ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ФИЗИКА В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ
Растения и свет
К. А. Тимирязев с присущим ему талантом на ру беже двух последних столетий создал увлекательную картину жизни растительного мира нашей планеты, сделал смелую попытку раскрыть тайны процессов, протекающих в зеленом листе. «Едва ли какой процесс, совершающийся на поверхности Земли, заслуживает в такой степени всеобщего внимания, как тот, еще да леко не разгаданный процесс, который происходит в зеленом листе, когда на него падает луч солнца»1, — писал великий русский естествоиспытатель.
Трудами К- А. Тимирязева закончился первый1
1 К. А. Тимирязев. Солнце, жизнь и хлорофилл. М., Сельхозгиз, 1956.
16
период развития физиологии растений, раскрывший основные стороны их жизнедеятельности. Вслед за этим начался новый этап выяснения внутренней орга низации и энергетики жизненных явлений в организме растений. «Мы переживаем период, когда физиология растений уделяет все большее внимание изучению внутренней организации процессов жизнедеятельно сти. На этой основе возникают основные прин ципы практического управления деятельностью расте ний»1, — говорит академик А. Л. Курсанов.
Успехи физиологии на новом этапе ее развития до стигнуты с помощью точных наук, особенно физики, которая вооружает биологию теоретическими и экспе риментальными методами проникновения в тайны жи вых организмов.
Фотосинтез и дыхание являются важнейшими про цессами жизнедеятельности растений. При дыхании они выделяют углекислоту, которая ранее была свя зана ими при фотосинтезе. В наше время к этому про цессу приковано внимание ученых всего мира.
Покорение фотосинтеза воле человека диктуется быстрым ростом населения земного шара, требующим резкого увеличения производства сельскохозяйствен ных продуктов.
Какие выгоды получит человечество, овладев уп равлением фотосинтеза? Как показали исследования, в условиях обычных посевов растения используют на фотосинтез в среднем 1—1,5% энергии, приносимой солнечными лучами на поверхность листьев. Профес-
1 А. Л. Курсанов. Внутренняя организация физиологических процессов у растений. Сб. «Глазами ученого». Изд-во АН СССР, 1963.
17
• Л .'ТУаЛИЧНАЯ |
II |
ч-ч-ТЕХНИЧЕСКАЯ |
|
... 6.і,іот£ка сест»
сор А. А. Ничипорович показал, что растения спо собны освоить до 28% лучистой энергии. Возникает вопрос, почему так неохотно они используют солнеч ный свет? Оказалось, что в усвоении солнечной энер гии они не получают достаточной помощи от окру жающей среды.
Интенсивность протекания фотосинтеза зависит от количества влаги, углекислого газа, усвояемых удоб рений и других факторов. Улучшая условия внешней среды и активно воздействуя на использование расте ниями света, тепла, влаги и воздуха, можно создавать более благоприятные условия для фотосинтеза и, в ко нечном счете, получать более высокие урожаи.
Свет в жизни растений является прежде всего источником энергии для фотосинтеза. Он существенно влияет на рост и формирование растений, обуславли вает прохождение ими световой стадии развития. Свет, использованный растениями, определяется не только его количеством и составом, но и условиями, при которых он действует.
Энергия солнечного луча имеет сложный по биоло гическому действию состав, отдельные ее области не одинаково влияют на жизнь растений. Видимый свет, к которому чувствителен наш глаз, образует сравни тельно небольшой диапазон световых волн с длинами от 380 до 780 ммк. Длинами волн видимого света оп ределяется различная окраска лучей. За фиолетовой частью спектра расположена обширная область уль
трафиолетовых лучей.
Красная часть спектра переходит в область инфра красного излучения, вызывающего тепловое действие. Зеленый лист поглощает лучи с длинами волн от 295
18
до 2500 ммк. Современной физикой установлено, что свет излучается и поглощается телами квантами—све товыми фотонами. Их энергия растет с уменьшением длины волн излучения и с увеличением — убывает. Фотонной природой света определяются все проявле ния взаимодействия света и вещества, все процессы жизнедеятельности организмов.
Современная квантовая физика помогла биологам понять, как при фотосинтезе взаимодействует свет с растениями. Световые фотоны, проникая в зеленый лист растений, с помощью пигмента хлорофилла раз лагают молекулы воды, разрывая связи между кисло родом и водородом. После некоторых превращений лист выделяет в атмосферу кислород воды, обеспечи вая дыхание растениям, животным и человеку. В сложном процессе фотосинтеза энергия поглощенных хлорофиллом световых фотонов превращается в энер гию химических связей всего комплекса продуктов зеленого растения.
Прошло почти двести лет с тех пор, как начали изучать фотосинтез растений и открыли одну из ос новных его сторон — способность к образованию сво бодного кислорода.
Позднее биологи пришли к выводу, что в фотосин тезе участвует свет, углекислота и вода. Однако только в наше время науке удалось близко подойти к выяс нению, как из углекислоты и воды с участием хлоро-, филла зеленого листа растения и света образуются при фотосинтезе органические вещества и свободный кислород.
В разгадке тайн зеленых растений большая роль принадлежит меченым атомам и квантово-статистиче
19
скому истолкованию явлений фотосинтеза. Методом меченых атомов профессор А. А. Ничипорович обнару жил новые, ранее неизвестные стороны фотосинтеза: образование в листьях растений не только углеводов, но и белков. Ученому удалось выяснить, как изменяет ся состав продуктов фотосинтеза в зависимости от ви дов, возраста растений и физических условий окружа ющей среды. Меченые атомы помогли ему установить роль отдельных областей видимого света в процессе образования продуктов фотосинтеза. Как оказалось, красно-желтые лучи синтезируют главным образом углеводы, а синие — белки.
Эти открытия имеют большое практическое значе ние. Они позволят управлять ходом фотосинтеза пу тем создания необходимого светового режима или из менений растительного организма. Первый путь осу ществляется в условиях растениеводства закрытого грунта при светокультуре, но пока невозможен при выращивании растений в поле. Второй путь измене ния свойств самих растений возможен и в полевых ус ловиях. Так, влияя на окраску листьев возделываемой культуры, можно в значительной мере изменять по глощение света растениями. Например, при повышен ном внесении азотных удобрений окраска листьев ра стений становится темно-зеленой и растения значи тельно интенсивнее поглощают лучистую энергию. По севы той же культуры, не получавшие азота, имеют более светлые листья и меньше поглощают энергии.
Практическое значение имеют и условия, при ко торых растения получают лучистую энергию. На ход фотосинтеза влияет интенсивность освещенности и продолжительность действия света. Известно, что по-
20
глощенңе растениями солнечной радиации зависит от угла, под которым луч света падает на поверхность листьев. Растения с вертикальным расположением листьев способны полнее использовать солнечную ра диацию утренних и вечерних часов, а с горизонталь ным, наоборот, лучше поглощают радиацию дневных часов. Урожай пшеницы, например, в основном опре деляется дневным освещением и мало зависит от ут реннего и вечернего.
В зависимости от влияния интенсивности освеще ния на фотосинтез растения разделяют на светолюби вые и тенелюбивые. Овощеводам хорошо известно от ношение разных овощных культур к интенсивности ос вещения при выращивании их в теплицах.
Как показала практика, учет влияния освещения на фотосинтез может создать новое направление в се лекционной работе. У диких предшественников сахар ной свеклы розетка листьев стлалась по земле. Такие растения имели очень низкую урожайность, и они ока зались непригодными для возделывания. Несколько десятилетий селекционеры кропотливо отбирали наи более сахаристые экземпляры растений, и в резуль тате им удалось вывести сорта свеклы с мощными корнями и более высокой воронкообразной розеткой листьев. На поле растения окультуренной свеклы не затеняют друг друга, их можно больше разместить на гектаре. Возрастает общая поверхность листьев, изме няются условия для фотосинтеза, в результате чего увеличивается урожайность. Селекционеры, сами того не подозревая, вели отбор растений, способных лучше поглощать лучистую энергию. Успех в повышении про дуктивности фотосинтеза определяется глубиной про
21
никновения науки в тайны самого процесса. Только на основе более полных представлений о нем возмож но высокоэффективное воздействие на растения и фи зические условия внешней среды, определяющие ин тенсивность фотосинтеза, производительность зеленых растений.
Светокультура
Не одну тысячу лет труд земледельца зависит от погодных условий. Хотя в современном сельскохозяй ственном производстве высокая агротехника позво ляет вести успешную борьбу за урожаи в самых не благоприятных метеорологических условиях, однако природа не отказывается от своего влияния.
Одной из первых проблем, поставленных агрофи зикой, является создание таких условий для жизни растений, которые не зависели бы от случайных изме нений погоды. Получение высоких урожаев растений, выращиваемых в контролируемых условиях, потребо вало прежде всего замены естественной солнечной ра диации светом от искусственных источников. Так воз никло одно из основных направлений в агрофизике — светокультура, т.е. выращивание высоких урожаев с применением искусственных источников света.
Светокультура создает совершенно новое направ ление в растениеводстве защищенного грунта, которое можно назвать электрическим. Практическое значе ние светокультуры значительно возрастает при соче тании ее с другим новым методом выращивания ра стений — гидропоникой. Производство зеленых вита-
22
минных кормов гидропон ным методом в камерах с участием искусственного света получит широкое распространение в сель ском хозяйстве. Первые тысячи таких камер ра ботают в Белоруссии.
Быстрый рост произ водства дешевой электро энергии в нашей стране, а также значительные до стижения агрофизиков в увеличении продуктивно сти электрических фаб рик овощей и плодов по зволяют считать свето культуру земледелием близкого будущего.
Светокультура допол няет собой работу селек ционеров. Повышение урожайности растений и их скороспелости явля лось и является основной задачей теории и прак тики растениеводства. Если в практике повыше ние урожайности получа
ет |
успешное разрешение |
|
с |
возникновением |
селек |
ции, то ускорение |
созре- |