Файл: Описание особенностей судовых огней военных кораблей и сигналов, подаваемых кораблями и судами для обеспечения безопасности плавания..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а 3

ОГНИ И СИГНАЛЫ НАДВОДНЫХ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ

Как и подводные лодки, многие надводные военные корабли имеют особенности, не позволяющие устанавливать на них судо- 5 вые огни в строгом соответствии с требованиями ППСС. Напри­

 

мер, на авианосцах в большинстве случаев ходовые огни сме­

 

щены к правому борту. Многие военные корабли не имеют вто­

 

рого топового огня, а если и несут его, то сокращают вертикаль­

10

ное и горизонтальное расстояние между топовыми огнями.

На военных кораблях могут быть установлены огни специ­

 

ального назначения: опознавательные, посадочные, предупреди­

 

тельные и т. п.

 

в других особых случаях военные

 

Во

время

маневров и

 

корабли могут не нести никаких огней, хотя при подходе к судо-

15 ходным

путям

они

обычно

зажигают

огни.

 

 

военных

 

Военные корабли

Великобритании.

Большинство

 

кораблей

Великобритании

не

несет

второго топового огня.

 

На некоторых крейсерах сокращено вертикальное и горизонталь­

20

ное расстояние между топовыми огнями.

 

 

 

 

Авианосцы в связи с особой их конструкцией имеют следую­

 

щие особенности в расположении судовых огней.

 

 

 

1.

 

Топовые огни смещены от диаметральной плоскости к пра­

 

вому бортуГоризонтальное расстояние между топовыми огнями

25

значительно уменьшено.

располагаются

на бортах

корпуса

2.

Отличительные

огни

 

авианосца или по обеим сторонам надстройки, смещенной к пра­

 

вому борту. В последнем

случае левый

отличительный огонь

 

может находиться на расстоянии до 30,5 м (100 фут.) от левого

30

борта

корабля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Большинство авианосцев зажигает четыре белых якорных

 

огня:

 

 

расположенные

несколько

ниже

посадочной

 

— два огня,

 

палубы в носовой части корабля

(по одному огню

на

каждом

35

борту);

 

 

 

 

корабля

(по одному огню на

— два огня в кормовой части

каждом борту), расположенные ниже носовых огней не менее чем на 4,57 м (15 фут.).

Военные корабли Дании не несут второго топового огня.

24


Военные корабли Канады. Большинство военных кораблей Канады не имеет второго топового огня.

Авианосцы Канады несут огни, аналогичные огням авианос­ цев Великобритании (стр. 24).

Вертолетоносцы Канады во время взлета и посадки верто­ 5 летов зажигают одновременно или порознь следующие огни дополнительно к судовым огням.

1.Красные огни на фок-мачте, грот-мачте и кормовой части ангара.

2.Групповой огонь на кормовой части ангара, состоящий из 10 шести красных, шести зеленых и шести желтых огней.

3.Белые очень яркие огни полетной палубы.

Военные корабли США. Крейсера. Сектор видимости заднего топового огня на некоторых тяжелых крейсерах США может

быть на один румб меньше,

чем предусмотрено ППСС.

15

 

Авианосцы США несут огни, аналогичные огням авианосцев

 

Великобритании (стр. 24).

 

 

 

 

Штабные корабли, оборудованные на базе авианосцев, имеют

 

следующие; особенности в расположении судовых огней.

 

 

1. Ходовые огни расположены симметрично диаметральной 20

плоскости

(сдвига в сторону правого борта

нет).

 

4,6

2.

Передний

топовый

огонь расположен

на высоте более

 

м

(15; фут.)

от корпуса корабля.

 

 

(3

3. Нижний буксирный огонь расположен на высоте от 0,9 м

 

фут.)

^о 2,7

м (9 фут.)

от корпуса корабля.

25

4. Количество и расположение якорных огней такое же, как на авианосцах.

Суда для спасения экипажей самолетов и торпедные катера

несут топо|вый огонь на 4,3 м (14 фут.) ниже требуемой ППСС

высоты.

30

Торпедные катера несут нижний буксирный огонь до 1,2 м

(4 фут.)

нцже требуемой ППСС высоты.

На эскадренных миноносцах-ракетоносцах и других кораблях типа эсмирцев, а также артиллерийских катерах два нижних буксирных! огня расположены на расстоянии от 0,9 м (3 фут.) 35 до 4,6 м (:15 фут.) друг от друга по вертикали вместо предпи­ санных ППСС 1,8 м (6 фут.). Артиллерийские катера передний топовый огонь несут на высоте более 5,2 м (17 фут.) от корпуса корабля, j

Десантные катера для перевозки боевой техники, а также 40 малые танкодесантные корабли несут только один топовый огонь, который расположен в кормовой части корабля. На некоторых кораблях такого типа топовый огонь сдвинут к правому борту на расстояний до 3,3 м (И фут.) от диаметральной плоскости.

Сторожевые катера на подводных крыльях несут топовый 45 и якорный огни несколько позади средней части корабля; якор­ ный огонь устанавливается на высоте более 6,1 м (20 фут.) от корпуса.

25


•От

Суда береговой охраны длиной 64 м (210 фут.) несут перед­ ний топовый огонь на высоте 2,4 м (8 фут.) от корпуса корабля.

Суда береговой охраны длиной 25 м (82 фута) и 28,9 м (95 фут.):

— лишенные возможности управляться, поднимают два чер­

ных шара

или два красных огня на

расстоянии 1,2 -и (4 фут.)

друг от друга по вертикали

вместо

предусмотренных ППСС

1,8 м (6

фут.);

производстве гидрографических

— при

прокладке кабеля,

10или других подобных работ не несут сигнал, предписанный пра­ вилом 4 (с) ППСС;

при посадке на мель поднимают три черных шара на рас­ стоянии 0,3 м (1 фут) друг от друга по вертикали вместо пред­ писанных ППСС 1,8 м (6 фут.).

Предельные отступления от предусмотренных ППСС номиналов, допускаемые при установке судовых огней на кораблях США

Предельно допустимые отступления

 

 

от высоты

от вертикаль­

Отношение

Минимальное

 

 

горизонталь­

горизонталь­

 

Класс кораблей

установки

ного расстоя­

ного расстоя­

ное расстояние

 

переднего

ния между

ния между

 

между топо­

 

 

топового огня

топовыми

топовыми

 

выми огнями

 

 

(ниже преду­

огнями

огнями к вер­

ж (фут.)

 

 

смотренной

(меньше пре­

тикальному 3

 

 

 

ППСС)

дусмотренного

 

 

 

 

 

 

ППСС)

 

 

 

 

 

 

м (фут.)1

 

 

 

 

 

 

м (фут.)1*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

 

 

5

Крейсера.

0,9 или

 

8,8(29)

Авианосцы.

3,3(11)

 

ближе к 1

 

0 ,6 (2 )

0,7 или

1

6 ,1 (2 0 )

Вспомогательные су­

12,2(40)

0,9(3)

ближе к

5.8(19)

0,9 или

1

да (плавбазы, сетевые

 

 

ближе к

 

заградители, спасатель­

 

 

 

 

 

 

ные

судоподъемные

 

 

 

 

 

 

суда и т. п.).

5,5(18)

0,9(3)

0,9 или

 

5,2(17)

Эскадренные мино­

 

носцы.

12,2(40)

1,5(5)

ближе к 1

6,4(21)

Морские десантные

1.0

 

суда.

 

5,2(17)

1,5(5)

1,1

 

5.8(19)

Дозорные суда.

 

Минные тральщики.

4,9(16)

0.9(3)

0,6

или

1

2,4(8)

Суда обслуживания.

4,9(16)

1,5 (5)

ближе

к

3,7(12)

0,6

или

 

Артиллерийские ка­

2,1(7)

 

ближе к 1

5,8(19)

1,3

 

тера.

 

 

 

 

 

 

 

1 Минимальная высота, предусмотренная ППСС, 6,1 ж (20 фут.) над корпусом, а если ширина судна превышает 6,1 ж (20 фут.), то на высоте над корпусом не менее этой ширины.

3 Минимальное расстояние, предусмотренное ППСС, 4,6 ж (15 фут.). 3 Минимальное отношение, предусмотренное ППСС, 3: 1.

26


Военные корабли ФРГ могут не нести второго топового огня. На малых кораблях топовый огонь может находиться на

высоте менее 6,1 м над корпусом.

Военные корабли Югославии при плавании в составе соеди­

нения

периодически

зажигают следующие огни.

5

1.

Проблесковые

огни (красный с левого

борта,

зеленый —

с правого)

с дальностью видимости 2 мили.

Огни

устанавли­

ваются на

уровне

грот-рея.

 

 

2.Голубой постоянный или проблесковый огонь, видимый вокруг по всему горизонту на расстоянии не менее 1 мили. Огонь 10 устанавливается на мачте.

3.Красный постоянный или проблесковый огонь, видимый

вокруг по всему горизонту на расстоянии не менее 2 миль. Огонь устанавливается на мачте.

4.Белый постоянный или затмевающийся огонь, видимый 15 вокруг по всему горизонту. Огонь устанавливается на мачте.

5.По одному белому постоянному или проблесковому огню

на каждом ноке грот-рея. Огни видимы вокруг по всему гори­ зонту и. зажигаются одновременно.

Предупредительные сигналы, поднимаемые в районе стрельб. 20

В большинстве стран надводные корабли, несущие охранную службу в районах стрельб, поднимают следующие предупреди­ тельные сигналы.

Днем. Большой красный флаг на топе мачты.

Ночью. Красный постоянный или красный проблесковый 25 огонь (огни).

Корабли и самолеты, выполняющие ночные учебные стрельбы, для указания своих действий могут выстреливать ярко-красные' или оранжевые сигнальные ракеты.


Г л а в а 4

ОГНИ И СИГНАЛЫ СУДОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ п о с т р о й к и И РЫБОЛОВНЫХ СУДОВ

Опознавательные сигналы английских судов на воздушной 5 подушке. Суда на воздушной подушке несут желтый часто-про­ блесковый огонь, видимый вокруг по всему горизонту на рас­

стоянии 5 миль.

Опознавательные сигналы малых океанографических станций США. Океанографические станции США представляют собой 10 надлежаще оборудованные небольшие суда без экипажа, кото­ рые стоят на якоре или дрейфуют на большом расстоянии от берега. Океанографические станции окрашены желтыми и крас­ ными широкими флуоресцирующими полосами (вертикаль­ ными — станции, стоящие на якоре, и горизонтальными — дрей-

15 фующие станции).

Ночью станции несут очень яркий бело-голубой огонь, даю­ щий в течение 2—5 сек. частые проблески с последующим пере­ рывом на 15—18 сек. (весь цикл — не менее 20 сек.).

Станции оборудованы туманным колоколом или туманным 20 горном, имеют радиолокационные отражатели.

Сигналы рыболовных судов СССР, занимающихся ловом рыбы в Атлантике и прилежащих морях (дополнительно к сиг­ налам, установленным ППСС). Суда, занятые ловом рыбы тра­

лом,

несут и

подают

следующие сигналы

для обозначения

25 состояния

своих

орудий

лова.

расположенные

1.

При

вымете снастей — два белых огня,

на мостике вертикально один над другим и видимых вокруг по всему горизонту на расстоянии не менее 2 миль. Нижний огонь установлен на высоте не менее 1,5 м, а верхний — 2,4 м над отли-

30

чительными

огнями.

В тумане подают один продолжительный

 

и два коротких звука через промежутки времени не более ЗОсек.

 

2. При

выборке

снастей — один

белый огонь. В тумане

 

подают сигнал, указанный в пункте 1. Если судно не имеет хода

35

относительно воды,

то оно через 10

сек. после этого сигнала

подает еще два продолжительных звука. В этом случае сигналы

 

подаются через промежуток времени не более 1 мин.

28