Файл: Завьялков А.Г. Ценообразование на промышленную продукцию.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
Цена |
на старую |
модель автомобиля |
установлена |
в размере |
3520 руб., |
рентабельность его |
производства |
составляет 11 процентов к себестоимости. Себестоимость производства нового автомобиля равняется 3634 руб.
Исходя из этих данных, определяем верхний предел
цены на новый |
автомобиль |
модели |
«Б» по |
формуле |
Цв = Цо • а + Э: |
|
|
|
|
3520X1,157 + 519 = 4592 |
руб. |
|
||
Нижний предел цены на |
этот автомобиль |
согласно |
||
формуле |
|
|
|
|
Цп= Сп(1 + Р ) |
будет равен: 3634(1+0,11) =4034 руб. |
Допустим, что по грузовым автомобилям установлен коэффициент, определяющий пропорцию в распределе нии экономического эффекта между автомобильными за водами и потребителями, использующими автомобили, в размере 0,7. Тогда плановая цена на новый автомо биль будет равна:
Цп = Ц в-К (Ц в-Ц п ) =4592-0,7(4592-4034) =4201 руб.
Дальше, рассмотрим пример установления цены на предмет труда. В качестве предмета труда возьмем ав тобензин А-72, как заменяющий автобензин А-6 6 .
Бензин А-72 благодаря повышенному качеству обес печивает снижение удельного расхода топлива в расчете на 100 т/км с 12,7 кг (при расходе бензина А-6 6 ) до 11,7 кг (при расходе бензина А-72). Остальные текущие расходы и капитальные затраты потребителя по эксплуа тации автомобиля снижаются в размере 1 1,0 руб. при замене одной тонны бензина А-66 одной тонной бензина А-72. Допустим, действующая цена на бензин А-6 6 , при нятый за эталон, составляет 60 руб. за тонну, себестои мость одной тонны бензина А-72 равняется 50 руб. и от
54
раслевая норма рентабельности по нефтепродуктам определилась в размере 10 процентов по отношению к себестоимости.
На основе этих данных определяем верхний предел цены на бензин А-72 по формуле: Цв = Цо* а + Э. Но для этого сначала необходимо определить коэффициент за меняемости продукции — а. Как уже указывалось, по предметам труда он исчисляется путем отношения удель ной нормы расхода базового предмета труда к удельной норме расхода предмета труда, по которому опреде ляется цена. В нашем примере он будет равен (12,7: 11,7) = 1,085. Тогда верхний предел цены составит
60X1,085+11 = 76,1 руб. за тонну.
Нижний предел цены на бензин А-72 определяется по формуле: Ц „= С Н(1 + Р) =50(1+0,1) =55 руб.
Если коэффициент, определяющий пропорции в рас пределении экономического эффекта между производи телями и потребителями по нефтепродуктам установлен в размере 0 ,4 , то с учетом нижнего и верхнего пределов плановая цена будет равна:
Цп = Ц в-К (Ц в-Ц п ) =76,1 -0,4(76,1 - 5 5 ) =
= 67 руб. 6 6 коп.
Плановая цена значительно выше нижнего предела, следовательно, она обеспечит нефтеперегонным заводам более высокую рентабельность производства бензина А-72 (3 5 ,5 процента вместо 10 процентов в среднем по отраслям). В то же время она намного ниже предель ного уровня. А это значит, что и потребитель будет иметь экономию при использовании бензина А-72 вместо бен зина А-6 6 .
Если же учесть расходы на транспортировку и сбыт автобензина, которые примерно равны 6 руб. 34 коп. за тонну, то конечная отпускная цена на бензин А-72 для
55
потребителя |
должна |
быть установлена |
в |
размере: |
67,66 + 6,34 = 74 руб. |
|
|
|
|
Такова методика учета потребительной стоимости при |
||||
установлении |
цен на |
более эффективные |
виды |
продук |
ции с помощью расчета сравнительной экономичности этой продукции для потребителя.
Но этот метод учета потребительной стоимости не всегда может быть использован в практике. Во многих случаях полезный эффект от выпуска новых видов про дукции не может быть выражен в виде технико-эконо мических параметров, например, когда новые изделия отличаются от старых видом, фасоном, удобством и т. п. Это особенно касается одежды, обуви и других пред метов народного потребления. По многим видам про дукции стоимость находится в корреляционной зависи мости от ряда технических параметров, определяющих потребительную стоимость этой продукции. Во всех этих случаях невозможно применить формулу расчета эконо
мической |
эффективности продукции |
для |
потребителя |
|||||
при установлении цен на ее новые виды. Поэтому основ |
||||||||
ные положения методики определения |
оптовых |
цен на |
||||||
новые виды промышленной продукции с учетом их тех |
||||||||
нико-экономических параметров, утвержденные Госпла |
||||||||
ном СССР, рекомендуют в таких случаях использовать |
||||||||
следующие |
частные |
методы |
учета |
потребительских |
||||
свойств продукции при ценообразовании: |
Его |
сущность |
||||||
а) |
М е т о д б а л л ь н о й |
о ц е н к и . |
||||||
заключается |
в оценке |
каждого |
в отдельности |
технико |
||||
экономического показателя, характеризующего потреби |
||||||||
тельские свойства продукции определенным |
количест |
вом баллов по специальным оценочным шкалам. Сумма всех баллов за различные потребительские свойства но вого вида продукции служит критерием наценки на цену базового изделия или скидки с нее. Этот метод может
56
применяться при установлении цен на те виды изделий, потребительские свойства которых не поддаются непо средственно количественному соизмерению (удобство изделия, эстетические свойства его и т. п.). Основной недостаток этого метода заключается в возможности проявления элементов субъективизма.
б) М е т о д о п р е д е л е н и я к о р р е л я ц и о н н о й с в я з и. Сущность его состоит в установлении эмпирической формулы зависимости цены (или себе стоимости) от технических параметров. Эта зависимость определяется на основе корреляционного анализа фак тических или плановых (проектных) данных об измене нии себестоимости продукции при изменении ее потре бительских свойств. Этот метод может применяться при установлении цен на новую технику. Например, устанав ливается корреляционная зависимость себестоимости металлорежущих станков от таких параметров, как вес (в кг), количество оригинальных деталей, наибольший диаметр сверления (в мм), фильтрующая поверхность (в м2) и т. д. С учетом этой зависимости устанавливает
ся соответствующее соотношение |
цен на станки |
с раз |
личными параметрами. |
Сущность его |
заклю |
в) А г р е г а т н ы й м е т о д . |
чается в суммировании цен (или нормативной себестои мости) отдельных конструктивных частей или узлов го товой продукции. Этот метод может быть сравнительно широко применен в машиностроении и некоторых дру гих отраслях.
Дифференциация цен по видам, маркам и сортам продукции в зависимости от степени различий в их потребительских свойствах может осуществляться раз личными способами. Прежде всего путем установления отдельных, фиксированных в прейскуранте цен на различ ные виды, марки, сорта продукции. Такой способ обыч
57
но применяется в тех случаях, когда имеются существен ные различия в потребительских свойствах продукции по видам, маркам, сортам. Так, например, на уголь уста навливаются разные цены в зависимости от того — ря довые или обогащенные угли, а внутри этих групп — в зависимости от марки, сорта и размера куска. В прей скуранте цен на цемент установлены отдельные фикси рованные цены по видам и маркам цемента, поскольку в том и другом случаях имеются существенные различия
в потребительских |
свойствах |
цемента. Однако необхо |
|
димо подчеркнуть, |
что |
установление необоснованной |
|
множественности цен на |
тот |
или иной вид продукции, |
|
в зависимости от различий в |
отдельных его потреби |
тельских свойствах, усложняет планирование и экономи ческие расчеты в народном хозяйстве. Поэтому задача заключается в унификации цен на виды и марки продук ции, там где это возможно.
В случаях, когда внутри того или иного вида про дукции между отдельными ее экземплярами имеются различия по какому-нибудь потребительскому свойству (параметру), то для дифференциации цен используется
система скидок-накидок к базисной цене за отклонение данного параметра от базисной величины. Такая систе ма скидок и накидок устанавливается, например, на торф, в зависимости от его влажности, на уголь, в зави симости от его зольности и сернистости, и т. д.
Наконец, способом дифференциации цен в зависимо сти от потребительной стоимости являются приплаты к цене за повышение качества, точности обработки, осо бенности оформления. Эти приплаты обычно устанавли ваются между предприятиями в договорном порядке и применяются в тех случаях, когда требуется изделие со специальными качественными характеристиками (следо вательно, оно производится в индивидуальном порядке).
58
Вместе с тем стали предусматриваться и в прейскуран тах оптовых цен фиксированные размеры надбавок за повышение качества продукции. Например, в новых прейскурантах оптовых цен надбавки за качество пре дусмотрены по группам таких видов продукции, как подшипники, двигатели внутреннего сгорания и др. При менение этих надбавок будет стимулировать повышение качества, надежности и долговечности изделий.
§ 6. Учет транспортных расходов при планировании цен
В полной стоимости продукции значительное место занимают транспортные издержки. При современном объеме производства и товарооборота затраты на пере возку грузов составляют свыше 10 млрд. руб. в год.
Транспортные издержки так же, как и издержки про изводства, оплачиваются потребителями продукции. Но издержки по транспортировке различных видов продук ции оплачиваются потребителем по-разному, в зависи мости от места ее реализации.
Продукция реализуется потребителям или на месте производства, или на месте потребления, или в различ ных пунктах продвижения ее от производителей к потре бителям. В связи с этим в оптовые цены включается раз личная доля расходов по транспортировке продукции от места производства до места потребления, то есть уста навливаются различные виды франко '.
В зависимости от места реализации продукции уста навливаются следующие виды франко:
1. Франко-склад поставщика |
(завода, фабрики). |
1 Франко указывает на то, в каком |
звене продвижения продук |
ция сдается потребителю и кто в связи |
с этим должен оплачивать |
расходы по ее транспортировке. |
|
59
В этом случае все расходы по транспортировке продук ции от предприятия-поставщика до места ее потребле ния оплачивает покупатель сверх цены.
2. Франко-станция (пристань) отправления. В дан ном случае при отгрузке продукции иногородним поку пателям поставщик (предприятие-производитель) опла чивает расходы по доставке продукции до станции (при стани) отправления, взвешиванию и сдаче к отправке. Эти расходы в средней величине учитываются в оптовой цене. Остальные расходы по транспортировке продукции оплачивает покупатель сверх цены.
3. |
Франко-вагон |
станция отправления |
(баржа |
или |
||
борт парохода). Кроме указанных |
выше |
расходов |
по |
|||
ставщик несет также расходы |
по |
погрузке продукции |
||||
в вагон (баржу, пароход). |
назначения |
(баржа |
или |
|||
4. |
Франко-вагон |
станция |
борт парохода). При таких ценах поставщик дополни тельно оплачивает тариф за перевозку продукции до станции (пристани) назначения и расходы по погрузке ее в пути. Все эти расходы в средней величине включа ются в оптовую цену.
5.Франко-станция (пристань) назначения. В этом случае поставщик несет все транспортные расходы по доставке продукции до станции назначения, включая расходы по выгрузке товара из вагона (баржи, парохо да). Эти расходы в средней величине включены в опто вые цены. Покупатель оплачивает сверх цены лишь рас ходы по доставке продукции с ближайшей станции на свой склад.
6.Франко-склад потребителя. Поставщик принимает на себя все расходы по транспортировке продукции, включая затраты, связанные с перевозками автомобиль ным транспортом и погрузочно-разгрузочными работами
впункте нахождения потребителя.
60