Файл: Пластмассы заменяют металлы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 3 — то же из заменяемого материала; Сп — срок службы изделия из пластмассы; С 3 — то же из заменяемого материала;

КПИп — коэффициент полезного использования пластмас­ сы;

КПИ3 — то же заменяемого материала.

Кроме абсолютных величин материалоемкости конструкций, при сравнительном технико-экономиче­ ском анализе пользуются показателем относительной материалоемкости, который представляет собой удель­ ную величину материалоемкости в кг или в рублях, приходящуюся на единицу мощности, единицу чистого веса или другой характерный показатель. И в этом случае также необходимо учитывать суммарную ма­ териалоемкость машины и ее запасных частей, расхо­ дуемых за весь срок ее эксплуатации.

Затраты на материал в машиностроении состав­ ляют в среднем 40—50 проц., а в тяжелом машино­ строении— 70—75 проц. всех затрат на изготовление машин. Поэтому всемерная замена металла пласти­ ческими массами является одним из важнейших ре­ зервов снижения себестоимости продукции.

Изготовление деталей современных машин и обо­ рудования из металлов связано с большим количест­ вом трудоемких процессов производства (литье, ков­ ка, штамповка, обработка металлов резанием, шли­ фование, полирование и т. д.). Пластмассовые детали изготовляются более прогрессивными и менее трудо­ емкими процессами (литье под давлением, экструзия и др.). При этом применяется простое оборудование, намного сокращается число технологических опера­ ций и повышается качество деталей и узлов. Так, при

изготовлении детален и узлов машин из пластмасс технологическая трудоемкость снижается в среднем в три-восемь раз, а количество технологических опе­ раций в пять-десять раз.

Себестоимость изготовления деталей и узлов из пластмасс во многих случаях ниже, чем из черных металлов, и, как правило, ниже, чем из цветных и никельсодержащих. Так, себестоимость деталей из дре­ весных пластиков примерно в 15—20 раз меньше себе­ стоимости деталей из баббита и в 5—10 раз ниже себестоимости бронзовых деталей. Себестоимость шестерни из древесно-слоистых пластиков в четыре раза ниже себестоимости из бронзы. При замене ла­ тунных сепараторов шарикоподшипников полиамид­ ными себестоимость изделий уменьшается в пять-шесть раз.

На Алапаевском станкостроительйом заводе срав­ нительно недавно начали внедрять в производство пластмассовые детали, но уже добились неплохих результатов. Замена металла пластмассами позволи­ ла снизить себестоимость: фланцев в 2,1 раза, вту­ лок— в три раза, рукоятки — в два раза. В среднем по 20 деталям, переведенным на изготовление из пластмасс, себестоимость снижена почти в 2,5 раза. Это результат уменьшения трудоемкости изготовле­ ния пластмассовых деталей по сравнению с трудоем­ костью производства соответствующих металлических деталей.

Замена бронзы и латуни пластмассами на Арте­ мовском машиностроительном заводе снизила себе­ стоимость втулок для вентиляторов в четыре раза.

Экономисты подсчитали, что каждая тонна пласт-

9 Заказ № 573

121


масс, которая будет использована в ближайшие годы в народном хозяйстве, уменьшит эксплуатационные затраты на 700 рублей. Применение 1 тонны пласт­ масс снизит себестоимость продукции электротехниче­

ской и кабельной промышленности на

 

1310 рублей,

тяжелого

машиностроения — па

980,

машинострое­

ния— на 953, строительной индустрии

и

промышлен­

ности стройматериалов на 600 рублей.

 

показывает,

Опыт

машиностроительных

заводов

что наиболее эффективна замена нержавеющей стали, латуни и бронзы капроном, полиэтиленом, винипла­ стом и древесными пластпкатамп. При этом себесто­ имость деталей и узлов машиностроения снижается в среднем в 5—8 раз. Замена алюминия фено- н ами­ нопластами, полистиролом, сополимерами стирола, полиэтиленом снизит себестоимость деталей и узлов машин в среднем в 1,3—2 раза, а замена чугуна и ста­ ли перечисленными видами пластмасс удешевит про­ дукцию в среднем в 1,5—3 раза.

Себестоимость деталей и узлов из стеклопласти­ ков (кроме стеклопластика типа АГ-4) примерно со­ ответствует себестоимости аналогичных деталей из чугуна и стали. Изготовление же крупногабаритных деталей из стеклопластиков взамен стали обычно не­ сколько их удорожает.

Себестоимость изготовления деталей из пластмасс складывается из затрат на сырье и арматуру, зара­ ботную плату основных производственных рабочих, затрат на погашение стоимости прессформ, наклад­ ных расходов и т. д. Удельный вес этих составляющих и влияние их на себестоимость различны.

Затраты на сырье н арматуру зависят от выбора

122

Марки пластмассы, веса Деталей, коэффициента ис­ пользования материала, отпускных цен на пластмас­ сы, от стоимости арматуры и использования отходов

производства (гарта, бракованных деталей и т. д.).

Практика показывает, что во многих случаях для изготовления деталей пригодны пластмассы несколь­ ких марок. Зная свойство и стоимость материала, можно правильно выбрать пластмассу и снизить себе­ стоимость деталей. Большое значение имеет экономия прессматериалов, которая достигается уменьшением толщины стенок путем подбора более прочного мате­ риала или введением ребер жесткости, а также упро­ щением конструкции и выбором более рациональной прессформы.

На уровень затрат оказывают влияние потери ма­ териалов при формовании деталей, которые бывают следующие: фенопласты — 9,0 проц., аминопласт — 14,5 проц., полистирол— 1,3 проц. Удельный вес за­ трат на пластмассы в себестоимости продукции дости­ гает 49—50 проц.

Стоимость металлической арматуры определяется маркой металла, степенью ее сложности, технологией изготовления, уровнем специализации ее производ­ ства. В связи с этим удельный вес расходов на арма­ туру в себестоимости деталей весьма сильно колеблет­ ся. В среднем по номенклатуре машиностроительных деталей удельный вес этих затрат составляет 6—8 проц.

Затраты на погашение стоимости прессформ зави-- сят главным образом от серийности выпуска деталей. В условиях малосерийного производства деталей по­ гашение стоимости прессформы может быть опреде­ лено по следующей формуле:

9*

123


н п= ——•юоо,

где Яп— норма погашения стоимости прессформы на 1000 деталей, руб;

С г— стоимость изготовления и ремонта одного гнез­ да прессформы, руб;

Г — число гнезд в прессформе; Т — годовая серийность выпуска деталей, шт.

В этих условиях технические возможности съема де­ талей с прессформы используются не полностью, и норма погашения оказывается завышенной, что и ведет к росту себестоимости деталей. Удельный вес затрат, связанных с погашением стоимости прессформы в себестоимости деталей, нередко достигает 50—75 прод. Поэтому при малой серийности производства следует тщательно взве­ шивать экономическую целесообразность изготовления таких изделий из пластмасс.

При крупносерийном и массовом выпуске деталей по­ гашение стоимости прессформы осуществляется в соот­ ветствии с технической нормой износа одного гнезда по следующей формуле:

Яп= - ^ .1000= -^ -1000,

Нп-Г Нп

где Н „ — техническая норма износа одного гнезда прессформы в шт.

Всреднем затраты на погашение износа прессформы

всебестоимости деталей в этих условиях значительно ниже и составляют 9—10 прод.

По данным Нижне-Тагильского завода пластмасс сред­ ние нормы износа одного гнезда прессформы — 50 тысяч

124

деталей; для особо точных деталей — 35—45 тысяч;

для

прессформ с разъемными полуматрицами •—25—

35

тысяч;

литьевых

форм — 120—200

тысяч деталей.

Следует

отметить,

что зачастую

заводы-потреби­

тели изготовляют прессформы без достаточного зна­ ния специфики этого производства. Вследствие этого прессформы имеют высокую стоимость.

Отладка прессформ в цеховых условиях затяги­ вается на длительный срок и вызывает дополнительные расходы. Целесообразной мерой, позволяющей резко снизить затраты иа изготовление и отладку прессформ, является концентрация их производства в спе­ циализированных цехах машиностроительных заводов.

Средние затраты на изготовление 1 тонны деталей из пластмасс на машиностроительных предприятиях совнархоза характеризуются следующими данными, приведенными в таблице 7.

Приведенные нормативы могут быть использованы для определения себестоимости изготовления пласт­ массовых деталей. Зиая себестоимость изготовления металлических деталей, легко подсчитать экономиче­ скую целесообразность замены металла пластмассами.

Применение пластмасс значительно ускоряет тех­ ническую подготовку производства. Вместо сложного, оснащения технологического процесса обработки ме­ таллов при производстве деталей из пластмасс требу­ ются лишь соответствующие прессформы. В таблице 8 приводятся данные, характеризующие различия в тех­ нологической подготовке обработки деталей токарно­ го станка из металла'и из пластмасс.

Трудоемкость технологической подготовки произ­ водства для изготовления комплекта пластмассовых

125



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7

 

З а т р а т ы на

и зго то вл ен и е 1

тон н ы п л астм асс

 

 

 

 

 

 

 

 

Средние

В том числе

 

 

 

 

 

 

 

 

затраты на

 

 

 

 

 

 

 

 

изготовление

без учета

 

 

 

 

 

 

 

 

1 тонны

стоимости

 

 

 

 

 

 

 

 

деталей из

пластмасс

 

 

 

 

 

 

 

 

пластмасс*

 

П рессован н ы е

д е тал и

из

ф енольны х

 

 

п р е с с п о р о ш к о в ............................................

 

 

 

 

860

400— 500

П рессован н ы е

д етал и

из

мочевнно-

 

 

ф орм альдеги дны х пресспорош ков .

980

400— 500

П рессован н ы е

д е тал и

из

м елам ино-

3620

 

ф орм альдегидны х пресспорош ков . .

500— 600

П рессованны е детал и

из волокнитов .

1320

500— 600

П рессован ны е детал и

из стекло п л аста -

5840

 

ков

типа А Г -4

.......................................

 

 

 

 

600 — 800

П рессован ны е

детал и

 

из

асбоволок-

1360

500— 600

нитов . .

 

.............................................

П рессован ны е

д етал и

 

из пропитанны х

1850

500— 600

ткан ей (деш евы х м арок) .

. .

Т о ж е , дорогих

м а р о к ....................

 

 

4200

500— 600

П рессован ны е

д етали

 

из

древесн ой

1080

500— 600

л р е с с к р о ш к и .................................................

 

 

 

 

 

Л иты е

д етали

из

полистирола . . . .

1570

500— 700

Л иты е

д е тал и

из сополим еров

стирола

2300

500— 700

Л и ты е

д етал и

из

полиамидов . . . .

2180

600 — 800

Л иты е

д етал и

из

полиэтилена . . . .

3060

60 0 — 800

Л иты е

д етал и

из

э т р о л о в .........................

 

 

5390

900— 1100

*

В рублях по ценам 1 964

г.

 

 

изделий деталей токарного станка уменьшается в> пять-шесть раз.

Важное значение имеет также использование пласт­ масс и синтетических смол для изготовления многих

126