Файл: Молочников Н.В. Создание нового прокатного и другого металлургического оборудования доклад по творческим работам и изобретениям, представленным вместо диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ются различные скорости вращения воронки. Конструкция нового привода была разработана для распределителя шихты с промежу точной вращающейся воронкой системы Н. С. Щиренко примени тельно к типовой доменной печи объемом 1719 мя.
По мере внедрения быстровращающихся распределителей этого или других типов новый привод найдет промышленное применение.
3. Оборудование для обслуживания чугунной и шлаковых леток
В 1937—1938 гг. на Уралмашзаводе была создана первая совет ская электрическая пушка для забивки чугунной летки доменной печи. По своим техническим данным пуша не уступала лучшим за рубежным образцам того времени.
Внедрение этой пушки на Магнитогорском металлургическом комбинате в 1938 г. явилось началом широкого распространения электрических пушек в доменных цехах СССР.
В 1957—58 гг. в Гипромезе были разработаны технический про ект и рабочие чертежи машины для вскрытия чугунной летки с ди станционным управлением 117]. Такие машины с 1960 г. изготов ляются Дебальцевским машиностроительным заводом для домен ных печей объемом 2000 мя.
Машина представляет собой смонтированный на отдельно стоя щей колонне агрегат ударно-вращательного действия. Рабочий орган машины-буромолот имеет механизм сверления и ударный вакуумно-компрессионный механизм, которые могут работать сов местно и раздельно. Механизм передвижения буромолота обеспе чивает две скорости подачи: малую — при движении буромолота на летку и большую — при обратном ходе. Скорость подачи буромо лота на летку автоматически регулируется в зависимости от изме нения сопротивления на рабочем органе в процессе вскрытия лет ки. Отвод машины от летки по окончании ее вскрытия осуществля ется посредством механизма поворота.
Создание этой машины явилось шагом вперед в вопросе меха низации тяжелых и трудоемких работ у доменной печи. Машина за менила применявшиеся для вскрытия летки примитивные механиз мы и приспособления, требующие применения тяжелого ручного труда, всегда сопряженного с опасностью для обслуживающего персонала.
Дальнейшее совершенствование конструкции машины на основе опыта эксплуатации первых образцов привело к созданию новых ее модификаций, которые изготовляются в настоящее время для строящихся доменных печей.
В1959 г. была разработана усовершенствованная (в сравнении
сконструкцией фирмы Бейли) конструкция механизированного стопора для закрывания шлаковой летки [19]. Особенность этого стопора состоит в том, что с целью упрощения монтажа, устране ния перекосов и исключения внецентренных ударов наконечника
18
стопора по фурмочке в конструкции стопора имеются узлы регули рования положения наконечника в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а рама стопора закреплена только на кожухе печи. Конструкция стопора обеспечивает более надежные крепления на конечника, а также подвод и отвод охлаждающей воды. Стопор, запроектированный для типовой доменной печи 2000 мя, изготов ляется также и для других печей.
4. Оборудование для механизированной разливки продуктов плавки в ковши
В 1956—57 гг. на Магнитогорском металлургическом комбина те впервые в практике доменного производства была предложена и внедрена одноносковая механизированная разливка чугуна в ковши у доменной печи посредством подвижного желоба с электри ческим приводом и электрической лебедки для передвижения чугу новозов в процессе разливки.
Новый метод разливки чугуна в сравнении с обычным имеет существенные преимущества, к числу которых относятся: умень шение протяженности стационарных желобов, уложенных на ли тейном дворе, и сокращение на 50 60% объема трудоемких работ по их ремонту и обслуживанию; уменьшение расхода материалов на ремонт желобов; увеличение выпуска чугуна за счет снижения его потерь в виде скрапа; улучшение условий груда; возможность сокращения размеров литейного двора. Однако этот прогрессив ный метод разливки в течение некоторого времени не находил рас пространения на других металлургических предприятиях, что, в частности, было обусловлено несовершенством конструкции приме нявшегося для разливки оборудования.
В 1957—58 гг. в Гипромезе были разработаны технические про екты и рабочие чертежи комплекса нового оборудования для меха низированной одноносковой разливки продуктов плавки в ковши применительно к типовой доменной печи объемом 1719 мя. Метод одноносковой разливки чугуна был впервые распространен на раз ливку шлака.
В состав указанного комплекса входили качающиеся желоба с электрическим приводом, стационарные реечные толкатели с ви лочным захватом для передвижения составов чугуновозов (шлаковозов) в процессе разливки и механизированные устройства для стопорения состава, установленного под разливку.
Запроектированное оборудование имеет дистанционное управ ление и отличается большей, в сравнении с примененным на ММК оборудованием, эксплуатационной надежностью.
Создание этого оборудования сделало возможным частично автоматизировать процесс разливки продуктов плавки в ковши. Этим оборудованием 15] был оснащен ряд доменных печей, соору женных в 1958—59 гг.
19
Следует отметить успешное применение качающихся желобов для разливки шлака (опыт Челябинского металлургического за вода).
Дальнейшие работы по совершенствованию оборудования для механизированной разливки продуктов плавки в ковши привели к новым, более прогрессивным решениям конструкции этого обору дования.
Применительно к типовым доменным печам объемом 1719 и 2000 м3 были созданы поворотные желоба нового типа 129] для раз ливки чугуна и шлака и тележечные толкатели 122] для передви жения составов в процессе разливки, отличающиеся оригинально стью конструкции и высокой надежностью в работе.
Привод поворотного желоба с кривошипно-шатунной передачей обеспечивает плавный разгон и торможение желоба при повороте, а также наибольшие значения скорости поворота в момент пере сечения желобом струи жидкого чугуна (шлака). Движение от привода сообщается желобу не непосредственно, а через специаль ную поворотную раму, на которой он установлен. Это позволяет легко и быстро снимать желоб для замены или ремонта футеровки и набивки.
Толкатель выполнен в виде самоходной электрической тележки закрытого типа с дистанционным управлением, передвигающейся по тем же железнодорожным путям, что и проталкиваемые им со ставы, и автоматически сцепляющейся с ними.
Высокая эксплуатационная надежность толкателя обеспечива ется, в частности, благодаря наличию в приводе передвижения двух электродвигателей, работающих через общий редуктор, свя занный с редукторами двух приводных осей. При аварийном от ключении одного из электродвигателей величина развиваемого толкателем тягового усилия не снижается, поскольку сцепной вес толкателя используется при этом также полностью.
Толкатель обеспечивает передвижение состава чугуновозов (шлаковозов) весом до 1200 т со скоростью 0,1 м/сек. При этом часть состава может располагаться на участке закругления желез нодорожного пути. Использование этого толкателя исключает не обходимость в применении каких-либо дополнительных устройств для стопорения состава при.разливке.
В создании оборудования для механизированной разлиьки чу гуна и шлака большое участие приняли Электростальтяжмашзавод (толкатели) и Днепропетровский завод металлургического обору дования (поворотные желоба). Этим оборудованием, изготовляе мым указанными заводами, начиная с 1959 г., оснащены все соору женные и оснащаются сооружаемые в настоящее время доменные печи объемом 2000 м3, а также ряд действующих печей объемом 1719 ж3. Это оборудование поставляется также на экспорт.
По данным эксплуатации внедрение механизированной разлив ки продуктов доменной плавки посредством поворотных желобов и тележечных толкателей обеспечивает существенную экономию.
20
5. Газовые горелки воздухонагревателей
До 1958 г. на воздухонагревателях доменных печей полезным объемом свыше 1033 м3*1 применялись в основном газовые горелки производительностью по воздуху 48000 м3/час с послойной (ще левой) подачей воздуха и газа (горелка типа Фрейн). При работе этих горелок имела место значительная пульсация горения, вслед ствие чего возникали вибрация горелки и толчки, передававшиеся на фундамент горелки и вызывавшие сильные вибрации всего зда ния воздухонагревателей.
Было установлено, что основной причиной указанной пульсации является преждевременное (до подхода к камере горения воздухо нагревателя) смешение больших количеств воздуха и газа и вос пламенение последнего в штуцере воздухонагревателя.
В Гипромезе в 1957 г. при проектировании типовой доменной печи объемом 1719 ж3 была разработана конструкция типовой га зовой горелки 48000 м31час, в которой послойная подача газа и воз
духа была |
заменена подачей двумя концентрическими потоками |
(внутренний |
поток — воздушный, наружный — газовый). Это в |
значительной степени уменьшило пульсацию и устранило вибрации здания воздухонагревателей при работе горелки.
Наряду с этим в установке типовой горелки был предусмотрен электрифицированный отделительный клапан шиберного типа (между горелкой и воздухонагревателем), который заменил отодвижные патрубок и заглушку, применявшиеся соответственно для соединения горелки с воздухонагревателем в период нагрева и за крывания отверстия воздухонагревателя в дутьевом периоде.
Новые типовые горелки 48000 м31час, серийно выпускаемые с 1958 г. Иркутским заводом тяжелого машиностроения, получили широкое распространение на доменных печах объемом свыше 1033 ж3 до 2000 ж3 включительно.
ЮЗТМ выпускает также горелки аналогичной конструкции про изводительностью 24 000 и 36 000 м3/час.
III. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СТАЛЕПЛАВИЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.Электросталеплавильные печи большой емкости
В1954—56 гг. в Гипромезе впервые в СССР была разработана конструкция мощной электросталеплавильной дуговой печи емко
стью 80 г.
Емкость существовавших в то время в СССР и в Европе элек тропечей не превышала 30—40 т. Печи имели громоздкое откатное устройство ванны для загрузки шихты, что наряду со значительным весом печей обусловливало длительные простои их между плав ками.