ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
основано на эф ф екте компенсации. Съемка велась обычным аппа
ратом на обычной пленке, но |
через насадку, оптически сжимаю* |
||||
щую широкое |
изображенйе. |
Проецировали фильм |
также |
с |
по» |
мощью обычной аппаратуры, дополненной насадкой; |
пройдя |
на* |
|||
садку, изображение вновь становилось широким. |
|
|
|
||
Используя |
правило компенсации, изобретатель решает |
задачу |
|||
не «в лоб», а |
обходным путем. |
Особенно часто этим |
путем |
прихо |
дится идти при решении задач, связанных с оптикой, акустикой, радио- и электротехникой. Однако компенсация может успешно применяться и при решении задач в других, самых различных об
ластях техники.
Вот типичный пример.
С уменьшением содержания воды в бетонной смеси возрастает прочность готового бетона. Однако если содержание воды в бето не низко, возникают затруднения в укладке бетона и в получении гладкой поверхности бетонного элемента. Таким образом, налицо типичное техническое противоречие: выигрывая в одном, мы неиз бежно должны проиграть в другом.
Что же предложили изобретатели? Они сказали: не нужно уменьшать содержание воды в приготовляемом бетоне. Наоборот, бетон нужно готовить с избытком воды. А уже затем, после затворения, избыточную воду следует отсасывать с поверхности бетона
посредством |
вакуумирования. |
|
|
|
|
Это предложение сразу |
сняло |
противоречие |
и |
позволило ис |
|
пользовать |
преимущества |
высокого исходного |
и |
низкого конеч |
|
ного содержания воды в |
бетоне. |
|
|
|
|
|
|
* |
* |
|
|
|
|
* |
|
|
|
Ну, а если никакие приемы не приводят к решению задачи? Убедившись в этом, изобретатель вправе сказать: «Арсенал средств современной техники еще недостаточен, чтобы сделать та кое изобретение». Это значит, что за решение задачи должна взяться уже не техника, а наука. И лишь после того, как ученые откроют новые физические явления и новые свойства материи,
можно будет сделать изобретение.
111
Если бы перед самым талантливым изобретателем середины прошлого века поставили задачу создать устройство для просве чивания металлических изделий, изоьретатель только пожал бы плечами. А сейчас такую установку может спроектировать каждый конструктор, потому что открыты и изучены рентгеновские лучи,
гамма-лучи |
и ультразвуки. |
|
|
В основе |
изобретения всегда |
лежит открытие |
установление |
объективных |
свойств материи и |
закономерностей |
ее развития. |
Иногда между открытием и изобретением проходит значительный
промежуток времени. Так, упругие свойства пара были |
известны |
|||||
еще |
в древности, |
а паровая |
машина была изобретена |
лишь в |
||
X V III |
в. Но случается, что |
изобретения |
обгоняют открытия: зако |
|||
ны трения были |
открыты |
в |
результате |
наблюдений за |
водяной |
|
мельницей и работой ее передаточного механизма. |
|
|||||
Исследования |
в современной науке |
ведутся планомерно. Вни |
мание ученых сосредоточивается прежде всего на проблемах, ре шение которых нужно для техники, для производства. Поэтому над важнейшими техническими задачами совместно работают коллек
тивы ученых и изобретателей. |
|
|
|
||
Может |
возникнуть вопрос: а следует |
ли |
в таком случае разра |
||
батывать |
методику |
изобретательства и |
не |
целесообразнее |
было |
бы создать единую методику научно-технического творчества? |
|
||||
Во всех видах творчества есть нечто общее. Если, например, |
|||||
сравнить |
творчество |
художника и творчество изобретателя, |
най |
дется немало общих черт. Однако наряду с этим имеются и прин ципиальные отличия. Поэтому сначала должны быть изучены от
дельные конкретные виды, |
творчества. |
Когда будет понят их ме |
||||
ханизм, окажется возможным судить о |
том, что характерно вооб |
|||||
ще для всех видов творчества и что |
присуще только |
тому или |
||||
иному |
виду. |
|
|
|
|
|
Если |
изучать творчество |
«вообще», |
не |
удастся продвинуться |
||
дальше самых прописных истин. |
|
|
|
|||
Исследование |
закономерностей научного |
творчества — задача |
||||
очень сложная. Работа в этом направлении уже ведется. |
Создание |
|||||
научной |
методики |
открывательства — не |
за горами. |
|
112
первый шаг
Надо изобретать не то, что хочет ся, а то, что требует наше социали стическое строительство.
М. И. Калинин
Множество различных машин окружает нас на производстве и в быту. Каждая из этих машин может быть улучшена, в каждой
можно сделать новые изобретения. |
Можно создать |
и |
другие |
ма |
|
ш ины — совершенно новые, такие, |
каких |
еще нет. |
Но |
с чего |
на |
чать? За разрешение какой проблемы взяться? |
|
|
|
||
Первый шаг — выбор задачи — имеет |
огромное |
значение |
для |
всего творческого процесса. Выбор задачи во многом предопре деляет судьбу изобретения и изобретателя.
Методика изобретательства, как вы уже видели, учит рассмат ривать отрасли техники, машины, процессы производства в разви тии, находить главные задачи и решать именно их. Говоря мате
матическим языком, методика требует |
от изобретателя |
умения |
|
выявлять задачи, необходимые и достаточные |
для развития тех |
||
ники. |
|
|
|
Изобретатель должен хорошо знать |
историю |
техники, |
особенно |
той отрасли техники, в которой он работает. Только зная историю
техники, можно представить машину или |
производственный про |
|
цесс в развитии и увидеть действительно |
актуальную задачу. |
|
Вот |
характерный пример. |
|
8 Как |
научиться изобретать. |
113 |
Когда-то камень на карьерах добывался вручную. Рабочий от бивал камень, оттаскивал его от забоя, складывал в каком-то оп ределенном месте. Механизация добычи камня началась с появле ния камнерезных машин. Появление этих машин на карьерах вы звало необходимость механизации доставки камня. Это было ре
шено |
применением |
транспортеров. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
Но |
последний |
элемент |
технологического процесса — штабелиро |
|||||||||||||||||||||
вание |
камня — до |
сих |
|
пор |
производится |
вручную. Рабочие, заня |
|||||||||||||||||||
тые штабелированием, не успевают за мощными |
камнерезными |
||||||||||||||||||||||||
комбайнами. Это задерживает работу транспортеров. |
|
В |
свою |
оче |
|||||||||||||||||||||
редь, |
ненормальная |
работа |
транспортеров |
приводит |
к |
накоплению |
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
неубранного |
камня |
у |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
забоя |
и, |
следовательно, |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к простоям |
камнерезных |
||||||||
МЫСЛИ |
ОБ |
ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВЕ |
|
|
машин. |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
Можно |
|
ли |
сейчас |
|||||||||||||||||||
Есть такая восточная поговорка: «Прежде чем |
|
|
|||||||||||||||||||||||
усовершенствовать |
кам |
||||||||||||||||||||||||
умереть, человек обязан построить дом, посадить |
|||||||||||||||||||||||||
дерево и вырастить ребенка». Хорошие, мудрые |
нерезные |
|
комбайны |
и |
|||||||||||||||||||||
слова. К сожалению, |
на |
мой |
взгляд, они |
не |
|
||||||||||||||||||||
множко устарели. Мы живем в век техники. И |
транспортеры? |
Безуслов |
|||||||||||||||||||||||
поэтому |
человек |
за |
свою |
жизнь |
обязан |
хоть |
но, |
можно. |
Однако |
это |
|||||||||||||||
чуть-чуть улучшить |
производство, |
|
с которым он |
||||||||||||||||||||||
связан. |
Поэтому |
я |
предлагаю |
|
дополнить |
ста |
почти |
не |
|
скажется |
на |
||||||||||||||
ринную поговорку: ...и подать хотя бы одно |
|
||||||||||||||||||||||||
предложение |
(рационализаторское). |
|
|
|
производительности тру |
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
Герой |
Социалистического |
Труда, |
да, которая ограничи |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
доктор |
технических |
наук |
вается |
немеханизирован- |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Е. |
Шпитальный. |
ным |
процессом |
|
штабе |
|||||||||
Молодому поколению, отправляющемуся в по |
лирования. |
И |
не |
случай |
|||||||||||||||||||||
но |
за |
последнее |
|
время |
|||||||||||||||||||||
ход за техническими знаниями и впервые став |
|
||||||||||||||||||||||||
шему |
на |
путь |
|
технического |
творчества, |
скажу |
были |
проведены |
|
много |
|||||||||||||||
в напутствие |
|
только |
одно: |
нет |
большей радо |
|
|||||||||||||||||||
сти, чем созидать |
новое. |
Чудеса |
современной |
численные |
конкурсы |
по |
|||||||||||||||||||
техники |
позволяют |
нам |
быть |
небывало |
дерзки |
механизации |
штабелиро |
||||||||||||||||||
ми, замахиваться на огромные |
дела. |
Но |
все |
||||||||||||||||||||||
большое начинается |
|
с |
малого, |
и |
корни |
нового |
вания |
камней. |
|
|
|
|
|||||||||||||
лежат |
в |
старых |
пластах. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Так изучайте, творите, ищите! |
|
делать |
|
В |
1960 |
году проводи |
|||||||||||||||||||
Это |
самое |
лучшее, |
что |
вы |
|
можете |
лось |
специальное |
|
иссле |
|||||||||||||||
для себя и для общества, в |
котором |
вы |
жи |
|
|||||||||||||||||||||
вете. |
|
|
|
|
Герой |
Социалистического |
Труда, |
дование большого |
числа |
||||||||||||||||
|
лауреат |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Сталинской |
премии |
изобретатель |
отклоненных |
заявок |
на |
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф. В. Токарев. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|