Файл: Станис Л.Я. Движение, пространство, время и теория относительности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
случаем неевклидовых геометрий, как геометрия нулевой кривизны (рис. 7).
Создание неевклидовых геометрий уже в XIX веке привело к возникновению некоторых новых представле ний и гипотез. Все чаще стали подвергать сомнению
правомерность представлений о существовании абсолют ного прямолинейно-равномерного движения, а вместе с этим и стоящий за такими представлениями физический смысл ньютонова понятия абсолютного пространства. Было введено понятие инерциальных систем отсчета, не связанных с понятием абсолютного пространства евкли довой геометрии; как мы отмечали, подобные идеи в зародышевом виде содержались в некоторых представ лениях Галилея. Однако лишь с возникновением идей общей теории относительности неевклидовы геометрии получили физическое обоснование и свое дальнейшее развитие. Неевклидовы геометрии, с другой стороны, по
98
служили важнейшей теоретической предпосылкой воз никновения идей общей теории относительности.
Через 11 лет после создания специальной теории от носительности, в 1916 году Эйнштейн обнародовал идеи общей теории относительности, в которых содержались еще более необычные для обыденного человеческого рас судка представления о пространственно-временной струк туре материального Мира.
Центральным в общей теории относительности яв ляется принцип эквивалентности, т. е. неразличимости инерционного и гравитационного полей.
Еще Галилей впервые показал, что все тела падают на Землю с одинаковым ускорением. До него считалось общепринятым другое. Казалось, что предметы разного веса должны падать с разным ускорением, тяжелые — с большим, легкие — с меньшим. По некоторым историче ским данным известно, что монахи, перед которыми вы ступал Галилей, не поверили всем его доводам и даже опыту. Настолько все казалось несоответствующим здра вому смыслу, что и опыт и теорию сочли за наваждение Дьявольщины. Факт, однако, вещь самая упрямая; в конце концов с ним пришлось считаться. Ученые по-раз ному объясняли его природу. Ньютон, например, рас сматривая движение тяжелого и легкого шаров под дей ствием силы тяготения, предположил, что на тяжелое ядро действует сила тяготения, во столько раз большая, во сколько раз его масса больше легкого шара. Вместе с тем благодаря инерции более тяжелый шар во столько же раз больше сопротивляется притяжению Земли, во сколько раз он тяжелее легкого. Словом, в физике этот закон выражается так: сила тяжести, действующая на тело, всегда пропорциональна инертной массе этого тела. Если предмет А втрое тяжелее предмета В, его инерция также втрое больше.
7» |
99 |
Эйнштейн объяснил численное равенство между инер цией и гравитацией на основе объективного единства их природы. Они неразличимы, потому что представляют собой проявление единого поля с разной локальной структурой. По своей сущности инерционное поле лишь особое, частное проявление гравитационного, отличается оно от последнего не более чем, например, центрально
симметрическое поле точеч ной массы отличается от других форм гравитацион ных полей. Эйнштейн приво дит пример с лифтом (рис. 8). Представим себе, что лифт движется вверх с ус корением. Все тела, которые в нем находятся, будут при жиматься к полу с силой, возрастающей пропорцио нально ускорению. Если же ускорение будет постоян ным, то мы, например, ока завшись в лифте, чувствова
ли бы себя так, как если бы находились на космическом теле с большей гравитационной массой, чем планета Земля. И, наоборот, если бы вдруг канат лифта оборвал ся, то мы в лифте некоторое время находились бы в со стоянии свободного падения, не ощущая силы тяжести. Гравитационное поле внутри лифта как бы исчезло. Сло вом, силы инерции, возникающие в системах, движущих ся с ускорением, всегда можно приравнять к соответст вующему полю тяготения. Оказывается теперь, что по внутреннему поведению тел в замкнутой материальной системе нельзя по наличию сил инерции определить, дви жется она с ускорением или покоится в соответствующем
100
поле тяготения. Принцип эквивалентности инерции и гравитации дал возможность распространить принцип относительности на любое состояние движения, на уско ренное, вращательное и т. п. До спх пор принцип отно сительности имел место лишь в прямолинейно и равно мерно движущихся системах, по внутреннему поведению тел в которых также нельзя установить, с какой ско ростью движется такая система в отношении к другим системам, движется ли она вообще или покоится. П а р а м е т р ы д в и ж е н и я везде оказываются о т н о с и т е л ь н ы м и . Если теперь силы инерции и силы тяготе ния рассматривать в качестве проявления единой приро ды гравитационного поля, то их количественное опреде ление, мера, степень также всякий раз будут относитель-
• ными, зависимыми от конкретного отношения движения и взаимодействия данной системы к другим гравитаци онным или инерционным системам. Силы инерции, воз никающие внутри системы, движущейся с ускорением, в классической механике рассматривались в качестве свидетельства существования абсолютных параметров движения в отношении к абсолютно привилегированной системе отсчета (к покоящейся или прямолинейно и равномерно движущейся). Теперь из любой области дви жения была изгнана всякая возможность устанавливать абсолютные параметры движения в отношении абсолют но привилегированной системы отсчета, за которой всег да скрывалась вера в существование некоего абсолютно го покоя.
Идея единства природы инерции и гравитации при вела к идее зависимости свойств пространства-времени от полей тяготения, которые искривляют пространствен но-временную структуру любых взаимодействий мате риальных систем и процессов, в том числе и электромаг нитных, световых. Евклидова геометрия в общей теории
101
относительности заменяется неевклидовой геометрией искривленного пространства-времени. «Наш мир не евклидов. Геометрическая природа его образована мас сами и их скоростями». Или: «Гравитационные уравне ния общей теории относительности стремятся раскрыть геометрические свойства нашего мира» '.
Специальная теория относительности оказалась те перь частным случаем более общей теории, а описывае мые ею устойчивые характеристики пространственновременной структуры материального движения из вели чин неизменных, инвариантных в ее рамках, в общей теории относительности превращаются в изменяющиеся, зависящие от полей тяготения. Логично предположить, что и общая теория относительности, которую сам Эйн штейн считал незавершенной, со временем превратится
вчастный случай еще более общей теории пространст венно-временной структуры материального движения. Исходя из этого гипотезу Эйнштейна о замыкающей себя
впространстве и бесконечной во времени Вселенной, выдвинутую на основе общей теории относительности, можно рассматривать как следствие того, что законы об
щей теории относительности действуют лишь в ограни
ченной области |
Вселенной, |
т. е. в |
«нашем мире». |
В таком случае |
возможным |
становится |
предположить, |
что в этих пределах законы, устанавливаемые теорией относительности, выражают всеобщую, устойчивую фор му бытия « на ше й Вселенной», ее метрические свойства как класс свойств, инвариантных относительно рассмот ренных видов движения. За метрическими свойствами
нашего мира |
стоят более фундаментальные т о п о л о |
г и ч е с к и е |
свойства, такие, в частности, как трехмер-1 |
1 А. Э й н ш т е й н . Физика и реальность. М., 1965, стр. 313.
102
ность (объемность) пространства и одномерность (однонаправленность) времени, или, как это выражает ся в теории относительности, четырехмерность простран ства-времени и др. Если метрические свойства выражают закономерно упорядоченный, количественный аспект про странственно-временных взаимодействий, то топологиче ские свойства выражают качественный аспект простран ства-времени нашей Вселенной, которая противостоит чему-то другому, более грандиозному, внешним условиям своего существования, другим Вселенным, с другой, ве роятно, топологией, другими законами пространственновременных взаимодействий движущейся материи, о ко торых наука пока не может сказать ничего конкретного. Однако рассмотрение относительного покоя нашей Все ленной как момента абсолютного, безграничного и бес конечного состояния движения материи может послу жить некоторым дополнительным ключом к проникнове
нию в тайны |
м е т а у с л о в и й ее |
существования. Ле |
|
нинская теория отражения ориентирует нас на то, |
чтобы |
||
попытаться |
рассмотреть всеобщие |
устойчивые |
законы |
движения и взаимодействия в пределах той или иной материальной системы как форму отражения воздейст вия внешнего через внутреннее, изменчивого через устойчивое, бесконечного через конечное.
Для подхода к такой проблеме может оказаться по лезным соответствующий анализ того, каким образом внешние условия преломляются в характере внутренних взаимодействий уже известных нам устойчивых матери альных систем на различном уровне их организации.
Следует иметь в виду другие гипотезы о простран ственно-временной структуре Вселенной, развившиеся на основе возможных решений уравнений общей теории от носительности. Так, например, советский ученый Алек сандр Александрович Фридман еще в 1922 году пришел
103
к выводу о переменном типе Вселенной; «...для этого типа, — писал он, — возможны случаи, когда радиус кривизны мира, начиная с некоторого значения, посто
янно возрастает |
с течением времени; возможны |
даже |
случаи, когда |
радиус кривизны меняется периодиче |
|
ски»1. Выводы |
были настолько неожиданны, что |
сам |
Эйнштейн сомневался в их истинности. Семь лет спустя, однако, гипотеза о расширяющейся Вселенной была подтверждена астрономическими наблюдениями, когда Хаббл открыл явление красного смещения в спектре галактик, причем тем большее, чем дальше та или иная галактика находится от нас. Эйнштейн в результате при знал, что Фридман дал наиболее общую схему решения космологической проблемы 21.
Объективно гипотеза расширяющейся Вселенной как частный случай гипотезы пульсирующей Вселенной лиш ний раз приводила к диалектическому выводу о том, что Мир находится в постоянном изменении, в движении. Представители современной объективно-идеалистической философии неотомизма эти гипотезы неправомерно стре мятся подогнать под религиозные догмы о божественном сотворении Мира из ничего, о том, что Земля является центром Вселенной. А. А. Фридман, возражая сторонни кам подобных выводов, неоднократно подчеркивал мысль о том, что разговоры о «сотворении мира из ниче го» должно рассматривать как курьезные факты, не име
ющие никаких научных |
оснований, точно так |
же |
как |
||
«...из |
п о с т о я н с т в а |
и п о л о ж и т е л ь н о с т и |
|||
к р й в и з н ы В с е л е н н о й ни в к а к о й |
м е р е |
||||
1 |
А. |
А. Ф р и д м а н . Мир как пространство и время. |
М., |
1965, |
|
стр. |
100. |
Э й н ш т е й н . Сущность теории относительности. |
М., |
1955, |
|
2 |
А. |
||||
стр. |
100, |
113. |
|
|
|
104
не с ле д у е т , что наша В с е л е н н а я |
к о н е ч - |
н а» |
характера, |
Те или иные выводы мировоззренческого |
вытекающие из общей теории относительности, сталки ваются с вопросом истолкования природы гравитации, потому что кривизна пространства-времени опреде ляется тяготеющими массами и гравитационными поля ми. У исследователей имеются разные точки зрения по вопросу связи пространства-времени и гравитации.
Одни рассматривают массу и поле гравитации в ка честве одного из материальных субстратов, который сво им состоянием движения и взаимодействия определяет свойства пространства-времени. Мнение наиболее рас
пространенное.
Другие отождествляют гравитацию со структурой пространства-времени, с состоянием его кривизны, в первую очередь. Такой точки зрения придерживается, например, видный современный американский физик Дж. Уилер. Пространство-время в его геометродинамике по сути дела поглощает собою все многообразие материального мира. Тензор кривизны, по Уилеру, дает возможность создания геометродинамических аналогов массы, заряда и других свойств материи1.2
В последнее время в связи с трудностью решения ряда проблем физики микромира отдельными естествоиспыта телями и философами выдвигается гипотеза макроско пической природы пространства-времени, в которой отрицается объективный характер пространственно-вре менной формы существования микромира на уровне эле
1 А. А. Ф р и д м а н . Мир как пространство и время. М., 1965,
стр. 102.
2 «Гравитация и относительность». Под ред. X. Цзю и В. Гофф мана. М., 1965, стр. 174.
105
ментарных частиц. Одним из ее сторонников является также видный современный физик Дж. Чу. Он, например, утверждает, что понятия пространства и времени играют в современной микрофизике роль, аналогичную роли эфира в макроскопической физике. Обосновываются по добные позиции определенным философским истолкова нием соотношения неопределенностей Гейзенберга, ко торое по своему существу лишь глубже раскрывает диа лектику связи необходимого и случайного, части и цело го, возможного и действительного на уровне взаимодей ствия элементарных частиц. Гипотеза же макроскопиче ской природы пространства и времени представляет ши рокое поле для разного рода идеалистических спекуляций независимо от субъективных намерений ее авторов.
Итак, сторонники одной точки зрения все многообра зие материального мира сводят к его пространственновременной структуре, сторонники другой лишают прост ранство-время его права на объективное существова ние в микромире. Несмотря на противоположный, казалось бы, подход, и та и другая позиция объективно ведут к некоторым общим философским выводам как онтологического, так и гносеологического порядка: к отрыву пространства и времени от движужейсд.-Махщжщ к~раздуванию субъективного, содержания в препстявлениях человека о Мире, по сути дела к его расчленению нЗ"ЖВ5щ1Г в~себе» и на «вещь для нас». То, как Мир существует «на самом деле», оказывается совершенно непохожим на то, как мы его воспринимаем.
Дело же, видимо, заключается в том, что современ ный уровень развития науки, в частности физики, приво дит к раскрытию более тем н ой изяимпз.авиг.иА<ш£.ти м р ж -ду. движущейся материей и ее пространственно-вррменной формШГ~сущёствования, единство материального мира п'блучйёГ' темсамым еще более глубокое обоснование в
106