ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
Однако коэффициент полезного использования автомобильных двигателей очень невысок. Автомобили, в особенности специализи рованные, не столько работают, сколько стоят. Во многих случаях автомобили используются всего несколько часов в день, а то и несколько часов в неделю. Да и при работе двигатель автомобиля работает обычно далеко не на полную мощность.
Подобное положение было до недавнего времени и в сельскохо
зяйственной технике. |
Самоходные |
машины |
использовались |
лишь |
||||
несколько дней в году, |
а все |
остальное |
время простаивали. |
Сейчас |
||||
в сельском хозяйстве |
широко |
применяется |
принцип |
самоходного |
||||
шасси. На такие шасси |
поочередно устанавливаются |
различные |
||||||
сельскохозяйственные |
орудия, |
и |
мотор |
простаивает |
значительно |
|||
меньше. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Как применить этот принцип в автомобильном транспорте!
Существуют ли какие-нибудь другие способы повысить коэффи циент полезного использования автодвигателей!
Даже частичное решение этой задачи будет иметь огромное зна чение для народного хозяйства.
ЗАДАЧА О БУРОВОМ ДОЛОТЕ
Нефтяные скважины бурят все глубже и глубже. Вместе с глуби ной скважин возрастают и трудности. Точнее, возрастают непропор ционально быстро. Если первые два километра можно пройти за не сколько дней, то два следующих километра требуют уже многих недель. А бурение на глубину в 6— 7 километров тянется год и
более.
Трудности при глубоком и сверхглубоком бурении обусловлены
многими |
обстоятельствами. |
Одно |
из них — необходимость часто поднимать долото, с по |
мощью которого ведется бурение (рис. 25). На больших глубинах долото быстро изнашивается: его приходится менять через каждые несколько метров. А для этого надо поднимать всю колонну труб, поднимать сотни раз!
12!
Нужно найти способ заме нять долото без подъема труб. Или изобрести долото, в котором изношенные зубья автоматически заменялись бы новыми, хранящимися в ка кой-то обойме долота.
*
*
Хотелось бы упомянуть ш еще о двух задачах, решение которых представляет интерес почти для каждого промыш ленного предприятия.
Уже десятки лет изобрета тели, конструкторы, ученые пытаются найти простой и эф фективный способ бесступен чатого регулирования числа оборотов шпинделя станка. Из вестный советский конструк тор, лауреат Ленинской премии Б. Коробочкин подробно изло жил сущность этой проблемы
встатье, опубликованной в
Рис. 25. Так устроена буровая:
/ — привод лебедки; 2 — насо сы; 3 — шланг; 4 — лоток; 5 —■ отстойник; 6 — колонна труб; 7 — скважина; 8 — затрубное пространство; 9 —.трубобур или
электробур; 10 — буровое долото
' 122
журнале «Изобретатель и рационализатор» № 5 за 1960 год. В этом же журнале .№ 7 за 1960 год помещена статья главного специалиста Государственного Комитета Совета Министров СССР по автоматиза ции и машиностроению А. Маликова, посвященная нерешенным проблемам кузнечно-прессовой техники. Пусть читатель ознакомится с этими статьями, они помогут выбрать действительно актуальную задачу, помогут избежать ошибок при решении.
Обе статьи, однако, ставят задачи в общем виде. Изобретатель должен помнить: не следует искать «универсального» решения. Надо обязательно иметь в виду конкретное оборудование. Лучше всего — оборудование, имеющееся на предприятии, где работает изобре татель.
ФАКУЛЬТЕТ
ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА
Талант рождается не сразу, он по
степенно совершенствуется...
Н. С. Хрущев.
Было время, например, когда задачи по интегрированию реша лись прямым вычислением интеграла как предела суммы. М атема тик в каждом отдельном случае отыскивал наиболее удобные прие мы и, если его «осеняло», решал интеграл. Затем были найдены об
щие закономерности (основанные на связи интегрирования |
с диф |
ференцированием), и интегрировать стали «по формулам ». |
Единой |
формулы нет. Но есть свод наиболее употребительных |
формул, |
есть правила, показывающие, в какой последовательности надо про бовать эти формулы.
Так обстоит дело и с техническим творчеством. Полвека назад творчество конструктора почти целиком основывалось на опыте, ин туиции, догадке. В ту пору многие сомневались в том, что можно создать научную теорию конструирования машин. Сомневались в том, что можно учить конструкторскому мастерству. Профессор И. Капу стин пишет в своей книге «Как создают машины»: «Раньше, когда машин было мало и не была разработана теория проектирования механизмов, их создавали умельцы-механики. С исключительным терпением и упорством они подбирали длины рычагов, точки (шар-
124
ниры) соединения их, строили десятки вариантов, пока, наконец,
удавалось найти нужную траекторию движения. Для того, чтобы бы стрее решить задачу, они изготовляли модели из дерева и картона.
Да что там — старые |
умельцы! Не |
так давно |
и мы, будучи |
студен |
||
тами, вырезали картонные модели |
механизмов... Теперь |
|
наука — |
|||
теория механизмов — помогает конструкторам |
быстро и |
правильно |
||||
проектировать любые |
механизмы». |
|
|
|
|
|
Десять-пятнадцать |
лет |
назад от |
рабочего, |
техника, |
инженера |
|
требовалось лишь умение |
осуществлять производственный |
процесс |
на своем участке. Ныне этого мало. Нужно еще и активно участво вать в совершенствовании процесса производства. Уже есть заводы, на которых большинство рабочих и инженерно-технических работ ников— рационализаторы. В бригадах коммунистического труда, как правило, все имеют на своем счету рационализаторские пред ложения и изобретения.
Пройдут немногие го ды, и изобретательство станет нормой работы каждого советского че ловека, связанного с тех никой. Это, разумеется,
не означает, что изо бретательский труд пе рестанет носить творче ский характер. Труд яв ляется творческим, если его результат — созда ние нового. Сам же про цесс создания нового может быть глубоко осознанным и планомер
н ы м .
• Недалеко то время, когда научная теория изобретательства зай-
мет постоянное и прочное место в программах втузов и техникумов.
Сейчас уже сделаны первые шаги на пути к этому. В разных концах страны, на многих предприятиях проводятся семинары по методике
|
изобретательств |
|
''•нженеры, техники, |
рабочие |
учатся |
изобретать, |
||||||||||||||||
|
учатся планомерно и эффективно совершенствовать технику. Эти се |
|||||||||||||||||||||
|
минары — прообраз будущих факультетов |
изобретательства. |
|
|
|
|||||||||||||||||
|
Методика |
изобретательства — не случайная |
находка, |
|
а |
законо |
||||||||||||||||
|
мерный этап в развитии технического творчества. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
Долгое |
время |
из книги в книгу кочевала |
легенда о сороконожке. |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вот |
эта легенда: |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Жила-была сороко |
||||||||
|
ИЗОБРЕТАТЕЛИ |
|
— О МЕТОДИКЕ |
|
|
ножка, |
большое |
количе |
||||||||||||||
|
|
|
I t |
ство ног не |
мешало |
со |
||||||||||||||||
Нельзя надеяться на «озарение», то есть на |
В |
роконожке. |
Не |
думая, |
||||||||||||||||||
случайности. |
Замена |
случайностей |
методикой |
В |
она ставила ноги |
так, |
как |
|||||||||||||||
является |
рациональной. |
|
|
|
|
|
|
/) |
||||||||||||||
|
Член-корреспондент Академии |
наук СССР |
|/ |
полагалось, и никогда не |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н. |
Брилинг. |
допускала |
ошибки. |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Уже |
сейчас |
необходимо |
подумать |
о |
том, |
|
Но |
вот |
однажды |
со |
||||||||||||
чтобы в программах высших технических |
учеб |
|
роконожка |
усомнилась: |
||||||||||||||||||
ных |
заведений |
методика |
изобретательства |
заня |
|
|||||||||||||||||
ла постоянное и прочное место. |
Это |
поможет |
|
«А |
может |
быть, |
я |
хожу |
||||||||||||||
будущим инженерам успешнее решать задачи |
|
ненаучно? |
А вдруг нужно |
|||||||||||||||||||
технического прогресса и учить изобретательству |
|
|||||||||||||||||||||
других. Тогда и к руководству рационализатор |
|
ходить по научному ме |
||||||||||||||||||||
ской |
работой |
на предприятиях |
будут |
привле |
|
|||||||||||||||||
каться |
действительно |
специалисты |
|
этого |
дела. |
|
тоду?» |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
П. |
|
Инженер |
|
И сороконожка реши |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Свешников, |
|
ла |
попробовать. |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
С помощью методики я уже разработал че |
|
Она |
пронумеровала |
|||||||||||||||||||
|
ноги, |
начертила |
|
схему |
||||||||||||||||||
тыре изобретательские темы и считаю, что она |
|
|
||||||||||||||||||||
заслуживает |
одобрения, поддержки и распрост |
|
движения, |
словом, |
|
раз |
||||||||||||||||
ранения. |
|
|
|
|
|
Инженер, |
|
изобретатель |
|
работала |
методику |
ходь |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А. |
Кунич. |
|
бы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Настал |
момент |
испы |
||||||
В Методика |
работы |
над |
изобретением |
в |
значи- |
|
|
|||||||||||||||
|
таний. |
|
|
|
|
|
|
f |
||||||||||||||
В тельной |
степени |
применима |
и к |
исследователь- |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
1 ской |
деятельности. |
|
|
|
|
|
|
|
-- |
|
|
Сороконожка |
|
загляХ |
||||||||
|
|
Академик АН Азербайджанской ССР, |
|
нула |
в схему, |
передви- |
||||||||||||||||
|
лауреат |
Сталинской премии, |
изобретатель |
|
нула |
первую |
пару |
ног, t |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М. |
Далин. |
|