ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 1
Это было возле Глазго, я вышел на прогулку около полудня. Был прекрасный день. Я проходил мимо старой прачечной, думая о машине, и подошел к дому Герда, когда мне пришла в голову мысль, что пар ведь упругое тело и легко устремляется в пустоту. Если установить связь между цилиндром и резервуаром с разреженным воздухом, то пар устремится туда и цилиндр не надо будет охлаж дать. Я не дошел еще до Гофхауза, как все дело было кончено в
моем уме!» |
|
|
|
|
Значительную |
группу составляют изменения во внешней среде. |
|||
При исследовании целесообразности внесения |
таких |
изменений изоб |
||
ретатель должен |
изучить внешнюю (для данного |
объекта) |
среду и |
|
ее влияние на объект. В частности, следует |
рассмотреть |
возмож |
ность изменения параметров среды (давления, температуры, скоро сти движения и т. д .) или замены данной среды другой, обладающей более благоприятными характеристиками. Например, при изготовле нии бетона в обычных бетономешалках даже при длительном переме шивании в бетонной массе остается значительное количество мелких воздушных пузырьков, снижающих прочность бетона. В связи с этим был предложен так называемый вакуумный способ приготовления бе тона. В вакуумных бетономешалках бетонная масса перемешивается в '' разреженной среде, создаваемой внутри барабана. Количественное изменение одного из параметров (давления) внешней среды дает ка чественно новый эф ф ект: прочность бетона увеличивается вдвое.
Весьма интересна следующая группа приемов — изменения в со-
седних объектах.
Аналитическая стадия нередко приходит к такому выводу: «Надо улучшить работу данной машины, однако (в силу тех или иных кон кретных причин) изменять саму машину нельзя». Противоречие на первый взгляд кажется неразрешимым: надо изменить машину и в то же время не менять ее. В таких случаях есть смысл сразу, опустив рассмотрение других приемов, задаться вопросом: «Нельзя ли до стичь требуемого результата изменениями в какой-то другой маши не, работающей совместно с данной?»
Иногда достаточно простого установления взаимосвязи между ранее независимыми машинами или процессами. Можно привести
61
такой пример. Для освещения на киностудиях используется, в ос новном, постоянный ток. Вызвано это тем, что частота съемки (24 кадра в секунду) не совпадает с частотой промышленного пере'- менного тока (50 периодов в секунду). При питании светильников переменным током открытие затвора объектива киносъемочного аппарата может совпадать с минимумом освещенности, в резуль тате чего часть кадров получится затемненной. Выдержка при съемке каждого кадра составляет обычно 1/1000 сек., поэтому только 2,4 процента световой энергии, падающей на объектив, ис пользуется полезно. Если питать безынерционные светильники то ковыми импульсами, синхронными и синфазными вращению штор ки объектива, то свет будет включаться только в те моменты, когда объектив открыт. Артисты же будут видеть значительно ослаблен
ный непрерывный свет, поскольку уже |
при 10— 15 импульсах |
в се |
кунду человеческий глаз воспринимает |
световой поток как |
непре |
рывный. Установление взаимосвязи между двумя ранее независи мыми приборами — объективами и светильниками— дает новый
технический |
эф ф ект: |
резко сокращается расход электроэнергии, |
облегчается |
работа |
артистов. |
Техническое противоречие может быть вызвано и необходи мостью увеличить число объектов, одновременно действующих на ограниченной площади. В этих случаях трудности решения часто носят психологический характер. Изобретатель рассматривает именно д а н н у ю п л о щ а д ь , упуская из виду возможность ис пользования свободного пространства над этой площадью или под
ней. Для многих технических объектов |
расположение в один ряд, |
в один «слой», настолько традиционно, |
что изобретатель подсоз |
нательно ограничивает себя требованием не нарушать этой тради ции. А решение лежит буквально рядом — надо перейти от гори зонтальной компоновки к вертикальной, вспомнить о свободной обратной стороне этой площади, вспомнить о возможности «над-, стройки».
Известный советский изобретатель Д. Киселев, долгое время ра ботавший над совершенствованием долота для бурения нефтяных скважин, рассказывает в своей книге «Поиски конструктора»:
62
«В долоте тоже каждый подшипник обладает определенной грузоподъемностью, и если увеличить их число, ^щть меньшую на
грузку ^каждому, можно улучшить условия их |
«деятельности», |
пре |
|
дотвратить износ. Именно по |
этому пути шла все время |
моя |
|
мысль в поисках различных схем размещения |
подшипников. |
Но |
|
мешали габариты долота, малое |
пространство, |
на котором я имел |
возможность располагать необходимое мне количество шариков и роликов. Теперь же я вдруг увидел решение, вот оно, рядом. На одном и том же участке поверхности можно разместить большое количество «элементов», подшипников, в два яруса, совсем так, как размещаются люди и вещи в купе пассажирских вагонов. Я да же рассмеялся: так просто было это решение, тщетно разыскивае мое много месяцев».
Да, решение оказалось простым (рис. 11). Почему же потребо вались многие месяцы? Да потому, что традиционная форма под шипников привычна, и очень нелегко представить себе «двухслой ный», «двухэтажный» подшипник.
Именно поэтому во всех случаях, когда противоречие связано с ограниченной площадью, нужно задаться вопросом: «А что, если
использовать свободную обратную |
сторону этой площади?» |
||
* |
* |
* |
|
Существуют и другие, сравнительно реже |
используемые, при |
||
емы устранения технических |
противоречий. |
Например, задачи, |
связанные с многостадийными технологическими процессами, ре шаются изменением скорости той или иной стадии процесса, сов мещением во времени отдельных стадий, устранением пауз между ними. Изобретателю полезно иметь таблицу таких приемов и по
стоянно ее пополнять, |
приглядываясь к методам решения различ |
ных технических задач. |
В качестве основы для таблицы могут по |
служить четыре группы приемов, с которыми мы уже познакоми лись. При пополнении таблицы можно не заботиться о строгости классификации. Достаточно, чтобы приемы располагались от про стых к более сложным.
63
|
Когда |
техническое |
противоречие |
выявлено, |
изобретатель |
|||
должен, не полагаясь на |
память, взять |
лист с таблицей приемов и |
||||||
последовательно |
проверить |
пригодность каждого |
приема. |
Прове- |
||||
; |
4ть без спешки, не отдавая |
заранее |
предпочтения |
тому или ино- |
||||
J |
у приему, |
не |
пропуская |
приемы, кажущиеся «заведомо |
непри |
годными». Очень часто лучшее решение дают именно эти «заведо
мо непригодные» |
приемы. |
|
|
|
Надо иметь в |
виду еще и следующее. |
Аналитическая стадия |
||
почти |
всегда дает |
о д н о з н а ч н ы й |
ответ. |
Различие может быть |
только |
в форме, в которой выражен |
этот ответ. Самое же главное |
противоречие в каждой задаче одно. Иначе обстоит дело на опе ративной стадии творческого процесса. Эта стадия уже не отлича ется однозначностью: одно и то же техническое противоречие мо
кнет быть, вообще говоря, устранено |
различными |
путями. Поэтому |
ha оперативной стадии эксперимент |
играет более |
заметную роль, |
[являясь критерием для окончательного выбора того или иного спо
соба, .приема |
и т. д. |
< |
* * |
X |
* |
| Сейчас, когда мы познакомились с основными этапами оператив ной стадии творческого процесса, можно вернуться к задаче о баЫенных часах.
I Задача эта была предложена на одном из семинаров по методи
ке изобретательства. Ниже, в таблице, даны два варианта решения,
рыполненные |
двумя участниками |
семинара |
независимо |
друг от |
|
ipyra. |
|
|
|
|
|
|
|
Решение задачи о башенных часах |
|
||
|
|
А н а л и т и ч е с к а я с т а д и я |
|
||
1 |
|
1. Поставить задачу |
в общем |
виде |
|
^ |
Предложить предельно простые |
башенные |
часы для |
установки |
|
/а |
возможно |
большей высоте. |
|
|
|
5 К«к н«учиться изобретать. |
65 |