Файл: Завьялков А.Г. Ценообразование на промышленную продукцию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цена

на старую

модель автомобиля

установлена

в размере

3520 руб.,

рентабельность его

производства

составляет 11 процентов к себестоимости. Себестоимость производства нового автомобиля равняется 3634 руб.

Исходя из этих данных, определяем верхний предел

цены на новый

автомобиль

модели

«Б» по

формуле

Цв = Цо • а + Э:

 

 

 

 

3520X1,157 + 519 = 4592

руб.

 

Нижний предел цены на

этот автомобиль

согласно

формуле

 

 

 

 

Цп= Сп(1 + Р )

будет равен: 3634(1+0,11) =4034 руб.

Допустим, что по грузовым автомобилям установлен коэффициент, определяющий пропорцию в распределе­ нии экономического эффекта между автомобильными за­ водами и потребителями, использующими автомобили, в размере 0,7. Тогда плановая цена на новый автомо­ биль будет равна:

Цп = Ц в-К (Ц в-Ц п ) =4592-0,7(4592-4034) =4201 руб.

Дальше, рассмотрим пример установления цены на предмет труда. В качестве предмета труда возьмем ав­ тобензин А-72, как заменяющий автобензин А-6 6 .

Бензин А-72 благодаря повышенному качеству обес­ печивает снижение удельного расхода топлива в расчете на 100 т/км с 12,7 кг (при расходе бензина А-6 6 ) до 11,7 кг (при расходе бензина А-72). Остальные текущие расходы и капитальные затраты потребителя по эксплуа­ тации автомобиля снижаются в размере 1 1,0 руб. при замене одной тонны бензина А-66 одной тонной бензина А-72. Допустим, действующая цена на бензин А-6 6 , при­ нятый за эталон, составляет 60 руб. за тонну, себестои­ мость одной тонны бензина А-72 равняется 50 руб. и от­

54


раслевая норма рентабельности по нефтепродуктам определилась в размере 10 процентов по отношению к себестоимости.

На основе этих данных определяем верхний предел цены на бензин А-72 по формуле: Цв = Цо* а + Э. Но для этого сначала необходимо определить коэффициент за­ меняемости продукции — а. Как уже указывалось, по предметам труда он исчисляется путем отношения удель­ ной нормы расхода базового предмета труда к удельной норме расхода предмета труда, по которому опреде­ ляется цена. В нашем примере он будет равен (12,7: 11,7) = 1,085. Тогда верхний предел цены составит

60X1,085+11 = 76,1 руб. за тонну.

Нижний предел цены на бензин А-72 определяется по формуле: Ц „= С Н(1 + Р) =50(1+0,1) =55 руб.

Если коэффициент, определяющий пропорции в рас­ пределении экономического эффекта между производи­ телями и потребителями по нефтепродуктам установлен в размере 0 ,4 , то с учетом нижнего и верхнего пределов плановая цена будет равна:

Цп = Ц в-К (Ц в-Ц п ) =76,1 -0,4(76,1 - 5 5 ) =

= 67 руб. 6 6 коп.

Плановая цена значительно выше нижнего предела, следовательно, она обеспечит нефтеперегонным заводам более высокую рентабельность производства бензина А-72 (3 5 ,5 процента вместо 10 процентов в среднем по отраслям). В то же время она намного ниже предель­ ного уровня. А это значит, что и потребитель будет иметь экономию при использовании бензина А-72 вместо бен­ зина А-6 6 .

Если же учесть расходы на транспортировку и сбыт автобензина, которые примерно равны 6 руб. 34 коп. за тонну, то конечная отпускная цена на бензин А-72 для

55

потребителя

должна

быть установлена

в

размере:

67,66 + 6,34 = 74 руб.

 

 

 

Такова методика учета потребительной стоимости при

установлении

цен на

более эффективные

виды

продук­

ции с помощью расчета сравнительной экономичности этой продукции для потребителя.

Но этот метод учета потребительной стоимости не всегда может быть использован в практике. Во многих случаях полезный эффект от выпуска новых видов про­ дукции не может быть выражен в виде технико-эконо­ мических параметров, например, когда новые изделия отличаются от старых видом, фасоном, удобством и т. п. Это особенно касается одежды, обуви и других пред­ метов народного потребления. По многим видам про­ дукции стоимость находится в корреляционной зависи­ мости от ряда технических параметров, определяющих потребительную стоимость этой продукции. Во всех этих случаях невозможно применить формулу расчета эконо­

мической

эффективности продукции

для

потребителя

при установлении цен на ее новые виды. Поэтому основ­

ные положения методики определения

оптовых

цен на

новые виды промышленной продукции с учетом их тех­

нико-экономических параметров, утвержденные Госпла­

ном СССР, рекомендуют в таких случаях использовать

следующие

частные

методы

учета

потребительских

свойств продукции при ценообразовании:

Его

сущность

а)

М е т о д б а л л ь н о й

о ц е н к и .

заключается

в оценке

каждого

в отдельности

технико­

экономического показателя, характеризующего потреби­

тельские свойства продукции определенным

количест­

вом баллов по специальным оценочным шкалам. Сумма всех баллов за различные потребительские свойства но­ вого вида продукции служит критерием наценки на цену базового изделия или скидки с нее. Этот метод может

56


применяться при установлении цен на те виды изделий, потребительские свойства которых не поддаются непо­ средственно количественному соизмерению (удобство изделия, эстетические свойства его и т. п.). Основной недостаток этого метода заключается в возможности проявления элементов субъективизма.

б) М е т о д о п р е д е л е н и я к о р р е л я ц и о н ­ н о й с в я з и. Сущность его состоит в установлении эмпирической формулы зависимости цены (или себе­ стоимости) от технических параметров. Эта зависимость определяется на основе корреляционного анализа фак­ тических или плановых (проектных) данных об измене­ нии себестоимости продукции при изменении ее потре­ бительских свойств. Этот метод может применяться при установлении цен на новую технику. Например, устанав­ ливается корреляционная зависимость себестоимости металлорежущих станков от таких параметров, как вес (в кг), количество оригинальных деталей, наибольший диаметр сверления (в мм), фильтрующая поверхность (в м2) и т. д. С учетом этой зависимости устанавливает­

ся соответствующее соотношение

цен на станки

с раз­

личными параметрами.

Сущность его

заклю­

в) А г р е г а т н ы й м е т о д .

чается в суммировании цен (или нормативной себестои­ мости) отдельных конструктивных частей или узлов го­ товой продукции. Этот метод может быть сравнительно широко применен в машиностроении и некоторых дру­ гих отраслях.

Дифференциация цен по видам, маркам и сортам продукции в зависимости от степени различий в их потребительских свойствах может осуществляться раз­ личными способами. Прежде всего путем установления отдельных, фиксированных в прейскуранте цен на различ­ ные виды, марки, сорта продукции. Такой способ обыч­

57

но применяется в тех случаях, когда имеются существен­ ные различия в потребительских свойствах продукции по видам, маркам, сортам. Так, например, на уголь уста­ навливаются разные цены в зависимости от того — ря­ довые или обогащенные угли, а внутри этих групп — в зависимости от марки, сорта и размера куска. В прей­ скуранте цен на цемент установлены отдельные фикси­ рованные цены по видам и маркам цемента, поскольку в том и другом случаях имеются существенные различия

в потребительских

свойствах

цемента. Однако необхо­

димо подчеркнуть,

что

установление необоснованной

множественности цен на

тот

или иной вид продукции,

в зависимости от различий в

отдельных его потреби­

тельских свойствах, усложняет планирование и экономи­ ческие расчеты в народном хозяйстве. Поэтому задача заключается в унификации цен на виды и марки продук­ ции, там где это возможно.

В случаях, когда внутри того или иного вида про­ дукции между отдельными ее экземплярами имеются различия по какому-нибудь потребительскому свойству (параметру), то для дифференциации цен используется

система скидок-накидок к базисной цене за отклонение данного параметра от базисной величины. Такая систе­ ма скидок и накидок устанавливается, например, на торф, в зависимости от его влажности, на уголь, в зави­ симости от его зольности и сернистости, и т. д.

Наконец, способом дифференциации цен в зависимо­ сти от потребительной стоимости являются приплаты к цене за повышение качества, точности обработки, осо­ бенности оформления. Эти приплаты обычно устанавли­ ваются между предприятиями в договорном порядке и применяются в тех случаях, когда требуется изделие со специальными качественными характеристиками (следо­ вательно, оно производится в индивидуальном порядке).

58


Вместе с тем стали предусматриваться и в прейскуран­ тах оптовых цен фиксированные размеры надбавок за повышение качества продукции. Например, в новых прейскурантах оптовых цен надбавки за качество пре­ дусмотрены по группам таких видов продукции, как подшипники, двигатели внутреннего сгорания и др. При­ менение этих надбавок будет стимулировать повышение качества, надежности и долговечности изделий.

§ 6. Учет транспортных расходов при планировании цен

В полной стоимости продукции значительное место занимают транспортные издержки. При современном объеме производства и товарооборота затраты на пере­ возку грузов составляют свыше 10 млрд. руб. в год.

Транспортные издержки так же, как и издержки про­ изводства, оплачиваются потребителями продукции. Но издержки по транспортировке различных видов продук­ ции оплачиваются потребителем по-разному, в зависи­ мости от места ее реализации.

Продукция реализуется потребителям или на месте производства, или на месте потребления, или в различ­ ных пунктах продвижения ее от производителей к потре­ бителям. В связи с этим в оптовые цены включается раз­ личная доля расходов по транспортировке продукции от места производства до места потребления, то есть уста­ навливаются различные виды франко '.

В зависимости от места реализации продукции уста­ навливаются следующие виды франко:

1. Франко-склад поставщика

(завода, фабрики).

1 Франко указывает на то, в каком

звене продвижения продук­

ция сдается потребителю и кто в связи

с этим должен оплачивать

расходы по ее транспортировке.

 

59


В этом случае все расходы по транспортировке продук­ ции от предприятия-поставщика до места ее потребле­ ния оплачивает покупатель сверх цены.

2. Франко-станция (пристань) отправления. В дан­ ном случае при отгрузке продукции иногородним поку­ пателям поставщик (предприятие-производитель) опла­ чивает расходы по доставке продукции до станции (при­ стани) отправления, взвешиванию и сдаче к отправке. Эти расходы в средней величине учитываются в оптовой цене. Остальные расходы по транспортировке продукции оплачивает покупатель сверх цены.

3.

Франко-вагон

станция отправления

(баржа

или

борт парохода). Кроме указанных

выше

расходов

по­

ставщик несет также расходы

по

погрузке продукции

в вагон (баржу, пароход).

назначения

(баржа

или

4.

Франко-вагон

станция

борт парохода). При таких ценах поставщик дополни­ тельно оплачивает тариф за перевозку продукции до станции (пристани) назначения и расходы по погрузке ее в пути. Все эти расходы в средней величине включа­ ются в оптовую цену.

5.Франко-станция (пристань) назначения. В этом случае поставщик несет все транспортные расходы по доставке продукции до станции назначения, включая расходы по выгрузке товара из вагона (баржи, парохо­ да). Эти расходы в средней величине включены в опто­ вые цены. Покупатель оплачивает сверх цены лишь рас­ ходы по доставке продукции с ближайшей станции на свой склад.

6.Франко-склад потребителя. Поставщик принимает на себя все расходы по транспортировке продукции, включая затраты, связанные с перевозками автомобиль­ ным транспортом и погрузочно-разгрузочными работами

впункте нахождения потребителя.

60