Файл: Кричин Д.М. Регулировки механизмов автомобиля и уход за ним в вопросах и ответах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
Д. М. ПРИЧИН
РЕГУЛИРОВКИ
МЕХАНИЗМОВ АВТОМОБИЛЯ И УХОД ЗА НИМ
В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
О Р Д Ж О Н И К И Д З Е * 1S62
Гоо. публичная учно-техничвсиая
нлучк {блиотв::а ОССГ-*
библ
Э К З О ^ Л Я Р
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА_
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Главная экономическая задача партии и советского народа, — говорится в программе КПСС, — состоит в том, чтобы в течение двух десятилетий создать матери ально-техническую базу коммунизма». В решении этой важнейшей задачи большая роль принадлежит автомо бильному транспорту, как самому массовому виду транс
порта, |
применяющемуся |
во всех |
отраслях |
народного |
|||
хозяйства страны. |
(1959—1965 гг.) |
предусмотрено увели |
|||||
За |
семилетие |
||||||
чить |
грузооборот |
автотранспорта |
примерно |
в |
1,9 раза, |
||
а перевозку пассажиров - |
в 3 раза. |
транспортом |
|||||
Рост |
перевозок грузов |
автомобильным |
планируется обеспечить, в основном, за счет увеличения общей грузоподъемности автомобильного парка страны более чем на 40% и повышения производительности под вижного состава не менее чем на 35%.
Для выполнения задач по перевозке грузов и пасса жиров необходимо добиться высокого технического сос тояния автомобилей, которое зависит главным образом от квалификации и опыта обслуживающего персонала и многочисленной армии шоферов. Чем выше их квалифи кация и мастерство по техническому обслуживанию, эксплуатационным ремонтам и по технике вождения, тем больше, в конечном итоге, каждый автомобиль перевезет грузов.
Техническое состояние автомобилей во многом зави сит от своевременного, качественного и правильного про ведения технического обслуживания.
В настоящей книге в краткой форме излагаются ос новные вопросы организации ухода за автомобилем, устранения неисправностей и проведения регулировок двигателя, силовой передачи, механизмов управления,
3
ходовой части трех основных марок автомобилей: ГАЗ51А, ЗИЛ-164 и М-21 «Волга».
Автомобили ГАЗ-51А и ЗИЛ-164 с карбюраторными двигателями взяты за основу, так как они являются базовыми грузовыми автомобилями в отечественном ав томобилестроении. На базе этих автомобилей создано большое количество различных модификаций их: самос валы ЗИЛ-585, КАЗ-586, седельные тягачи ММЗ-584, автокраны, автофургоны и другие на шасси автомобиля ЗИЛ-164, автомобили-самосвалы ГАЗ-93, автобус ПАЗ651— на шасси автомобиля ГАЗ-51А.
Из легковых автомобилей автором взята машина ГАЗ-М-21 «Волга» — основной базовый легковой автомо биль в стране, который заменил снятый с производства автомобиль. ГАЗ-М-20 «Победа».
Кроме того в книге дается два приложения. В первом из них кратко описываются отличительные особенности конструкции автомобилей: ЗИЛ-164 и ЗИЛ-150, М-21 «Волга» и М-20 «Победа».
Во втором приложении даются сведения об основных металлах, применяемых при изготовлении деталей ме ханизмов автомобиля.
Книга предназначена для шоферов и ремонтно-об служивающих рабочих и по характеру изложения в фор ме вопросов и ответов доступна широкому кругу чита телей.
ОСНОВНЫЕ РЕГУЛИРОВКИ ДВИГАТЕЛЯ И УХОД ЗА НИМ
1.Как правильно установить поршень при сборке двигателя? Для правильной установки поршня при сбор ке двигателя необходимо поршень разрезом юбки уста новить в противоположную от клапанной камеры сторо ну, так как в этом направлении боковое давление на стенку поршня незначительное,
2.Какова величина зазоров, устанавливаемых между толкателями и стержнями клапанов, в двигателях ГАЗ51А и ЗИЛ-164 и между стержнями клапанов и коромыс
лами двигателя М-21? Зазоры устанавливаются на холодном двигателе в соответствии с приведенной табли цей:
|
|
ГАЗ-51 А |
М-21 |
ЗИЛ-164 |
|
Впускной клапан |
0,23 |
мм |
0,25—0,30 мм 0,20—0,25 мм |
||
Выпускной |
клапан |
0,28 |
мм |
0,25—0,30 мм 0,20—0,25 мм |
|
3. |
Как производится регулировка зазоров между тол |
||||
кателями и стержнями |
клапанов? |
Регулировка произво |
дится винтом 1, ввернутым в толкатель, а у двигателя М-21 — изменением длины штанги (см. рис. 1). После регулировки болт толкателя закрепляется контргайкой 2. Регулировка зазоров производится в следующей по следовательности:
а) У |
д в и г а т е л я |
ГАЗ-51А. |
1. |
Поворачивая |
пусковой рукояткой коленчатый вал |
двигателя, установить его в такое положение, при кото-
5
рем выпускной клапан первого цилиндра будет пол ностью открыт. В этом положении произвести регули ровку зазоров впускных клапанов I, III и V цилиндров и выпускных клапанов II, III и VI цилиндров.
2. Повернуть коленчатый вал на полный оборот, при этом выпускной клапан VI цилиндра полностью откро ется. В этом положении произвести регулировку впуск ных клапанов II, IV, VI цилиндров и выпускных клапа нов I, IV и V цилиндров.
б) |
У д в и г а т е |
л я М-21. |
1. |
Поворачивать |
коленчатый вал до тех пор, пока |
полностью не откроется выпускной клапан I цилиндра. Затем повернуть коленчатый вал еще на XU оборота и в этом положении произвести регулировку впускных кла
панов II |
и IV цилиндров и выпускных клапанов III и IV |
||||
цилиндров. |
|
|
|||
2. |
Повернуть вал на один полный оборот и произвести |
||||
|
|
|
регулировку впускных клапанов I |
и III |
ци |
|
|
|
линдров и выпускных клапанов I |
и II |
ци |
|
|
|
линдров. Для регулировки зазора следует |
||
|
|
|
ослабить контргайку штанги толкателя и, |
||
|
|
|
вращая штангу ключом за квадратный ко |
||
|
|
|
нец, вывертывать ее для уменьшения за |
||
|
|
|
зора или завертывать для увеличения за |
||
|
|
|
зора. |
|
|
|
|
|
в) У д в и г а т е л я ЗИЛ-164. |
|
|
|
|
|
1. Пусковой рукояткой поворачивать ко |
||
|
|
|
ленчатый вал двигателя, и при такте сжа |
||
|
|
|
тия в VI цилиндре совместить метку в. м. т. |
||
|
|
|
(верхняя мертвая точка) на маховике с рис |
||
Рис. |
1. |
|
кой на люке картера маховика. В этом по |
||
Толкатель: |
ложении произвести регулировку впускных |
||||
1— |
|
|
винт;клапанов III, V и VI цилиндров и выпуск |
||
2— |
|
контр |
|
|
|
гайка. |
|
ных клапанов II, IV и VI цилиндров. |
|
||
|
|
|
2. Повернуть коленчатый вал |
на один |
полный оборот так, чтобы метка в. м. т. маховика снова совместилась с риской люка картера. В этом положении произвести регулировку впускных клапанов I, II и IV цилиндров и выпускных клапанов I, III и V цилиндров.
4. Как определить порядок работы двигателя по кла панам? Чтобы определить порядок работы двигателя по клапанам, требуется открыть крышку клапанной короб ки и провертывать коленчатый вал. Последовательность,
6
с которой будут открываться одноименные клапаны, ха рактеризует порядок работы двигателя.
5. Почему нельзя заливать в двигатель масло выше верхней метки стержневого указателя? При излишнем уровне масла образуется большой нагар в камере сго рания и на днищах поршней, что может привести к са мовоспламенению горючей смеси, а также к забрызги ванию свечей, в результате чего последние отказывают
вработе.
6.Когда меняется масло в двигателе? У двигателей
сдвойной фильтрацией масла (автомобили ГАЗ-51А, М-21, ЗИЛ-164 и др.) полную смену масла производят через 1500—2000 км пробега при условии своевременной замены элемента фильтра тонкой очистки.
7.В чем заключается уход за системой охлаждения?
Уход за системой охлаждения заключается: а) в провер ке уровня воды и ее доливке; б) в подтяжке всех сое динений и сальников; в) в смазке подшипников венти лятора и насоса; г) в регулировке натяжения ремня вентилятора; д) в проверке работы термостата; е) в удалении накипи.
8. В чем заключается уход за системой охлаждения зимой? Для ухода за системой охлаждения зимой тре буется:
1.Утеплять двигатель чехлом и регулировать его температуру откидными клапанами.
2.Прогревать двигатель при кратковременной сто
янке.
3.Спускать воду при длительных стоянках.
4.Хорошо прогревать двигатель при его пуске.
9.Какую воду надо заливать в радиатор? В радиатор надо заливать исключительно чистую воду и по возмож ности мягкую или дождевую, а также воду, слитую из радиатора. Жесткая или грязная вода вызывает отложе ние накипи в водяной рубашке двигателя и в радиаторе.
10.Как предотвратить образование накипи в системе охлаждения двигателей? Чтобы предотвратить образо
вание накипи в системе охлаждения двигателей необхо димо обычную жесткую воду умягчить.
Существует несколько способов умягчения воды: дистиляция, кипячение, химический, физико-химический и др. способы. При дистиляции (перегонке) получается чистая вода, пригодная как для охлаждения двигателя,
7
гак и для электролита аккумуляторных батарей. Все растворенные в воде соли оседают в виде сухого остатка в баке дистилятора. Но этот способ малопроизводитель ный.
При кипячении вода умягчается, так как накипь об разуется на стенках котла. Этот способ умягчения воды хорош при малом количестве автомобилей и большом ко личестве дешевого топлива. В других случаях кипячение воды малоэффективно из-за большой затраты средств и времени.
В практике автохозяйств применяются также и хими ческие способы умягчения воды, к которым относятся содово-известковый и хромпиковый.
Сущность содово-известкового способа очистки воды заключается в том, что к воде добавляются растворы кальцинированной соды и гашеной извести. На 1000 лит ров воды при жесткости ее равной 50° необходимо 0,5 кг извести и 0,75 кг соды. На каждый градус увеличения или уменьшения жесткости воды необходимо либо до бавлять, либо отнимать 1 г извести и 1,5 г соды.
Но и этот способ малоэффективен из-за громоздко сти установки и продолжительности времени, необходи мого для очистки воды. И, кроме того, этот способ не Применим в полевых условиях, так как образователи накипи при этом переводятся в осадок, что не дает воз можность умягчать воду непосредственно в системе ох лаждения двигателей. Наиболее эффективным способом умягчения воды, отвечающим эксплуатационным требо ваниям, является хромпиковый. Хромпиком можно умяг чать воду непосредственно в системе охлаждения дви гателей; для этого в воду добавляется 0,5% хромпика, который имеет свойство не только умягчать воду, но и одновременно предохранять систему охлаждения от ржавления. При пользовании хромпиком нужно пом нить, что хромпик является сильнодействующим ядом. После работы с ним необходимо тщательно вымыть руки.
Физико-химический способ умягчения воды заключа ется в том, что воду пропускают через фильтр, состоя щий из обычного песка. Через 15—20 часов непрерывно го использования песок теряет способность умягчать во ду и требует восстановления, которое заключается в промывке «го 10% раствором поваренной соли. Такие
I
фильтры применимы в полевых условиях, обеспечивая быстрое умягчение воды, но в зимних условиях фильтры требуют утепления.
11. Как определить неисправность водяного насоса, не снимая его с двигателя? Для определения неисправно сти водяного насоса, не снимая его с двигателя, необхо димо на работающем двигателе снять с радиатора проб ку и наблюдать за поверхностью воды в горловине радиатора. Если водяной насос исправен, лопасти крыль чатки целы, то вода в горловине будет колебаться, «ды шать»; если же водяной насос неисправен, поверхность воды будет спокойна.
12. Как быстро отогреть замерзший радиатор? Для быстрого отогревания замерзшего радиатора, шоферами некоторых автохозяйств применяется следующее приспо собление.* Контрольная сливная трубка 3 радиатора (см. рис. 2) перенесена вперед и размещена между радиатором 2 и жа
люзи 1. При замер |
|
|
|
|
||||
зании воды в |
ниж |
|
|
|
|
|||
ней части радиатора, |
|
|
|
|
||||
оставшаяся |
в |
нем |
|
|
|
|
||
вода закипает, а пар |
|
|
|
|
||||
по |
многочисленным |
|
|
|
|
|||
отверстиям |
(диаметр |
|
|
|
|
|||
1,5 мм) |
контрольной |
|
|
|
|
|||
сливной |
трубки |
на |
|
|
|
|
||
гревает |
трубки |
ра |
|
|
|
|
||
диатора, |
в |
которых |
Рис. 2. Схема приспособления для |
|||||
произошло |
замерза |
быстрого |
отогревания |
замерзшего |
||||
ние, |
и тем |
самым |
радиатора: |
1—жалюзи; |
2—трубка |
|||
возобновляется |
цир |
радиатора; |
3—контрольная |
сливная |
||||
трубка с отверстиями для |
прохода |
|||||||
куляция |
воды. |
От |
пара. |
|
|
|
||
верстия |
располага |
|
|
|
|
ются в шахматном порядке на расстоянии 2 см друг от друга.
13. Отчего происходит самовоспламенение рабочей смеси в цилиндрах? Самовоспламенение рабочей смеси происходит из-за высокой температуры в цилиндре при перегреве двигателя или от раскаленного нагара
* Приспособление предложено шофером автобазы издательства «Известия» П. Чилингаровым.
9