Файл: Завьялков А.Г. Ценообразование на промышленную продукцию.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
Первые три вида — это цены и местах производства продукции, вторые три вида — цены в местах потребле ния продукции. Из первой группы наиболее широкое распространение имеют цены франко-вагон станция от правления, из второй — цены франко-вагон станция на значения. При этом наиболее прогрессивную роль в народном хозяйстве играют цены франко-вагон станция назначения или просто франко-станция назначения; уста навливаемые как на продукцию легкой, так и тяжелой промышленности.
Установление цен франко-вагон станция назначения на продукцию легкой промышленности позволяет осво бодить торговые организации от уплаты расходов по перевозке товаров железнодорожным и водным транс портом. В результате этого дальность перевозки товаров не влияет на величину розничных цен в данном пункте. Следовательно, оптовые цены франко-вагон станция на значения являются важным условием образования еди ных розничных цен на одинаковые виды товаров в раз личных пунктах потребления (в целом по стране или в пределах того или иного пояса).
Цены франко-станция назначения играют также по ложительную роль на продукцию тяжелой промышлен ности, производящую средства производства. Они наи более полно выражают затраты потребителей на приоб ретение средств производства. И в связи с тем, что на одни и те же виды средств производства в местах по требления устанавливаются единые цены, создается наи более твердая база планирования и калькулирования себестоимости продукции у потребителя.
Наконец, самое важное то, что оптовые цены франкостанция назначения как на предметы потребления, так и на средства производства стимулируют рациональные - перевозки в народном хозяйстве. Дело в том, что при
61
этих ценах фактические транспортные расходы по до ставке продукции от места производства до станции (пристани) назначения оплачивает поставщик. Эти транспортные расходы возмещаются поставщику поку пателями продукции через цены. Причем размер транс портных расходов включен в цену исходя из средней дальности и рационального способа транспортировки продукции из районов производства в пункты потребле ния. При нерациональных перевозках поставщик (сбы товая организация) понесет ущерб, и наоборот, при до стижении более рациональных способов доставки про дукции в пункты ее назначения он извлекает дополни тельную прибыль. Таким образом, цены франко-станция назначения побуждают поставщиков к снижению транс портных расходов путем сокращения дальних перевозок и рационального использования транспортных средств.
Оптовые цены франко-станция назначения установ лены на подавляющую часть продукции легкой и пище вой промышленности. Широкое применение они нашли и во многих отраслях тяжелой промышленности. Ука занные цены целесообразно устанавливать на те виды продукции тяжелой промышленности, которые произво дятся лишь в нескольких районах (или пунктах) стра ны, а потребление имеют повсеместное. К таким видам продукции относятся металлы, лес, цемент, нефть, соль и т. п. При реализации этой продукции имеют место раз личные варианты грузовых перевозок, одни из которых являются рациональными, другие влекут излишние за траты в сфере обращения. Разумеется, в устранении нерациональных перевозок первостепенное значение имеет правильное планирование и организация матери ально-технического снабжения. Но вместе с тем в этом деле большую роль играют в качестве стимула рацио нальных перевозок и цены франко-станция назначения.
62
Одним из условий применения цен франко-станция назначения является наличие центрального или респуб ликанского органа сбыта продукции. Только в этом случае создается наилучшая возможность правильного планирования грузопотоков и уравнения транспортных издержек.
В настоящее время оптовые цены франко-вагон стан ция назначения установлены на продукцию нефтяной, лесозаготовительной, цементной промышленности, на ру лоно-кровельные изделия, продукцию черной металлур гии и некоторые другие виды.
Нет смысла устанавливать цены франко-станция на значения на машины и оборудование, поскольку произ водство их, в силу специализации, обычно сосредоточи вается на одном или двух-трех заводах, обеспечивающих нужды всех районов страны. Кроме того, следует учесть тот факт, что многие виды машин и оборудования при нимаются заказчиком на месте производства продук ции. На машины и оборудование, как правило, устанав ливаются цены франко-вагон станция отправления (или даже франко-склад поставщика).
Нецелесообразно устанавливать цены франко-стан ция назначения на местные виды сырья, строительные материалы (кирпич, камень, топливо, торф и др.). Эти виды продукции должны производиться и потребляться, как правило, в пределах одной и той же области. Этим задачам отвечают цены франко-вагон станция отправ ления.
Кроме продукции машиностроения и местной про мышленности в настоящее время на условиях цен фран ко-вагон станция отправления отгружается также про дукция горнорудной, угольной, химической и ряда других отраслей промышленности.
При установлении цен франко-вагон станция назна-
63
чения возникает вопрос: какими должны быть эти це ны — едиными общесоюзными или поясными? Этот во прос решается прежде всего в зависимости от величины транспортных расходов. Если затраты на перевозку про дукции составляют относительно небольшую величину, то устанавливаются единые общесоюзные цены франкостанция назначения. Такие цены имеет большая часть промышленных товаров личного потребления, а из средств производства — метизы, резинотехнические из делия и др.
По тем видам продукции, издержки по транспорти ровке которой составляют значительную долю в конеч ных затратах потребителей, нецелесообразно устанавли вать единые общесоюзные цены франко-станция назна чения. В данных условиях при единых общесоюзных ценах был бы потерян экономический критерий правиль ного размещения обрабатывающей промышленности по территории страны.
В качестве примера рассмотрим следующий. По срав
нению с расходами |
на транспортировку круглого леса |
в Карельской АССР |
расходы на эти цели в Московской |
области выше примерно в 2 раза, в Азербайджанской ССР — в 4 раза, в Узбекской ССР — в 5 раз, в Таджик ской ССР — в 6 раз. Если на круглый лес установить единые общесоюзные цены франко-станция назначения, то при таких ценах оказалось бы одинаково целесооб разным строительство лесопильных заводов в районах заготовки (Карельская АССР и др.) и в безлесных рай онах (Азербайджанская ССР, Узбекская ССР, Туркмен ская ССР и др.), поскольку на круглый лес цена была бы одна и та же в любом пункте страны. Но с народно хозяйственной точки зрения выгодно осуществлять рас пиловку леса на месте его заготовки. Поэтому на лесо материалы установлены цены франко-станция назначе
64
ния по поясам. Вся территория Советского Союза разде
лена на восемь поясов, |
в |
зависимости |
от |
районов |
||
лесозаготовок. В пределах |
каждого пояса цена единая, |
|||||
а между поясами — разная, с учетом |
разницы |
в транс |
||||
портных расходах. |
|
|
|
|
|
|
Оптовые цены франко-станция назначения, диффе |
||||||
ренцированные по поясам, |
установлены на |
лесопродук |
||||
цию, цемент, нефтепродукты, |
рулоно-кровельные изде |
|||||
лия, |
металлоконструкции, |
продовольственные |
товары. |
|||
На |
каждый из этих видов |
продукции |
степень |
поясной |
дифференциации цен (количество поясов и разрывы между ценами крайних и смежных поясов) осуществле на исходя из удельного веса транспортных расходов. Чем больше их удельный вес в стоимости продукции, тем большая поясная дифференциация оптовых цен.
Поясная дифференциация оптовых цен франко-стан- цня назначения изменяется по мере дальнейшего при ближения производства к источникам сырья и топлива, к пунктам потребления, по мере создания новых инду стриальных центров. В связи с этим зачастую сокра щается количество поясов, характеризующих степень отдаленности пунктов потребления от районов производ ства. Сокращение дальности перевозок влечет за собой уменьшение разницы между уровнем оптовых цен меж ду смежными и крайними поясами.
Цены франко-станция отправления, как правило, устанавливаются едиными для всего Советского Союза, за исключением цен на продукцию угольной, рудной и некоторых других отраслей промышленности. В этих отраслях вследствие резкого различия в себестоимости добычи продукции по бассейнам в настоящее время нет единых общесоюзных цен на одну и ту же продукцию. Здесь цены дифференцированы по бассейнам добычи.3
3 Зак. 1870 |
65 |
§7. Совершенствование оптовых цен
иметодика планирования их изменения
Система цен в народном хозяйстве в послевоенный период неоднократно изменялась. Достаточно перечис лить такие крупные изменения, как семикратное массо вое снижение розничных цен 1947—1954 гг., реформа оптовых цен 1949 года с последующим снижением их уровня в 1950, 1952, 1955 годах, коренное изменение си стемы государственных цен на сельскохозяйственную продукцию за последние годы. В результате всех этих изменений сблизились уровни цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, на средства произ водства и предметы потребления. А самое главное то, что в последние годы все крупные отрасли народного хозяйства стали рентабельными — получают прибыль тяжелая и легкая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля и др.
Однако в сложившейся к середине 1960-х годов си стеме цен, особенно в оптовых ценах на промышленную продукцию, все же имелись существенные недостатки, которые были обусловлены несовершенством ценообра
зования, |
а также тем, что цены долгое время |
(более |
11 лет) |
в основном сохранялись стабильными. |
Как из |
вестно, общий пересмотр оптовых цен был осуществлен на 1 июля 1955 г. С тех пор произошли существенные изменения в условиях и в уровне издержек производства по отдельным отраслям: в некоторых из них себестои мость резко снизилась, в других снизилась незначитель но, а в третьих даже несколько повысилась (вследствие превышения темпов роста средней заработной платы над темпами роста производительности труда в период упо рядочения оплаты труда в промышленности). В резуль тате оптовые цены на продукцию отдельных отраслей
66
отклонились от общественно необходимых затрат труда, сложилось экономически необоснованное резкое разли чие в уровне рентабельности подразделений и отраслей, а внутри отраслей — отдельных предприятий и видов продукции.
Так, в 1964 г. доля прибыли и налога с оборота в оп товых ценах на продукцию тяжелой промышленности составила 18,4 процента, а на продукцию отраслей лег кой и пищевой промышленности — 33,5 процента. Таким образом, уровень чистого дохода в ценах на продукцию легкой и пищевой промышленности был на 75 процентов больше, чем в ценах на продукцию тяжелой промыш ленности. Цены в угольной и рудной промышленности не возмещали даже себестоимости добычи угля и руды. В 1964 г. убытки по добыче каменного угля составили 16 процентов к производственным фондам. В то же вре мя в ряде отраслей цены обеспечивали сравнительно высокий уровень чистого дохода. В электроэнергетике прибыль и налог с оборота составляли 56 процентов к себестоимости, в машиностроении — примерно 30 про центов.
Сложилось нерациональное соотношение в рента бельности на различные виды продукции внутри отрас лей. Например, в 1964 г. в торфяной промышленности БССР, находившейся в подчинении бывшего СНХ, цены на фрезерный торф превышали себестоимость его добы чи на 41 процент, на торфобрикет — на 35 процентов, на кусковой торф на 6,5 процента, а цены на торфоподстилку для сельского хозяйства были на 20 процентов ниже себестоимости. В промышленности строительных материалов по тому же ведомству и в том же году це ны на цемент превышали себестоимость на 40 процен тов, на щебень — на 27 процентов, на сборные перего родки, блоки и гипсовые плиты — на 23 процента, на
з* |
67 |
красный кирпич — на 3,5 процента, а цены на силикат ный кирпич, искусственные блоки, шифер асбестовый, керамическую облицовочную плитку были убыточные. Аналогичное положение наблюдалось и в некоторых дру гих отраслях промышленности.
Резкое необоснованное отклонение цен от общест венно необходимых затрат труда влечет за собой весь ма отрицательные последствия. Пестрота в рентабель ности порождает «выгодные» и «невыгодные» с точки зрения получения прибыли виды продукции, что особен но опасно в новых условиях работы предприятий, когда они самостоятельно определяют ассортимент выпускае мой продукции.
При нерациональном соотношении цен многие эконо мические расчеты теряют достоверность и способствуют принятию необоснованных, субъективных решений.
Рассмотрим такой пример. Уровень цен на донецкий уголь в 1960— 1965 гг. был значительно ниже себестои мости его добычи, а цены на фрезерный торф и торфо брикет в эти же годы в БССР превышали себестоимость на 35—40 процентов. В результате такого соотношения цен многим потребителям Белоруссии выгоднее было использовать дальнепривозной донецкий уголь, нежели местный торф. Отсюда некоторые экономисты ставили под сомнение эффективность капитальных вложений в торфяную промышленность БССР. Расчеты же показы вают, что установление в ценах на тот и другой вид топ лива прибыли по единому принципу и тем самым при ближение цен к общественно необходимым затратам труда делает вполне конкурентоспособным торф с до нецким углем.
Поэтому в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС в 1966—1967 гг. система оптовых цен подвергается коренному улучшению.
6 8
Основные задачи совершенствования оптовых цен заключаются в том, чтобы: 1) в наибольшей мере прибли зить цены к уровню общественно необходимых затрат труда, имея в виду возмещение всем нормально рабо тающим предприятиям издержек производства и полу чение ими прибыли в размерах, обеспечивающих как ми нимум плату за производственные фонды и создание предусмотренных новой системой экономического стиму лирования фондов на предприятиях; 2 ) установить рацио нальные соотношения цен на взаимозаменяемую продук цию, обеспечивающие стимулирование технического про гресса и оптимальные пропорции в развитии отдельных отраслей производства.
При этом изменение оптовых цен не должно повлечь за собой повышение розничных цен и нарушение устано вившихся экономических отношений между государст вом и колхозами.
Выше были подробно освещены конкретные прин ципы совершенствования оптовых цен в соответствии с требованиями новой системы экономического стимули рования производства. Исходя из этих принципов в пе риод пересмотра оптовых цен в 1966—1967 гг. подверг лись существенным изменениям оптовые цены в отдель ных отраслях промышленности.
В практике ценообразования очень важной и слож ной задачей является определение размера изменения оптовых цен на продукцию различных отраслей с уче том взаимных влияний удешевлений и удорожаний при массовом пересмотре этих цен. Правильное определение размера изменения оптовых цен в отдельных отраслях имеет большое значение для установления уровня цен на конкретные виды продукции, для расчета уровня се бестоимости, финансового положения и взаимоотноше ний с бюджетом каждой отрасли народного хозяйства,
69