Файл: Завьялков А.Г. Ценообразование на промышленную продукцию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К— коэффициент замены условной продукции кон­ кретным видом продукции.

Рассмотрим в качестве примера расчет цены на энер­ гетическое топливо с учетом его потребительной стои­ мости. Массовыми взаимозаменяемыми видами этого топлива являются уголь, мазут, газ, торф и сланцы. Основное потребительское свойство топлива — тепло­ творная способность. За условную единицу принято топ­ ливо, имеющее теплотворную способность 7000 ккал/кг. По отношению к условному топливу коэффициент тепло­ творной способности (коэффициент заменяемости) составит для энергетического угля (в ассортименте угля, поставляемого электростанциям)— 0,6 (4200 ккал/кг), мазута сернистого— 1,37 (9600 ккал/кг), газа природно­ го — 1,2 (8400 ккал/м3), торфа фрезерного — 0,33 (2380 ккал/кг при 40 процентах влажности). Допустим, что на тонну условного энергетического топлива средняя цена с учетом общественно необходимых затрат состав­ ляет 15 руб. Тогда цены за тонну конкретных видов топ­ лива составят:

угля

15

руб. х 0,6 =

9 руб.

 

мазута

15

руб. х

1,37 =

20 руб. 55 коп.

газа

15

руб. х

1,2 =

18 руб. (за

1000 м 3)

торфа

15

руб. X 0,33 =

4 руб. 95

коп.

Разумеется, при установлении конечного уровня цен на тот или иной вид топлива необходимо учитывать и ряд других факторов (капитальные затраты потреби­ телей, связанные с использованием того или иного топ­ лива, необходимость стимулирования потребления мест­ ного топлива и др.), но эти факторы не должны вносить существенных изменений в соотношения цен, определен­ ные в зависимости от теплотворной способности отдель­ ных видов топлива.

46

С помощью аналогичных расчетов могут быть также установлены цены на другие подобные виды взаимоза­ меняемой продукции и внутри видов на продукцию раз­ личного качества, если она характеризуется одним ре­ шающим, причем количественно соизмеримым потреби­ тельским свойством.

Однако метод измерения главного потребительского свойства и исчисления цен в расчете на условную еди­ ницу полезности взаимозаменяемой продукции не яв­ ляется всеобъемлющим способом учета потребительной стоимости в ценообразовании. Даже в том случае, когда в потребительной стоимости продукции какое-то свой­ ство является главным, для потребителей имеют значе­ ние и другие свойства продукции. Например, для потре­ бителей угля, безусловно, первостепенное значение имеет его теплотворная способность, но наряду с этим для них не безразлично и содержание в нем золы, серы, летучих веществ. Потребительная стоимость мазута зависит не только от его теплотворной способности, но и от содер­ жания серы, вязкости. Теплотворная способность торфа зависит от влажности, причем влажность торфа также оказывает влияние на величину расходов у потребителей по транспортировке полезного вещества.

Поскольку все эти свойства имеют для потребителей самостоятельное значение, их необходимо учитывать в ценообразовании. Но для этого указанный выше метод не пригоден. Тем более он не приемлем в тех случаях, когда потребительная стоимость отдельных видов взаи­ мозаменяемой продукции характеризуется не однимдвумя, а несколькими важными потребительскими свой­ ствами. Например, металлорежущие станки одинакового назначения различаются друг от друга производитель­ ностью, величиной потребляемой электроэнергии, надеж­ ностью в эксплуатации; грузовые автомобили одинако­

47


вого назначения характеризуются различной грузоподъ­ емностью, производительностью, различной экономич­ ностью в эксплуатации и другими параметрами.

Во всех подобных случаях учет потребительной стои­ мости при установлении цен на взаимозаменяемые виды продукции может осуществляться с помощью метода сравнительной экономичности продукции для потреби­ теля.

Суть этого метода состоит в соизмерении затрат по­ требителя на получение одинакового полезного эффекта при использовании различных видов (марок, сортов) взаимозаменяемой продукции (как орудий и предметов труда, так и потребительских товаров). Формула расчета цены по. этому методу имеет следующий вид:

 

 

Цд = Ц0 • а + Э,

(6 )

где: Цл — цена на данный вид (марку,

сорт) продукции,

 

учитывающая ее потребительские свойства;

Ци — цена на базовый вид (марку, сорт) продук­

 

ции, установленная на основе общественно не­

а

обходимых затрат труда;

данного

вида

— коэффициент

заменяемости

 

(марки, сорта)

продукции по отношению к ба­

 

зовому виду по совокупности потребительских

Э

качеств (кроме экономии при использовании);

— экономия потребителя при использовании дан­

 

ного вида (марки, сорта) продукции по срав­

 

нению с базовым видом.

 

 

Для орудий труда (машин, оборудования) в качест­ ве коэффициента заменяемости можно использовать ин­ декс повышения производительности (полезной отдачи) данного вида орудий труда по сравнению с базовым.

48


Этот индекс определяется отношением годовой произво­ дительности (полезной отдачи) данного орудия труда к годовой производительности базового. Например, го­ довая производительность какого-то металлорежущего станка, принятого за базовый, составляет 6000 деталей, а станка другой конструкции, на который требуется уста­ новить цену,— 9000 деталей, тогда коэффициент заме­ няемости будет равен 1,5 (9000:6000=1,5). В случаях, когда наряду с различиями в производительности имеют­ ся еще и существенные отличия в долговечности и на­ дежности орудий труда, эти свойства также должны быть учтены при определении коэффициента заменяе­ мости.

Для предметов труда (сырья, материалов, топлива) коэффициентом заменяемости может служить отношение удельных затрат на единицу продукции базового пред­ мета труда и предмета труда, по которому определяет­ ся цена. Например, на 10 м3 бетона удельные затраты цемента марки 250 составляют четыре тонны, а марки 350 — три тонны. Если цемент марки 250 базовый, тогда

коэффициент заменяемости будет равен 1.33 (-3- ^ 1,33^ •

Что касается экономии, которую необходимо учиты­ вать в приведенной формуле, то она может выражаться у потребителей многообразно: в уменьшении расходов топлива и электроэнергии, в снижении расходов по за­ работной плате на единицу продукции, в экономии капи­ тальных вложений и т. д. в результате использования более эффективных орудий и предметов труда. Поэтому она должна определяться по каждому заменяемому ви­ ду продукции по сравнению с базовым специальными расчетами.

Рассчитанные по приведенной выше формуле цены обеспечивают для потребителей равновыгодность взаимо­

49


заменяемых видов продукции, поскольку они строятся по принципу равная цена за равный полезный эффект не­ зависимо от того, каким видом продукции обеспечивает­ ся этот эффект.

По такому принципу строится соотношение цен на взаимозаменяемые виды продукции во всех тех случаях, когда нет возможности или необходимости заменять (вытеснять) менее эффективные виды (марки, сорта) продукции более эффективными. Например, в металлур­ гии применяются различные по эффективности (содер­ жанию железа и другим качествам) руды. Причем в силу ограниченности ресурсов богатые железом руды не могут вытеснить широко используемые в доменном про­ изводстве бедные руды. Поэтому в принципе цены на руду различной эффективности должны быть построены так, чтобы на единицу полезного эффекта для потреби­ теля они были равными. Приведенная выше формула и позволяет построить такую систему цен.

По другому принципу должно устанавливаться соот­ ношение цен на взаимозаменяемую продукцию, в соста­ ве которой, например, наиболее эффективные виды (марки, сорта) должны вытеснять менее эффективные, в том числе новые виды более экономичной продукции должны замещать старые. В этом случае система цен должна быть такой, чтобы она заинтересовала не толь­ ко производителя в выпуске наиболее эффективной про­ дукции, но и потребителя в использовании этой продук­ ции. Поэтому цена на новую, более эффективную про­ дукцию в пересчете на единицу полезного эффекта должна быть меньше по сравнению с ценой на заменяе­ мую старую продукцию. С другой стороны, цена на бо­ лее эффективную продукцию должна обеспечить произ­ водителю не меньшую, а большую рентабельность, по сравнению с рентабельностью производства старой про­

50

дукции. Это необходимо для стимулирования производ­ ства новой продукции '.

Эти принципиальные положения определяют границы плановой (прейскурантной) цены (Цл) на новый, более эффективный вид продукции, то есть ее верхний и ниж­ ний пределы. Экономически допустимым верхним преде­ лом этой цены является такой ее уровень, при котором для потребителя оказывается равновыгодным потребле­ ние новой и старой, уже освоенной аналогичной или взаи­ мозаменяемой продукции.

Верхний предельный уровень цены (Цв), или иначе лимитная цена, рассчитывается по формуле (6 ), то есть Цв = Цо* а + Э. Эта лимитная цена должна служить для проектных и конструкторских организаций критерием предельного уровня затрат на производство новой про­ дукции и включаться в проектное задание.

Плановая цена на новые изделия не должна превы­ шать верхнего предела (Цв). В противном случае это изделие оказалось бы для народного хозяйства менее эффективным по сравнению со старым. Более того, пла­ новая цена даже на уровне верхнего предела может устанавливаться лишь временно в случаях, когда новый вид продукции является остродефицитным и спрос на него следует ограничивать до тех пор, пока не будет лик­ видирована дефицитность.

Экономически допустимым нижним пределом плано­ вой цены служит такой ее уровень, при котором возме­ щается себестоимость производства нового изделия и обеспечивается рентабельность в таком размере, кото-

1 Методика обоснования оптовых цен на новые виды промышлен­ ной продукции разработана Институтом экономики Академии наук

СССР. Основные положения этой методики использованы автором при написании данного параграфа.

51


рый дает старый взаимозаменяемый вид продукции, если старый и новый виды продукции производятся на одном и том же предприятии, или в размере средней рен­ табельности отрасли, если новый и старый взаимозаме­ няемые виды продукции производятся на различных предприятиях. Нижний предел плановой цены (Цп) мож­ но определить по следующей формуле:

Ц„ = СН(1 + Р), (7)

где: Ц „— нижний предел плановой цены; Сп — себестоимость единицы нового изделия;

Р — норма рентабельности (равная рентабельно­ сти старого изделия или средней по отрасли) по отношению к себестоимости.

Разница между верхним и нижним пределами пла­ новой цены представляет по существу экономию в народ­ ном хозяйстве, получаемую в результате производства и использования новой продукции. Эта разница харак­ теризует степень преимущества новой продукции. Она должна быть достаточной для того, чтобы обеспечить по­ требителям относительное снижение их затрат по срав­ нению с затратами, связанными с использованием ранее освоенной продукции. Когда же верхний и нижний пре­ делы сближаются, а тем более совпадают (не говоря уже о превышении нижнего предела над верхним), то это свидетельствует о неэффективности производства и по­ требления новой продукции.

Разница между верхним и нижним пределами пла­ новой цены, определяющая экономию в народном хозяй­ стве, должна быть поделена в определенной пропорции между производителем и потребителями новой продук­ ции. Плановая цена (Цп) рассчитывается по формуле:

Ц ^ Ц е - К ^ в - Ц , ) , (8)

52

где: К — коэффициент, определяющий пропорцию, в ко­ торой разница между верхним (Цв) н нижним пределами (Цн) цены распределяется между изготовителем и потребителями продукции.

Величина К очевидно не может быть одинаковой для всех отраслей и видов продукции. Она должна диффе­ ренцироваться в зависимости от темпов технического прогресса, которые выражаются в виде снижения уров­ ня затрат у потребителей. Чем более прогрессивна, а следовательно, эффективна продукция, тем больше должен быть коэффициент К. Но он не может быть боль­ ше единицы, так как это привело бы к низшей рента­ бельности нового изделия по сравнению с рентабель­ ностью старого или даже вызвало бы убыточность его производства. Вместе с тем коэффициент К не может быть равен нулю, потому что это означало бы, что новая продукция никаких выгод не создает для потребителей. Очевидно, этот коэффициент должен находиться в пре­ делах от 0 ,2 до 0 ,8 и определяться отраслевыми инструк­

циями по ценообразованию.

Приведем следующие примеры расчета цены на но­ вые виды продукции — средства труда и предметы тру­ да с учетом их потребительной стоимости (экономиче­

ской эффективности).

В качестве средства труда возьмем грузовые автомо­ били. Допустим, на каком-то заводе переходят к выпус­ ку новой, более совершенной модели автомобиля «Б», которая значительно эффективнее старой модели «А».

Производительность нового автомобиля на 15,7 про­ цента выше производительности старого. Кроме того, эксплуатация нового автомобиля обеспечивает экономию в народном хозяйстве на горючем, смазочных материа­ лах и других расходах. Эта экономия по каждому авто­ мобилю составляет 519 руб. в год.

53