Файл: Капрон и его применение в технике И. П. Земляков. 1960- 3 Мб.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) 'обеспечена максимальная плотность капрона и его оптимальная вязкость в расплавленном состоянии.

Указанные требования, к сожалению, до сих пор не привлекли к себе должного внимания, что приводит, как правило, к значительному снижению качества изделий.

Многие организации считают, что окисляемость кап­

рона является следствием плохого сырья, к числу кото­ рого относят капроновую «мочалку», т. е. путаную нить.

Конечно, качество сырья имеет значение, но совсем другого характера, чем это представляют многие.

Суть дела заключается в следующем. При загрузке

•плавильной камеры капроновым сырьем в ней (камере) остается, конечно, воздух, заполняющий промежутки между нитями капрона, кусками капроновой смолы или других видов сырья. Естественно, что кислород этого

воздуха вызывает окисление капрона и что воздуха (а значит, и окисления) будет больше при сырье «мочал­ ка», че,м при другом, так как плотность «мочалки» весь­ ма мала.

Кислород воздуха, находящегося в плавильном агре­ гате плотно в нем закупоривается поршнем, шнеком или азотом (в автоклаве) и при нагревании капрона вызы­ вает его окисление. Следовательно, первое непременное и неотложное мероприятие,-—это удаление воздуха из плавильной камеры. Этого можно достигнуть в автокла­ вах, например, продувкой, камеры с загруженной шихтой азотом до полного удаления воздуха. Но наиболее пра­

вильным и эффективным мероприятием является созда­ ние в плавильной камере перед началом нагревания кап­ рона вакуума (вместо нагнетания азота).

Вакуум вызовет удаление воздуха и газов, выделяю­

щихся при расплавлении капрона, и обеспечит большую плотность расплава.

Азот, подаваемый в автоклавы, насыщает капрон и способствует увеличению его рыхлости и пузырчатости.

Он может подаваться лишь для выдачи капрона в пресс-

формы, когда его кратковременное воздействие на капрон не может вызвать большого насыщения расплава этим газом.

Итак, вакуум в камерах плавления всех агрегатов,

расплавляющих капрон, началом плавления и перед подачей его в пресс-формы является главным условием

49

получения расплава большой плотности и, следователь­ но, высоких механических свойств.

Вторая операция — заполнение пресс-форм требует также выполнения мероприятий, обеспечивающих высо­

кое качество изделия.

К сожалению, часто упускается из виду хорошо из­ вестное положение—наличие воздуха в пресс-формах.

Этому воздуху при подаче капрона из пресс-форм деваться некуда, в связи с чем в капроновом литье образуются воздушные пузырьки, вызывающие либо види­ мый брак, либо скрытые дефекты, резко снижающие прочность отливок.

Для устранения указанного дефекта необходимо обес­ печить свободный выход воздуха из пресс-формы при по­ мощи сверления специального отверстия или обеспече­

ния узкой щели.

Особенно большое влияние на качество отливок из капрона оказывает процесс его расплавления. Как из­

вестно, в настоящее время расплавление капрона про­ изводится при помощи электронагревательных приспо­

соблений, воздействующих либо непосредственно на

конус автоклава (через асбестовую или иную изоля­ цию), либо на масляную рубашку, через которую тепло­ та масла передается стенкам автоклава или иного агре­ гата и затем— капрону.

Вследствие весьма низкой теплопроводности капрона (в 300 раз меньше, чем у стали и в 600 раз меньше, чем у латуни), его расплавление происходит в течение весьма длительного времени. Например, в автоклавах 4—7 час. и более.

Как известно, длительное воздействие высокой темпе­ ратуры на расплавленный капрон вызывает распад зна­ чительного количества его прочных длинных молекул и ухудшение его механических свойств. Это можно легко

установить путем сравнения качества капроновых отли­

вок

из

агрегатов малой емкости (например, 200—

250

а)

с такими же отливками из автоклавов емкостью,

например, 15 кг.

Следовательно, в целях улучшения качества капро­

новых деталей и обеспечения постоянства этого качества (что является необходимым условием для широкого внедрения деталей из капрона) необходимо, помимо уда­

50



ления воздуха из плавильного агрегата, обеспечить мак­ симальное ускорение расплавления капрона.

Этого можно достигнуть различными способами, на­ пример: 1) введением нагревательных приспособлений

внутрь капроновой шихты, 2) перемешиванием капрона, 3) вставкой внутрь автоклавы конуса с вершиной, об­

ращенной кверху, и с нагревательными приспособле­ ниями внутри конуса и др.

Со своей стороны мы полагаем, что для автоклавов можно с успехом применить способ быстрого расплав­ ления капрона, состоящий из следующих мероприятий:

1)Насадка, через которую капрон нагнетается в пресс-форму, должна быть снята.

2)На патрубок вместо насадки навинчивается труба,

по которой снизу автоклава, через всю толщину капро­ новой шихты, должен продуваться азот нагретый при помощи спиралей или иных устройств до 200—250° С. Давление азота должно устранить возможность выхода

капрона через выпускной штуцер.

3)Одновременно должен действовать наружный обо­

грев (лучше всего электроспиралями, непосредственно навитыми на корпус автоклава — на асбестовую про­ кладку) .

4)После расплавления капрона в автоклаве должен быть создан вакуум (в течение 3—5 мин.). После этого расплавленный капрон может выдаваться в пресс-формы.

Предлагаемые мероприятия обеспечат высокую плот­ ность, прочность и износостойкость деталей машин из

капрона, а также значительное постоянство физико-ме­ ханических показателей.

Они дадут возможность с достаточной точностью производить необходимые прочностные и другие расчеты и покончить с кустарничеством и нерациональным рас­ ходованием такого высокоценного материала каким яв­ ляется капрон.

3.ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ИЗ КАПРОНА

Внастоящее время на ряде предприятий накоплен довольно большой опыт по применению капрона для де­ талей машин.

ВХарьковском, Рижском, Киевском, Днепропетров­ ском, Запорожском и других экономических районах на

51

ряде предприятий капрон нашел широкое применение в качестве материала для изготовления главным образом различного рода втулок и вкладышей, а также шестерен,

манжет, уплотнений, фитингов, арматуры и элементов электроаппаратуры.

Запорожский завод «Коммунар» выпускает некоторые сельскохозяйственные машины с капроновыми втул­ ками. Капроновые детали в сельхозмашинах работают особенно надежно, так как там имеют место малые ско­ рости при отсутствии значительного нагрева.

На заводе «Запорожсталь» освоено изготовление ман­ жет, уплотнений, вкладышей для подшипников и других

деталей.

Опыт применения капроновых втулок на эксцентрико­ вых прессах заводами «Коммунар» (г. Запорожье) и Заводом прессового оборудования (г. Днепропетровск)

показал, что замена бронзовых втулок капроновыми вполне оправдана.

Работая при нагрузках 15—20 кг/см2 и скоростях от­ носительного скольжения 0,3—0,4 м/сек, указанные втулки показали лучшие эксплуатационные качества по сравнению с бронзовыми.

Днепропетровским заводом прессов освоено изготов­ ление деталей более 60 наименований.

На заводе им. «Правды», (г.Днепродзержинск) — более 20.

Освоено изготовление деталей из капрона на заводе им. Петровского, Заводе пластмасс (г. Днепропетровск)

и на ряде авторемонтных заводах.

Ведутся работы по обработке технологии покрытия металлов пластиками.

На фиг. 25 показаны экспериментальные вкладыши из капрона для прокатных станов.

Часто тормозом для 'выявления узлов и деталей, ко­ торые могут быть заменены капроновыми, является от­ сутствие надежных рекомендаций по допустимым наг­ рузкам и скоростям.

Поэтому следует отметить следующее:

а) Капроновые подшипники могут надежно работать при удельных давлениях до 100 кг/см2 и скоростях до

3—5 м/сек, если они изготовлены качественно и при их работе отсутствует перегрев выше температуры 120° С. Жесткость опоры при этом будет обеспечена, так как

52


при сухом трении в 2 раза выше, чем износостойкость

текстолита, и несравненно выше износостойкости бронзы

(в 100—150 раз).

2.Нормализация капроновых вкладышей несколько повышает износостойкость (5—7%).

3.Коэффициенты трения стали о капрон насухо за­ висят от удельного давления до определенного значения

последнего (15—20 кг]см2).

При больших давлениях коэффициент сухого трения

не изменялся, оставаясь в пределах 0,18—0,20 при раз­ личных скоростях.

Коэффициенты трения стали о текстолит и стали о бронзу соответственно были равными 0,20—0,25 и 0,26— 0,22, повышаясь с увеличением удельных давлений для текстолита и понижаясь для бронзы.

4. Твердость поверхности капроновых вкладышей изменяется при нагревании ее в процессе трения, умень­ шаясь вдвое в интервале температур 30—180°.

Дальнейшее повышение температуры поверхности

до 200—205° С приводит к резкому размягчению капрона, вызывающему намазывание капрона на тело цапфы. Поэтому главным условием для удовлетворительной ра­ боты капроновых вкладышей является интенсивное ох­ лаждение, если трение происходит со значительным наг­ реванием (при больших скоростях относительного сколь­ жения и больших удельных давлениях).

5. Капроновые вкладыши работают при смазках не хуже, чем баббитовые и бронзовые.

В качестве смазки для капроновых подшипников мо­

жет быть рекомендовано любое техническое масло не­ большой вязкости Е°5о=(2е-4).

6. Материалом для смазки и охлаждения капроно­ вых подшипников скольжения может служить обычная вода. Значение коэффициента трения стали о капрон в водяной ванне вдвое ниже значения коэффициента трения тех же материалов насухо.

7. Коэффициент трения в значительной степени зави­ сит от наличия между поверхностями трения твердых частиц, являющихся продуктами истирания или посто­ ронними пылевыми примесями.

Особенно заметное влияние на коэффициент трения и характер износа оказывают продукты истирания при

54

трении поверхностей, одинаковых по твердости и струк­ туре.

Для сочетаний твердых и мягких поверхностей это влияние резко уменьшается.

Так, например, при трении стали по бронзе и бронзы по чугуну удаление продуктов истирания снижало коэф­ фициент трения всего на 10—15%, в то время как для сочетаний сталь по стали, чугун по чугуну и бронза по бронзе это снижение было порядка 30—40%.

На процесс трения стали по капрону присутствие твердых частичек между трущимися поверхностями почти не оказывало никакого влияния.

8.Основываясь на результатах проведенных экспе­

риментов, можно сказать, что капрон как материал для подшипников скольжения вполне приемлем. Работа та­ ких подшипников может быть удовлетворительной при трении насухо, со смазкой маслами и водой.

9.Облицованные тонкими пленками капрона метал­

лические втулки и вкладыши могут работать вполне

удовлетворительно, если покрытие пленками будет вы­ полнено правильно и качественно.

10. Для стабилизации механических свойств получа­

емых на различных плавильных агрегатах деталей необ­ ходима стабилизация процессов плавки и отливки.

Кмероприятиям, способствующим стабильности

получаемых механических свойств капроновых деталей,

в первую очередь относятся создание вакуума в камере плавления, обеспечение быстрого и равномерного нагрева в процессе плавки и отработка технологии выпуска рас­ плавленной массы.

11. Работа деталей из капрона и других пластиков в дальнейшем должна быть проверена многочисленными

экспериментами, поставленными в производственных условиях.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение.....................................................................................

3

Глава I. Основные механические свойства капронового литья

7

Некоторые вопросы теории трения и износостойкости

 

материалов

8

Глава II. Сравнительные исследования работы подшипников

 

скольжения из капрона и другие материалов 11

 

1.Работа вкладышей-образцов при смазке их веретенным

маслом..............................................................................

18

2.Работа вкладышей-образцов при смазке их турбинным

3.

маслом............................................................................

 

 

ванне

 

 

21

 

 

Работа вкладышей вводяной

 

.... 22

4.

Работа капроновыхвкладышей присухих смазках

.

24

Глава III. Исследование износостойкости антифрикционных

 

 

материалов

(бронза, текстолит и

капрон) при

сухом

трении

 

 

 

 

 

скольжения

25

 

 

 

 

 

Глава

IV.

Работа

металлических

вкладышей,

облицованных

 

 

 

 

 

тонким слоем

капрона 32

 

 

 

 

 

Глава

V.

Исследование процесса

разрушения

поверхностей

 

 

1.

трущихся пар при сухом трении скольжения 36

 

 

Описание экспериментальной

установки

.... 36

2.

Опытные образцы и методика эксперимента

... 37

3.

Определение коэффициента трения

.

.

. .

 

39

4.

Процессы

разрушения трущихся поверхностей

 

41

Глава

VI.

Применение капрона для

деталей

машин ... 46

1.

Об

усадке

капрона ..........................................................

 

 

 

 

 

 

46

2.Пути улучшения технологии изготовления деталей из

капрона....................................................................................

 

48

3. Опыт применения деталей из капрона..............................

51

Выводы...................................................................

,

... 53

Иван Петрович Земляков КАПРОН И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ТЕХНИКЕ

Техн, редактор Г. В. Смирнова

Корректор Л. Ю. Георгиевская

Сдано в набор 2/X1I 1959 г.

 

Подписано в печать 24,41 1960 г.

Формат бумаги 84хЮ81/3,

Печ. л. 2,87

Бум. л. 0,88

Уч.-изд. л. 2,8

Тираж 6000 экз.

Т-02298

Заказ № 646

Московская типография

Госгортехиздата,

Москва, Ж-88, Южно-портовый 1-й пр.,

17.