Файл: Пластмассы заменяют металлы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организация работ ,

связанны х с применением пласт масс

Машиностроительные предприятия Средне-Ураль­ ского совнархоза по-деловому воспринимают советы отраслевых научно-исследовательских организаций страны о замене черных и цветных металлов пласти­ ческими массами. Так, Уральский турбомоторный за­ вод по рекомендации Центрального научно-исследо­ вательского дизельного института начал применять полимерные материалы в конструкциях дизель-мото­ ров. Институт предлагал организовать серийное про­ изводство из пластических масс корпусов топливных и воздушных фильтров, корпусов приводов топливного насоса, уплотнительных колец, проставок топливных фильтров, фланцев, заглушек, крышек, колпаков, кронштейнов и других деталей дизеля.

Полевской машиностроительный, Красногвардей­ ский крановый и Артемовский машиностроительный заводы, заменяя металлические детали и узлы элек­ трических талей, ленточных транспортеров на пласт­ массовые, используют рекомендации Всесоюзных науч­ но-исследовательских институтов подъемно-транспорт­ ного машиностроения и угольного машиностроения.

Свердловский научно-исследовательский проектно­ технологический институт машиностроения совместно с конструкторами предприятий проанализировал кон­ струкции многих машин и наметил, какие детали можно перевести с металла на пластические массы. Институт проектирует прессформы, помогает заводам выбирать марки полимерных материалов и наиболее

102

рациональную технологию их переработки в изде­ лия.

При подборе номенклатуры пластмассовых изде­ лии учитывается следующее: условия работы детали или узла (среда, температура, характер и величина нагрузки), партионность, конструкция, вес, габариты, возможность изготовления у себя или на специализи­ рованных предприятиях и, наконец, экономическая целесообразность применения пластмассы.

Все исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с применением пластмасс, на Уралхиммашзаводе идут именно в этих направлениях.

Завод изыскивает возможности применения стек­ лопластиков в объемных конструкциях типа огражде­ ний, корыт, шатров, емкостей, ванн, где прочность и жесткость конструкции должны сочетаться с доста­ точной коррозпоустойчивостыо.

Известно, что у нас наиболее распространены стек­ лопластики на основе ненасыщенной полиэфирной смолы ПН-1. Но для нужд химической промышленно­ сти такие стеклопластики неприемлемы из-за недоста­ точной стойкости, особенно при работе в горячих растворах различных реагентов, даже в горячей воде.

Уралхиммашзавод принял метод изготовления изделий из плакированного стеклопластика.

Технология изготовления таких изделий сводит­ ся к следующему: выбирается материал плакирую­ щего слоя, которым может быть любой термопласт (полиэтилен, винипласт, некоторые марки фторопла­ стов) в виде гранул, порошка, листа, полосы. Под прессом, между нагретыми плитами, разогревается (или расплавляется) плакирующий материал, одно­

103


временно вдавливаясь в структуру грубой стекло­ ткани (рогожки). Стеклоткани прокладываются в один слой. При охлаждении получается лист пласти­ ка, с одной стороны которого «приклеен» слой стекло­ ткани. Из такого листа формуется изделие, как из обычного поделочного материала, методом гибки, штамповки, сварки (сваривается термопласт). Сва­ ренное таким образом изделие с нужными внутренни­ ми размерами само является как бы формой для дальнейших работ по наложению стеклопластика кон­ тактным методом. Плакировку можно производить и ■двухстороннюю, если нужна полная антпкоррозийность конструкции.

Ученые предложили заводу разработанный ими метод защиты металлической аппаратуры пастами на основе полихлорвипиловой смолы. Защита нано­ сится на холодную поверхность специальным пламен­ ным пистолетом. Оборудование для нанесения несложно, приготовление пасты доступно. Прочность адгезии покрытия высокая, толщина может быть не­ сколько миллиметров. Антикоррозийность покрытия примерно та же, что и у пластифицированного поли­ винилхлорида (пластиката), температура применения до +50° С.

В содружестве с работниками института иа заводе совершенствуются процессы получения отливок из блочного капролоиа. При существующей технологии отливок капролоиа используется инертный газ — азот или аргон. Аргон дорог, промышленный азот содер­ жит много кислорода и воды, которые должны быть' удалены, а это удорожает процесс. Изыскиваются ме­ тоды проведения процесса в среде углекислоты, а так-

104

же с применением в качестве катализатора

едкого

натра (щелочи).

'

Институт электросварки имени Е. О. Патона про­ водит на Уралхиммашзаводе работы, связанные с разт работкой технологии сварки пластмасс и конструиро? ванием оборудования. Дать предприятиям более совер­ шенное сварочное оборудование, что исключит применение многочисленных самодельных сварочных приспособлений, создать базу для дальнейшего соверг шенствования технологии сварки пластмасс — такую задачу поставил институт и успешно ее решает.

Как мы уже говорили, пластические массы в изде­ лиях машиностроения до 1959 года использовались крайне недостаточно. После XXI съезда КПСС поло­ жение «есколько улучшилось. Плодотворная работа конструкторов, технологов и исследователей предпри­ ятий Средне-Уральского совнархоза и научно-иссле­ довательских институтов позволила более решительно внедрять полимерные материалы в производство. Так, если в 1959 году в машиностроении было использова­ но только около 700 тонн пластических масс, то в

1960 году— 1490, в 1962 году — 3200, а в 1964 году — более пяти тысяч тонн. Это — главным образом, де­ тали машин для химической промышленности, детали электромедицинской аппаратуры и электрических аппаратов, рабочие части центробежных насосов, де­ тали металлорежущих станков. Детали преимущест­ венно изготовлялись механической обработкой • из листового материала, а также прессованием, гибкой, штамповкой.

Декабрьский (1963 г.) Пленум ЦК КПСС,- обсу­ дивший вопрос об ускоренном развитии химической

8 Заказ № 573

105



промышленности, потребовал резко увеличить приме­ нение пластмасс во всех отраслях народного хозяй­ ства. Выполняя решения Пленума, Средне-Уральский совнархоз разработал ряд организационных меропри­ ятий. На предприятиях был проведен смотр-конкурс по замене деталей машин, изготовляемых из металла, на детали из пластмасс и полимерных материалов. В конкурсе приняли участие инженерно-технические и научные работники, производственники, а также ра­ ционализаторы и изобретатели более чем 60 предпри­ ятий и организаций совнархоза.

При объявлении смотра-конкурса была поставле­ на задача получить как. можно больше предложений по замене деталей пз дефицитных металлов пластмас­ совыми, не ограничиваясь при этом возможностями переработки пластмасс в изделия, имеющимися на машиностроительных заводах, или возможностями поставки деталей специализированными предприятия­ ми химической промышленности.

И эта задача была решена. Поступило более 3500 предложений по переводу деталей на полимеры и пластмассы с годовой потребностью в этих матери­ алах 16,5 тысячи тонн.

К рассмотрению предложений были привлечены специалисты технического и отраслевых управлений совнархоза, конструкторы и технологи предприятий,

специалисты

научно-исследовательских

институтов.

Из общего

количества поступивших предложений в

качестве первоочередных и наиболее

эффективных

были отобраны и утверждены советом народного хо­ зяйства для дополнительного внедрения в 1964—1965 годах предложения о переводе 450 деталей на изго-

106

товлеиие из пластических масс, с общим весом мате­ риала на годовую программу около 1700 тонн. Больше одной трети этих деталей — массовые, с выпуском от 10 000 штук в год и выше.'Детали из полимеров, рабо­ тающие в условиях интенсивного износа, должны быть повышенной прочно­ сти, иметь высокую герметичность, кор­ розийную стойкость, маслостойкость, кра­ сивый внешний вид.

И это требование строго соблюдается.

Вот несколько примеров.

Втулки тормоз­ ной системы грузо­

вых полувагонов, вы-

Рис. 33. Корпус клапана педали авто-

пускаемых

Уралва-

.

поилки

гонзаводом,

быстро

 

 

изнашиваются. Их приходится часто сменять, что уве­ личивает объем ремонтных работ. Намечено заменить металлические втулки на втулки из полимерных мате­ риалов, что повысит их износостойкость.

Принято предложение об изготовлении из волокнита корпуса отжимного аппарата и опоры активато­ ра стиральных машин, выпускаемых заводом «Уралэлектротяжмаш» и другими предприятиями экономи­ ческого района.

Применение пластмасс для корпуса клапана (рис. 33) и педали автопоилки для животноводческих ферм дает ежегодно экономии 1140 тонн чугуна.

10


Вращения 500

2 5 * 7 **7 3 _________

До оси

________

Рис. 34. Лопатка вентилятора (магниевый сплав), намеченная к переводу на пластмассу

Артемовский машино­ строительный завод будет выпускать вентиляторы с ’большим количеством де­ талей из пластмасс вза­ мен металла: лопатки (рис. 34), втулки лаби­ ринтные, крышки и др.

Переводятся на пласт­ массы детали аккумуля­ торного погрузчика, кормодробилок, бурильно­ крановых машин, гидро­ насосов и гидротурбин, револьверных станков, снегопогрузчиков и дру­ гих изделий, выпускае­ мых предприятиями сов­ нархоза.

. По всем 450 деталям утверждены конкретные сроки разработки черте­ жей, изготовления прессформ, намечены исполни­ тели.

Установленные сроки выдерживаются. Внедрение в производство деталей из пластмасс по предложениям смотра-конкурса нача­ лось в конце 1964 года.

Остальные предложения, поступившие в ходе кон­ курса, требуют более длительных сроков реализации. Это детали сравнительно небольшой серийности, за­

109

траты на их проектирование и изготовление прессформ окупаются в более длительные сроки, и поэтому их внедрение в настоящее время экономически не­ целесообразно.

К сожалению, многие детали, о которых говори­ лось во время смотра, сегодня еще ие могут быть обес­ печены сырьем или материалами и от их внедрения пришлось временно воздержаться. Например, на Тю­ менском весовом заводе поданы предложения о заме­ не деталей весов (тарелки гиревые и грузовые, кре­ стовины, скобы), изготовляемых из стали и алюмини­ евых сплавов, на детали из мелалита. Это весьма эффективное предложение, тем более что детали имеют большую серийность. Но предложение пришлось отло­ жить, так как невозможно обеспечить завод мелалитом в нужном количестве.

Большое значение имеет предложение, поданное на Нижне-Тагильском котельно-радиаторном заводе о переводе канализационных чугунных труб диаметром 50, 100 и 150 мм и фасонных частей к ним на отливку из полиэтилена. Это предложение повышает долго­ вечность деталей и улучшает их качество, сберегает десятки тысяч тонн металла. Но для реализации его требуется более 5000 тонн полиэтилена в год, что сегодня получить не представляется возможным.

Большое количество предложений, охватывающих 780 наименований деталей, общим количеством 5 мил­ лионов штук, в ходе смотра поступило от производст­ венно-технического объединения «Промэнергоспецремонт». Новаторы предложили заменить детали из ме­ талла, в первую очередь из цветных, на пластмассы на оборудовании, эксплуатируемом в экономическом

110