ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
Организация работ ,
связанны х с применением пласт масс
Машиностроительные предприятия Средне-Ураль ского совнархоза по-деловому воспринимают советы отраслевых научно-исследовательских организаций страны о замене черных и цветных металлов пласти ческими массами. Так, Уральский турбомоторный за вод по рекомендации Центрального научно-исследо вательского дизельного института начал применять полимерные материалы в конструкциях дизель-мото ров. Институт предлагал организовать серийное про изводство из пластических масс корпусов топливных и воздушных фильтров, корпусов приводов топливного насоса, уплотнительных колец, проставок топливных фильтров, фланцев, заглушек, крышек, колпаков, кронштейнов и других деталей дизеля.
Полевской машиностроительный, Красногвардей ский крановый и Артемовский машиностроительный заводы, заменяя металлические детали и узлы элек трических талей, ленточных транспортеров на пласт массовые, используют рекомендации Всесоюзных науч но-исследовательских институтов подъемно-транспорт ного машиностроения и угольного машиностроения.
Свердловский научно-исследовательский проектно технологический институт машиностроения совместно с конструкторами предприятий проанализировал кон струкции многих машин и наметил, какие детали можно перевести с металла на пластические массы. Институт проектирует прессформы, помогает заводам выбирать марки полимерных материалов и наиболее
102
рациональную технологию их переработки в изде лия.
При подборе номенклатуры пластмассовых изде лии учитывается следующее: условия работы детали или узла (среда, температура, характер и величина нагрузки), партионность, конструкция, вес, габариты, возможность изготовления у себя или на специализи рованных предприятиях и, наконец, экономическая целесообразность применения пластмассы.
Все исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с применением пластмасс, на Уралхиммашзаводе идут именно в этих направлениях.
Завод изыскивает возможности применения стек лопластиков в объемных конструкциях типа огражде ний, корыт, шатров, емкостей, ванн, где прочность и жесткость конструкции должны сочетаться с доста точной коррозпоустойчивостыо.
Известно, что у нас наиболее распространены стек лопластики на основе ненасыщенной полиэфирной смолы ПН-1. Но для нужд химической промышленно сти такие стеклопластики неприемлемы из-за недоста точной стойкости, особенно при работе в горячих растворах различных реагентов, даже в горячей воде.
Уралхиммашзавод принял метод изготовления изделий из плакированного стеклопластика.
Технология изготовления таких изделий сводит ся к следующему: выбирается материал плакирую щего слоя, которым может быть любой термопласт (полиэтилен, винипласт, некоторые марки фторопла стов) в виде гранул, порошка, листа, полосы. Под прессом, между нагретыми плитами, разогревается (или расплавляется) плакирующий материал, одно
103
временно вдавливаясь в структуру грубой стекло ткани (рогожки). Стеклоткани прокладываются в один слой. При охлаждении получается лист пласти ка, с одной стороны которого «приклеен» слой стекло ткани. Из такого листа формуется изделие, как из обычного поделочного материала, методом гибки, штамповки, сварки (сваривается термопласт). Сва ренное таким образом изделие с нужными внутренни ми размерами само является как бы формой для дальнейших работ по наложению стеклопластика кон тактным методом. Плакировку можно производить и ■двухстороннюю, если нужна полная антпкоррозийность конструкции.
Ученые предложили заводу разработанный ими метод защиты металлической аппаратуры пастами на основе полихлорвипиловой смолы. Защита нано сится на холодную поверхность специальным пламен ным пистолетом. Оборудование для нанесения несложно, приготовление пасты доступно. Прочность адгезии покрытия высокая, толщина может быть не сколько миллиметров. Антикоррозийность покрытия примерно та же, что и у пластифицированного поли винилхлорида (пластиката), температура применения до +50° С.
В содружестве с работниками института иа заводе совершенствуются процессы получения отливок из блочного капролоиа. При существующей технологии отливок капролоиа используется инертный газ — азот или аргон. Аргон дорог, промышленный азот содер жит много кислорода и воды, которые должны быть' удалены, а это удорожает процесс. Изыскиваются ме тоды проведения процесса в среде углекислоты, а так-
104
же с применением в качестве катализатора |
едкого |
натра (щелочи). |
' |
Институт электросварки имени Е. О. Патона про водит на Уралхиммашзаводе работы, связанные с разт работкой технологии сварки пластмасс и конструиро? ванием оборудования. Дать предприятиям более совер шенное сварочное оборудование, что исключит применение многочисленных самодельных сварочных приспособлений, создать базу для дальнейшего соверг шенствования технологии сварки пластмасс — такую задачу поставил институт и успешно ее решает.
Как мы уже говорили, пластические массы в изде лиях машиностроения до 1959 года использовались крайне недостаточно. После XXI съезда КПСС поло жение «есколько улучшилось. Плодотворная работа конструкторов, технологов и исследователей предпри ятий Средне-Уральского совнархоза и научно-иссле довательских институтов позволила более решительно внедрять полимерные материалы в производство. Так, если в 1959 году в машиностроении было использова но только около 700 тонн пластических масс, то в
1960 году— 1490, в 1962 году — 3200, а в 1964 году — более пяти тысяч тонн. Это — главным образом, де тали машин для химической промышленности, детали электромедицинской аппаратуры и электрических аппаратов, рабочие части центробежных насосов, де тали металлорежущих станков. Детали преимущест венно изготовлялись механической обработкой • из листового материала, а также прессованием, гибкой, штамповкой.
Декабрьский (1963 г.) Пленум ЦК КПСС,- обсу дивший вопрос об ускоренном развитии химической
8 Заказ № 573 |
105 |
промышленности, потребовал резко увеличить приме нение пластмасс во всех отраслях народного хозяй ства. Выполняя решения Пленума, Средне-Уральский совнархоз разработал ряд организационных меропри ятий. На предприятиях был проведен смотр-конкурс по замене деталей машин, изготовляемых из металла, на детали из пластмасс и полимерных материалов. В конкурсе приняли участие инженерно-технические и научные работники, производственники, а также ра ционализаторы и изобретатели более чем 60 предпри ятий и организаций совнархоза.
При объявлении смотра-конкурса была поставле на задача получить как. можно больше предложений по замене деталей пз дефицитных металлов пластмас совыми, не ограничиваясь при этом возможностями переработки пластмасс в изделия, имеющимися на машиностроительных заводах, или возможностями поставки деталей специализированными предприятия ми химической промышленности.
И эта задача была решена. Поступило более 3500 предложений по переводу деталей на полимеры и пластмассы с годовой потребностью в этих матери алах 16,5 тысячи тонн.
К рассмотрению предложений были привлечены специалисты технического и отраслевых управлений совнархоза, конструкторы и технологи предприятий,
специалисты |
научно-исследовательских |
институтов. |
Из общего |
количества поступивших предложений в |
|
качестве первоочередных и наиболее |
эффективных |
были отобраны и утверждены советом народного хо зяйства для дополнительного внедрения в 1964—1965 годах предложения о переводе 450 деталей на изго-
106
товлеиие из пластических масс, с общим весом мате риала на годовую программу около 1700 тонн. Больше одной трети этих деталей — массовые, с выпуском от 10 000 штук в год и выше.'Детали из полимеров, рабо тающие в условиях интенсивного износа, должны быть повышенной прочно сти, иметь высокую герметичность, кор розийную стойкость, маслостойкость, кра сивый внешний вид.
И это требование строго соблюдается.
Вот несколько примеров.
Втулки тормоз ной системы грузо
вых полувагонов, вы- |
Рис. 33. Корпус клапана педали авто- |
||
пускаемых |
Уралва- |
. |
поилки |
гонзаводом, |
быстро |
|
|
изнашиваются. Их приходится часто сменять, что уве личивает объем ремонтных работ. Намечено заменить металлические втулки на втулки из полимерных мате риалов, что повысит их износостойкость.
Принято предложение об изготовлении из волокнита корпуса отжимного аппарата и опоры активато ра стиральных машин, выпускаемых заводом «Уралэлектротяжмаш» и другими предприятиями экономи ческого района.
Применение пластмасс для корпуса клапана (рис. 33) и педали автопоилки для животноводческих ферм дает ежегодно экономии 1140 тонн чугуна.
10
Вращения 500 |
2 5 * 7 **7 3 _________ |
До оси |
________ |
Рис. 34. Лопатка вентилятора (магниевый сплав), намеченная к переводу на пластмассу
Артемовский машино строительный завод будет выпускать вентиляторы с ’большим количеством де талей из пластмасс вза мен металла: лопатки (рис. 34), втулки лаби ринтные, крышки и др.
Переводятся на пласт массы детали аккумуля торного погрузчика, кормодробилок, бурильно крановых машин, гидро насосов и гидротурбин, револьверных станков, снегопогрузчиков и дру гих изделий, выпускае мых предприятиями сов нархоза.
. По всем 450 деталям утверждены конкретные сроки разработки черте жей, изготовления прессформ, намечены исполни тели.
Установленные сроки выдерживаются. Внедрение в производство деталей из пластмасс по предложениям смотра-конкурса нача лось в конце 1964 года.
Остальные предложения, поступившие в ходе кон курса, требуют более длительных сроков реализации. Это детали сравнительно небольшой серийности, за
109
траты на их проектирование и изготовление прессформ окупаются в более длительные сроки, и поэтому их внедрение в настоящее время экономически не целесообразно.
К сожалению, многие детали, о которых говори лось во время смотра, сегодня еще ие могут быть обес печены сырьем или материалами и от их внедрения пришлось временно воздержаться. Например, на Тю менском весовом заводе поданы предложения о заме не деталей весов (тарелки гиревые и грузовые, кре стовины, скобы), изготовляемых из стали и алюмини евых сплавов, на детали из мелалита. Это весьма эффективное предложение, тем более что детали имеют большую серийность. Но предложение пришлось отло жить, так как невозможно обеспечить завод мелалитом в нужном количестве.
Большое значение имеет предложение, поданное на Нижне-Тагильском котельно-радиаторном заводе о переводе канализационных чугунных труб диаметром 50, 100 и 150 мм и фасонных частей к ним на отливку из полиэтилена. Это предложение повышает долго вечность деталей и улучшает их качество, сберегает десятки тысяч тонн металла. Но для реализации его требуется более 5000 тонн полиэтилена в год, что сегодня получить не представляется возможным.
Большое количество предложений, охватывающих 780 наименований деталей, общим количеством 5 мил лионов штук, в ходе смотра поступило от производст венно-технического объединения «Промэнергоспецремонт». Новаторы предложили заменить детали из ме талла, в первую очередь из цветных, на пластмассы на оборудовании, эксплуатируемом в экономическом
110