ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
Шоферы В. Я. НЕРОВНОВ А. Т. КОРСАКОВ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ГРУЗОВОГО
АВТОМОБИЛЯ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ШОССЕЙНЫХ ДОРОГ РСФСР
Москва 1960
Авторами настоящей брошюры являются передо вые шоферы 5-й автобазы Главмосавтотранса.
В брошюре изложен многолетний опыт работы их на грузовом автомобиле ЗИЛ-150. В ней даны фор мы организации труда шоферов и указаны пути для достижения высоких производственных показа телей, экономии средств и снижения себестоимости перевозок, а также описан опыт безаварийного, вождения автомобилей.
Брошюра рассчитана на шоферов грузовых ав томобилей.
41
БИБДИОТГ-А
ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспорт играет важную роль в пе ревозке грузов и нашел широкое применение во всех
отраслях народного хозяйства нашей страны.
Однако перевозка грузов автомобильным транспор том требует больших расходов, которые входят в себе стоимость любого изделия или продукта. Особенно вели ка доля автотранспортных расходов в строительстве, где 70—80% всех строительных грузов перевозится автомо бильным транспортом. Подсчитано, что стоимость авто мобильных перевозок достигает 13—15% стоимости строительно-монтажных работ.
Контрольными цифрами развития народного хозяй ства СССР на 1959—1965 гг. предусмотрено увеличение за семилетие грузооборота автомобильного транспорта примерно в 1,9 раза. При этом значительно повышается удельный вес автомобильного транспорта общего поль зования. Общая грузоподъемность автомобилей увели
чится более чем на 40%. Перед работниками автомо бильного транспорта поставлена также задача повысить
производительность грузовых автомобилей и снизить себестоимость перевозок.
Выполнение этих ответственных задач зависит от всех работников автотранспорта, однако основную роль играет водительский состав.
Шофер — это самая массовая профессия на автомо бильном транспорте. Поэтому невозможно добиться ощу
тимого снижения себестоимости перевозок и повышения производительности автомобилей без непосредственного участия самих шоферов. От того, насколько энергично каждый шофер будет бороться за выполнение и перевы полнение сменных заданий, будет зависеть претворение в жизнь величественных планов семилетки в области ав томобильного транспорта.
Снизить себестоимость перевозок шоферы смогут только в том случае, если будут знать источники эконо мии средств.
Задача шоферов в своей повседневной работе—по
вышать все технико-экономические показатели. Однако многие шоферы, особенно молодые, еще недостаточно хо рошо знают реальные пути улучшения использования
своих автомобилей.
Показать шоферам, как конкретно они могут бороться
за снижение себестоимости перевозок грузов и повыше
ние производительности автомобиля, — основная цель настоящей брошюры.
В брошюре обобщен опыт нашей работы по эксплуа тации грузового автомобиля и опыт других передовых
шоферов, применяющих высокопроизводительные методы труда. Авторы будут считать свою задачу выполненной,
если вопросы, затронутые в брошюре, привлекут внима ние шоферов, и они направят свою энергию на еще боль
шее повышение технико-экономических результатов сво ей трудовой деятельности.
Работа шоферов сложна и многообразна, методы
труда меняются в зависимости от организации перево зок, автомобиля, на котором они работают, климати ческих и производственных условий и т. д. Поэтому авто
ры с благодарностью примут от читателей их критиче
ские замечания по содержанию брошюры, а также пред
ложения по дополнению ее новым ценным опытом, на копленным передовыми шоферами.
ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ АВТОМОБИЛЯ
Все расходы автохозяйства подразделяются на пере менные и постоянные. Переменные расходы связаны с пробегом автомобиля и называются так потому, что они меняются в зависимости от количества километров пробега.
Переменные расходы принято относить к 1 км про бега. К переменным расходам относятся: затраты на топ ливо, смазочные и эксплуатационные материалы; износ
иремонт шин; техническое обслуживание и ремонт авто мобилей (кроме капитального); амортизационные отчи сления, предназначенные на восстановление автомобиля
ина проведение капитального ремонта.
Таким образом, видно, что переменные расходы зави сят от эксплуатации автомобилей. Поэтому целиком и полностью их снижение зависит от шофера.
Если автомобилем пройдено больше километров, чем предусмотрено планом, то и переменные расходы, нахо дящиеся в прямой зависимости от пробега, в обшей сум ме также увеличиваются. Однако шофер должен стре миться уменьшить величину переменных расходов, при
ходящихся на 1 км, и добиться такого положения, чтобы при увеличении общего по автохозяйству пробега, допу стим на 20%, общая сумма переменных расходов увели чилась не на 20%, а только на 10% или совсем не уве личилась.
Многие шоферы работают два-три дня в месяц на сэкономленном топливе. Если бы все шоферы брали та кие обязательства, то в масштабе всей страны мы полу чили бы миллионы сэкономленных средств.
Передовые шоферы добиваются также снижения рас ходов на ремонт покрышек и камер. Они экономят средства на ремонт автомобилей, добиваясь увеличения
2—1033 5
против норм межремонтного пробега автомобилей в шин.
Если каждый шофер будет экономить топливо, сма зочные и эксплуатационные материалы, увеличивать про бег шин и межремонтный пробег автомобиля, то он до бьется снижения себестоимости автомобильных перево зок. Однако, добиваясь экономии, нельзя забывать об основной задаче шофера — достижение высокой произ водительности автомобиля. Поэтому для снижения
расходов, приходящихся на 1 ткм пробега, нужно сни зить затраты, приходящиеся на 1 км пробега, и одновре менно увеличить производительность в тонна-километрах на 1 км пробега. Другими словами, каждый шофер дол жен не только снижать расход топлива на 1 км пробега, повышать срок службы автомобильных шин и увеличи вать пробег автомобиля до капитального ремонта на 1 км пробега, но и работать с наибольшей производительно стью, полнее использовать каждый километр пробега и каждый час работы.
Следовательно, мы должны добиваться снижения пе
ременных расходов на единицу полезной работы. Это есть комплексная экономия средств на перевозках гру зов автомобилями. И это единственно правильный под-
,ход к снижению себестоимости — добиваться уменьше ния затрат по всем статьям-расходов при одновременном
повышении производительности автомобиля.
Было бы неправильным добиваться, например, толь ко экономии бензина или только увеличения срока
службы автомобильных шин или межремонтного пробе га, не добиваясь снижения расходов по всем этим стать ям одновременно. Ведь экономии бензина можно достичь снижением скорости движения, неполным использовани ем грузоподъемности автомобиля и т.д. Такая «эконо мия», кроме перерасхода государственных средств, ниче го принести не может. Применяя такие методы экономии,
мы уменьшаем расход бензина, но понижаем произво дительность автомобиля.
Следовательно, тот груз, который можно было бы перевезти за один рейс, шофер перевозит за два рейса,
а то и больше. При этом он дополнительно расходует
бензин и затрачивает рабочее время. Вот почему такай экономия бензина является показной экономией и прак тически не оправдана.
То же получается и с увеличением срока службы шин и межремонтного пробега автомобилей.
Передовые шоферы нашей страны., добиваясь ком плексной экономии затрат при перевозках грузов, одно временно добиваются увеличения показателей произво
дительности.
Результаты работы этих шоферов наглядно свиде тельствуют о том, что на автомобильном транспорте
имеются огромные резервы, использование которых дает миллионы рублей экономии.
Экономия в переменных расходах, приходящихся на 1 км общего пробега, может быть достигнута как при сохранении абсолютной суммы переменных расходов (в связи с ростом грузовой работы и увеличением обще го пробега), так и при уменьшении абсолютной суммы,
когда наряду с сохранением количества километров об щего пробега происходит более экономное расходование эксплуатационных материалов и более бережно содер жится и обслуживается материальная часть. Это видно
из таблиц 1 и 2, где в |
обоих случаях снижена себестои |
|||||
мость 1 ткм с |
1 до 0,9 |
руб. |
|
|
|
Таблица |
|
|
|
|
|
|
|
Показатели |
|
|
|
План |
Выполнение |
|
Общая сумма переменных расходов |
1800 |
1800 |
||||
за месяц, руб,................................... |
||||||
Общий пробег за тот же период, |
км . |
1800 |
2000 |
|||
Себестоимость |
пробега |
1 км по |
пе |
1,00 |
0,90 |
|
ременным расходам, руб................... |
||||||
|
|
|
|
|
|
Та блица 2 |
Показатели |
|
|
|
| |
Выполнение |
|
|
|
|
|
|
План |
|
Сумма переменных расходов за |
ме |
1800 |
1620 |
|||
сяц, руб.................................................. |
||||||
Общий пробег за тот же период, |
км . |
1800 |
1800 |
|||
Себестоимость пробега 1 |
км по |
|
пере |
1,00 |
0,90 |
|
менным расходам, руб........................ |
||||||
Задача каждого автохозяйства |
заключается в том, |
чтобы выполнить максимальное количество тонна-кило метров при минимальном количестве километров общего пробега.
2* |
7 |
Каждый шофер должен стремиться к повышению вы работки автомобиля (в тонна-километрах), приходя щейся на 1 км общего пробега.
В качестве примера можно привести работу шофера на автомобиле грузоподъемностью 4 т при коэффициенте использования грузоподъемности автомобиля 0,9 й коэф фициенте использования пробега 0,6. Производитель
ность автомобиля, |
выраженная в тонна-километрах на |
1 км пробега, составит 4 X 0,9 X 0,6 = 2,16. |
|
Предположим, |
что шофер, перейдя на работу с прице |
пом, увеличит общую грузоподъемность своего автопоез да с 4 до 6 т, повысит коэффициент использования гру зоподъемности до 1,0, а коэффициент использования про бега до 0,66. Производительность автопоезда, выражен ная в тонна-километрах на 1 км пробега, составит 6 X 1,0 X 0,66 = 3,96 вместо 2,16.
Если этому же шоферу пои плановой себестоимости
1 хм пробега, равной 1 руб., |
удастся снизить |
ее до |
90 коп. (с учетом повышенных |
расходов при |
работе |
с прицепами), себестоимость 1 ткм резко сократится, о чем можно судить по табл. 3.
|
|
|
Таблица 3 |
Показатели |
|
План |
Выполнение |
Себестоимость 1 км пробега автомоби |
0,90 |
||
ля, руб.................................................... |
км |
1,00 |
|
Производительность на 1 |
пробега, |
3 96 |
|
ткм.......................................................... |
|
2 16 |
|
Себестоимость 1 ткм, коп....................... |
46,3 |
22,7 |
|
Следовательно, в результате непосредственного воз |
|||
действия шофера на |
переменные расходы, |
связанные с |
эксплуатацией автомобиля, доля переменных расходов, приходящихся на 1 ткм выработки автомобиля, может быть снижена на 51%.
Таким образом, задача шоферов состоит в том, чтобы
комплексно экономить все материалы, обеспечивая вы полнение наибольшего количества тонна-километров при
наименьшей сумме расходов на 1 ткм.
Чтобы добиться реальной экономии, надо снижать расход топлива, сохранять шины, экономить средства на техническое обслуживание и ремонт не только на кило-
8