Файл: Сорокин Э.И. Взлетно-посадочные характеристики летательных аппаратов [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

няется разгон по траектории параллельной земле (выдержи­ вание) с последующим переходом к набору высоты, либо раз­ гон производится одновременно с подъемом. К моменту окон­ чания взлета, то есть при наборе высоты h = 15—25 м, ско­ рость самолета должна быть увеличена до значения практи­ чески минимальной скорости, то есть до экономической для са­ молетов с поршневыми двигателями и наивыгоднейшей для самолетов с ТРД.

Указанную скорость обозначают Увзл (фиг. 1). Таким об­ разом, 1/ВЗл = V3Kдля самолетов с поршневыми двигателями и 1/взл = Рнаив для самолетов с ТРД. Для самолетов с турбовин­ товыми двигателями Рэк<Рвзл<Рнаив. Уборку шасси обычно заканчивают к моменту окончания взлета, так что указанные значения скоростей VB3JI соответствуют выпущенным во взлет­ ное положение закрылкам (щиткам). Закрылки убираются после завершения взлета. Расчет участка разгона с набором высоты удобно производить энергетическим методом. Обозна­ чим энергию самолета в точке отрыва Д0тр, а энергию в точке окончания взлета через ЕВЗл- Очевидно, что

a _ G

Котр2

с °т р - £

2 ’

г Г>1 I иП V^взл2

Евзл = Gh + — "У " *

Изменение энергии на участке разгона с набором равно ра­ боте внешних сил, то есть

Двзл — Дотр = Q)£pHa6j

(1.15)

Lp наб— длина участка разгона с набором.

Разность Р — Q представляет собой избыточную тягу, ко­ торая в процессе разгона с набором изменяется за счет изме­ нения как тяги, так и лобового сопротивления. Для расчета используем среднюю избыточную тягу, которую принимаем равной:

изб

. Ризб отр Ризб I

 

Ризб отр Руотр^

QyOTpJ Ризб] взл ■ увзл QУВЗЛ)

18


PV0Tp и Яувзл— тяга двигателя при V0Tp и VB3nсоответственно.

Qv°TP— 0ТР Р ^отр"" S; Q'V взл * с* Р^взл" 5,

где Схотр— коэффициент лобового сопротивления при скоро­ сти отрыва с учетом выпущенных шасси и за­ крылков. .

С х отр ---- ( С х о +

Д С ,Щ +

 

 

Ро VУотр 2

 

 

1

С у 2отр----

 

Д Схщ ) ---- 2 "— 5 +

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эф

 

 

Сх взл— коэффициент лобового сопротивления при взлет­

 

ной

 

скорости

с учетом

выпущенных закрылков.

 

С х взл =

( С х о + д с хщ) ‘^ - зл-

5 +

^ -

 

С Д

р *^ВЗЛ

 

 

I —л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

эф

 

 

 

 

Заменяя в формуле (1.15)

значение энергий, получим:

 

 

 

 

 

 

 

— P-

+

a J = Р „ з б

ср i p

наб,

 

 

 

G l — 2 F

 

 

 

 

 

 

 

отсюда

 

 

 

П /1/

2_ 1 /2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^

 

(1.16)

 

 

£ р

наб —

*-«

/ >

ВЗЛ

т отр

 

 

 

 

 

 

 

2^

 

 

 

 

 

 

 

 

Р изб ср

 

 

 

 

 

 

Взлетная дистанция самолета будет равна

 

 

 

 

,

__ т

|

/

__

Г зтр 2

,

G

I V B

 

"

V 0Tp‘

 

Г-ВЗЛ д — Ор

- р

 

О р наб —

 

отр

ц - I —взл

 

|,°ТР- —1 /г\• (1.17)

 

 

Г п

 

 

 

2^

 

 

 

 

 

 

 

 

/с р

• изб ср

 

 

 

Из приведенных соотношений следует, что длина взлетной дистанции определяется конструктивно-аэродинамическими ха-

рактеристиками самолета, такими, как нагрузкой на крыло G,

тяговооруженностью самолета ^и значением Су отр. О методах

улучшения взлетных характеристик самолета будет сказано ниже.

19



§ 2. Влияние условий эксплуатации на взлетные характеристики самолета

В процессе эксплуатации в весьма широком диапазоне значений изменяется целый ряд параметров, определяющих взлетные характеристики самолета. К основным факторам, влияющим на длину разбега и взлетную дистанцию, отно­ сятся: вес самолета, плотность, температура и давление возду­ ха, ветер встречного или попутного направления, состояние по­ верхности аэродрома.

Изменение веса, связанное с различными вариантами за­ грузки самолета, приводит к изменению скорости отрыва, а также ускорения при разбеге и наборе с разгоном.

Vотр2

V

*СР . Г,

G J

Пренебрегая вертикальной составляющей тяги двигателя при отрыве, можно записать:

L p

(1Л8)

Увеличение веса приводит к увеличению скорости отрыва и уменьшению тяговооружеиности, в результате чего длина раз­ бега увеличивается. Количественная степень влияния веса за­ висит от величины тяговооружеиности самолета. В случае, когда тяговооруженность значительно больше коэффициента трения, последним можно пренебречь

g р S Су отр Рср

Логарифмируя, дифференцируя и переходя к конечным прира­

щениям, получим

т. е. каждый процент изменения

Lр

G

веса приводит к изменению длины разбега примерно на 2°/о.

С уменьшением тяговооружеиности влияние веса возрастает.

20

Так, при ^ = 0 j5 и / ' = 0,05

Д А Р _ 9 1 Д О

~ А1 О ’

а при ^ =0,2 и / ' = 0,05

Д/-Р „ A G •

V = 2 ,3 - o - ’

Влияние изменения веса на длину разгона с набором высоты оказывается через изменение V0Tp и Увзл, а также через из­ менение ускорения. Заменяя в выражении длины разгона с набором

 

V otp =

2 G

^взл — I

2 G

 

SCу отр

Р SCу взл

получим

 

 

 

 

 

 

,

 

__ 1_______1

|

 

р Ааб "

РИзб ср ^ р SCy взл g р SCy „тр ^ О

Величина

G

по сравнению с разностью —

-------------?=----

 

 

^

gpSCyBM g р SCy 0Тр

настолько мала, что ею можно пренебречь. Поэтому можно записать

G2

1

1

(1.19)

^'Р наб =

р *5 \ Gy взл

G.у отр

изб ср I^

 

Косвенное влияние на £рНаб изменения веса сказывается через

Р и зб ср , так как

Р изб ср —- Р ср Qcp ' Р ср

ту '

 

А ср

В итоге с увеличением веса Z.pHa6 увеличивается

или падает

при уменьшении его пропорционально

G2

Расчет пока-

 

G_

ср

К

21


зывает, что в среднем

^ Ф _ н а б _ {2 2 _ 2 5) A G

Ьр наб G ’

то есть в количественном отношении изменение такое же, что и для длины разбега. Следовательно, относительное изменение всей взлетной дистанции при изменении веса равно:

A.L

(2,2 -f- 2,5) A G

^ВЗЛ л

^

Перейдем к рассмотрению влияния температуры на длину взлетной дистанции. Изменение температуры при неизменном атмосферном давлении приводит к изменению плотности воз­ духа, а также тяги двигателя. Увеличение температуры воздуха на 1°/о приводит к уменьшению тяги ТРД и ТВД примерно на 2— 2,5% и падению плотности воздуха на 1%. В результате длина разбега и всей взлетной дистанции увеличивается на 3— 3,5%. Уменьшение же температуры приводит к сокращению взлетной дистанции в таком же отношении.

Д 1 в

‘ = (3^3,5)

дг

 

т'

Влияние температуры на взлетные характеристики самолетов с поршневыми двигателями несколько меньше, чем у самоле­ тов с ТРД и ТВД. При работе на взлетном режиме дроссель­ ная заслонка открыта полностью, а поэтому из-за изменения температуры меняется плотность воздуха и, следовательно, ве­ совой заряд смеси. Поскольку мощность двигателя пропорцио­ нальна весовому заряду, то в итоге — каждый процент увели­ чения температуры уменьшает плотность и мощность двига­ теля также на 1%.. С учетом влияния температуры на И0Тр и 1/взл получается суммарный результат: каждый процент изменения температуры приводит к изменению длины разбега и взлетной дистанции на 2—2,2%.

При изменении атмосферного давления тяга и мощность ТРД, ТВД и поршневых двигателей изменяется в одинаковой

,степени, то есть пропорционально давлению. При уменьшении давления на 1% располагаемые тяга и мощность падают при­ мерно на 1% и наоборот.

22

С другой стороны, изменение давления приводит к измене­

нию СКОрОСТеЙ Увзл И Vorp

V

 

2

2 G

2 G

У

взл

р SCу взл

0,0474 ^SCyвзл

 

 

 

 

2 G .

V2

Уотр

0,0474 2.SC, 0 Т р

В результате относительное изменение длины разбега и взлет­ ной дистанции при изменении давления можно выразить соот­ ношениями:

A Lp

А р _

А /.взлд ^

Ар

/■р

Р

/-взл д

Р

Знак минус означает, что при положительном Ар (повышение давления) длина разбега и взлетная дистанция сокращаются. При наличии ветра взлетные характеристики изменяются за счет составляющей HrWT'cosjS (фиг. 16).

77

W

Фиг. 16.

Знак минус относится к случаю составляющей ветра встреч­ ного направления. Проекция dr U7sin§ не оказывает влияния на /-р и /.взлд, а вносит лишь специфические особенности в тех­ нику пилотирования при выполнении взлета.

При выполнении разбега при ветре скорость самолета отно­ сительно земли (путевая скорость), определяющая длину раз­ бега, будет отличаться от воздушной на величину скорости

ветра

Упут= У ± Udcosp.

23