Файл: Молочников Н.В. Создание нового прокатного и другого металлургического оборудования доклад по творческим работам и изобретениям, представленным вместо диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
чей калибровки труб, подогревательную печь перед редукционным
станом, двадцатиклетевой стан, |
холодильники, правильные станы |
и инспекционный стол. |
отличается от агрегата 140 по со |
Трубопрокатный агрегат 250 |
ставу оборудования лишь отсутствием редукционного стана и его подогревательной печи. Станы и отдельные механизмы обоих агре гатов аналогичны, а автоматический и раскатный станы унифици рованы. Трубопрокатные агрегаты 140, 250 и 400 имеют следующие особенности в сравнении с аналогичными импортными агрегатами 5 1/2" (Этна Стандарт) и 13 3/8" (Шлеман), установленными в
СССР в послевоенные годы:
а) все станины прокатных станов выполнены значительно более жесткими;
б) для опор валков всех станов (кроме автоматического стана 400) применены подшипники качения;
в) впервые применены центрователи на задних столах прошив ных и прокатных станов для центрирования стержня и гильзы — трубы по оси прокатки;
г) на вспомогательных механизмах применены вместо пневма тических электрические приводы, что, помимо повышения надежно сти работы агрегатов, значительно облегчает возможность их авто матизации;
д) проведена максимальная унификация отдельных узлов, ме ханизмов и даже целых станов (нацример, унификация автомати ческих и раскатных станов агрегатов 140 и 250).
Перечисленные основные особенности конструкции агрегатов 140, 250 и 400 обусловливают следующие их преимущества перед упомянутыми выше импортными станами:
а) более высокая скорость прокатки на прошивных станах (на 75%) и автоматических станах (на 50%);
б) возможность прокатывать трубы повышенной точности с уменьшенными против ГОСТа плюсовыми допусками с соответ ствующей экономией металла;
в) возможность перехода на полную автоматизацию агрегатов; г) уменьшение количества запасных частей и расхода валков. Агрегаты, изготовленные Уралмашзаводом, смонтированы и введены в эксплуатацию в период 1947—54 гг. на Руставском ме таллургическом заводе (агрегаты 140 и 400) и на Азербайджан
ском трубопрокатном заводе (агрегаты 140 и 250).
4. Блюминг 1000
После окончания Великой Отечественной войны в июле 1^45 г. правительство СССР, учитывая перспективы дальнейшего развития черной металлургии, приняло решение о строительстве блюмингов для новых металлургических заводов.
Выполнение технического проекта типовых блюмингов было возложено на Центральное конструкторское бюро металлургичес-
9
кого машиностроения ЦНИИТМАШа, |
а изготовление — на |
Ново- |
|
Краматорский машиностроительный завод. |
|
||
Первый |
послевоенный советский |
блюминг 1000 построен в |
|
1948 г. на |
Руставском металлургическом заводе. Блюминг |
пред |
ставляет собой высокомеханизированный агрегат, обеспечиваю щий прокатку блюмов и слябов шириной до 900 мм при весе слитка от 2,5 до 6 т.
Вблюминге, проектирование которого велось под общим руко водством А. И. Целикова, были отражены не только все достиже ния техники того времени, но и было внесено много нового в кон струкцию машин и механизмов.
Впоследствии Уралмашзаводом были созданы более мощные и совершенные блюминги. Однако блюминг 1000 явился первым со ветским блюмингом, существенно отличающимся от широко при менявшихся в то время блюмингов немецкого типа.
Вблюминге 1000 впервые были введены:
а) грузовое уравновешивание верних валков и шпинделей вме сто пружинно-винтовых с очень низким к. п. д.;
б) индивидуальные приводы первых роликов, не связанные с приводами рабочих рольгангов;
в) механизированная перевалка валков с применением спе циальной выкатной тележки для одновременной замены всего комплекта валков с подушками;
г) текстолитовые подшипники в кассетах и легкосъемные по душки;
д) манипуляторы повышенной мощности с раздельными приво дами правых и левых линеек с регулированием скорости передви жения линеек от 0,85 до 1,7 м/сек;
е) кантователь, состоящий из кантовального механизма приво да, установленного на отдельном фундаменте; дифференциальная система привода кантователя обеспечивает возможность произво дить кантовку одновременно с передвижением линейки манипуля тора;
ж) скорость передвижения слитковоза до 5 м/сек и стационар ный кантователь у приемного рольганга;
з) централизованная смазка всех механизмов блюминга. Высокая производительность блюминга обеспечивалась за счет
уменьшения потерь времени на выполнение вспомогательных опе раций и более широкой механизации производственного процесса.
5.Агрегаты для разделения пакетов листов
Впериод Великой Отечественной войны кровельный лист и жесть прокатывались в СССР пакетами на станах дуо. При этом
в25 4 301% пакетов происходило частичное сваривание листов
между собой как в отдельных точках, так и по местным площад кам.
10
Для разделения сварившихся в пакете листов применялись рун ные способы, требовавшие тяжелого физического труда, сопряжен ного с частым травматизмом. Кроме значительной потребности в рабочей силе, разделение пакетов вручную вызывало большой процент брака и снижало качество продукции.
Автором на основе проведенного им качественного анализа ха рактера соединения листов в пакете были предложены способы ме ханизированного разделения пакетов [2].
Впервые в СССР для этой цели были разработаны конструкции агрегата для разделения пакетов с нормально слипшимися листа ми и агрегата для разделения пакетов со сварившимися листами
[26].
Первый агрегат включал в себя роликовую раздирочную маши ну, в которой производился изгиб пакета для создания скалываю щих напряжений между листами.
В составе второго агрегата была запроектирована кулачковая раздирочная машина оригинальной конструкции.
Указанные машины для разделения листов нашли применение на различных металлургических заводах СССР и за границей.
II.ДОМЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1.Оборудование с бесканатными приводами
До 1955 г. в СССР при проектировании доменных печей приме нялись в основном механизмы с канатными приводами по типу широко распространенных за рубежом и поставлявшихся Совет скому Союзу с начала 30 гг. американскими фирмами Фрейн, Бейли, Брозиус, Блоу-Нокс и другими зарубежными фирмами. Исключением являлись лебедки скиповых колошниковых подъем ников и оборудование для маневрирования конусами загрузочных устройств, оригинальные конструкции которых были разработаны Уралмашзаводом и Электростальтяжмашзаводом.
В дальнейшем при проектировании типовых доменных печей большого объема автором совместно с работниками Гппромеза был проведен анализ известных конструкций и данных эксплуата ции существующих систем канатного управления механизмами до менных печей, который показал следующее.
Наличие канатов между приводом (лебедкой) и рабочим испол нительным механизмом, как правило, отрицательно сказывается на работе механизма и делает нечетким и в ряде случаев ненадеж ным управление механизмом.
Из-за упругого и остаточного удлинений канатов возникает не обходимость частой настройки аппаратуры, что иногда требует остановки доменной печи. Величины абсолютных удлинений кана тов на доменных печах весьма значительны, что обусловлено боль шой отдаленностью привода от исполнительного органа.
11
Особенно отрицательно указанный недостаток канатного при вода сказывается в тех случаях, когда механизмы работают в си стеме автоматического управления (например, механизмы загруз ки доменной печи).
При отсутствии жесткой связи привода с исполнительным ме ханизмом может иметь место несрабатывание по какой-либо при чине механизма при нормальном срабатывании привода (напри мер, в клапанах горячего дутья). При этом связанная с приводом аппаратура управления, не отражающая фактического положения рабочего органа механизма, дает импульс на последовательное срабатывание других механизмов, объединенных данной системой автоматического управления. Это приводит к весьма нежелатель ным и даже опасным последствиям.
Наличие канатов и шкивов вызывает необходимость постоянно го тщательного ухода за ними, сравнительно частой их замены, нередко требующей остановки доменных печей. Следует при этом отметить, что в связи со значительной запыленностью воздуха колошниковой пылыо срок службы канатов и шкивов в доменных печах небольшой и лимитируется абразивным износом. При канат ном управлении имеет место растянутость системы, создающая не удобства при эксплуатации.
Помимо указанных недостатков системы канатного управле ния в каждом конкретном случае ее применения, в доменных цехах имеют место и другие весьма существенные недостатки, специфич ные для данного случая применения.
Так, применительно к широко распространенным системам ма неврирования конусами загрузочных устройств доменных печей следует указать на наличие ударов конусов о чаши при за крытии конусов, отрицательно сказывающихся на стойкости этих деталей; сложность и ненадежность устройств для ограничения максимального натяжения и слабины канатов.
Необходимо особо отметить, что при канатном маневрировании конусами создаются неблагоприятные условия работы стальных конструкций копра и колошникового устройства печи, что обус ловлено действием на них значительных динамических нагрузок, а также односторонним (боковым) приложением к копру усилий, действующих в канатах. Последние вызывают раскачивание конст рукций копра. Имеются основания считать, что раскачивание копра является одной из причин возникновения ударов при закрытии ко нусов.
В связи с выявлением указанных серьезных недостатков канат ных приводов по инициативе автора при проектировании оборудо вания для типовых доменных печей большого объема, начиная с печи объемом 1513 м3, началось последовательное применение агрегатного принципа, т. е. принципа совмещения в едином агрега те исполнительного механизма и привода; в одних случаях — с за мыканием в агрегате всех действующих в нем сил (агрегаты со встроенными приводами); в других случаях — с передачей только
12