Файл: Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако коэффициент полезного использования автомобильных двигателей очень невысок. Автомобили, в особенности специализи­ рованные, не столько работают, сколько стоят. Во многих случаях автомобили используются всего несколько часов в день, а то и несколько часов в неделю. Да и при работе двигатель автомобиля работает обычно далеко не на полную мощность.

Подобное положение было до недавнего времени и в сельскохо­

зяйственной технике.

Самоходные

машины

использовались

лишь

несколько дней в году,

а все

остальное

время простаивали.

Сейчас

в сельском хозяйстве

широко

применяется

принцип

самоходного

шасси. На такие шасси

поочередно устанавливаются

различные

сельскохозяйственные

орудия,

и

мотор

простаивает

значительно

меньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

Как применить этот принцип в автомобильном транспорте!

Существуют ли какие-нибудь другие способы повысить коэффи­ циент полезного использования автодвигателей!

Даже частичное решение этой задачи будет иметь огромное зна­ чение для народного хозяйства.

ЗАДАЧА О БУРОВОМ ДОЛОТЕ

Нефтяные скважины бурят все глубже и глубже. Вместе с глуби­ ной скважин возрастают и трудности. Точнее, возрастают непропор­ ционально быстро. Если первые два километра можно пройти за не­ сколько дней, то два следующих километра требуют уже многих недель. А бурение на глубину в 6— 7 километров тянется год и

более.

Трудности при глубоком и сверхглубоком бурении обусловлены

многими

обстоятельствами.

Одно

из них — необходимость часто поднимать долото, с по­

мощью которого ведется бурение (рис. 25). На больших глубинах долото быстро изнашивается: его приходится менять через каждые несколько метров. А для этого надо поднимать всю колонну труб, поднимать сотни раз!

12!


Нужно найти способ заме­ нять долото без подъема труб. Или изобрести долото, в котором изношенные зубья автоматически заменялись бы новыми, хранящимися в ка­ кой-то обойме долота.

*

*

Хотелось бы упомянуть ш еще о двух задачах, решение которых представляет интерес почти для каждого промыш­ ленного предприятия.

Уже десятки лет изобрета­ тели, конструкторы, ученые пытаются найти простой и эф ­ фективный способ бесступен­ чатого регулирования числа оборотов шпинделя станка. Из­ вестный советский конструк­ тор, лауреат Ленинской премии Б. Коробочкин подробно изло­ жил сущность этой проблемы

встатье, опубликованной в

Рис. 25. Так устроена буровая:

/ — привод лебедки; 2 — насо­ сы; 3 — шланг; 4 — лоток; 5 —■ отстойник; 6 — колонна труб; 7 — скважина; 8 — затрубное пространство; 9 —.трубобур или

электробур; 10 — буровое долото

' 122

журнале «Изобретатель и рационализатор» № 5 за 1960 год. В этом же журнале .№ 7 за 1960 год помещена статья главного специалиста Государственного Комитета Совета Министров СССР по автоматиза­ ции и машиностроению А. Маликова, посвященная нерешенным проблемам кузнечно-прессовой техники. Пусть читатель ознакомится с этими статьями, они помогут выбрать действительно актуальную задачу, помогут избежать ошибок при решении.

Обе статьи, однако, ставят задачи в общем виде. Изобретатель должен помнить: не следует искать «универсального» решения. Надо обязательно иметь в виду конкретное оборудование. Лучше всего — оборудование, имеющееся на предприятии, где работает изобре­ татель.

ФАКУЛЬТЕТ

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА

Талант рождается не сразу, он по­

степенно совершенствуется...

Н. С. Хрущев.

Было время, например, когда задачи по интегрированию реша­ лись прямым вычислением интеграла как предела суммы. М атема­ тик в каждом отдельном случае отыскивал наиболее удобные прие­ мы и, если его «осеняло», решал интеграл. Затем были найдены об­

щие закономерности (основанные на связи интегрирования

с диф ­

ференцированием), и интегрировать стали «по формулам ».

Единой

формулы нет. Но есть свод наиболее употребительных

формул,

есть правила, показывающие, в какой последовательности надо про­ бовать эти формулы.

Так обстоит дело и с техническим творчеством. Полвека назад творчество конструктора почти целиком основывалось на опыте, ин­ туиции, догадке. В ту пору многие сомневались в том, что можно создать научную теорию конструирования машин. Сомневались в том, что можно учить конструкторскому мастерству. Профессор И. Капу­ стин пишет в своей книге «Как создают машины»: «Раньше, когда машин было мало и не была разработана теория проектирования механизмов, их создавали умельцы-механики. С исключительным терпением и упорством они подбирали длины рычагов, точки (шар-

124


В справедливости многих положений методи- ) ки меня убеждает собственный многолетний опыт... К достоинствам методики я отнес бы и ) то обстоятельство, что она помогает развитию ( изобретательства подлинно массового, в кото- ( ром могут участвовать не только признанные ( деятели науки и видные специалисты, но и сот- ( ни тысяч инженеров, рабочих и механизаторов ) сельского хозяйства, имеющих склонность к тех- ) ническому творчеству. )
Лауреат Сталинской премии, изобретателе Д. Дульчевский.
Методика изобретательства окажется очень полезной, особенно для начинающих изобретате­ лей и рационализаторов, при решении много­ численных технических задач, граничащих с конструкторской разработкой вопроса. Посколь­ ку именно такие задачи в большинстве случаев приходится решать изобретателям, методика заслуживает самого серьезного внимания. Ее еле- | дует сделать достоянием тысяч, а может быть н сотен тысяч изобретателей и рационализато­ ров.
Лауреат Сталинской премии, изобретатель стереокино
С. Иванов.
О МЕТОДИКЕ
ИЗОБРЕТАТЕЛИ

ниры) соединения их, строили десятки вариантов, пока, наконец,

удавалось найти нужную траекторию движения. Для того, чтобы бы­ стрее решить задачу, они изготовляли модели из дерева и картона.

Да что там — старые

умельцы! Не

так давно

и мы, будучи

студен­

тами, вырезали картонные модели

механизмов... Теперь

 

наука —

теория механизмов — помогает конструкторам

быстро и

правильно

проектировать любые

механизмы».

 

 

 

 

Десять-пятнадцать

лет

назад от

рабочего,

техника,

инженера

требовалось лишь умение

осуществлять производственный

процесс

на своем участке. Ныне этого мало. Нужно еще и активно участво­ вать в совершенствовании процесса производства. Уже есть заводы, на которых большинство рабочих и инженерно-технических работ­ ников— рационализаторы. В бригадах коммунистического труда, как правило, все имеют на своем счету рационализаторские пред­ ложения и изобретения.

Пройдут немногие го­ ды, и изобретательство станет нормой работы каждого советского че­ ловека, связанного с тех­ никой. Это, разумеется,

не означает, что изо­ бретательский труд пе­ рестанет носить творче­ ский характер. Труд яв­ ляется творческим, если его результат — созда­ ние нового. Сам же про­ цесс создания нового может быть глубоко осознанным и планомер­

н ы м .

• Недалеко то время, когда научная теория изобретательства зай-


мет постоянное и прочное место в программах втузов и техникумов.

Сейчас уже сделаны первые шаги на пути к этому. В разных концах страны, на многих предприятиях проводятся семинары по методике

 

изобретательств

 

''•нженеры, техники,

рабочие

учатся

изобретать,

 

учатся планомерно и эффективно совершенствовать технику. Эти се­

 

минары — прообраз будущих факультетов

изобретательства.

 

 

 

 

Методика

изобретательства — не случайная

находка,

 

а

законо­

 

мерный этап в развитии технического творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

Долгое

время

из книги в книгу кочевала

легенда о сороконожке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот

эта легенда:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Жила-была сороко­

 

ИЗОБРЕТАТЕЛИ

 

— О МЕТОДИКЕ

 

 

ножка,

большое

количе­

 

 

 

I t

ство ног не

мешало

со­

Нельзя надеяться на «озарение», то есть на

В

роконожке.

Не

думая,

случайности.

Замена

случайностей

методикой

В

она ставила ноги

так,

как

является

рациональной.

 

 

 

 

 

 

/)

 

Член-корреспондент Академии

наук СССР

|/

полагалось, и никогда не

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.

Брилинг.

допускала

ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уже

сейчас

необходимо

подумать

о

том,

 

Но

вот

однажды

со­

чтобы в программах высших технических

учеб­

 

роконожка

усомнилась:

ных

заведений

методика

изобретательства

заня­

 

ла постоянное и прочное место.

Это

поможет

 

«А

может

быть,

я

хожу

будущим инженерам успешнее решать задачи

 

ненаучно?

А вдруг нужно

технического прогресса и учить изобретательству

 

других. Тогда и к руководству рационализатор­

 

ходить по научному ме­

ской

работой

на предприятиях

будут

привле­

 

каться

действительно

специалисты

 

этого

дела.

 

тоду?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.

 

Инженер

 

И сороконожка реши­

 

 

 

 

 

 

 

 

Свешников,

 

ла

попробовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью методики я уже разработал че­

 

Она

пронумеровала

 

ноги,

начертила

 

схему

тыре изобретательские темы и считаю, что она

 

 

заслуживает

одобрения, поддержки и распрост­

 

движения,

словом,

 

раз­

ранения.

 

 

 

 

 

Инженер,

 

изобретатель

 

работала

методику

ходь­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.

Кунич.

 

бы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настал

момент

испы­

В Методика

работы

над

изобретением

в

значи-

 

 

 

таний.

 

 

 

 

 

 

f

В тельной

степени

применима

и к

исследователь-

 

 

 

 

 

 

 

1 ской

деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

--

 

 

Сороконожка

 

загляХ

 

 

Академик АН Азербайджанской ССР,

 

нула

в схему,

передви-

 

лауреат

Сталинской премии,

изобретатель

 

нула

первую

пару

ног, t

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.

Далин.