Файл: Описание особенностей судовых огней военных кораблей и сигналов, подаваемых кораблями и судами для обеспечения безопасности плавания..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а) Следующие действия, выполняемые последовательно само­ летом, означают, что самолет указывает плавучему средству направление на самолет или на плавучее средство, потерпевшее бедствие:

5 — описывает по крайней мере один круг над плавучим сред­ ством;

— пересекает близко по носу на малой высоте проекцию курса плавучего средства, открывая и закрывая дроссельный клапан или изменяя шаг пропеллера;

10 — летит в направлении, в котором должно идти плавучее средство.

Повторение таких действий имеет то же значение.

б) Следующее действие, выполняемое самолетом, означает, что помощь плавучего средства, которому подан сигнал, больше

15не требуется:

пересекает след плавучего средства близко по корме на

малой высоте, открывая и закрывая дроссельный клапан или изменяя шаг пропеллера.

Г л а в а 2

ОГНИ И СИГНАЛЫ подводных лодок

Особенности судовых огней подводных лодок

Конструктивные особенности подводных лодок не предостав­ ляют возможностей для полного удовлетворения требований 5 ППСС относительно расположения и секторов освещения судо­ вых огней. Так, например, из-за отсутствия мачт большинство подводных лодок несет только один топовый огонь. Этот огонь

и

отличительные огни располагаются на рубке лодки низко

и

с небольшим разносом.

10

 

Гакабортный огонь на некоторых

лодках также устанавли­

вается на рубке. В штормовую погоду, а при неполностью про­ дутом балласте даже при слабом волнении, гакабортный и отли­ чительные огни заливаются водой и плохо видны. Во многих слу­ чаях не удается точно соблюсти требования ППСС к секторам 15 освещения огней.

Вследствие указанных причин огни подводных лодок откры­ ваются позже, чем огни надводных кораблей, не дают четкого представления о размерах подводной лодки и ее курсе. Эти обстоятельства неоднократно вводили в заблуждение даже опыт­ 20 ных мореплавателей и являлись причинами аварийных проис­ шествий. Поэтому все мореплаватели должны знать особенности судовых огней подводных лодок, чтобы безошибочно опознавать их и своевременно принимать необходимые меры предосторож­

ности при расхождении с ними.

25

Ниже приводятся особенности судовых огней подводных

 

лодок некоторых государств.

 

Подводные лодки СССР несут один топовый огонь, который устанавливается в передней части рубки на высоте 3,5—4,5 м от палубы. Отличительные огни располагаются в средней части 30 рубки на высоте 2—3 м от палубы. Гакабортный огонь находится в кормовой части подводной лодки на высоте не более 1 м от поверхности воды.

11


Подводные лодки Великобритании несут два топовых огня.

Передний топовый огонь устанавливается в носовой части под­

водной

лодки на

высоте 0,3—1,8 м (1—6 фут.) над палубой,

а задний топовый

огонь — на рубке. Передний

топовый огонь

5 может

находиться

ниже отличительных огней,

что производит

необычное впечатление. Гакабортный огонь помещается в кор­ мовой части лодки и также значительно ниже отличительных огней.

Подводные лодки Канады могут нести один или два топовых 10 огня. Передний топовый огонь устанавливается в носовой части подводной лодки на высоте около 4,3 м (14 фут.) от поверхности воды. Задний (или единственный) топовый огонь устанавливается над рубкой на высоте около 8,5 м (28 фут.) от поверхности воды. Гакабортный огонь находится в кормовой части лодки на высоте

15 около 2,4 м (8 фут.)

от поверхности воды. Этот огонь может

устанавливаться

и

в

кормовой части рубки

приблизительно

в 33,5 м (ПО фут.)

от кормы. Отличительные

огни канадских

подводных лодок

устанавливаются на рубке в 3,0 м (10

фут.)

один от другого и в 6,1

м (20 фут.) от поверхности воды,

т. е.

20 выше переднего и ниже заднего топового огня.

 

 

Подводные лодки Норвегии несут свои ходовые огни на рубке. На некоторых подводных лодках гакабортный огонь установлен на корме на высоте около 1 м от ватерлинии.

Подводные лодки США несут только один топовый огонь, 25 который освещает дугу горизонта в 27 румбов, т. е. от направле­

 

ния прямо по носу до 5,5 румба

(62°) позади траверза с каждого

 

борта.

Расположен

топовый

огонь на высоте не менее 4,6 м

 

(15 фут.) от поверхности воды.

 

 

 

Отличительные огни подводных лодок США светят так, что

30 оба огня могут усматриваться

одновременно

с направлений,

 

несколько отличных от направления прямо по носу подводной

 

лодки. Каждый из этих огней

бывает

виден

в секторе до 30°

 

позади траверза соответствующего борта.

 

35

Гакабортный огонь освещает дугу горизонта в 23 румба, т. е.

по 11,5

румба

(126°)

в обе стороны от направления прямо по

 

корме.

Этот

огонь

устанавливается

на расстоянии от 6,1 м

 

(20 фут.) до 57,9 м

(190 фут.) от кормы.

 

 

Носовой якорный огонь оборудуется на высоте не менее 1,8 м

40

(6 фут.)

над корпусом, а кормовой якорный огонь — на большей

высоте.

 

 

 

 

 

 

 

Подводные

лодки

США не оборудованы для несения огней

 

судна, лишенного возможности управляться.

 

 

Подводные лодки Турции несут свои отличительные и топо­

 

вый огни на рубке,

а гакабортный — на корме.

45

Подводные лодки Швеции несут двойной комплект отличи­

 

тельных огней,

расположенных

вертикально один над другим.

12


Сигналы о присутствии подводных лодок

Для предупреждения судов о присутствии подводных лодок в том или ином районе моря надводные корабли, сопровождаю­ щие подводные лодки, несут обычно флажный сигнал «ХП»

(«НР») или «ОИЫ» («OIY») по Международному своду сигна­ 5 лов «Подводные лодки проводят учение поблизости; следуйте с большой осторожностью». Кроме того, корабли по возможности передают об этом по радио сигналом «АЛЗИЖ-ИСЦЩУ» («ALZIV-ISCQU») («Обращаем ваше внимание на подводные

лодки») или открытым текстом на установленной международ­ 10 ной волне (600 м).

В темное время суток надводные военные корабли предупре­ ждают проходящие суда о присутствии подводных лодок, исполь­ зуя для этого имеющиеся в их распоряжении средства связи.

Основное назначение сигнала для обозначения присутствия 15 подводных лодок состоит в том, чтобы предупредить суда о необ­ ходимости обойти на достаточно большом расстоянии корабль,

показывающий этот сигнал, и тем

самым избежать опасности

столкновения с подводной лодкой,

находящейся в подводном

положении.

20

Нахождение подводной лодки в надводном положении вблизи

 

от корабля, несущего предостерегательный сигнал, не означает,

 

что судно может продолжать движение без соблюдения необхо­

 

димой осторожности, так как в этом районе могут находиться

 

другие подводные лодки в подводном положении.

25

Подводная лодка в подводном положении может быть обна­ ружена визуально лишь в том случае, если она находится на такой глубине, когда видны ее перископ, устройство РДП, радио­ локационная антенна или другие выдвижные устройства. Иногда лодка может быть обнаружена по всплывающим воздушным 30 пузырям или буксируемому на поверхности моря поплавку или бую. В некоторых странах (например, в Югославии) для обеспе­ чения опознавания лодки на перископной глубине к перископу прикрепляется красный флаг.

В темное время суток всплывшая подводная лодка может 35 быть обнаружена по ходовым огням. Иногда подводные лодки перед всплытием выстреливают цветные сигнальные ракеты или дымовые шашки.

В некоторых случаях указанием на то, что поблизости нахо­ дятся подводные лодки, могут служить гидроакустические буи, 40 сбрасываемые с самолетов. Эти буи имеют цилиндрическую форму и окрашены в яркие цвета. Буи снабжены штыревой антенной.

Мореплаватель, обнаруживший гидроакустические буи, не должен их путать с аварийно-сигнальными буями подводных 45 лодок, описанными ниже.

13


ной поверхностью и соблюдать меры предосторожности. Лучше

всего такие районы обходить.

общепринятых

сигналы

Ниже

описываются

отличные от

о присутствии подводных лодок некоторых государств.

 

Корабли Индонезии,

Нидерландов,

Швеции, сопровождаю­ 5

щие

подводные

лодки,

несут днем четырехугольный или тре­

угольный

красный флаг.

 

 

 

Корабли Испании и Португалии, сопровождающие подвод­

ные лодки

в районах учений, несут днем на видимом месте

четырехугольный

красный флаг. Вне

района — несут

сигнал 10

«ХП»

(«НР») по Международному своду сигналов.

 

Подводные лодки Португалии, выполняя ночью упражнения в подводном положении, показывают свое место вертикальным лучом прожектора. При погружении лодки на глубину около 20 м

свет прожектора на поверхности моря представляется в виде све­ 15 тящегося пятна с расплывчатыми краями. При всплытии лодки виден вертикальный луч прожектора.

Суда, увидевшие светящееся пятно на поверхности моря или вертикальный луч прожектора, должны покинуть этот район.

Суда-мишени США, находящиеся в районе учений во время 20 практических торпедных стрельб подводных лодок, несут боль­ шой красный флаг.

Корабли ФРГ, сопровождающие подводные лодки, кроме сигнала «ХП» («НР») по Международному своду сигналов, до­ полнительно несут следующий сигнал согласно правилу 4 (с) 25 ППСС.

Днем.

Красный шар — белый ромб — красный шар.

Ночью.

Красный огонь — белый огонь — красный огонь.

Корабли

Югославии,

сопровождающие

подводные лодки,

кроме сигнала «ХП»

(«НР») по Международному своду сигна­ 30

лов, несут на мачте черный флаг.

 

 

 

Опознавательные сигналы подводных лодок

Для

облегчения

своевременного обнаружения

подводных

лодок в

ряде государств

были введены для

своих

подводных

лодок специальные опознавательные сигналы

(огни).

35

Подводные лодки Дании могут нести желтый часто-пробле­ сковый огонь (приблизительно 190 проблесков в минуту), уста­ новленный в диаметральной плоскости лодки на 1 м выше топо­ вого огня.

Подводные лодки Норвегии при встрече с судами на фарва­ 40

терах и узкостях освещают свой корпус прожектором.

вращаю­

Подводные лодки США и Японии несут желтый

щийся часто-проблесковый огонь

(90 проблесков в минуту),

видимый

вокруг по всему горизонту

на расстоянии

не

менее

3 миль. Этот огонь устанавливается

на высоте не менее

1,8 м 45

(6 фут.)

над топовым огнем.

 

 

 

15