Файл: Капрон и его применение в технике И. П. Земляков. 1960- 3 Мб.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава II

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОТЫ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ ИЗ КАПРОНА

ИДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ

ВДнепропетровском металлургическом институте бы­ ли проделаны исследования работы капроновых вклады­

шей при смазке их маслами, водой и твердыми смазками,

а также при отсутствии смазок.

Для проведения указанных исследований была ис­ пользована экспериментальная установка инж. П. И. Пу­ зырькова.

Установка, смонтированная на направляющих токар­ ного станка, приводилась от его шпинделя. Изменение скоростей вращения производилось посредством пере­ ключения передач в коробке скоростей.

Чувствительным элементом экспериментальной уста­ новки являлась пружина 1, передающая крутящий мо­

мент и работающая на окручивание. Угол закручивания отмечался на экране с помощью светового зайчика, от­ раженного зеркальцем 2, установленным на диске 5, яв­ ляющемся торцевым фланцем пружины (см. фиг. 1).

Через пружину вращение передавалось на стальной вал с набором съемных стальных втулок 4, служащих

в качестве цапфы. Вращаясь вместе с валом, цапфа осуществляла трение скольжения по вкладышу-образ­

цу 5, прижимавшемуся снизу посредством рычага и на­ бора грузов (см. фиг. 2).

Момент трения, действующий в обойме при трении цапфы о вкладыш, изменяясь, влиял на степень закручи­ вания пружины, а следовательно и на отклонение свето­ вого зайчика на экране-шкале.

В качестве источника плоского светового луча нами

использовался эпидиаскоп с лампой мощностью 0,5 кет, установленный на расстоянии 800 мм от зеркальца.

11

Экран-шкала с предварительно протарированными делениями в пределах 0—700 кгсм находился на рас­ стоянии 1500 мм от зеркальца.

Таким образом, даже весьма незначительный поворот

зеркальца .в результате закручивания пружины вызывал

заметное отклонение светового зайчика на шкале.

Вращаясь совместно с пружиной, отраженный луч со­ здавал полосу света на эране, перемещающуюся с из­ менением момента, действующего в очаге трения.

Погрешность отсчета, получаемая на данной установ­

ке, колебалась в пределах 1—2 кгсм.

Перед установкой в обойму образцы тщательно про­ тирались спиртом и четыреххлористым углеродом с по­

следующей просушкой.

Образцы, исследуемые при сухом трении, взвешива­

лись на аналитических весах с точностью до 0,1 мг.

После постановки образцов и их крепления произво­ дился пуск установки включением электродвигателя

станка.

Это включение осуществлялось при отсутствии дав­ ления со стороны вкладыша-образца на вал-цапфу.

При установившемся вращении вала установки с оп­ ределенным числом оборотов проверялось и корректи­ ровалось нулевое положение светового зайчика на экра­ не-шкале. После выверки проводилось нагружение (по возможности плавное) заданной нагрузкой. Отклонения

светового луча

на шкале, показывающие действующий

в очаге трения

момент, отмечались визуально и зано­

сились в таблицы протоколов экспериментов.

12


Процесс наблюдения за изменением момента трения

длился до полной стабилизации положения световой по­ лосы на шкале, а при трении насухо — в течение 30 ми­ нут.

При исследовании процесса трения в присутствии на

поверхностях

смазок и воды

подача последних в

зону трения

осуществлялась

непрерывным потоком

через вмонтированную в обойму для вкладышей мас­ ленку.

Для определения износа образцы после опыта снова тщательно очищались и высушивались, после чего взве­ шивались на аналитических весах с указиной выше точ­ ностью.

Абсолютный износ определялся только для случая трения материалов насухо, так как при трении в присут­ ствии смазок уловить указанную характеристику прак­

тически не удавалось в связи со сравнительной

кратко-

в.ре>менносгью эксперимента.

 

 

 

 

 

 

Опыты проводились при удельных давлениях и ско­

ростях относительного скольжения,

указанных в табл. 1.

 

 

 

 

 

Таблица 1

Скорость относи­

 

 

 

 

 

 

 

тельного скольжения

0,4

0,66

1,13

2,0

 

в м/сек

 

 

 

 

 

 

 

Удельные давления

0,24; 4,9;

2,24;

4,9

2,24;4,9

2,24;

4,9

в кг/см*

9,1; 18,5;

9,1;

18,5

18,5

18,5

 

35,5; 53,8

35,5; 53,8

35,5;

53,8

35,5; 53,8

 

88,5; 150

88,5;

150

88,5;

150

88,5;

150

Для определения коэффициентов трения, работы тре­ ния и износостойкости использовалась величина момента трения,-получаемого в качестве показателя эксперимента непосредственно на шкале, проградуированной в кг-см.

На фиг. 2 представлена расчетная схема установки,

где а и в—плечи рычага 4,

равные соответственно 55

и 660 мм. / — цапфа;

2 — образец-вкладыш; 3 — обойма;

4—рычаг; 5—набор

грузов;

6 — отверстие для подачи

смазки; М кр — крутящий Момент, равный сумме момента

трения в паре и внутренних потерь;

N — сила нормаль­

ного давления вкладыша-образца на

вал-цапфу; F тр =

.3 И. П. Земляков

13


сила трения; G — вес набора грузов с учетом приведен­ ного веса тяги, рычага и обоймы.

Как известно, приближенно сила трения может быть определена из выражения

где / — коэффициент трения;

с другой стороны,

= 2Мтр

Гтр

d >

где d — диаметр цапфы.

Нормальное давление N может быть найдено

N = G—.

а

Приравнивая оба выражения силы трения <и подстав­ ляя их значения, получим

NfJ^mp

J

а

и так как G—, то

 

 

а

 

 

Г'

р

С^Мтр

U — Т = —-г~ ,

a

J

d

откуда

'Cibd

14

и, с учетом потерь в самой установке, к. и. д. кото­ рой равен ~ 0,95,

2Мтра -0,95

Gbd

Известные постоянные величины а, в и d можно под­

ставить в цифрах, и тогда выражение коэффициента

трения примет вид

/ = 0,0317 -

Работа трения вычислялась нами как произведение

момента трения на угол поворота

 

 

 

 

— ЛЛтр, ср ?,

где

А — работа трения в

кг-м;

Мтр.ср — средний момент трения за период опыта.

 

 

 

 

«р = 2^nt,

где

п — число оборотов в

минуту;

 

t— время в минутах.

 

 

 

 

 

А — 2ltntЛАтр.ср

Величина 2nnt при Z=30 мин. для ряда чисел обо­

ротов

представлена

ниже:

 

 

 

п, = 152 об/мин

2ллр = 28 700

 

 

(у, =Ю,4 м/сек)

2кл2/ = 47 500

 

 

п}

= 252 об/мин

 

 

(v-2

= 0,66 м/сек)

2лпа£ = 81 400

 

 

п3

= 432 об/мин

 

 

(v3 = 1,13 м/сек)

= 135 700

 

 

(о4

-= 720 об/мин

 

 

= 2,0 м/сек)

 

На

прилагаемых

графиках износостойкость пред­

ставлена в виде отношения затраченной работы в кг • м к

абсолютному износу образцов в миллиграммах, т. е.

где ф — износостойкость;

ДР—потери веса образцом за период эксперимента.


Результаты замеров (момента трения <в процессе опы­ тов .при соответствующих условиях трения и расчетные величины даны в прилагаемых таблицах и в виде графи­ ков, показывающих найденные зависимости, характери­ зующие процесс трения в исследуемой паре.

Для исследований работы образцов-вкладышей со смазками нами использовались свежие веретенное и тур­ бинное масла, резко отличающиеся по своей вязкости.

Характеристика указанных масел дана в табл. 2 и 3. Смазка в процессе эксперимента подавалась непре­ рывно из масленки через отверстие в верхнем вкла­

дыше (см. фиг. 2), и трение происходило в масляной ванне.

Как известно, способность поверхностей подшипников

смачиваться маслами является важной характеристикой

при подборе режима смазки. Если поверхность вкладыша плохо смачивается смазкой, то циркуляция смазки бу­ дет происходить лучше. Поэтому подшипниковые мате­ риалы, плохо удерживающие смазку на своей поверх­ ности, работают более удовлетворительно.

Масло (веретенное -2)

Таблица 2

 

Показатели физико-химических свойств

 

Величина

Вязкость при 50° С в градусах...............................

 

2,95

Кислотное число в мг КОН на 1 г масла не

0,14

более ...................................................................

 

Зольность в % не более ...........................................

 

0,007

Содержание водорастворимых кислот и щело­

 

чей ..........................................................................

% .

 

Содержание механических примесей в

 

Содержание воды.......................................................

 

170

Температура вспышки в °C...............................

.

Температура застывания в ° С................

-20

Произведенные опыты по определению способностей различных материалов смачиваться маслами показали, что капрон лучше других (стали, чугуна, бронзы и баббита) смачивается маслами, а следовательно, цирку­ ляция смазки в зоне трения для него будет хуже.

В табл. 4 представлены сравнительные данные крае­ вых углов, показывающих способность смачиваться мас­ лами.

16


 

Турбинное масло 57

 

Таблица 3

 

 

 

Показатели физико-химических свойств

 

Величина

Вязкость в

градусах при 50

° С...........................

8

Кислотное

число в мг КОН на 1 г масла .

 

0,05

Содержание механических примесей . • .

 

 

Температура вспышки . .

....................• •

.

195 °C

 

 

 

 

Таблица 4

Краевые углы масел по металлам и капрону

Смесь масел (соотношение компонентов 1:1) веретенного

 

и брайтстока

 

 

Бронза

0, = 13° 41'

02 = 8° 33'

 

cos 0j = 0,97162

cos 02 = 0,98889

Баббит

0, = 12’ 49'

02 = 7° 4'

 

cos 0! = 0,97508

cos 02 = 0,99240

Сталь

0, = 12° 21'

02 = 8° 13'

 

cos 0j = 0,97686

cos 02 = 0,98973

Чугун

0! - 11° 19'

02 = 8° 30'

 

cos 0, = 0,98054

cos 02

— 0,98902

Капрон

0j = 10° 20'

02 = 8°Г

 

cos 0i = 0,98378

cos O2 = 0,99023

По сухому материалу По смоченному тем же маслом

Определение краевых углов было проведено ассист.

М. В. Солодченко на приборе И. В. Радченко.1

Эксперименты производились с вкладышами из бронзы, баббита, текстолита и капрона, чтобы иметь

возможность

сравнивать

эксплуатационные качества

этих известных подшипниковых материалов.

* С. Ф.

Чукмасов, Определение показателей пригодности

эксплуатационных масел для

установления оптимального срока

их службы, Сборник Всесоюзного научно-технического общества ма­ шиностроительной промышленности «Повышение износостойкости и срока службы машин». Государственное научно-техническое изда­ тельство машиностроительной литературы, Киев 1956.

17

ТОО