Файл: Пластмассы заменяют металлы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

районе. Подшипники прокатных станов и металлоре­ жущих станков, литые шестерни для автомобилей и станков рекомендовали делать из капрона, кислото­ стойкую аппаратуру (краны, вентили, фитинги)— из волокнита. Для этих целей намечено организовать централизованное изготовление деталей« в специаль­ ном цехе по переработке пластмасс, который предпо­ лагается пустить в 1965 году.

Имеется много других предложений по замене ме­ талла пластмассами.

Результаты смотра-конкурса показали, что пласт­ массы могут вытеснить на предприятиях СреднеУральского совнархоза более ста тысяч тонн чугуна и стали, три тысячи тонн цветных металлов, свыше вось­ мидесяти тысяч погонных метров шелковых тканей и другие дефицитные материалы. Взамен их будут при­ меняться детали из полиэтилена, волокнита, стекло­ пластиков, полихлорвинила, полиамидов, пресспорошков н других пластмасс и смол.

За умелую организацию смотра-конкурса совнар­ хоз премировал коллективы Полевского машиностро­ ительного завода, Уралхнммашзавода, завода «Уралэлектротяжмаш». Отмечена хорошая работа новато­ ров Артемовского машиностроительного завода, Уралмашзавода, Ирбитского мотоциклетного, свердлов­ ских подшипникового, насосного и других заводов. Наиболее активным участникам конкурса выданы денежные премии.

Как был организован смотр-конкурс на предприя­ тиях? В качестве примера возьмем завод «Уралэлектротяжмаш». На заводе была создана смотровая комиссия из представителей отделов главного конст-

руктора, главного технолога, бриза, производствен­ ных цехов. Возглавил комиссию главный инженер за­ вода.

В- отделы и цехи были направлены информацион­ ные материалы об условиях смотра-конкурса по заме­ не деталей из металла на пластмассы. В период смот­ ра на заводе демонстрировались различные детали, изготовляемые из пластмасс Свердловским заводом пластмасс.

В смотре-конкурсе приняли участие 150 человек, подано 417 предложений, предусматривающих пере­ вод на пластмассы более 425 наименований деталей.

Предложения были предварительно обсуждены в отделах, а затем рассмотрены на заводской комиссии, которая представила материалы руководству завода, утвердившему приказом результаты смотра.

Смотр-конкурс вскрыл значительные резервы, по­ казал, что на предприятиях есть все возможности рас­ ширять применение пластмасс. Были определены мероприятия, направленные на успешное решение этой задачи. Многое должна дать унификация деталей. Большую пользу принесет выпуск справочного, ин­ формационного материала типа каталогов о приме­ няемых на предприятиях экономического района дета­ лях из пластмасс.

Смотр показал, что следует серьезно подумать о разработке новых стандартов на полимеры и пласти­ ческие массы, отвечающие требованиям современной техники. Достаточно сказать, что полиэтилен до сего времени изготовляется по техническим условиям 1953 года. На волокнит действуют техусловия еще бо­ лее раннего выпуска— 1941 года, а па упаковочную

Ш


пленку— 1948 года. Ряд действующих техусловий но­ сит временный характер, и в них отсутствуют новые марки полимерных материалов и изделий из них. Так, нет технических условий на такие электроизоляцион­ ные материалы, как стекловолокнит марки СТЭ-Ф,ге- тинакс ЭТ и др. Требует замены устаревший-стандарт на стержни текстолитовые, применяемые в качестве электроизоляционного материала. Устарел ГОСТ 5689—60 на фенопласты и т. д.

Назрела, видимо, необходимость замены действую­ щих технических условий на пластмассы, полимер­ ные материалы и изделия из них, выпущенные в- свое время различными ведомствами.

Большое значение для машиностроительных пред­ приятий имеет унификация деталей из пластмасс. На заводах «Уралэлектротяжмаш», электромедицинской аппаратуры, Уралхиммашзаводе проведенная унифи­ кация повысила уровень нормализации пластмассо­ вых деталей от 8 до 30 проц. На заводе электромеди­ цинской аппаратуры, например, нормализовано 50 на­ именований деталей, на Уралхиммашзаводе унифици­ ровано 600 и нормализовано свыше 100 наименований деталей. По номенклатуре это детали, часто встречаю­ щиеся в машинах, отработанные по конструкции, на­ дежные и долговечные в работе, хорошо освоенные в производстве — маховички, крышки и фланцы, коль­ ца, рукоятки, шайбы, опоры, корпусные детали, крон­ штейны и другие.

Дальнейшее расширение унификации и нормали­ зации деталей из пластмасс позволит повысить коэф­ фициент применяемости их (отношение количества наименований пластмассовых деталей к общему коли-

113

честву наименований детален в машине), который еще недостаточно высок п не превышает в среднем пяти процентов.

Институт СвердНИПТИмаш и ЦБТИ совнархоза подготавливают к изданию каталог-справочник типо­ вых деталей из полимерных материалов, используемых

визделиях машиностроения экономического района.

Вкаталог включаются все типовые детали. При этом изучаются возможности массового производства ти­ повых деталей с таким расчетом, чтобы при заимст­ вовании их из каталога-справочника для новых машин исключалось бы проектирование прессформ и не тре­ бовалось бы каждый раз оформлять заказы как на новую деталь. Каталог-справочник поможет уже в ближайшее время повысить использование пластмас­ совых деталей в два раза.

Достижения предприятий, умело применяющих пластмассы в конструкциях машин, популяризуются на передвижных стендах и выставках в Уральском Доме техники, на предприятиях и в отраслевых управ­

лениях совнархоза. На рис. 35 показан один из таких стендов пластмассовых деталей, установленных на Свердловском заводеэлектромедицинскойаппаратуры.

Инженерно-техническая общественность, в частно­ сти секция стандартизации и унификации технико­ экономического совета совнархоза, Свердловское об­ ластное правление НТО Машпром, Уральский Дом техники ведут активную пропаганду за внедрение пла­ стических масс в производство, проводят семинары, организуют школы передового опыта. И эта организа­ ционно-массовая работа приносит немалую пользу — пластические массы все больше проникают во все

! И


электромедицинской аппаратуры


отрасли народного хозяйства нашего экономического района.

Технино-энономичесная эффективность

применения пласт м асс в машиностроении

Широкое использование пластмасс в машинострое­ нии повышает экономичность машин как в изготовле­ нии, так и в эксплуатации. Снижается материалоем­ кость, улучшаются технологичность и эксплуатацион­ но-технические показатели работы машины.

Процесс переработки пластмасс в детали и узлы коренным образом отличается от процессов изготов­ ления металлических деталей. Он требует значительно меньшего оснащения, оборудования и затрат живого труда как на техническую подготовку, так и на изго­ товление самих деталей и узлов. Экономический эф­ фект от применения пластмасс в конструкциях машин зависит не только от снижения материалоемкости их, но и от уменьшения капиталовложений, сокращения трудоемкости изготовления и проектирования.

Следует отметить, что применение пластмасс в ма­ шиностроении не всегда экономически целесообразно; В зависимости от ряда технико-экономических пока­ зателей эффективность пластмасс различна. Установ­ лено, что в некоторых отраслях машиностроения применение пластмасс взамен черных металлов эко: номически нецелесообразно. Поэтому важно, чтобы имеющиеся ресурсы пластмасс были рационально использованы в тех областях, где они дают наиболь* ший эффект.

116

Однако на некоторых предприятиях пластмассы применяются исходя лишь из их технической харак­ теристики, без подсчета экономической целесообраз­ ности. Во многих случаях ограничиваются учетом количества черных и цветных металлов, заменяемых пластмассами или сопоставлением уровней себестои­ мости металлических и соответствующих им пласт­ массовых деталей и узлов. Иногда приводят данные о снижении веса и повышении сроков службы пласт­ массовых деталей и узлов по сравнению с металличе­ скими. Все эти отрывочные данные не могут в полной мере характеризовать экономическую эффективность применения пластмасс на предприятиях и тем более в масштабе всего экономического района.

Основными показателями технико-экономической эффективности применения пластмасс являются:

уменьшение веса и материалоемкости конструкций, снижение трудоемкости изготовления узлов и де­

талей, снижение себестоимости,

сокращение производственного цикла изготовления машин,

снижение трудоемкости и затрат на техническую подготовку производства,

высвобождение основных средств и рабочей силы, повышение эксплуатационных технико-экономиче­

ских параметров конструкций.

Использование пластмасс в машиностроении дает огромную экономию металлов, улучшает весовые ха­ рактеристики машин, снижает их материалоемкость. По данным специалистов, применение пластмасс в кабельной, электротехнической и радиотехнической

117


промышленности н других отраслях

машиностроения

в целом по стране позволит к концу

1965 года высво­

бодить для других целей 300 тысяч тонн цветных

металлов в год,

а черных металлов — до 20 проц. от

веса машин.

расширяют материальные ресурсы

Пластмассы

страны и позволяют при данном' уровне производства черных п цветных металлов выпускать дополнитель­ ное количество машин, механизмов и оборудования.

Экономия металлов и снижение материалоемкости и веса конструкций благодаря использованию пласт­ масс обусловлены двумя основными факторами: раз­ личием в удельных весах и снижением потерь мате­ риалов при обработке.

Как известно, пластмассы значительно легче, чем металлы. Так, удельный вес пластмасс, производство которых развивается наиболее быстрыми темпами (поливинилхлорид, полиэтилен, полипропилен, поли­ стирол и сополимеры), находится в интервале 0,92— 1,45. Это значит, что данные пластмассы легче алюми­ ния в 1,8—2,8 раза, стали в 4,0—8,5 раза. При этом небольшой удельный вес пластических материалов со­ четается с высокой механической прочностью.

Коэффициент использования проката черных ме­ таллов за последние годы в производстве автомоби­ лей, тракторов, электровозов, экскаваторов составлял 0,6—0,7, фрезерных станков — 0,35—0,45. Даже в пе­ редовых отраслях массового и крупносерийного маши­ ностроения отходы металла достигали 20—40 проц., а в отраслях серийного — превышали 50 проц. В целом по машиностроению отходы при механической обра­ ботке металла колеблются от 15 до 50 проц., а по сор-

181

"говому прокату — от 35 до 60 проц. Отходы при использовании медного проката составляют в среднем 35—40 проц., бронзового литья — 42—58 проц. В тя­ желом машиностроении нередки случаи использова­ ния черных металлов на 7—15 проц.

При переработке пластмасс в изделия коэффици­ ент полезного использования материалов повышается в среднем до 0,90—0,95. Иначе говоря, отходы при обработке пластмасс по сравнению с металлами сни­ жаются в пять раз. Причем отходы термопластов мо­ гут быть использованы повторно. Все эти преимуще­ ства пластмасс и предопределяют огромную экономию черных и цветных металлов.

Кроме того, нужно учитывать сроки службы дета­ лей. Если они сокращаются, то потребное количество комплектующих (запасных) деталей соответственно возрастает, и расход материалов увеличивается. Если сроки увеличиваются, то соответственно уменьшается износ деталей машины и расход материала.

Следовательно, при сопоставлении материалоемко­ сти металлических и пластмассовых конструкций не­ обходимо учитывать не только вес изделий и коэффи­ циент полезного использования материалов, но и срок эксплуатации конструкций.

Расчет эффективности замены различных матери­ алов пластмассами можно производить по следующей, формуле:

^ _ Вз

^ Сп

КПИп

3~ В п

С3

КПИз >

где /<з — коэффициент замены

материалов пластмассами;

В п — вес изделия из пластмасс;

119