Файл: Папок К.К. Ядовитость топлив, масел и технических жидкостей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблиц а 3

Фракционный состав бензинов

 

Наименование бензина

I

Начало

кипе-

Конец

кипе­

 

ния

в

граду-

ния в

граду­

 

 

|

сах

(не ниже)

сах (не выше)

Бензин

экстракционный ...............

 

 

70

95

Бензин

„Галоша"..........................

 

 

80

120

Бензин БР-2..................................

 

 

80

120

Бензин-растворитель (уайт-

 

 

160

200

спирит) ..................................

 

 

Бензин Б-70 для технических це­

 

 

40

180

лей

.........................................

 

 

Авиационные бензины . . . . .

 

 

40

180

Автомобильные бензины . . . .

 

 

35

205

Бензин экстракционный применяется в промышленности для извлечения растительных масел из семян и жмыхов, ни­ котина из махорочного листа, жира из костей и пр. Кроме того, он используется как растворитель в резиновой и лако­ красочной промышленности.

Бензины марки «Галоша» и марки БР-2 выпускаются для резиновой промышленности в качестве растворителей рези­ нового клея.

Бензин-растворитель (уайт-спирит) выпускается для ла­ кокрасочной промышленности в качестве растворителя ла­ ков и олифы.

Бензин Б-70 для технических целей применяется при про­ изводстве искусственных кож, для химической очистки тка­ ней, для промывки деталей машин при ремонте и пр.

Бензины экстракционный, «Галоша», БР-2, уайт-спирит и Б-70 получают методом прямой перегонки нефти.

Было время, когда и в качестве авиационных и автомо­ бильных топлив использовались исключительно бензины пря­ мой гонки. Теперь эти бензины готовят смешением бензинов прямой гонки или каталитического крекинга с различными компонентами, которые вводятся в топливо в количестве от 5 до 40% для придания ему необходимых свойств. Приме­ няются следующие компоненты топлив: изооктан, алкилат, бензол, пиробензол, алкилбензол, толуол и др.

Основные свойства наиболее известных компонентов мо­ торных топлив приведены в табл. 4.

10


Таблица 4

Свойства компонентов моторных топлив

 

Плотность

Начало

Конец ки­

Упругость

Компоненты

паров при

топлив

20°

кипения

пения

38° в

мм

 

при

в градусах

в градусах

рт.

ст.

Изооктан (технический)

0,692—0,711

40

185

Не более 360

Алкилат ..........................

0,700—0,715

70

190

115—208

Бензол ..........................

0,889

80

81

75

Пиробензол ...................

0,850—0,859

80

180

—-

Алкилбензол ...............

0,857—0,869

105

182

44

Толуол ..........................

0,885

НО

111

20

В зависимости от наличия в авиационном или автомо­ бильном бензине тех или иных компонентов будет меняться химический состав бензина, а следовательно, и его ядови­ тость.

Наибольшее количество случаев отравления бензинами связано с их летучестью, испаряемостью. Чем легче топливо и чем быстрее оно испаряется, тем больше опасность обра­ зования вредной для здоровья концентрации паров его в воздухе.

Следует отметить, что пары бензина тяжелее воздуха, поэтому самый высокий процент содержания их в воздухе в начале испарения будет в наиболее низких местах и лишь постепенно пары бензина распространятся по всей массе воздуха.

Одним из важных показателей, характеризующих испа­ ряемость топлива, является упругость паров или давление насыщенных паров топлива. По стандарту авиационные бен­

зины должны иметь

давление

насыщенных паров

при 38°

не более

360

мм

рт. ст., а

автомобильные — не

более

500 мм рт.

ст.

В автомобильных бензинах содержится часть

таких легколетучих углеводородов, каких нет в авиационных бензинах, поэтому автомобильные бензины более опасны, чем авиационные.

Нужно иметь в виду, что давление насыщенных паров топлива сильно зависит от температуры: чем выше темпера­ тура, тем выше упругость паров топлива и тем быстрее топ­ ливо испаряется (табл. 5).

И


Таблица 5

Изменение упругости паров топлив в зависимости от температуры

Упругость паров топлив в мм рт. ст. при температурах

Наименование топлив

 

20°

38°

500

Авиационный бензин Б-70

но

210

300

Авиационный бензин Б-100/130

200

390

520

Автомобильный бензин А-66

260

440

550

Большинство сортов авиационных и автомобильных бен­ зинов содержит в своем составе очень ядовитый антидетона­ тор— тетраэтилсвинец в количестве 0,2—0,3%, который до­ бавляется в виде этиловой жидкости. Такие бензины назы­ ваются этилированными.

Химический состав топлива и присутствие в нем антидето­ натора определяют основные токсические свойства современ­ ных сортов авиационных и автомобильных бензинов.

В настоящее время выпускаются следующие сорта авиа­ ционных бензинов: БА, Б-70, Б-91/115, Б-95/130 и Б-100/130. (Буква Б обозначает бензин, а цифры характеризуют антидетонационные свойства: первая — октановое число, вто­ рая — сортность на богатой смеси.) Автомобильные бензины выпускаются четырех сортов: А-66, А-72, А-74 и А-76. (Буква А обозначает автомобильный бензин, цифра показывает октановое число бензина.)

В бензины для предохранения их от окисления и от обра­ зования в них осадков добавляют специальные химические соединения очень сложного состава — антиокислители. В авиационные бензины в качестве антиокислителя добавляют параоксидифениламин в количестве 0,004—0,005%, а в ав­ томобильные бензины — или древесносмольный антиокисли­ тель в количестве 0,065—0,1%, или параоксидифениламин в количестве 0,007—0,01 %.

Кроме того, в бензинах всегда содержатся различные сер­ нистые соединения (элементарная сера, меркаптаны, суль­ фиды и пр.): в авиационных бензинах в количестве не более 0,05%, в автомобильных — до 0,3%.

Таким образом, в наиболее широко распространенных автомобильных и авиационных бензинах оказываются самые

12


различные химические соединения, которые могут только уси­ ливать, а не уменьшать природные ядовитые свойства бен­ зинов.

ЯДОВИТОСТЬ БЕНЗИНА

Ядовитость паров. Из всех возможных видов отравления бензином наиболее часто встречается отравление его парами.

Бензин — очень летучий продукт, и поэтому если в закры­ том, плохо вентилируемом помещении оставить открытой тару с бензином или переливать и разливать бензин, то ок­ ружающий воздух будет быстро насыщаться парами бензина и в короткое время концентрация их в воздухе может стать опасной для человека. Воздух считается безопасным для здо­ ровья только в том случае, если в нем количество паров бен­ зина не превышает 0,3 мг/л воздуха. При более высоких кон­ центрациях паров бензина может наступить отравление как острое, так и хроническое.

Рассмотрим случаи острого отравления.

t/При непродолжительном вдыхании воздуха, содержащего бензин в концентрации 5—10 мг/л, уже через несколько ми­ нут появляются головная боль, неприятные ощущения в горле, кашель, раздражения слизистой оболочки носа, глаз. Более продолжительное пребывание в такой атмосфере вы­ зывает неустойчивость походки, головокружение, возбужде­ ние. Кроме того, первыми признаками острого отравления парами бензина являются понижение температуры тела, за­ медление пульса, понижение артериального давления (мак­ симального и минимального) и другие изменения; постра­ давшие обычно жалуются на вялость, мышечную слабость, зябкость.

При удалении пострадавших из отравленной атмосферы через некоторое время все эти явления проходят.

Отмечается, что после острых отравлений парами бен­ зина организм человека иногда приобретает повышенную чувствительность к повторным воздействиям бензиновых па­ ров. Так, например, по данным В. Т. Баранова, гражда­ нин К., 1913 г. рождения, во время работы получил комбини­ рованное поражение: распространенный ожог I—II степени и острое отравление парами бензина, сопровождавшееся кратковременной потерей сознания (несколько минут). Впоследствии, после излечения, у этого гражданина при од­ ном только запахе бензина появлялись головная боль, пло­ хое самочувствие, приводящие к ошибкам при выполнении ранее прочно закрепленных профессиональных действий.

13

В атмосфере с высокой концентрацией паров бензина че­ ловек может потерять сознание, и, если его своевременно не удалить из пораженной атмосферы, могут наступить сильные судороги, расширение зрачков, ослабление дыхания (вплоть до его остановки). Считается, что концентрация паров бен­ зина в 35—40 мг!л опасна для жизни человека при вдыхании в течение 5—10 минут. Более высокие концентрации паров бензина могут вызвать молниеносное отравление — быструю потерю сознания и смерть.

Особенно большой опасности отравления подвергаются лица, производящие зачистку и ремонт цистерн и других ре­ зервуаров из-под нефтепродуктов. Здесь зачастую прихо­ дится работать в атмосфере со смертельными концентраци­ ями. Поэтому при таких работах малейшие отклонения от точного выполнения существующих инструкций могут при­ вести к весьма тяжелым последствиям.

Н. Д. Розенбаум сообщает об одном таком случае.

На завод был доставлен бензин в 14-тонной цистерне. Бригада сливщиков опорожнила цистерну при помощи си­ фона; когда в цистерне остался бензин на уровне 8—10 см от дна, дальнейшее опорожнение сифоном оказалось невоз­ можным и в цистерну для удаления остатков бензина спу­ стился рабочий М., надев противогаз. Опустившись на дно, М. быстро потерял сознание и упал лицом вниз. Уже без пульса и дыхания он был извлечен из цистерны рабочими пожарной команды. После 8—10 минут применения искусст­ венного дыхания дыхание восстановилось, и рабочий был доставлен в больницу. Через несколько дней при явлениях полного упадка сердечной деятельности и резкой одышки М. умер.

При неосторожном обращении с бензином в маленьких, плохо вентилируемых помещениях воздух может очень бы­ стро насытиться парами бензина до смертельно опасной кон­ центрации. Г. В. Хлопиным описан случай, когда в малень­ кой ванной комнате быстро наступила смерть гражданки, чистившей ковер бензином.

Случаи острого отравления бензином происходят сравни­ тельно редко и носят характер происшествия, но, имея дело

сбензином, о подобных фактах никогда нельзя забывать. Более часто встречаются другие случаи, когда человек

из-за своей небрежности или при несоблюдении правил охраны труда в течение долгого времени дышит воздухом, в котором содержатся пары бензина в несколько большем коли­ честве, чем это допускается (более 0,3 мг/л). Такие концент-

14


рации паров бензина постепенно вызывают хроническое от­ равление, признаками которого являются нарастающее малокровие, головная боль, вялость, легкая утомляемость, раздражительность, сонливость или бессонница, потеря в весе. В результате раздражающего действия паров бензина могут появиться хронические воспаления слизистых оболочек глаз и заболевания дыхательных путей. Пары бензина, попа­ дая в верхние дыхательные пути, вызывают воспалительные явления гортани, бронхов, голосовых связок (с потерей го­ лоса), нарушение обоняния.

КмитО'М было обследовано 288 женщин и 12 мужчин, имевших контакт с бензином (работа в цехе резинового клея). У некоторых обследованных были обнаружены изме­ нения в полости носа, горла, носоглотки, гортани (воспали­ тельные явления, отечность). Часть рабочих жаловалась на сухость, жжение в горле, хрипоту, вплоть до потери голоса, и нарушение обоняния.

При первоначальном контакте с бензином многие жа­ луются на ощущения, подобные легкому опьянению — воз­ буждение, головную боль, иногда позывы на поташнивание

идр. Такие явления проходят после 10—20 дней работы, и при дальнейшем постоянном действии небольших (ниже пре­ дельно допустимых) концентраций паров бензина человече­ ский организм постепенно привыкает к действию этого яда.

Опасность при засасывании бензина ртом. Часто можно наблюдать, как водитель, опустив в бензобак резиновую трубку, засасывает в нее ртом бензин, чтобы создать сифон

иэтим способом перелить бензин из бака в канистру или другую посуду. Этот кратковременный и на первый взгляд

безобидный прием может привести к очень тяжелому забо­ леванию— к воспалению легких (пневмонии). Пары бен­ зина могут проникнуть по многим разветвлениям бронхиаль­ ного дерева легких вплоть до альвеол и вызвать там ожоги. После скрытого периода, длящегося несколько часов, разви­ вается ожоговое воспаление легких, которое по своему тече­ нию очень напоминает крупозную пневмонию.

А. М. Рашевская описывает такой пример. На механи­ ческом заводе гражданин Н., 24 лет, при заправке машины горючим стал насасывать ртом бензин из шланга, соединен­ ного с бензиновым баком, и сейчас же почувствовал большое давление струи газа, попавшей в дыхательные пути. Плохое самочувствие, затруднительное дыхание, боль в боку за­ ставили его обратиться за помощью. При обследовании у по­ страдавшего были обнаружены нарушения ритма дыхания,

15