ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
никовой пыли, горячего возврата и воды, в нужный мо мент приводят в действие и останавливают уйму тран спортеров и прочих механизмов. Как это делается?
Оператор приводит в действие специальные механиз м ы — питатели, и на автоматические весы высыпается определенное количество руды. Человек «сообщает» системе автоматики, сколько нужно добавить кокса и ко лошниковой пыли. Для взвешивания их есть двое весов. Транспортеры автоматически доставляю т руду, кокс и колошниковую пыль на общие весы. Закончена подго товка одной порции сырья для агломерационной маши
ны. |
Осталось только |
добавить |
воды. |
|
К |
сожалению, машина не |
в состоянии переварить |
||
«пищу» на все 100 процентов. |
По окончании процесса |
|||
спекания |
появляются |
отходы |
производства — горячий |
|
возврат. |
Его высыпают в специальное хранилище — бун |
кер. Со временем бункер заполняется целиком. Гаммареле сигнализирует, что горячего возврата накопилось слишком много. Тогда питатели автоматически добав ляют немного горячего возврата в очередную порцию сырья.
Машина способна выпечь агломерат отличного ка чества. Но для этого требуется сырье, составленное по всем правилам. Если сначала подавать только руду, а потом только один кокс — ничего не выйдет. Нужно хо рошо перемешать составные части шихты, равномерно питать ею агломашину. Для этого каждую порцию сырья высыпают в огромный смеситель — миксер. В нем состав шихты выравнивается. Сверху туда заливается вода.
Шихта приготовлена.
Впоисках влажности. Исследования показали, что ка
чество агломерата и производительность машины зави-
сят от влажности шихты и скорости перемещения агло ленты. Каждому составу шихты соответствует оптималь ная влажность и скорость. Автоматика сама определяет, сколько нужно добавить воды, чтобы производитель ность машины была максимальной. Достигается это сле дующим образом.
Из смесителя на начальный отрезок ленты высыпает ся шихта. Толщина слоя измеряется специальным дат чиком. На одном валу с двигателем ленты установлен датчик для измерения скорости ее движения. Зная дли ну ленты, можно вычислить производительность агло машины. Однако полученный результат будет весьма неточным, так как часть агломерата возвращается на переработку. Для учета количества горячего возврата применяются специальные весовые датчики. Кроме того, точка завершения спекания сырья может и не совпасть с концом аглоленты.
Датчики автоматически определяю т вес горячего возврата и место окончания спекания шихты на конечном
отрезке, а толщину слоя |
шихты — на |
начальном. Ясно, |
что по данным этих двух |
порций производительность |
|
агломашины вычислить нельзя. Иначе |
мы уподобимся |
незадачливому синоптику, который по вчерашней тем пературе на улице и позавчерашним сведениям о на правлении ветра предсказывает погоду на завтра. Как же все-таки произвести подсчет? Давайте поближе по знакомимся со средствами автоматизации в машинном зале фабрики. Обнаруживаем вычислительные устрой ства для расчета места окончания спекания шихты, про изводительности оборудования, а также сложные элек тронные регуляторы и... два магнитофона. Зачем они-то понадобились здесь? И магнитная лента у них движется
как-то странно. Скорость движения самопроизвольно меняется.
Оказывается, один магнитофон «запоминает» пока зания датчика, измеряющего толщину слоя шихты в на чале агломашины. Читающая головка магнитофона по мещена перед записывающей. Сведения о толщине дой дут до первой тогда, когда кольцо из магнитной ленты сделает полный оборот. Таким образом, читающая го ловка посылает информацию в машину для вычисления производительности с запаздыванием. Скорость движе ния магнитной ленты автоматически подстраивается под скорость аглоленты. После такой поправки определяется производительность агломерационной машины.
Второй магнитофон записывает, сколько воды налито в шихту. Вода заливается в большой бункер-смеситель.
70
Из него шихта поступает на аглоленту. Значит, сведения о количестве воды уже поступили на записывающую го ловку второго магнитофона, а сама вода дойдет до кон ца аглоленты еще не скоро. Выходит, нужно попри держать уже имеющиеся сведения. Задержка соз дается при помощи кольца магнитной ленты магнито фона.
Ш ихта на аглоленту подается со дна смесителя. Чем выше производительность машины, тем быстрее опу скается шихта в смесителе, тем меньше нужно задержи вать сведения о количестве воды. Скорость протягива ния ленты второго .магнитофона прямо пропорциональ на производительности машины. Правда, наличие горя чего возврата в данном случае во внимание не прини мается.
Вычислительный агрегат определяет производитель ность машины и в то же время получает сведения о ко личестве воды . Значит, с его помощью можно опреде лить, как влияет количество залитой в смеситель воды на производительность оборудования.
Нам Осталось выяснить возможность определения места окончания спекания шихты, или, говоря словами специалистов, найти координату точки конца спекания. Технологи утверж даю т: в процессе спекания шихты тем пература постепенно увеличивается и при завершении процесса достигает максимальной величины. К тому времени весь кокс в шихте выгорает, начинается охлаж дение. При помощи одного датчика можно измерить температуру только в той точке, где он установлен. Но это не значит, что именно здесь температура максималь
ная. |
Как же быть? |
В |
конце аглоленты, вдоль пути следования шихты, |
устанавливают три датчика. Специализированная вычи слительная машина определяет, в какой точке аглоленты температура максимальная, и сообщает эти данные ос новному вычислительному устройству.
В целом система автоматики работает в режиме по иска. Сначала вычислительная машина немного изменяет количество воды и определяет производительность. Если производительность возросла, то надо попробовать уве личить и расход воды, и наоборот.
Через некоторое время химический состав шихты, скорость аглоленты, координата точки конца спекания могут измениться, и наилучшие условия окажутся нару шенными. Поэтому система автоматики время от време ни повторяет поиск и каждый раз запоминает его. Так автоматически накапливается опыт работы. Каждый раз перед началом очередного поиска вычислительная ма шина сопоставляет внешние условия с вариантами, хра нящимися в памяти. Если они совпадут, не надо вести новый поиск, а можно воспользоваться результатами старого.
При любой влажности производительность аглома шины не достигнет максимума, если аглолента исполь зуется нерационально. Кроме влажности, нужно позабо титься о том, чтобы процесс спекания завершился в кон це аглоленты. Для этого необходимо регулировать ско рость ее.
Скорость и качество. На агломашине установлен эле ктрический двигатель постоянного тока. Он приводит в движение ленту с насыпанным на нее сверху ровным слоем шихты. Двигатель получает питание от специаль ного генератора постоянного тока. Подобное сочетание электрических машин принято называть системой гене-
ратор — двигатель. Регулируя напряжение генератора, можно изменять скорость вращения двигателя.
В «памяти» системы автоматического регулирования хранится полезная длина аглоленты. Вычислительное устройство автоматически определяет и сообщает систе ме автоматики, какова рабочая длина ленты в данный момент. Рабочая и полезная длина сравниваются меж ду собой. Если первая больше второй, значит, скорость пе ремещения ленты чересчур велика, и процесс спекания не успевает закончиться. Следовательно, необходимо уменьшить скорость двигателя, понизив напряжение его генератора.
Ну, а если координата не доходит до конца аглолен ты? Тогда машина выдает хорошую продукцию, но с за ниженной производительностью. Требуется увеличить напряжение генератора, и двигатель будет вращаться быстрее.
Материалы, высыпанные из смесителя на начало аг лоленты, подходят к концу ее не мгновенно. Потому скорость вращения двигателя нельзя регулировать не прерывно. И система автоматического регулирования скорости работает толчками, в импульсном режиме. Как только координата смещается с конца аглоленты, си
стема |
автоматики |
включается |
в работу |
и немного |
из |
меняет скорость |
перемещения |
ленты. |
Затем идет |
пе |
|
риод |
выжидания, |
после чего |
снова определяется |
по |
ложение координаты. Если изменение скорости оказа лось недостаточным, то система автоматики еще немно го уменьшает или увеличивает ее и опять выжидает. В некоторых случаях с первой же попытки скорость вра щения двигателя резко возрастает или падает. Тогда при второй попытке ее немного снижают или увеличивают.
® Заказ № 165 |
73 |
После целой серии попыток система автоматического регулирования находит наилучшую скорость при сохра нении высокого качества агломерата. Время от времени поиски повторяются.
Ш ирокое внедрение совершенных систем автоматики позволяет сократить на фабрике десятки и сотни опера торов. Однако целиком отдать аглофабрику в распоря жение автоматов нельзя. Ведь они хорошо работают при нормальном течении технологического процесса и ока зываются бессильными при авариях. Тогда им на помощь приходит их создатель и властелин — человек.
Железные абоненты. Помещение диспетчера агло фабрики. Пульт телефонной связи. Вот только он стран ный какой-то. Диск для набора номера есть, дополни тельные переключатели и сигнальные лампочки — тоже, а телефонной трубки почему-то нет. Однако это обстоя тельство ничуть не смущ ает диспетчера. Он спокойно набирает номер и, подождав, когда автоматическая те лефонная станция соединит его с абонентом, сразу на чинает набирать следующий номер.
74
Очень странно. Зачем набирать номер, если ты не в состоянии ни сказать слово человеку, находящемуся у другого конца провода, ни услышать его ответ. Ведь телефонной трубки нет. И все же абоненты отлично по нимают диспетчера. Без слов. Дело в том, что эти або ненты не люди, а... транспортеры аглофабрики. Каждый из них имеет свой собственный номер. Вот диспетчер набирает на диске 2— 91, и двигатель транспортера с та ким номером запускается.
Понять, как это происходит, вам поможет обычный телефонный аппарат. Вставьте в отверстие телефонного диска над цифрой 2 указательный палец и поверните его по часовой стрелке до упора. При этом внутри аппарата замкнутся электрические контакты, и на телефонной станции включится электромагнит. К нему пристроено храповое колесико с десятью контактами, имеющими номера 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.
Отпустим телефонный диск, и пружина начнет воз вращать его в исходное положение. Вот диск проходит мимо цифры 1, и его контакты на короткое время раз мыкаются. Электромагнит на какие-то доли секунды те ряет питание. Сердечник, притянутый к нему, отпадает
6* |
75 |
и поворачивает храповое колесико на одно деление. За мыкаются контакты номер 1. Затем диск возвращается до цифры 2 и останавливается. Контакты диска разомк нулись второй раз, и сердечник электромагнита повер нул храповое колесико еще на одно деление. Замкну лись контакты номер 2.
Так и в схеме автоматики на аглофабрике происходит набор цифры 2 из номера 2— 91. «Шагающий» аппарат с храповым колесиком назовем шаговым искателем. Мы выяснили, что при наборе цифры 2 главный шаговый искатель замыкает контакты номер 2. При наборе циф ры 9 в работу включается еще один шаговый искатель и, подобно главному, замыкает контакты номер 9. Сейчас схема автоматики «отработала» цифры 2— 9 из полного номера 2— 91. При наборе единицы в работу включается третий шаговый искатель, который замыкает свои кон такты номер 1.
Итак, после набора номера 2— 91 главный шаговый искатель остановился во втором положении, его «заме ститель» в девятом положении и «помзамнач» — в пер вом. Через эти три контакта команда «пуск» доходит по проводам до схемы автоматики транспортера «2— 91» и запускает его в работу. При пуске транспортера на пуль те у диспетчера загорается миниатюрная электрическая лампочка с номером 2— 91. Как только диспетчер уви дел, что его приказ выполнен, он начинает набирать сле дующий приказ.
Чем длиннее транспортер, тем сильнее натягивается его лента при движении. Потому-то очень длинные тран спортеры изготовлять нельзя — лопнет лента. А как же перемещать руду к агломашине, если расстояние до нее почти километр?