Файл: Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ность езды. Велосипед теряет устойчивость, падение с него грозит серьезными увечьями. Выигрыш в скорости приносит проигрыш в

безопасности. Значит, нужно так изменить трансмиссию, чтобы

при

каждом

обороте педалей колесо делало

не один

оборот, а не­

сколько;

тогда

незачем будет увеличивать

диаметр

ведущего

ко­

леса. И

в 1884 году изобретается цепная передача. Скорость ве­

лосипеда

снова

растет.

 

 

 

Однако тут же возникло новое противоречие: усовершенство­ вана трансмиссия, но колеса остались без изменения. При быстрой

езде

удары

колес

о

неровности

дороги быстро разрушали маши­

ну, затрудняли

 

управление

велосипедом.

Изобретатели

занялись

усовершенствованием

колес.

В

1890

году колеса

«обувают» — по­

являются шины-пневма­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но противоречия

не

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

унимаются. Они пресле­

 

ЧТО

ТАКОЕ

РАЦПРЕДЛОЖЕНИЕ?

 

дуют велосипед,

красной

«Рацио» — по-латыни «разум». Следователь­

нитью

проходя

 

через

но,

рационализаторское

 

предложение

— это

его

биографию.

Новое

предложение

разумное,

целесообразное,

помо­

гающее

производству.

 

 

 

 

 

 

увеличение

скорости —

Однако

разумными должны быть все дейст­

вия,

все

предложения,

все

распоряжения

как

новое

противоречие!

командиров производства — инженеров и масте­

ров,

так

и

рабочих.

Таким

образом, для

опре­

Теперь

от рабочих

орга­

деления рацпредложений мало сказать, что они

нов

и органов

 

управле­

должны

быть

разумными.

 

 

 

вносит в

 

Рационализатор,

как

и изобретатель,

ния

отстает

трансмиссия:

производственный процесс нечто новое. Но меж­

ду

работой

 

рационализатора

 

и изобретателя

разогнавшись,

велосипе­

есть и существенное различие. Изобретение сопо­

дист

не

успевает крутить

ставляется

с уровнем мировой

техники.

Рац­

предложение — с тем, как организовано произ­

бешено

 

вращающиеся

водство на данном предприятии. Рационализатор

 

не создает

новых

принципов

в

технике,

иначе

педали.

Можно,

конечно,

мы

бы назвали его изобретателем. Он приме­

снять ноги

с педалей,

но

няет уже известные приемы там, где они до сих

пор еще не использовались. Вот как определи -

как потом ловить их на

ются задачи рационализаторов в Постановлении

Совета Мнннстрор

СССР

от

24 апреля 1959 года:

быстром ходу

велосипе­

«Рационализаторскими предложениями счита­

да?!

И

снова,

забыв

обо

ются предложения по усовершенствованию при­

меняемой техники... усовершенствованию выпу­

зсем остальном, изобре­

скаемой

продукции, технологии производства,

способов контроля, наблюдения и исследования,

татели

совершенствуют

техники безопасности и охраны труда или

трансмиссию,

 

 

только

предложения,

позволяющие

 

повысить

произво­

 

 

дительность труда, более эффективно использо­

 

 

 

 

 

 

 

 

вать

энергию,

оборудование,

материалы».

 


трансмиссию! Наконец, в 1897 году

изобретен механизм

свободно­

го хода: теперь, набрав скорость,

велосипедист может

держать

педали неподвижными.

 

 

Так велосипед приобретает знакомый нам вид.

Какие ж е выводы можно сделать из истории велосипеда?

Развитие отдельных частей

велосипеда

взаимообусловлено.

Это развитие

происходит

неравномерно.

В

каждый

момент од­

ни части машины

обгоняют

в

своем развитии

другие,

отстающие

части.

Нормальное развитие оказывается возможным до тех пор, пока не возникнут и не обострятся противоречия между более совер­ шенной частью машины и другими ее частями (или между одной характеристикой машины и другими ее характеристиками).

Возникновение противоречия является тормозом развития всей машины. Устранение противоречия — основа развития машины.

Коренное изменение одной из частей машины вызывает необт ходимость в определенных изменениях других частей.

ЧЕТЫРЕ ЗАДАЧИ

Способности, как и мускулы, растут при тренировке.

Академик В. Обручев.

Нетерпеливый читатель может спросить: «Ну, а как с вдохно­ вением? Изучение законов развития машин — это хорошо, но ведь надо учитывать и вдохновение. Разве творчество возможно без вдохновения?»

Что ж, пусть читатель решит четыре задачи. Это несложные задачи; в дальнейшем мы легко решим их с помощью методики. Условия задач содержат все необходимые сведения, и читатель имеет полную возможность проверить силу вдохновения.

Итак, задачи.

ЗАДАЧА О ТРЕХ БАЛЛОНАХ

Имеются три металлических баллона для хранения сжатого га­ за (например кислорода). Первый баллон (транспортный) заполнен

газом

под давлением

в 200 атмосфер.

Два

других

баллона (рабо-

•ще) пустые.

Емкость каждого

из них

равна

половине емкости

транспортного

баллона.

Нужно

перевести

весь

газ

из транспорт,

ного

баллона

в рабочие-

 

 

 

 

 

29


р* 200 atm |р= Ю0 л^ы

Я®

< / )

 

Р*1атм p -Iatm

р3|00

Р-200

 

АТМ

АТМ

 

100 л

 

50л 50л

 

 

 

С =

Г )

Рис. 2.


Известны, вообще говоря, Два способа (рис. 2). Первый способ

Состоит в том, что транспортный баллон прямо подсоединяют к двум другим . Очевидно, что в атом случае во всех баллонах уста новится одинаковое давление в 100 атмосфер и половина газа ос­ танется в транспортном баллоне. Второй способ намного сложнее: газ перекачивается из большого баллона в два других при помощи

специального

компрессора.

Так

можно

перевести из

транспорт­

ного баллона

в рабочие

весь

газ, но

обязательно

потребуется

сложное оборудование — компрессор высокого давления.

Задача и заключается в том, чтобы найти способ полностью пе­ реводить газ из транспортного баллона в рабочие без применения

дополнительного

оборудования

(насосов,

компрессоров

и т. д ) .

Заметим, кстати, что задача

эта не выдумана. С ней

приходит­

ся сталкиваться на практике, например в

авиации.

На

 

самолетах

стоят небольшие

кислородные

баллоны,

а запасают

кислород в

крупных транспортных баллонах.

Вот и приходится

при

перезаряд­

ке самолетных баллонов либо использовать специальные комп­ рессорные станции, либо просто подсоединять транспортный бал­ лон к заряжаемым и мириться с потерей давления, с неполной пе резарядкой.

ЗАДАЧА О ПРОВЕРКЕ ЦИФЕРБЛАТНЫХ ПРИБОРОВ

На заводе, выпускающем циферблатные контрольно-измери­ тельные приборы, последний этап производства — проверка гото­ вых приборов. Производится она так: контролер устанавливает

проверяемый прибор

рядом с выверенным эталонным образцом

и сличает показания обоих приборов

в нескольких

точках шкалы.

Если уменьшить число

контрольных

точек, скорость

проверки воз­

растет, но снизится точность контроля. И наоборот, если увеличить число контрольных точек, то повысится точность, а скорость про­ верки снизится.

Ну, а как добиться одновременно очень быстрого и очень точ­ ного контроля? Попробуйте найти простой способ вдвое, втрое,

31


вчетверо

повысить число

контрольных точек

и одновременно

н е ;

проиграть

в скорости проверки.

 

|

 

 

 

 

i

 

ЗАДАЧА О БАШЕННЫХ ЧАСАХ

 

Часы,

расположенные

на высоких зданиях

(когда-то такие

часы

были именно башенными, их устанавливали только на башнях),; должны иметь большой циферблат и, соответственно, сложный и, громоздкий механизм. С увеличением высоты расположения часов резко возрастают трудности, связанные с созданием и- эксплуата­ цией громадного часового механизма. Стоимость башенных часов, всегда являющихся уникальными, весьма высока. Механизм их тре­ бует специального ухода. Поэтому больших башенных часов очень немного.

Попробуйте предложить простую по устройству и эксплуатации, дешевую и надежную систему башенных часов, которые могли бы^

быть установлены на высотных зданиях,

скажем, на высоте

12—

15

этажей.

 

 

 

•[

 

Очевидно, что решения могут быть разными. Некоторые из них .

уже запатентованы.

Но, быть может, вам удастся

найти и

нечто

о т л и ч а ю щ е е с я...

 

 

 

 

ЗАДАЧА О ТРАНСПОРТИРОВКЕ ТОЛСТОЛИСТОВОЙ СТАЛИ

 

Эта задача взята

из опубликованной

в журнале

«Изобретатель

и

рационализатор»

статьи М. Фишкиса,

начальника

техбюро

свар­

ки Московского автозавода имени Лихачева. Вот что говорится в статье:

«Транспортировка и хранение толстолистовой стали на боль­ шинстве заводов осуществляются более или менее одинаково.

Листы на эстакаде либо прямо в цехе складываются в стопы и не

сортируются

по толщине: как правило, места для этого не хвата-;

ет.

Бывает

частенько так, что лист нужной толщины лежит где-то

в

середине

громоздкой, тяжелой металлической стопы.

32