Файл: Пластмассы заменяют металлы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В станкостроите­ льной промышлен­ ности увеличилось применение пласт­ масс для изготовле­ ния различных дета­ лей ' металлорежу­ щих станков, что не только улучшает их качество и внешний вид, но и дает значи­ тельную экономию.

На Алапаевском станкостроитель и о м заводе внедрено в производство 21 на­ именование пласт­ массовых деталей в

ряде узлов револьверных станков модели 1П365. Это в основном малонагруженные детали — штурвалы, рукоятки, кнопки, шаровые ручки, пробки, крышки, фланцы, колпачки и электроустаиовочные изделия. Перевод на пластмассу лишь шести наименований деталей управления станка (ручки, кнопки, штурвал) позволяет ежегодно экономить при малых сериях вы­ пуска изделий свыше 30 тонн металла и снижает трудоемкость на 400 нормо-часов. Одна из этих дета­ лей— штурвал для поперечного перемещения суппор­ та изображена на рис. 11. Штурвал делается из волокнита. Для прочности в местах сопряжения вала и ручки он армируется металлическими втулками, ко­ торые устанавливаются в процессе прессования.

Наиболее перспективно применение пластмасс в станкостроении для силовых (шкивы, зубчатые колеса и др.) и крупногабаритных деталей. Об этом свиде­ тельствует опыт передовых предприятий. Так, москов­ ский станкостроительный завод «Красный пролета­ рий» внедрил в производство 60 наименований пласт­ массовых деталей для токарно-винторезного станка 1К62, в том числе шкивы из волокиита для главного привода стайка взамен чугунных и крышку задней стенки коробки передач из ударопрочного полисти­ рола размером 250x900 мм.

Шкив из волокнита в пять раз легче чугунного, коэффициент использования материала при этом со­ ставляет 0,9, к тому же исключается трудоемкая ме­ ханическая обработка ручьев и торцевых поверхно­ стей шкива.

Крышки, изготовляемые литыми из чугуна с по­ следующей механической обработкой, обычно имеют толщину стенки не менее 8 мм, наружная и внутрен­ няя поверхность крышки обрабатывается в дробеструй­ ных камерах, обезжиривается, грунтуется и окраши­ вается. Пластмассовая крышка в шесть раз легче чу­ гунной и значительно технологичнее в изготовлении, что позволяет снизить трудоемкость изготовления в два-три раза за счет исключения операций механиче­ ской обработки, подготовки поверхности и окраски. Экономическая эффективность от применения пласт­ массовых изделий будет значительно больше, если шкивы, крышки и другие детали станков для Алапа­ евского станкостроительного завода будут изготов­ ляться централизованно на специализированных пред­ приятиях.

26


На московском заводе «Станкоконструкция» для станков модели Щ62 изготовляют из стеклопластиков методом контактного формования и напыления поли­ эфирной смолы и рубленого стеклянного волокна на переднюю и заднюю стойки, станины, корыта, лотки, кожухи для приводов ускоренного хода и главного движения, крышки коробки подач. Эти детали при эк­ сплуатации в течение ряда лет показали высокую работоспособность.

Другим примером эффективного применения пласт­ масс является использование капрона марки Б для накладных направляющих станков средних и крупных размеров. Пластмассовые накладные направляющие увеличивают долговечность тяжелых станков тем, что исключают образование задиров и замедляют из­ нашивание сопряженных чугунных направляющих станины.

Для накладных направляющих применяется так­ же и текстолит марки ПТ. Но капрон обладает значи­ тельно большей износостойкостью, чем текстолит.

Применение пластических масс в мотоциклостроении снижает трудоемкость изготовления деталей и значительно улучшает эксплуатационные качества машин. Коляска, сиденья, крылья, щитки, панели, ко­ лодки тормоза, диски сцепления, прокладки, крышки бензобаков, колпачки — вот далеко не полный пере­ чень деталей и узлов, которые могут изготавливаться из полимерных материалов. Ирбитскнй мотоциклет­ ный завод внедрил в серийное производство для мото­ циклов М-62 крышку воздушного фильтра (рис. 12)

27

из

пресспорошка,

шайбу фрикционную

амортизатора

руля

из

прессматериала

КФ-3, пробку бензо­

бака из пресспорош­

ка (рис. 13) и воз­

духопроводы из

ре­

зины.

 

 

лишь

Освоение

четырех

наименовав

ний

пластмассовых

деталей

позволило

заводу

уменьшить

трудоемкость

на

22

Р и с . 12. Крышка воздушного фильтра тысячи

нормо-часов,

снизить

расход

ста­

льного листа, проволоки и труб на 38 тонн, никелевых анодов на 900 кг и получить 32 тысячи рублей эконо­ мии в год. Кроме того, при изготовлении сборных изделий из пластмассы сокращается количество де­ талей. Так, пробка бензобака в металлическом ис­ полнении состоит из пяти деталей, а в пластмассо­

вом — из двух.

На заводе осваивается производство новых конст­ рукций дисков сцепления двигателя (рис. 14) и коло­ док тормоза (рис. 15) с прнформованными наклад­ ками из фрикционного материала взамен приклепки. Накладки диска сцепления и тормоза ранее разрабо­ танных конструкций крепятся латунными заклепка­ ми и изготовляются из дорогого материала. В связи с небольшими габаритами этих изделий оказалось

28


Возможным

прессова­

 

 

ние диска

сцепления и

 

 

тормоза

в стационар­

 

 

ных

обогреваемых

 

 

прессформах.

Причем,

 

 

диск и колодка тормо­

 

 

за, являясь как бы

 

 

арматурой,

надежно

 

 

скрепляются

с наклад­

 

 

ками за счет отверде­

 

 

ния прессматериала в

 

 

специальных

пазовых

 

 

вырезах диска и отвер­

 

 

стиях тормозной колод­

Р и с.

13. Пробка бензобака

ки. В итоге экономится

цветной металл, значи­

 

изготовления дета­

тельно снижается трудоемкость

лей, что даст экономию заводу свыше 100 тысяч руб­ лей в год. Промышленные испытания показали, что диск с приформованными накладками обладает стойкостью в три раза более высокой, чем диск с приклепанной накладкой..

Испытания опытных крупногабаритных деталей мотоцикла — коляски, щитка переднего и заднего ко­ леса, бензобака из стеклопластиков также показали хорошие результаты. Крупногабаритные детали из стеклопластиков виброустойчивы, стойки против кор­ розии, износоустойчивы в тяжелых условиях эксплуа­ тации. Кроме того, оснастка для их производства об­ ходится значительно дешевле по сравнению со штам­ пами для деталей из металлов. Однако необходимо отметить очень высокую стоимость стеклопластиков

29



по сравнению с ли­ стовой сталыо, что сдерживает их ос­ воение в производ­

стве.

Все больше при­ меняются пластмас­ сы для детален электрооборудов а и и я, осветительной, арма-' туры автомобилей. Сотни тонн прессматериалов (К-21—22,.

К-18—2, АГ-4, во-

локнит) и в том чи­

Р и с . 14. Диск сцепления мотоцикла сле термопластов

(анид, капрон, поли­ стирол) перерабаты­ вает в изделия Тюменский завод автотракторного

электрооборудования. На рис. 16 показаны крышки распределителя зажигания из прессматериала К-21— 22. Их выпускают около двух миллионов штук в год. Кроме того, завод изготовляет крышки катушек зажи­ гания, панели, наконечники, колодки, каркасы, клемники, изоляционные пластины, основания и крышки бензонасоса.

На Нижне-Тагильском заводе пластмасс освоено производство тормозных колодок из фрикционного ма­ териала КФ-3 (рис. 17). Применявшиеся ранее на же­ лезнодорожном транспорте чугунные тормозные ко­ лодки при больших скоростях не отвечали требова­ ниям безопасности движения. Колодки из пресском-

30

Р и с . 16.

Крышка распределителя зажигания

из

прессматериала К-21—22

Р и с . 17. Тормозные колодки из прессматсриала КФ-З

позиции КВ-10 позволили резко сократить тормозной путь поездов при повышенных скоростях движения и в три-четыре раза снизили износ тормозных колодок. Кроме того, применение полимеров для тормозных колодок сберегает тысячи тонн черных металлов.

П ласт м ассы

в элентротехничесной

промышленности

Обладая высокими диэлектрическими свойствами^ пластмассы ни в одной отрасли машиностроення~"нф дают такого технико-экономического эффекта, как в электротехнической промышленности. Пластмассовая изоляция позволяет увеличивать мощность ‘ высоко­ вольтной аппаратуры, двигателей, электрических ма­ шин, проводов, существенно сократив их размеры и вес.

Завод «Уралэлектротяжмаш» ежегодно потребляет

32

свыше 1500 тонн различных видов пластмасс, в том числе текстолит, древесно-слоистые пластики, гетииакс, стеклотекстолит, термореактивные прессовоч­ ные материалы, эпоксидные компаунды, полиамиды п другие.

Особенно широко применяются полимерные мате­ риалы в конструкциях и-узлах высоковольтной аппа­ ратуры, где пластмассы дают возможность не только снизить расход дефицитных цветных металлов и спла­ вов, но и значительно улучшить технико-эксплуатаци­ онные параметры аппаратуры, повысить ее надеж­ ность, сократить габариты и вес.

Применение капрона, стеклопластиков для изоля­ ционных корпусов, дугогасительных камер, тяг, кар­ касов катушек, изоляции контактов держателей пру­ жин, болтов в высоковольтной аппаратуре повысило надежность аппаратов, сделало детали более конст­ руктивными, снизило трудоемкость их изготовления. Производство деталей по новой технологии — прессо­ ванием или литьем из пластмасс, как правило, сопро­ вождается их конструктивными изменениями, повыше­ нием жесткости, упрощением отдельных мест, получе­ нием более рациональных геометрических форм. На рис. 18 изображены крышки масляного выключателя ВМП-10, изготавливаемые из волокнита, а для экс­ портного исполнения выключателя — из пластмассы АГ-4.

Внедрение этих деталей в производство снизило трудоемкость их изготовления на 90 проц. и дало эко­ номии 13 тони цветных металлов.

Замена стеклопластика на основе эпоксидных смол прессматериалом АГ-4 для тяг масляных выключа-

з Заказ № 573

33