Файл: Папок К.К. Ядовитость топлив, масел и технических жидкостей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ЖИДКИЙ кислород
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Кислород — один из наиболее распространенных хими ческих элементов. В воздухе он находится в виде газа в ко личестве 23,1% по весу. При охлаждении кислорода до
—183° при атмосферном давлении он переходит в жидкое состояние.
Жидкий кислород представляет собой прозрачную лег коподвижную жидкость голубоватого цвета, быстро испа ряющуюся при обычных температурах. Кипит при —183°; имеет плотность 1,13.
Жидкий кислород не горит, но очень опасен в пожарном отношении, так как постоянно испаряется в окружающую атмосферу, а в атмосфере с повышенным содержанием кис лорода горение происходит интенсивнее. Один литр жидкого кислорода при испарении дает 830 л газообразного кисло рода при 14°. Газообразный кислород легко насыщает одежду и волосы, которые могут воспламениться при при ближении к открытому источнику огня.
Получают жидкий кислород фракционированием из жидкого воздуха, который в свою очередь получают путем охлаждения обычного воздуха до —194°.
Жидкий кислород широко применяется в народном хо зяйстве: при выплавке чугуна и стали, для сварки и резания металлов, при производстве азотной и серной кислот, при проведении взрывных работ, в нефтяной и газовой промыш ленностях, -в медицине и пр.
Пористые органические вещества — древесный уголь, мох. торф и пр., пропитанные жидким кислородом, приобре тают способность при воспламенении сильно взрываться. Минеральные и животные масла при соприкосновении с газообразным сжатым кислородом воспламеняются и часто со взрывом. Поэтому при работе с аппаратурой для жидкого или газообразного кислорода необходимо строго следить за
69
тем, чтобы кислород не приходил в контакт даже с самыми незначительными количествами масла. Категорически запре щается браться за аппаратуру замасленными руками или подходить к ней в промасленной одежде: мельчайшая капля масла может оказаться причиной сильного взрыва.
Ацетилен, водород, метан и другие горючие газы с кис лородом образуют взрывчатые смеси.
ЯДОВИТОСТЬ ЖИДКОГО КИСЛОРОДА
Чистый газообразный кислород не ядовит. При кратко временном вдыхании он не оказывает на организм человека какого-либо вредного влияния.
Опасность для здоровья человека возникает только при попадании жидкого кислорода на кожу. Мгновенное сопри косновение кожи с жидким кислородом благодаря образую щейся между кожей и кислородом защитной газовой про слойке проходит без каких-либо последствий. Длительное соприкосновение кожи с жидким кислородом вызывает тя желые ожоги.
МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ
При работе с жидким кислородом необходимо:
1.Пользоваться перчатками и защитным обмундирова
нием.
2.Следить за тем, чтобы все соединения, детали и тру бопроводы на установках, где имеется жидкий кислород, были чистыми и не имели следов масла.
3.Следить за тем, чтобы вблизи жидкого кислорода не было огня и самовоспламеняющихся веществ. Необходимо учитывать, что в атмосфере кислорода шерстяные и хлоп чатобумажные материалы способны воспламеняться при
наличии огня.
Ожоги, полученные от жидкого кислорода, лечат так же, как и обычные.
ОТРАБОТАННЫЕ ГАЗЫ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Отработанные или выхлопные газы, образующиеся при сгорании топлива в двигателях внутреннего сгорания, не имеют определенного состава. Их состав зависит от типа и режима работы двигателя, сорта топлива и сорта масла. Так, например, в выхлопном газе могут быть окись угле рода— 1—9%, углекислый газ — 2—10%, кислород — 0,5—5°/о, насыщенные углеводороды — 0,5—8%, ненасыщен ные углеводороды—до 0,5%, водород—1—7%, азот — 69—79%. Кроме того, при работе на сернистом топливе в состав отработанных газов будут входить продукты окисле ния серы — сернистый ангидрид, серный ангидрид, серни стая и серная кислоты. В составе выхлопных газов может ■находиться также акролеин, образующийся при сгорании масел.
Особенно следует остановиться на отработанных газах, получающихся при работе двигателя на этилированном бен зине. Большая часть свинца, входящего в состав этого бен зина, уносится с отработанными газами; по данным Еклина, с отработанными газами уходит 52—76% свинца. Свинцо вые соединения, выбрасываемые из двигателя вместе с вы хлопными газами, загрязняют атмосферу. По данным мно гих авторов, примерно 10% улиц больших городов США содержат в 1 м3 воздуха до 30—40 мг свинцовых соедине-. ний (при токсической границе, равной 100 мг/м3).
Наиболее опасной для здоровья1 является составная часть отработанных газов — окись углерода (СО).
При работе двигателя, особенно на холостом ходу, в га раже или другом закрытом помещении окись углерода в ко роткое время может собраться до концентрации, смертель ной для человека. Так, например, при работе двигателя мощностью в 20 л. с. в течение одной минуты образуется 28 л окиси углерода, что при закрытых дверях в одномест ном гараже уже через 5 минут работы двигателя создает
71
смертельную концентрацию. В Великую Отечественную войну немецкие фашисты использовали отработанные газы для уничтожения людей, отводя образующиеся при работе двигателя газы в камеру или закрытый кузов машины («ду шегубки») .
Возможно отравление отработанными газами и на от крытом воздухе. М. Я. Новиков описал такой случай. В гру зовой машине «Студебеккер» из четырех ехавших пассажи ров один, 30 лет, лежал на полу. После 10-часовой поездки он почувствовал себя плохо, уснул и, не приходя в созна ние, умер. Как выяснилось при осмотре автомашины, труба для отвода отработанных газов своим концом была направ лена на брызговик задних правых колес. Газы при выходе из выхлопной трубы ударялись о брызговик, при этом часть их устремлялась вверх и проникала сквозь щели дна ку зова. Голова пассажира находилась именно у этих щелей.
ЯДОВИТОСТЬ ОКИСИ УГЛЕРОДА
По данным Н. В. Лазарева, предельно допустимой кон центрацией окиси углерода в воздухе считается 0.03 мг!л. Эта концентрация может быть повышена до 0,05 мг/л при работах'продолжительностью не более 1 часа, до 0,1 мг!л — при работе не более получаса и до 0.2 мг!л — при продол жительности работ не более 15—20 минут.
Окись углерода имеет в 300 раз большее сродство к ге моглобину, чем кислород. Попав через легкие в кровь, она очень легко соединяется с гемоглобином, вытесняя кисло род. Поэтому кровь не в состоянии доставить тканям необ ходимый для жизни кислород; наступает кислородное голо дание. Кроме того, окись углерода оказывает непосредствен ное отравляющее действие на центральную нервную систему.
Острые отравления. Основные симптомы острого отрав ления окисью углерода: ощущение сдавливания лба, силь ная боль во лбу и висках, мелькание в глазах, ощущение пульсации в висках, шум в ушах, опьянение, слабость в но гах, потеря чувствительности, ослабление памяти, рвота, по теря сознания, судороги. В бессознательном состоянии по страдавший может находиться 1—2 дня. Смерть иногда наступает без потери сознания.
При тяжелых отравлениях может наступать расстройство слуха, обоняния, вкуса, иногда зрения, нередко развива ются параличи.
72
Острые отравления часто приводят к нарушению функ ций щитовидной железы, почек, надпочечников, желудочнокишечного тракта, а также к понижению сопротивляемости организма различным инфекциям (ангинам и др.). У от равленных окисью углерода кожа иногда становится вишне во-красного цвета.
Центральная нервная система наиболее чувствительна к отравлению окисью углерода.
По данным Н. В. Лазарева, признаки отравления обна руживаются у человека при вдыхании окиси углерода в кон центрации 0,23 мг!л в течение более 5 часов (головная боль, быстро исчезающая на свежем воздухе). Концентрации 0,46 мг/л уже через 1 час вызывают сильные головные боли. При концентрации 1,34 мг/л через 33 минуты начинается учащенное сердцебиение, через 1,5 часа—легкое пошаты вание. одышка, через 2 часа — путанность в мыслях. Кон центрации окиси углерода 3,4 мг!л вызывают смерть после нескольких вдохов.
Молодые люди чувствительнее к окиси углерода, чем пожилые; у беременных женщин, а также у алкоголиков чувствительность к этому газу повышена. Степень пораже ния окисью углерода увеличивается с повышением внешней температуры и влажности, а также при наличии во вды хаемом воздухе наряду с окисью углерода окислов азота, углекислого газа, паров бензина и др. На больших высотах чувствительность к окиси углерода повышается, в резуль тате чего уменьшается выносливость летчика.
Хронические отравления. Раньше отрицали возможность хронических отравлений окисью углерода. В настоящее время установлено, что длительное вдыхание малых кон центраций окиси углерода может с течением времени выз вать хроническое отравление с развитием головной боли, головокружения, психических расстройств, раздражительно сти, апатии, навязчивого страха, потерей аппетита.
МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Необходимо обеспечить хорошую вентиляцию и систе матический контроль за содержанием окиси углерода в воз духе на участках, где по ходу работы возможно выделение и скопление повышенных концентраций этого газа. В ма леньких одноместных гаражах не следует заводить мотор при закрытых дверях.
73
При выполнении работ в атмосфере невысоких концен траций окиси углерода (до 0,1 мг/л) можно пользоваться фильтрующим противогазом марки «С» (белая коробка).
При вынужденном выполнении работ в атмосфере с по
вышенной концентрацией окиси углерода |
рекомендуется |
||
пользоваться |
фильтрующим |
противогазом |
марки «М» |
(МХП — 51). |
В помещениях |
сочень высокой концентра |
цией окиси углерода следует пользоваться только изолирую щими противогазами КИП-5 и РКР-3 (регенеративные кис лородные респираторы).
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ
Пострадавшего необходимо вынести на свежий воздух и, укрыв чем-нибудь теплым, делать искусственное дыха ние. При этом нужно давать вдыхать кислород, лучше в смеси с 5—7% углекислого газа для увеличения объема дыхания. Если дыхание остановилось, надо продолжать де лать искусственное дыхание (даже в течение нескольких часов) до появления признаков жизни или несомненных признаков смерти (трупное окоченение).
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Баранов В. Т. — «Военно-медицинский журнал», 1954, № 9.
Бейлихс Г. А., Марченко Е. Н. — Тетраэтилсвинец. М., Медгиз, 1950.
Блюм Р., Дэвис Н., ЛевинС. — Перекись водорода как топливо и окислитель в ракетной технике. «Вопросы ракетной техники», 1951, № 1.
Вещезеров Н. И. — В кн.: «Работы токсикологической лаборатории Азово-черноморского института промсанитарии и гигиены труда», т. 2. 1936, Ростов-на-Дону.
Визе Ф.—«Гигиена безопасности и патология труда», 1931, № 8—9. Глезеров С. Я- — В кн.: «Материалы по вопросам гигиены труда и
клиники профзаболеваний», сб. 5, Горький, 1956.
Гольдштейн С. Б. — Об остром отравлении парами бензина. Канд, диссертация, 1947.
Губанов В. Ю. — «Военно-медицинский журнал», 1956, № 1. Данишевский С. Л., — «Советский врачебный сборник», вып. 7,
М,—Л., 1947.
Доклад департаментского комитета Министерства о влиянии этилиро ванного бензина на здоровье. Лондон, 1930.
Дорофеенко П. П., Лобанов А. А., Павлов Н. И. — «Военно медицинский журнал», 1952, № 9.
К м и т. Med. ргасу, 1953, т. 4, № 3.
Корбакова А. И. — К токсикологии тетранитрометана. Канд, дис сертация, М., 1952.
К р о п С. — Токсичность и безопасность ракетных топлив. |
«Вопросы |
ракетной техники», 1955, № 6. |
I и т. II. |
Лазарев Н. В. — Вредные вещества в промышленности, т. |
|
М.—Л., Госхимиздат, 1954. |
Н. — «Ги |
Лазарев Н. В., Брусиловская А. И., Лавров И. |
гиена и безопасность труда», 1933, № 2.
Л ев ко в а Н. А. — Клинико-анатомические изменения при отравлении антифризами. Канд, диссертация. Хабаровск, 1950.
Лейтес Р. Г., М а р ц и и к о в с к и й Б. И., Хацянов Л. К. — Ги
гиена труда. М., Медгиз, 1958. |
|
1926, № 4. |
|
Леонтьев А. Г.— «Судебномедицинская экспертиза», |
|||
Лившиц И. И. — «Гигиена |
транспорта |
и техника |
безопасности». |
1935, № 4. |
Бакинского |
института профзаболеваний, |
|
МгебровМ. Л. — Труды |
|||
вып. 3. Баку, 1931, |
|
I. Под ред. Папок К. К. и |
|
Моторные топлива, масла и жидкости, т. |
|||
Семенидо Е. Г. Гостоптехиздат, 1957. |
|
|
75