ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
другую, более дорогую |
пластическую массу, то и тог |
да эта разница будет |
весьма ощутима. На тонну поли |
этилена затраты составляют 8—11 тысяч рублей, поливи нилхлорида— 4 100—4 600 рублей, полипропилена—4 ты сячи рублей, а полистирола — 3. тысячи рублей. В 1965 году при замене стали и цветных металлов синтетически ми материалами получится экономия около 3,5 миллиар да рублей.
В Дании из найлона изготавливают судовые винты. Первый такой винт имел диаметр 260 миллиметров и ве сил 400 граммов. Испытания его прошли успешно. Те перь винты стали изготовлять и для моторных лодок. Уже изготовлен двухлопастный реверсивный гребной винт для опытного судна на 15 лошадиных сил. Его диа метр 750 миллиметров, каждая лопасть весит 1 200 грам мов.
Найлоновым гребным винтом оснащен траулер для
работы в условиях |
Северного |
моря. Диаметр |
винта |
1 300 миллиметров, |
вес лопасти |
7 килограммов. |
Специ |
альная технология обеспечивает получение шелковистой поверхности лопастей, уменьшающей трение до мини мума.
В Башкирии, в Туймазинском нефтяном районе, буре ние скважин производится турбобурами, многие детали которых сделаны из капроновой пластмассы. Конструк цию таких турбобуров разработал коллектив Всесоюзно го научно-исследовательского института буровой тех ники.
Из капрона в пресс-формах штампуют изящные, зер кально-гладкие детали турбобура — миниатюрные ста торы и роторы. На экспериментальном заводе института установлен один такой автоматический пресс. Он штам пует за день до 800 деталей, которые сразу идут в дело] без последующей обработки. Стоимость их, даже в ус ловиях несерийного, экспериментального производства, в]
5 раз меньше, чем стоимость теперешних стальных ста торов и роторов. Как сообщалось в печати, работники института нашли надежные способы крепления пласт массовых деталей к металлическим втулкам турбобура, провели всесторонние испытания турбобуров с капроно вой «начинкой».
Новым турбобуром уже пробурены три скважины. Пластмассовые статоры и роторы отработали в общей сложности 235 часов и почти не износились. «Капроновый турбобур» способен пройти еще не одну скважину без смены деталей. К тому же он может выдерживать бо лее высокие нагрузки.
Башкирский совнархоз решил организовать массовое производство пластмассовых деталей для турбобуров. Это позволит сэкономить сотни миллионов рублей, вы свободить десятки тысяч тонн стали, избавить ряд заво дов от производства металлических деталей и вместе с тем будет способствовать дальнейшему росту скоростей проходки скважин.
До недавних пор машиностроители вынуждены были создавать конструкции применительно к существующим видам материалов. Но теперь настало время, когда воз можно и необходимо создавать материалы с заранее за данными свойствами для конструкций деталей и узлов
машин.
Пластмассе можно придать свойства, которыми она не была наделена при изготовлении. Так, например, для нужд слдботочной промышленности в США делается пластмасса, проводящая электрический ток. Электропро водность она приобретает за счет смещения с частицами серебра или меди размером в 5 микронов. Такая пласт масса и изделия из нее проводят электрический ток. То копроводящая пластмасса нашла широкое применение и в радиопромышленности. Замена пластмассой металли ческих проводов значительно уменьшает аппаратуру,
59
упрощает ее изготовление, снижает себестоимость и по вышает надежность в эксплуатации.
Пластмассе можно придать и магнитные свойства. Для этого в нее вводят магнитный железный порошок. Под воздействием сильного электрического поля магни тики порошка ориентируются. Когда пластмасса затвер деет, эта ориентировка закрепляется. Выпускается маг нитная пластмасса в виде полос требуемой длины, из которых можно 'вырезать магниты любой формы и раз мера.
В противоположность обычным магнитным материа лам такую пластмассу можно намагнитить в любой точ ке по любому сложному контуру. Ей можно придать по люса, расположенные пли вдоль полосы или поперек ее. Нетрудно представить себе, насколько этот новый мате риал может упростить создание сложных приборов или аппаратов в современной электронной технике.
Первое применение магнитная пластмасса нашла в холодильниках для герметизации дверцы. При этом на добность в замке отпала, так как магнит с достаточной силой удерживает дверцу в закрытом состоянии. Такой материал может найти применение в телефонных труб ках и радионаушниках, в слуховых аппаратах и мини атюрных электромоторах. Следует заметить, что в про мышленности средств связи уже в настоящее время вес деталей,.изготовленных из пластических масс, составляет около половины веса всех изделий.
Советская промышленность производит два вида за мечательного материала: фторопласт-3 и фторопласт-4. Первый используют для изготовления прокладок дета лей для клапанов кислородных приборов, мембран и из делий, работающих в агрессивной среде при повышенном давлении и температуре от —40 до +50 градусов.
Фторопласт-4 по химической стойкоеги превосходит все известные материалы, в том числе золото и платину.
6 0
Помимо непревзойденной химической стойкости, он обла дает и другими ценными свойствами. Применение его позволяет инженерам и конструкторам решать такие сложные технические проблемы, какие до этого считались неразрешимыми.
Изделия из фторопласта-4 работают при температу ре от— 100 до +250 градусов. Этот вид пластмасс ши роко 'применяется теперь © машиностроении. Из него из готавливают погружные подшипники скольжения, саль никовые набивки, уплотнения валов насосов, штоки, вен тили, сифоны и другие детали. Незаменимым материалом является фторопласт-4 в том случае, когда надо сделать подшипник для работы в едкой химической жидкости или в агрессивной газовой среде.
Опыт показывает, что сальниковое уплотнение из фторопласта-4 на плунжерных насосах высокого давле ния, перекачивающих керосин при температуре 40 гра дусов, нормально работает в конструкции до 2 250 часов вместо 80 при асбестовой набивке и до 600 часов при металлическом уплотнении (клиновые и распорные кольца из специального сплава). При этом шток не имел заметного износа, а уплотнительные кольца из фторо пласта-4 после обжимки вновь были поставлены на на сос. Экономия всего лишь на нескольких насосах ис числяется сотнями тысяч рублей в год, не считая лик видации простоев, которые раньше были довольно час тыми.
Одним из универсальных химически стойких матери алов является винипласт. Применяют его для облицов ки внутренней поверхности сосудов и резервуаров.
Из винипласта делают также трубы. Они чрезвычай но легки и выдерживают давление в десятки атмосфер. Срок их службы значительно больший, чем металличе ских. Монтировать такие трубы легче и проще. Их легко можно гнуть под любым углом, поскольку при нагрева-
G1
нйй до 130 градусов они размягчаются. На них можнс) делать резьбу нарезкой, накатыванием и прессованием; Винипласт может быть окрашен в любой цвет, поэтому красить трубы не нужно — их подбирают под цвет стеш Недавно в Москве по проекту мастерской № 9 Мос- подзем-проекта в Новых Черемушках построен и сдан в эксплуатацию дом, в котором все водопроводные и кана лизационные трубы сделаны из винипласта. В той же мастерской разработаны способы прокладки подземного вниипластового газопровода. Он будет 'прокладываться
тоже в Новых Черемушках.
Из винипласта и капрона для городского хозяйства изготовляются смывные бачки, сифоны, крыльчатые тя гомеры -и другие предметы, а также стержни и разные профили, из которых делают вентили, краны, клапаны и прочие изделия. Все они находят большое применение на химических производствах, так как обладают высо кой стойкостью к различным агрессивным средам — кис лотам, щелочам и растворам различных солей.
Машиностроение без металла
.Пластмассы и синтетические смолы можно армиро вать металлом, проволочной сеткой, тканыо, стеклянным волокном или каким-либо другим материалом. Одним из видов армированных пластмасс являются стеклоплас тики.
Всесоюзный научно-исследовательский и проектно технологический институт угольного машиностроения совместно с Торецким машиностроительным заводом, Сталинской области, спроектировал и изготовил первую опытную партию шахтных вагонеток, кузова которых сделаны из стеклопластиков. Промышленные испытания
62
этих вагонеток -на одной из шахт Донбасса показали ИХ значительное .преимущество перед вагонетками с метал лическим кузовом. Общий вес вагонетки снизился более чем на 100 килограммов. Кроме того, кузов из стекло пластиков обладает более высокой устойчивостью против механических воздействий и совершенно не подвергается коррозии, благодаря чему срок службы вагонеток уве личивается в 1,5—2 раза. В 1965 году наша промышлен ность намечает выпустить 190 тысяч шахтных вагонеток Из стеклопластиков, что позволит сэкономить не менее 10 тысяч тонн стали.
Сейчас на шахтах хорошо работают скребковые транспортеры с деталями, изготовленными из стеклопла стиков. Новый материал на 35 процентов уменьшил вес транспортеров и в 1,5 раза повысил срок их службы. Подсчитано, что в 1965 году от применения стеклопла стиков на скребковых транспортерах будет сэкономлено около полумиллиона тонн стали.
Огромную экономию металла и средств может дать применение пластмасс в производстве аккумуляторных батарей для рудничных электровозов, коробов вибраци онных грохотов и конвейеров, облегченных шахтных кле тей и других изделий.
Замена металла -пластмассами при изготовлении труб, желобов и других деталей установок для транспорти ровки угля гидравлическим способом тоже может дать стране миллионы рублей экономии.
В вагоностроительной промышленности разработаны обширные планы, по которым многие узлы и детали пас сажирских и грузовых вагонов должны изготавливаться из новых материалов.
За рубежом широко применяются стеклопластики на железнодорожном транспорте. Они более красивы и экономичны, чем обычные материалы. Так, на ремонт крыш железнодорожных вагонов ежегодно затрачива-
ется около 80 тысяч тонн кровельного железа. Легко под считать, какую экономию и выгоду даст использование для этой цели, например, стеклопластиков. Они значи тельно легче жрлеза, их удельный вес 1,6. Это «вечная» кровля, поскольку ее не требуется красить.
Замена металла пластическими массами высвобож дает большое количество станков и инструментов, так как при производстве пластмассовых изделии отпадает целый ряд операций: сверловка, фрезеровка, шлифов ка и другие. Кроме того, изготовление изделий из пласт масс легче поддается автоматизации. Это лишний раз подчеркивает преимущество пластмасс перед природны ми материалами, обработка которых требует больших затрат труда.
Станкостроение в 1965 году в виде сырья израсходу ет 5—7 тысяч тонн пластмасс, которые заменят 20 — 25 тысяч тонн металла. Это позволит дополнительно из готовить 20—25 тысяч станков и сэкономить 50 милли онов рублей. На станкостроительном заводе «Красный пролетарий» свыше 20 деталей к серийным станкам уже сейчас изготовляется из различного вида пластических масс. В Московском высшем техническом училище имени Баумана ученые разработали проект токарного станка целиком из пластмасс. Как известно, вибрация станка уменьшает точность и чистоту обрабатываемых изделий, ограничивает возможности увеличения скорости резания. Станок из пластмасс будет лишен всех этих недостатков. Новый станок изготавливает Карачаровский завод плас тических масс.
В 1955 году промышленность всех стран мира (без
СССР) выпустила свыше 3 миллионов тонн пластиче ских масс. Это примерно столько же, сколько было выпу щено алюминия, но значительно больше, чем свинца, меди или цинка. В 1957 году производство пластмасс со ставило уже 4 350 тысяч тонн.
01
В своей статье «Машины будущего» академик А. А. Благонравов особо останавливается на роли синтетиче ских материалов в создании новых машин. Он пишет:
«В связи с непрерывным форсированием и расшире нием областей применения машин режимы их работы становятся все более напряженными, а условия эксплу атации все более сложными. Непрерывно растут рабо чие скорости, температуры, давления, ударные и вибра ционные нагрузки. И вместе с тем непрерывно растут требования в отношении точности и надежности дей ствия этих машин.
Поэтому в машинах будущего применяться будут новые материалы, существенно отличающиеся от тех, которые человек получает от природы.
Можно полагать, что в связи с убыстрением техни ческого прогресса будет более быстрым и процесс «мо рального износа» машин. Однако не будет снята про блема и технической износостойкости машин, поскольку от каждой машины потребуется обеспечение полной стабильности работы.
Машины будущего творятся уже сегодня знаниями, талантом и трудом многих тысяч ученых, изобретателей и новаторов, воодушевленных сознанием того, что дела их рук служат на благо советскому народу».
Нет сомнения, что в недалеком будущем возможно со здание целых отраслей машиностроения без металла.
Материал для смелых архитектурных решений
В технике на определенных этапах развития совер шаются резкие качественные переходы от старого к но вому. В методах угледобычи, например, мы не так дав но были свидетелями, как ручному обушку пришел на смену пневматический отбойный молоток. В свою оче редь его сменила сложная врубовая машина. Наконец,
5 З а к а з 2 3 2 |
Со |