сигналы че
рез блок управления 4 подаются на имитатор снаряда 7. Он представляет собой три взаимно перпендикулярных кардан ных подвеса, положение каждого из которых определяется
Рис. 18. Схема, поясняющая принцип действия электронной модели «Тридак»
входными сигналами от блока 4. В зависимости от напряже ний, поступающих с блока 4 на блок 7, карданные подвесы изменяют свое взаимное расположение, что позволяет ими
тировать произвольное положение снаряда в пространстве.
Подвесы соединены с датчиками, с которых снимается напряжение, характеризующее положение подвеса.
Напряжения с блока 7 через масштабный преобразова
тель 6 'подаются на вычислительные блоки.
Таким образом, блоки 3-4-7-6 представляют собой, как го ворят, замкнутую цепь автоматического регулирования Взаимосвязь этих блоков заключается в следующем.
57
В соответствии с законом движения цели, задаваемым
блоком 1, в блоках 3 рассчитываются параметры движения снаряда, необходимые для поражения цели. Затем вычис
ляется взаимное расположение снаряда и цели и отклонение
снаряда от заданной траектории.
Сигнал, пропорциональный величине отклонения снаряда, подается на блок управления имитатором; положение ими татора изменяется; на основании этих данных производится новый расчет и т. д.
Для фиксирования результатов моделирования в «Тридаке» имеются различные регистрирующие приборы: само писцы, фотозаписывающие устройства. Предусмотрена воз можность наблюдения за ходом моделирования на электрон
ных осциллографах.
Работающие образцы различных систем автоматического управления могут быть исследованы на «Тридаке» посредст вом совместной работы реальных и моделируемых составных частей этих систем.
Точность вычислений на «Тридаке» характеризуется мак симальной погрешностью, равной одной десятой процента. Модель занимает площадь 557 м2, потребляет 650 кет элек трической энергии, содержит 8000 ламп, 2000 потенциомет ров, 2000 реле. Общая длина соединительных проводов со ставляет 113 км.
При военно-научных исследованиях могут применяться также электронные цифровые машины. Например, посту пившая в эксплуатацию в 1953 году серийная американская машина типа «ИРА-1103» имеет в своем составе специаль ные входные и выходные преобразователи для связи с ре альными объектами, которыми она может управлять. В
1954 году выпущено шесть машин «ИРА-1103». Фирма сооб щает о возможности их применения для управления дви
жением самолетов, для испытаний самолетов, работы в
системе ПВО и так далее. Так, при сочленении с радиоло каторами обнаружения машина «ИРА-1103» (при введении соответствующей программы работы) может вычислять дан ные, необходимые для наведения, например, самолетов ПВО на обнаруженные цели противника. Благодаря этому подоб ные машины могут использоваться при разработке систем наведения. Быстродействие машины «ИРА-1103» составляет около 10 тысяч операций в секунду, максимальная погреш
ность — одна десятимиллионная процента.
Необходимая площадь для размещения машины
58
«ИРА-1103» около 100 л2, вес — 10 т. Машина содержит
4500 ламп.
В 1953 году фирмой «Дженерал Электрик» изготовлена малогабаритная ЭЦМ типа «ОАРАК», заказанная ВВС США для применения в исследовательском центре при проектировании самолетов, автопилотов, управляемых сна рядов и т. п. Точность вычислений порядка одной десяти миллионной процента, быстродействие около 100 операций в секунду. Занимаемая площадь около 20 м\ потребляемая энергия 20 кет. Блоки машины содержат 1400 ламп и 7000 полупроводниковых диодов.
Из приведенных данных некоторых ЭЦМ и электрон
ных моделей можно судить о круге вопросов, разрешаемых с помощью этого нового вида техники.
Универсальные ЭЦМ с одинаковым успехом могут ре шать задачи как народно-хозяйственного, так и военного значения. Это тем более верно, что решение ряда важных задач, таких как планирование работы различных отраслей производства, размещение промышленности по районам страны и т. п., имеет стратегическое значение.
Поэтому увеличение общего количества электронных
вычислительных машин имеет важное экономическое и воен ное значение.
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ МАШИН В ОБРАЗЦАХ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
В последнее время в периодической печати как популяр ного, так и специального характера часто сообщается о все новых и новых конкретных образцах электронных машин, разрабатываемых для применения в различных системах промышленного и военного значения.
Данные различных источников иностранной печати, ука занных в тексте брошюры, свидетельствуют о том, что к настоящему времени электронные машины начинают приме
няться в следующих образцах военной техники:
—системах наведения средств ПВО;
—ракетных и артиллерийских установках;
—корабельном вооружении;
—наземных и бортовых авиационных системах;
—учебно-тренировочной аппаратуре;
—приборах службы тыла и др.
Вданном разделе излагаются наиболее характерные
свойства электронных машин, применяемых в указанных
59
образцах вооружения. Основное внимание уделяется особен ностям их использования в конкретных системах и взаимо связи с остальными устройствами системы.
СИСТЕМЫ НАВЕДЕНИЯ СРЕДСТВ ПВО
Опыт минувшей мировой войны показал большую эффек
тивность управления действиями фронтовых истребителей и
самолетов-перехватчиков ПВО тыловых районов с наземных командных пунктов по радио.
Этот способ управления применялся при благоприятных метеорологических условиях путем визуального обозрения воздушной обстановки. При отсутствии указанных условий обнаружение целей и наведение на них истребителей осуще ствлялось с помощью радиолокаторов.
В последнем случае координаты обнаруженных и опоз нанных целей операторы радиолокатора передавали по теле фону на командный пункт наведения. Там на планшете,
снабженном картой обслуживаемого района, планшетисты наносили маршруты целей противника. По этим данным офицеры наведения рассчитывали маршрут и параметры движения своих истребителей, необходимые для перехвата обнаруженных целей.
Очевидно, что такой способ наведения при сверхзвуко вых скоростях полета не может быть эффективным. Необхо дима автоматизация процесса наведения.
В разрабатываемых в последнее время системах наведе
ния автоматизация расчетов по перехвату воздушных целей достигается применением электронных машин.
Уже упоминалось, что одна из первых американских се рийных электронных машин («ИРА-1103») снабжалась бло ками, позволяющими использовать ее для непосредственного наведения или исследования разрабатываемых систем на
ведения.
В США разрабатывается полуавтоматическая система наведения средств ПВО «СЕЙДЖ»1, три сектора которой
уже действуют.
Система «СЕЙДЖ» в окончательном варианте должна
обслуживать 32 сектора (командных центра),охватывающих всю территорию страны. Каждый сектор должен распола гать двумя электронными машинами (основной и запасной), обзорными радиолокаторами и другим оборудованием. Ука зывается, что все радиотехническое и электронное оборудова
1 Журналы «Electronics» (October 1956) и «Life» (February 1957).
60
ние системы «СЕЙДЖ», придаваемое одному сектору обороны, содержит около 58 000 электронных ламп. Команд
ный центр управляет всеми средствами поражения воздуш ных целей, имеющимися в данном районе (самолетами-пе рехватчиками, станциями управляемых снарядов, зенитными
батареями и др.).
По материалам иностранной печати составлена схема применения системы «СЕЙДЖ» (рис. 19), согласно которой координаты целей от различных средств обнаружения своего
и соседних секторов поступают к машине по проволочным или радиолиниям связи. Затем эти данные устройствами ввода, построенными с использованием фотоэлементов, пре
вращаются в цифровой код, на основе которого машина производит нужные расчеты для решения задачи перехвата.
электронная |
пашина Пулып офицера опознавания |
Рис. 19. Схема применения системы «СЕЙДЖ» |
|
Данные о цели с |
радиолокатора передаются также на |
пульт офицера, в обязанности которого входит опознавание обнаруженных целей.
Результаты расчетов машины и сигналы о принадлеж ности'цели, передаваемые офицерам опознавания, изобра жаются на главном экране командного центра, у которого
находится командующий зоны ПВО данного сектора. Он принимает окончательное решение о методе уничтожения
61