ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ СССР
контрольны;; экземпляр
КР А Т К И Й
СПРАВОЧНИК
п о
ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАМ
Ордена Трудового Красного Знамени ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР
М О С К В А - 1 9 6 8
Справочник разработан преподавателями Центральных офицерских курсов
Войск ПВО страны. |
1 |
и IV написаны инженер-подполковником Кравчен |
|||||||
Введение |
и главы |
||||||||
ко Я. П.; |
главы II, |
III, |
VII |
и IX — инженер-подполковником Тимофеевым В. С.; |
|||||
главы V, |
VI, |
VIII, |
X и XI — майором т/с Адаменко В. |
3. |
|
внутреннего |
|||
В Справочнике помещены технические данные |
по |
двигателям |
|||||||
сгорания, |
генераторам переменного тока, щитам |
управления, |
аккумуляторным |
||||||
батареям' и эксплуатационным материалам бензоэлектрических |
и |
дизель-элек- |
|||||||
трических |
электроустановок |
(агрегатов питания). |
Даны основные |
сведения по |
низковольтному электрооборудованию и подшипникам электроустановок, а также по преобразователям частоты.
Справочник предназначен для лиц, связанных с эксплуатацией электроуста новок в радиотехнических войсках ПВО страны.
В В Е Д Е Н И Е
На большинстве передвижных электроустановок (агрегатов
питания) вырабатывается электрическая энергия |
переменного |
тока. Наиболее важное преимущество переменного |
тока — про |
стота трансформации одного напряжения в другое. |
|
ВСССР энергосети переменного тока рассчитаны на напряже ние в 127, 220 и 380 в. Частота тока в сети 50 гц. Используются главным образом трехфазные сети переменного тока.
Передвижные электроустановки состоят из генератора перемен ного тока и двигателя, обычно внутреннего сгорания. Напряжение вырабатываемого тока 230 и 400 в, частота — 50 и 400 гц.
Основными потребителями переменного тока от передвижных электроустановок являются различные комплекты специальной аппаратуры.
Внастоящее время в войсках имеется значительное количество автономных источников электроэнергии, но до сих пор нет какоголибо пособия, обобщающего справочные данные по ним и дающего практические рекомендации по эксплуатации.
Настоящий справочник восполнит до некоторой степени ука-. занный выше пробел и окажет практическую помощь лицам, непо
средственно эксплуатирующим электроустановки в войсках.
ГЛАВА I
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Двигателем называется машина, преобразующая какой-либо вид энергии в механическую работу.
Двигатели, применяющиеся на электроустановках, по числу хо дов, или тактов поршня, разделяются на четырехтактные и двух тактные.
Марка УД-1 означает: «Ульяновец», двигатель одноцилиндро вый.
Марка 2ч8,5/11 или 4ч8,5/11: |
первая цифра — число цилиндров |
|
двигателя, |
ч — четырехтактный, |
число в числителе — диаметр ци |
линдра в |
сантиметрах, в знаменателе — ход поршня в санти |
|
метрах. |
|
|
1Д6-100АД: первая цифра — группа модификаций, Д — дизель ный, б — число цилиндров, 100 — мощность двигателя в л. с., АД — агрегата дизельного.
Д-40: Д — дизельный, 40 — мощность двигателя в л. с. Д6С-150: Д — дизельный, 6 — число цилиндров, С — стацио
нарный, 150 — мощность двигателя в л. с.
Технические характеристики карбюраторных двигателей приве дены в табл. 1, а дизельных — в табл. 2.
Т а б л и ц а 1
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕТЫРЕХТАКТНЫХ КАРБЮРАТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
|
|
Единица |
|
Условное обозначение |
|
|
Показатели |
|
|
|
|
||
измере |
|
|
|
|
||
|
|
ния |
УД-1 |
УД-2 |
„Москвич-407“ |
ГАЗ-322Б |
Номинальная мощ- |
Л. С, |
4 |
8 |
16 |
30 |
|
ность |
|
|
|
|
|
|
Число цилиндров |
— |
1 |
2 |
4 |
4 |
|
Диаметр |
цилиндров |
ММ |
72 |
72 |
76 |
92 |
Ход поршня |
мм |
75 |
75 |
75 |
92 |
|
Степень |
сжатия |
— |
5 |
5 |
7 |
6,7 |
Скорость |
вращения |
об/мин |
3000 |
3000 |
3000 |
1500 |
Порядок |
работы ци- |
— |
— |
1—2 |
1 - 3 - 4 —2 |
1 3 4 2 |
линдров |
|
|
|
|
|
|
Тип магнето Модель . карбюратора
Сорт . применяемого топлива
— |
М-24Б М-68 |
— |
— |
— |
К-13В К-13В |
К-59Ж |
К-22П |
— |
А-66 или А-70 |
А-72 |
А-72 |
Расход |
топлива |
|
кг/ч |
1,5 |
3,0 |
4,3 |
5,25 |
|||
Емкость системы пи-. |
л |
13,0 |
19,0 |
32,0 |
48 |
|||||
танин |
|
|
|
|
|
|
|
Комб!шированная |
||
Система |
смазки |
|
|
|
||||||
Давление |
в |
системе |
кг/см'2- |
0,5 |
0,5 |
0,8—2 |
1,5—4 |
|||
смазки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Емкость |
системы |
|
Л |
2 |
4 |
4,3 |
6,5 |
|||
смазки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сорт |
применяемого |
|
|
|
|
|
||||
масла: |
|
|
|
|
|
|
|
АК-10 Г'ОСТ 1862—1>7 |
||
летом |
|
|
|
|
|
|
||||
зимой |
|
|
|
|
— |
|
АК-6 ГОСТ 1862—57 |
|||
Температура |
масла |
град |
— |
— |
80—90 |
Не более 105 |
||||
Система |
охлаждения |
— |
Воздушная |
Водяная |
Водяная |
|||||
Емкость |
системы |
ох- |
л |
— |
— |
7,8 |
■ |
|||
лаждения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Температура |
воды |
г р а д |
— |
— |
80—90 |
80—90 |
||||
Зазор |
выпускных |
кла- |
ММ |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,25—0,30 |
|||
панов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зазор |
впускных |
кла- |
ММ |
0,2 |
0,2 |
0,15 |
0,25—0,30 |
|||
панов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гарантийный срок |
|
ч |
800 |
800 |
1000 |
____ |
||||
службы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сухой |
вес |
двигателя |
к г |
70 |
95 |
150 |
185 |
|||
До капитального |
ре |
|
|
|
|
|
||||
монта: |
|
|
|
|
|
ч |
1800 |
1800 |
1500 |
3200 |
первого |
|
|
|
|||||||
последующего |
|
ч |
1440 |
1440 |
1200 |
2700 |
2—403 |
5 |
Показатели
Номинальная мощ
ность Число цилиндров
Диаметр цилиндров Ход поршня Степень сжатия Скорость вращения
Порядок работы ци линдров
Сорт применяемого топлива
Расход топлива Емкость системы пи
тания Система смазки
Давление в системе смазки
Емкость системы смазки
Сорт применяемого масла: -
летом
зимой
Температура масла, входящего в двигатель
Температура масла, выходящего из двига теля
Система охлаждения Емкость системы ох
лаждения Температура воды
Зазор впускных кла панов
Зазор выпускных кла панов
Зазор между тарелями впускных и выпуск ных клапанов и затыл ками кулачков распре делительных валов
Гарантийный срок службы
До капитального ре монта
Сухой вес двигателя
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
|
|
|
|
Условное |
|
измерения |
2ч8,5/11 |
|
4ч8 5/11 |
ЯАЗ-204Г |
|
|
|
|
|||
л. с. |
10 |
|
20 |
60 |
|
мм |
2 |
|
4 |
4 |
|
85 |
|
85 |
108 |
|
|
мм |
ПО |
|
ПО |
127 |
|
об/мин |
17 |
|
17' |
17 |
|
1500 |
|
1500 |
1500 |
|
|
|
|
|
1—3—4—2 |
1—3—4—2 |
|
— |
|
|
|
Д и з е л ь н о е |
|
л/н |
2,9 |
1 |
5,7 |
17,1 |
I |
л |
20 |
|
35 |
300 |
I |
|
|
|
|
К о м б и |
|
кг/см2 |
1,5—3,5 |
|
1,5—3,5 |
1,5—4,5 |
|
л |
6 |
|
9 |
16,5 |
|
|
ДП-11, |
|
ДП-11, |
ДП-11 |
|
|
МТ-16П, |
|
МТ-16П, |
|
|
|
МС-14 |
|
МС-14 |
ДП-8 |
|
|
То же |
|
То же |
|
|
град |
— |
|
— |
|
|
град |
80—90 |
|
80—90 |
80—90 |
|
|
|
|
|
В |
|
Л |
8 |
|
17,5 |
22 |
|
град |
70—90 |
|
70—90 |
70—90 |
|
ММ0,25—0,30 0,25—0,30
мм |
0,25—0,30 |
0,25—0,30 |
0,25—0,30 |
мм |
— |
— |
|
ч |
2000 |
2000 |
1600 |
ч |
3000 |
3000 |
3200 |
кг |
250—280 |
315—350 |
800 |
П р и м е ч а н и е . Тип электрооборудования двигателей указан в табл. 35.
ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ |
|
|
Т а б л и ц а 2 |
|||
|
|
|
||||
обозначение |
|
|
|
|
|
|
|
Д-40 |
1Д6-100АД |
1Д6-150АД |
7Д-12 |
4ч10,5/13 |
6ч12/14 |
|
40 |
100 |
150 |
300 |
40 |
80 |
|
4 |
6 |
6 |
12 |
4 |
6 |
|
100 |
150 |
150 |
150 |
105 |
120 |
|
130 |
180 |
180 |
180 |
130 |
140 |
|
17 |
15 |
15 |
15 |
17—18 |
16 |
|
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1—3—4—2 |
1 -5 -3 -6 -2 -4 1—5—3—6—2—4 |
|
1 3 4 2 |
1—5тЗ-6—2—4 |
||
п о |
ГОСТ 4749—49 пли |
305—58 |
|
|
|
|
I |
П,4 |
26 |
32 |
68 |
10 |
20 |
• |
|
138 |
138 |
|
|
|
н и р о в а и н а я |
|
|
|
|
||
|
— |
6—9 |
6—9 |
6—9 |
— |
— |
|
18 |
82 |
82 |
— |
14 |
25 |
|
ДП-11 |
МК-22 |
МК-2'2 |
МС-20, |
МС-14 |
МК-22, |
|
|
|
|
МК-22 |
МС-20 |
|
|
ДП-8 |
МС-14 |
МС-14 |
МС-14 |
МС-14 |
МС-14, |
|
|
50—60 |
50—60 |
— |
— |
МТ-16П |
|
|
|
||||
|
— |
80—90 |
80—90 |
80—90 |
|
— |
д |
я н а |
я |
|
|
|
|
|
30 |
48 |
48 |
80 |
30 |
50 |
|
— |
75—85 |
75—85 |
80—90 |
— |
— |
|
|
|
|
|||
|
— |
2,34±0,1 |
2,3±0,1 |
— |
— |
— |
|
— |
— |
|
2000 |
2500 |
|
|
|
|
|
|
||
|
2000 |
5000 |
5000 |
— |
— |
_ |
|
825 |
1100 |
1100 |
— |
570 |
700 |
6 |
2* |
7 |
|
ГЛАВА II
СИНХРОННЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Для преобразования механической энергии двигателя внутрен него сгорания в электрическую применяются электрические маши ны — генераторы.
Все генераторы передвижных электроустановок (агрегатов пи тания) для радиолокационной аппаратуры переменного тока син хронные.
Частота ЭДС, индуктируемой синхронными генераторами, про порциональна числу оборотов ротора:
где f — частота в герцах;
п — число оборотов ротора в минуту; р — число пар полюсов;
60 — коэффициент перевода минут в секунды. Промышленностью поставляются синхронные генераторы с
различными выходными параметрами (табл. 3, 4, 5, 6) и с различ ным конструктивным исполнением, определяемым главным обра зом способом самовозбуждения и расположением.возбудителя от
носительно генератора.
Т а б л и ц а 3 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИНХРОННЫХ ГЕНЕРАТОРОВ
БЕНЗИНОВЫХ АГРЕГАТОВ
Основные параметры |
0/230 |
||||
|
|
|
|
|
ГАБ-1- |
Мощность |
номиналь |
1 |
|||
ная, кет |
фаз |
|
|
1 |
|
Число |
|
|
|||
Напряжение линейное, в |
230 |
||||
Частота, гц |
|
номи |
50 |
||
Ток |
|
статора |
5,45 |
||
нальный, |
a |
вращения, |
3000 |
||
Скорость |
|||||
об/мин |
кг |
|
|
27 |
|
Вес, |
|
возбу |
|||
Независимое |
|
1,55 |
|||
ждение |
|
при |
оборотах |
|
|
3000 в минуту и напря |
|
||||
жении 218 в, ток возбу |
|
||||
ждения не более, a |
30,5 |
||||
Напряжение |
на |
зажи |
|||
мах дополнительной об |
|
||||
мотки, |
в |
|
|
|
|
-1-ГАБТ/230 |
0/230-2-ГАБ |
-2-ГАБТ/230 |
U |
-4-ГАБ0/230/Ч-425 |
-8-ГАБ0/230/Ч-425 |
-8-ГАБТ/230 |
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
S3 |
|
|
|
|
|
|
м |
|
|
|
|
|
|
< |
|
|
|
1 |
2 |
2 |
4 |
4 |
8 |
8 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
230 |
230 |
230 |
230 |
230 |
230 |
230 |
50 |
50 |
50 |
50 |
425 |
425 |
50 |
— |
10,9 |
6,3 |
12,5 |
21,7 |
43,5 |
25 |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
2830 |
2830 |
3000 |
— |
48 |
43 |
68 |
— |
155 |
105 |
|
3,7 |
3,2 |
5,8 |
|
|
6,5 |
|
27 |
31 |
24 |
|
|
16 |
Обозначение генераторов: Г — генератор; АБ — агрегата бензинового; первая цифра — мощность в кет; числитель дроби — число фаз; знаменатель — напряже ние в в; буква Ч — частота; цифра после буквы —число герц.
8
Т а б л и ц а 4
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИНХРОННЫХ ГЕНЕРАТОРОВ ДИЗЕЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ
|
|
|
|
ю |
|
Основные параметры |
о» |
||
|
«э |
|||
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
L_ |
|
|
|
|
CJ |
Мощность |
номиналь- |
5 |
||
ная, |
кет |
|
|
|
Число фаз |
|
3 |
||
Напряжение |
линей- |
230 |
||
ное, |
в |
|
|
|
Частота, гц |
|
50 |
||
Ток |
статора номи- |
15,7 |
||
нальный, |
а |
|
|
|
Скорость |
вращения, |
1500 |
||
об/мин |
|
|
|
МСА-72/4А |
ДГС-81/4 |
ДГС-82/4 |
ДГС-91/4 |
ДГС-92/4 |
ПС-93-4 |
МС-117-4 |
СД-128-4 |
ГСК-30 |
гск-зом |
12 |
12 |
20 |
30 |
50 |
75 |
100 |
200 |
30 |
30 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
230 |
230 |
230 |
230 |
230 |
230 |
230 |
230 |
208 |
230 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
. 400 |
400 |
37,6 |
37,6 |
63 |
94 |
156 |
236 |
314 |
628 |
105 |
94 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
Тип возбудителя |
— |
МПВ 11,7/4 ВС 13/7 |
ВС 13/7 ВС 13/11 |
ВС 13/11 |
ВС 13/9 МВС 18/6 |
ВС 18/10 |
В4Г В4Б |
|||
Вес с возбудителем, |
170 |
275 |
300 |
350 |
475 |
600 |
900 |
1400 |
2150 |
376 475 |
кг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обозначение генераторов: Буквы |
перед цифрами — тип |
генератора, где Г — генератор, С (перед Г) — с самовоз |
буждением, С (после Г) — синхронный, Д — дизельный, М — машина, Ф — фланцевый, К — когтеобразный. Первая цифра
после |
типа генератора — габарит, |
вторая |
цифра — условная длина |
сердечника генератора, третья цифра — число по |
люсов; |
у генераторов типа ГСК |
цифры |
после типа генератора |
обозначают мощность в кет, а буква М — модерни- |
tо зированный.