ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
предвестники стройки. В быт челябинцев властно входи ло новое слово: «Тракторострой».
В ноябре создается первая партийная организация из пяти человек. Приходят на стройку и составляют первую комсомольскую ячейку 27 комсомольцев, мобилизован ных Уралобкомом из Шадринского района. Это была уже большая сила. В метельные морозные дни конца 1929 года на участке будущего, тракторного гиганта уже шли земельные и строительные работы.
25 июля 1930 года состоялась закладка первого ка менного дома будущего городка тракторостроителей.
Годы строительства!.. Разве забудут о них те, кто своими руками создавал завод и городок тракторострои телей. Один из участников стройки писал в газете «Наш трактор»:
Все перепуталось — и зори, и закаты...
В буран и стужу, в летнюю жару Вгрызались в грунт железные лопаты, И не было покоя топору...
Ветеран завода, работающий сейчас старшим масте ром в кузнечном цехе № 1, Григорий Кузьмич Зудов вспоминает:
— На строительство я приехал в 1931 году молодым, семнадцатилетним парнем. Имел специальность кровель щика, и меня послали на строительство жилья. Пример но, на половине домов теперешнего седьмого участка Тракторозаводского района, на домах-интернатах, фаб рике-кухне и заводском театре сооружала кровли наша комсомольская бригада.
Ребята, помню, подобрались очень хорошие. Работа ли, не считаясь со временем. Что такое прогулы — мы в бригаде не знали, не выйти на работу считалось позором, преступлением.
Бригада бетонщиков Ивана Монахова, за рекордами
10
которой ревниво следили бетонщики всех строек страны, выступила с обращением, в котором говорилось:
«Мы, тридцать три передовых ударника бригады Мо нахова, подаем коллективное заявление о вступлении в коммунистическую партию, встаем в первые ряды пе редовых борцов за генеральную линию партии. Мы вно сим предложение: в ознаменование годовщины Октябрь ской революциц организовать Красную Книгу, книгу рабочих строительства, желающих остаться для постоян ной работы на действующем заводе с момента его пус ка... Рабочие, согласившиеся остаться на заводе, должны пройти курсы и переквалифицироваться».
Бетонщики, плотники, землекопы, штукатуры, мон тажники потянулись на курсы. Днем они работали, а ве чером занимались.
«За алгебру, за книгу, за тетрадь, вгрызайтесь в деб ри формул и законов»,— так писали в классах люди, из которых многие лишь недавно овладели грамотой. Строй ка тракторного открывала перед ними новое содержание жизни.
1932 год был решающим годом строительства трак торного. 24 марта более тысячи человек пришли на субботник в механосборочный цех. Среди них были не только строители завода, но и рабочие ЧГРЭС и Цинкостроя, студенты коммунального техникума. Этот день положил начало массовым субботникам на строитель стве ЧТЗ.
В мае в механосборочном ставили оконные перепле ты. В июне хозяевами здесь уже были бетонщики. В это же время монтировались металлоконструкции литейного цеха. На стройку начали прибывать станки и другое
оборудование.
В феврале 1933 года начался монтаж оборудования в кузнечном цехе. Положение было очень напряженным. Завод получил важное правительственное задание — еще
И
до пуска, к началу посевной, выдать большую партию звена для гусеничных тракторов, купленных за границей. Вместе с монтажниками трудились будущие кузнецы. Они клали печи, устанавливали молоты и прессы. Сут ками не уходили домой, спали тут же на трубах. В наме ченный срок были пущены восемь молотов, и цех начал выпускать звено. Правительственное задание было вы полнено.
Наконец настал самый радостный день в жизни тракторостроевцев. 15 мая 1933 года с главного конвейера завода сошел трактор номер один. Весть об этом с бы стротой молнии облетела всю страну.
Еще одна в родном краю Твердыня новая в строю. Труду, упорству и талантам, Бойцам, ударникам, гигантам, Героям тракторных побед — Восторги наши и привет,—
так писал в своей поздравительной телеграмме коллек тиву тракторостроителей поэт Демьян Бедный
На 1 июня был намечен пуск завода. К этой знамена тельной дате коллектив завода выпустил двенадцать тракторов, тринадцатый — сверхплановый — дали комсо мольцы.
День начался в звуках песен, зове пионерских гор нов, бое барабанов, в праздничных маршах оркестров. По залитой асфальтом улице Спартака (ныне проспект им. В. И. Ленина) из города с флагами и цветами шли на открытие тракторного десятки тысяч людей.
На праздник к тракторостроителям приехал Предсе датель ВЦИКа СССР Михаил Иванович Калинин. «Все союзный староста» обратился к тракторостроителям с взволнованной речью. В заключение он сказал:1
1 Газета «Наш трактор» № 106 от 4/VI-1933 г.
12
«Разрешите мне пожелать вам освоить завод так же хорошо, как он был построен»1.
Центральный Комитет Коммунистической партии в своем приветствии писал, что Челябинский тракторный завод призван служить основной силой технического пе реворота в земледелии, поэтому быстрое освоение его, безусловное выполнение программы производства и пол
ное использование |
производственной мощи является |
' боевой задачей всего коллектива. |
|
И челябинские тракторостроители выполнили свой |
|
долг. |
|
0 росте производительности труда на заводе яркое |
|
представление дают |
показатели среднемесячной выра |
ботки на одного рабочего. Если выработку тридцать тре тьего года взять за 100, то в тридцать четвертом году она
составила 204 |
процента, в |
тридцать |
шестом году — |
438 процентов, |
а в тридцать |
седьмом |
году — 465 про |
центов. |
|
|
|
Наибольшей производительности труда в те годы до стигла передовая работница завода шлифовщица Екате рина Егоровна Орешкина. В 1937 году она выполнила свою годовую норму на двадцать один день раньше сро ка и в последнем месяце года ежедневно давала 700— 800 процентов нормы. Такой высокой выработки до Орешкиной еще никто не добивался. Екатерина Егоров на первой освоила и стала обслуживать одновременно четыре шлифовальных станка.
В самоотверженном героическом труде выковался подлинный авторитет этой скромной простой работницы. Тов. Орешкина была избрана депутатом Верховного Со вета СССР.
30 мдрта 1940 года с конвейера завода сошел стоты-1
1 Газета «Наш трактор» № 106 от 4/VI-1933 г. •, |
13
сячный трактор. То, о чем мечтал великий Ленин, сбы лось!
Больших успехов можно было добиться, лишь неук лонно идя вперед — по пути технического прогресса. Именно так поступали и поступают челябинские тракто ростроители. За четверть века количество металлорежу щего оборудования в цехах завода увеличилось в три раза. А за последние годы на заводе были внедрены но вые автоматические линии, морально устаревшее обору- ' дование заменилось высокопроизводительным. Дальней шее развитие получили такие передовые технологические процессы, как нагрев заготовок токами высокой частоты, литье в оболочковые формы, литье под давлением, свар ка трением, высадка с электронагревом, групповой метод обработки деталей и т. д.
Немало сделано в области механизации и автомати зации технологических и производственных процессов. Десятки миллионов рублей экономии ежегодно дают производству организационно-технические рационализа торские предложения, внедряемые на заводе.
Успехи тракторостроителей были достигнуты под руководством партийной организации завода. На всех этапах строительства и развития Челябинского трак торного впереди шли коммунисты.
Летом 1931 года на промплощадке создалось напря женное положение. Тогда двести восемьдесят молодых коммунистов выступили за то, чтобы значительно уве личить нормы выработки. В заявлении, переданном для опубликования в газете «Наш трактор», они писали: «Существующие нормы выработки уже не подходят, устарели. Мы, ударники-коммунисты, на эти нормы рав няться не можем. По примеру арматурщиков бригады Яковлева увеличиваем норму выработки на двадцать процентов и просим администрацию это учесть при со ставлении расценок».
14
От большевиков промплощадки не отставали комму нисты-строители соцгородка. Пример в то время показы вала партийная группа малярно-строительной бригады т. Фельдмана. По предложению коммунистов бригада перешла на хозрасчет, установила жесткий режим эко номии в расходовании материалов и инструмента.
Коммунисты и комсомольцы были первыми и в борь бе за быстрейшее освоение проектной мощности завода, за выполнение первой заводской пятилетки в четыре го
да, за дальнейший |
технический прогресс. |
В годы войны на |
заводе широкое распространение |
получили фронтовые бригады, в большинстве своем воз главляемые коммунистами и комсомольцами. Имена комсомолки Ани Пашниной, организовавшей первую фронтовую бригаду, токаря комсомольца Василия Гусе ва, бригадира лучшего молодежного коллектива, комсо мольца Александра Саламатова, решившего не уходить с работы до тех пор, пока не будет выполнено задание, и сотен других коммунистов и комсомольцев — навсегда запомнились труженикам завода.
После окончания войны потребовалось срочно пере вести завод на выпуск тракторов, необходимых стране для восстановления народного хозяйства. Тысячи комму нистов, забыв про выходные дни и отдых, невзирая на свою основную специальность, превратились в такелаж ников, монтажников, ремонтников, наладчиков приспо соблений и оборудования. В результате массового тру дового подъема, охватившего весь коллектив завода, через три месяца был собран первый опытный дизельмотор, а десять дней спустя на заводской двор вышел послевоенный опытный 80-сильный трактор.
Наряду с форсированным освоением производства новых тракторов, коллективу завода предстояло в широ ких масштабах наладить изготовление запасных частей к тракторам, выпускавшимся до войны. Для этого тре-
15
Совалось дополнительное оборудование, производствен ные площади и рабочая сила. Всего этого завод не имел и не мог получить в течение продолжительного времени. А страна ждала запасные части. Тогда по инициативе технолога коммуниста Александра Иванова создали комплексную бригаду, объединяющую инженеров, рабо чих и техников. В тесном деловом содружестве бригада разрабатывала и внедряла прогрессивные технологиче ские процессы, расшивала «узкие» места, помогала в на лаживании производства запчастей.
Ктому времени на заводе особо остро встал вопрос
оповышении ответственности каждого рабочего, налад чика, мастера за качество изготовляемой продукции.
Старший мастер автоматно-револьверного цеха комму нист Фока Попов положил начало борьбе за выпуск про дукции отличного качества. Его примеру последовали наладчик цеха пусковых моторов коммунист Николай Овчинников и многие другие. А спустя несколько лет коммунисты дизель-моторного цеха № 2 начали поход за полную ликвидацию брака на каждой операции.
Нет такой стороны многогранной деятельности ог ромного завода, аде бы коммунисты не проявляли себя как застрельщики нового, передового и прогрессивного.
Широко известны на заводе имена творцов новых ма шин конструкторов-коммунистов П. П. Исакова, Е. И. Лапинского, Р. Г. Сильченко, И. Я. Трашутина, К. И. Завья лова, Ю. П. Саматова, М. И. Злотника, С. А. Быбина и многих других, возглавивших борьбу за создание новых мощных высокопроизводительных машин.
Сотни инициативных творческих бригад, включающих в себя рабочих участка, конструкторов технологов и ре монтников цеха, были созданы на заводе по почину но ваторов холодноштампового цеха комсомольцев Самарца и Ложченко. Они задались целью получить максималь ную экономию материальных и трудовых затрат путем
16
осуществления силами бригады мероприятий по механи зации ручных работ, экономии материалов и внедрения более рациональной технологии.
Только за пять месяцев работы бригада, возглавляе мая т. Ложченко, в составе технолога Мазанниковой, ма стера Кононова, технолога Ефимова, резчика металла Фортыгина и работника отдела металлов Бабкиной сэко номили заводу более 500 тонн металлопроката.
Беем, известна сверловщица цеха шасси Герой Социа листического Труда и депутат Верховного Совета РСФСР Мария Федоровна Мороз, тысячи последователей кото рой составляют личные планы и ведут систематическую борьбу за изыскание внутренних резервов и повышения производительности труда.
По инициативе наладчика автоматов цеха топливной аппаратуры коммуниста П. Г. Зайцева на заводе возник ло широкое движение — массовый поход за экономию и бережливость, при котором отдельные рабочие откры вают личные счета экономии и берут на себя конкретные обязательства по снижению трудоемкости изготовления деталей и внесению в заводской фонд экономии опреде ленных сумм.
Грандиозные перспективы, открытые XXII съездом партии, окрылили советских людей. Еще серьезней, от
ветственней и инициативней начали |
работать коммуни |
|
сты завода. В 1962 году — четвертом |
году семилетки — |
|
перед Челябинским тракторным |
поставлены особенно |
|
сложные и ответственные задачи: |
резко увеличить вы |
пуск тракторов и запасных частей, значительно повысить производительность труда.
Системно, разумно, настойчиво и целеустремленно, опираясь на широкие массы тружеников тракторного, возглавляя и организуя их труд, несет напряженную тру довую вахту партийная организация тракторного.
Холодноштамповый цех. Лязгают, режут, давят, вы-
2 Тракторный завод. |
17 |
Заводской двор
резают металл сотни прессов разной мощности. Тысячи деталей изготавливает цех, обеспечивая работу других пехов и главного конвейера завода.
Сотни тонн сталей разного профиля, разных разме ров ежедневно потребляет холодноштамповый, и в этом нагромождении огромной номенклатуры деталей и ис пользуемых сталей порой очень трудно обеспечить соот ветствие, взаимоувязку деталей, подлежащих изготовле нию в тот или иной период с номенклатурой сталей, заве зенных в цех.
Сегодня, к примеру, крайне нужны одни детали, но на часть из них в цех не завезен металл. Завтра такое же может произойти с другими деталями. В результате на рушается ритмичная работа цехов смежников и сборки тракторов. Для спасения положения холодноштамповый цех нерационально тратит время 'на переналадку прес-
18
сов, прибегает к штурмовщине, применяет сверхурочные работы. Так продолжалось довольно долго.
В 1962 году, выполняя решения XXI съезда КПСС, партийный комитет завода раскрепил свои силы по от дельным цехам и повел решительную борьбу за выпол нение плана завода.
Вопросы планирования, взаимоувязки срока запуска деталей в работу и поступления в цех нужного металла в условиях массового производства и огромной номен клатуры изготовляемых деталей чрезвычайно сложны. Работа целого ряда служб завода должна быть строго взаимоувязана друг с другом. Федотов В. А., секретарь парткома, совместно с организованным им коллективом опытных инженеров — заместителем начальника холодноштампового цеха коммунистом Толчинским, коммуни стом Балакиным и другими разработали удачную систе му планирования запуска деталей в производство и по ступления металла в цех, построенную на своевременной сигнализации поставки необходимого металла. Резуль тат не замедлил сказаться: на участках средних прессов, прессов двойного действия, штамповки деталей и обли цовки теперь уже нет штурмовщины. Цехи-смежники об легченно вздохнули. Введены в строй дополнительные резервы производства.
Но, как и прежде, план не выполняется на участке штамповки башмака, самой массовой и самой тяжелой детали холодноштампового цеха. Около двух пудов ве сит один башмак. Несколько тысяч этих деталей нужно отштамповать в смену. На таком участке важна особая организация труда, нужна системная, постоянная работа с людьми.
Секретарь партийной организации цеха Сергей Ива нович Молчанов решил, что его место на самом трудном участке цеха. И вот уже много недель он почти всегда там: то откровенно и задушевно беседует с совершив
2* |
19 |