Файл: Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это было возле Глазго, я вышел на прогулку около полудня. Был прекрасный день. Я проходил мимо старой прачечной, думая о машине, и подошел к дому Герда, когда мне пришла в голову мысль, что пар ведь упругое тело и легко устремляется в пустоту. Если установить связь между цилиндром и резервуаром с разреженным воздухом, то пар устремится туда и цилиндр не надо будет охлаж­ дать. Я не дошел еще до Гофхауза, как все дело было кончено в

моем уме!»

 

 

 

 

Значительную

группу составляют изменения во внешней среде.

При исследовании целесообразности внесения

таких

изменений изоб­

ретатель должен

изучить внешнюю (для данного

объекта)

среду и

ее влияние на объект. В частности, следует

рассмотреть

возмож­

ность изменения параметров среды (давления, температуры, скоро­ сти движения и т. д .) или замены данной среды другой, обладающей более благоприятными характеристиками. Например, при изготовле­ нии бетона в обычных бетономешалках даже при длительном переме­ шивании в бетонной массе остается значительное количество мелких воздушных пузырьков, снижающих прочность бетона. В связи с этим был предложен так называемый вакуумный способ приготовления бе­ тона. В вакуумных бетономешалках бетонная масса перемешивается в '' разреженной среде, создаваемой внутри барабана. Количественное изменение одного из параметров (давления) внешней среды дает ка­ чественно новый эф ф ект: прочность бетона увеличивается вдвое.

Весьма интересна следующая группа приемов — изменения в со-

седних объектах.

Аналитическая стадия нередко приходит к такому выводу: «Надо улучшить работу данной машины, однако (в силу тех или иных кон­ кретных причин) изменять саму машину нельзя». Противоречие на первый взгляд кажется неразрешимым: надо изменить машину и в то же время не менять ее. В таких случаях есть смысл сразу, опустив рассмотрение других приемов, задаться вопросом: «Нельзя ли до ­ стичь требуемого результата изменениями в какой-то другой маши­ не, работающей совместно с данной?»

Иногда достаточно простого установления взаимосвязи между ранее независимыми машинами или процессами. Можно привести

61


такой пример. Для освещения на киностудиях используется, в ос­ новном, постоянный ток. Вызвано это тем, что частота съемки (24 кадра в секунду) не совпадает с частотой промышленного пере'- менного тока (50 периодов в секунду). При питании светильников переменным током открытие затвора объектива киносъемочного аппарата может совпадать с минимумом освещенности, в резуль­ тате чего часть кадров получится затемненной. Выдержка при съемке каждого кадра составляет обычно 1/1000 сек., поэтому только 2,4 процента световой энергии, падающей на объектив, ис­ пользуется полезно. Если питать безынерционные светильники то­ ковыми импульсами, синхронными и синфазными вращению штор­ ки объектива, то свет будет включаться только в те моменты, когда объектив открыт. Артисты же будут видеть значительно ослаблен­

ный непрерывный свет, поскольку уже

при 10— 15 импульсах

в се ­

кунду человеческий глаз воспринимает

световой поток как

непре­

рывный. Установление взаимосвязи между двумя ранее независи­ мыми приборами — объективами и светильниками— дает новый

технический

эф ф ект:

резко сокращается расход электроэнергии,

облегчается

работа

артистов.

Техническое противоречие может быть вызвано и необходи­ мостью увеличить число объектов, одновременно действующих на ограниченной площади. В этих случаях трудности решения часто носят психологический характер. Изобретатель рассматривает именно д а н н у ю п л о щ а д ь , упуская из виду возможность ис­ пользования свободного пространства над этой площадью или под

ней. Для многих технических объектов

расположение в один ряд,

в один «слой», настолько традиционно,

что изобретатель подсоз­

нательно ограничивает себя требованием не нарушать этой тради­ ции. А решение лежит буквально рядом — надо перейти от гори­ зонтальной компоновки к вертикальной, вспомнить о свободной обратной стороне этой площади, вспомнить о возможности «над-, стройки».

Известный советский изобретатель Д. Киселев, долгое время ра­ ботавший над совершенствованием долота для бурения нефтяных скважин, рассказывает в своей книге «Поиски конструктора»:

62


«В долоте тоже каждый подшипник обладает определенной грузоподъемностью, и если увеличить их число, ^щть меньшую на­

грузку ^каждому, можно улучшить условия их

«деятельности»,

пре­

дотвратить износ. Именно по

этому пути шла все время

моя

мысль в поисках различных схем размещения

подшипников.

Но

мешали габариты долота, малое

пространство,

на котором я имел

возможность располагать необходимое мне количество шариков и роликов. Теперь же я вдруг увидел решение, вот оно, рядом. На одном и том же участке поверхности можно разместить большое количество «элементов», подшипников, в два яруса, совсем так, как размещаются люди и вещи в купе пассажирских вагонов. Я да ­ же рассмеялся: так просто было это решение, тщетно разыскивае­ мое много месяцев».

Да, решение оказалось простым (рис. 11). Почему же потребо­ вались многие месяцы? Да потому, что традиционная форма под­ шипников привычна, и очень нелегко представить себе «двухслой­ ный», «двухэтажный» подшипник.

Именно поэтому во всех случаях, когда противоречие связано с ограниченной площадью, нужно задаться вопросом: «А что, если

использовать свободную обратную

сторону этой площади?»

*

*

*

 

Существуют и другие, сравнительно реже

используемые, при­

емы устранения технических

противоречий.

Например, задачи,

связанные с многостадийными технологическими процессами, ре­ шаются изменением скорости той или иной стадии процесса, сов­ мещением во времени отдельных стадий, устранением пауз между ними. Изобретателю полезно иметь таблицу таких приемов и по­

стоянно ее пополнять,

приглядываясь к методам решения различ­

ных технических задач.

В качестве основы для таблицы могут по­

служить четыре группы приемов, с которыми мы уже познакоми­ лись. При пополнении таблицы можно не заботиться о строгости классификации. Достаточно, чтобы приемы располагались от про­ стых к более сложным.

63


 

Когда

техническое

противоречие

выявлено,

изобретатель

должен, не полагаясь на

память, взять

лист с таблицей приемов и

последовательно

проверить

пригодность каждого

приема.

Прове-

;

4ть без спешки, не отдавая

заранее

предпочтения

тому или ино-

J

у приему,

не

пропуская

приемы, кажущиеся «заведомо

непри­

годными». Очень часто лучшее решение дают именно эти «заведо­

мо непригодные»

приемы.

 

 

Надо иметь в

виду еще и следующее.

Аналитическая стадия

почти

всегда дает

о д н о з н а ч н ы й

ответ.

Различие может быть

только

в форме, в которой выражен

этот ответ. Самое же главное

противоречие в каждой задаче одно. Иначе обстоит дело на опе­ ративной стадии творческого процесса. Эта стадия уже не отлича­ ется однозначностью: одно и то же техническое противоречие мо­

кнет быть, вообще говоря, устранено

различными

путями. Поэтому

ha оперативной стадии эксперимент

играет более

заметную роль,

[являясь критерием для окончательного выбора того или иного спо­

соба, .приема

и т. д.

<

* *

X

*

| Сейчас, когда мы познакомились с основными этапами оператив­ ной стадии творческого процесса, можно вернуться к задаче о баЫенных часах.

I Задача эта была предложена на одном из семинаров по методи­

ке изобретательства. Ниже, в таблице, даны два варианта решения,

рыполненные

двумя участниками

семинара

независимо

друг от

ipyra.

 

 

 

 

 

 

Решение задачи о башенных часах

 

 

 

А н а л и т и ч е с к а я с т а д и я

 

1

 

1. Поставить задачу

в общем

виде

 

^

Предложить предельно простые

башенные

часы для

установки

возможно

большей высоте.

 

 

 

5 К«к н«учиться изобретать.

65