ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
вания урожаев остается еще пока мало изученной про блемой.
Искусственное световое воздействие в сочетании с температурой воздуха и почвы, влажностью и други ми физическими факторами внешней среды создают при светокультуре оптимальные условия повышения урожая и ускорения его созревания. В естественных условиях необычайно трудно определить требования, предъявляемые растениями к условиям внешней сре ды. Почти невозможно получить от растений ответа на то, как свет, тепло и влага влияют на урожай ность и скороспелость растений. Постоянные колеба ния температуры воздуха и освещенности растений, изменения в количестве осадков и другие погодные условия почти исключают возможность получения ис следователями одинаковых ответов на поставленные вопросы.
Совершенно по-иному можно проводить экспери менты в условиях светокультуры. В установках с ис кусственными «солнцами» основные факторы внешней среды в жизни растений возможно сохранять посто янными в течение заданного времени или изменять по намеченной программе эксперимента. Агрофизиками уже созданы первые камеры микрофитатроны с авто матическим сохранением в них физических условий по заданной программе.
Проводимые опыты по светокультуре привели к значительным изменениям в ранее установившихся представлениях физиологии растений. В дополнение к классическим исследованиям К. А. Тимирязева о значении для растений красно-оранжевой части спек тра светокультурой установлено очень важное поло
24
жение о невозможности нормального развития расте ний без участия желто-зеленых лучей, преобладающей части солнечного спектра, с которой связана большая часть энергии видимого излучения.
По-новому решает светокультура вопросы сочета ния интенсивного освещения растений и температуры воздуха. Например, оказалось, что растения огурцов и томатов в условиях интенсивного освещения плохо переносят температуру выше 25°, в то время как при слабом освещении они требуют высокой температуры воздуха. Светокультурой существенно изменено пони мание фотопериодизма растений. Необычным оказа лось открытие того, что фотопериодическую реакцию определяет в основном темнота, а не свет. Как уста новлено, растения более чувствительны к нарушениям темноты, чем светового дня.
Опыты со светокультурой привели к выводам о возможности управлять скоростью роста растений, сти мулировать развитие отдельных его органов путем подбора необходимого для каждой сельскохозяйствен ной культуры фотопериодизма.
Светокультура создала благоприятные условия для изучения основных жизненных процессов растения: фотосинтеза и дыхания. В естественных условиях ин тенсивность фотосинтеза резко колеблется в течение дня. При светокультуре он протекает более стабильно, особенно под люминесцентными лампами.
Интенсивность фотосинтеза при искусственной ра
диации не уступает по количеству |
поглощенной ра |
|
стениями углекислоты полному летнему |
освещению. |
|
Наибольшая интенсивность наблюдается |
при белом |
|
свете, несколько меньшая — при |
красном и самая |
25
слабая — при зеленом. Дыхание растений под люмине сцентными лампами значительно выше, чем под лам пами накаливания. Однако это не ведет к истощению растений. Между интенсивностью дыхания и фотосин тезом создаются благоприятные для растений соот ношения. Потеря растениями органических веществ при дыхании значительно перекрывается интенсивно идущим фотосинтезом.
У растений под искусственной радиацией и при естественном свете по-разному идет образование хло рофилла. О значении его в жизни растений К. А. Ти мирязев говорил: «Что бы ни производил сельский хо зяин или лесовод, он прежде всего производит хлоро филл и уже через посредство хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т. д.»1. С повышением в листьях содержания хлорофилла усиливается погло щение лучистой энергии, интенсивность фотосинтеза и ряда других физиологических процессов. Опытами установлено, что под люминесцентным светом хло рофилла образуется в 1,5—3 раза больше, чем под лампами накаливания, или столько же, как в расте ниях летнего периода.
Светокультура позволяет направленно изменять анатомическую структуру растений, строение стеблей, листьев и корневой системы. Толщина листовой пла стинки определяется не только интенсивностью радиа ции, но и ее спектральным составом. Так, при равной интенсивности физиологической радиации наиболее толстые, с плотной тканью листья формируются под люминесцентными лампами.
1 К. А. Тимирязев. Солнце, жизнь и хлорофилл. М., Сельхозгиз, 1956.
26
По' анатомическим и физиологическим признакам эти листья близки к группе световых. Но подобно теневым они имеют повышенное содержание хлоро филла и способны улавливать сравнительно слабую радиацию. Под лампами накаливания формируются листья, близкие к теневым.
У томатов, фасоли и других растений, выращенных зимой в теплицах, корневая система лучше развива ется под люминесцентными лампами.
Применение искусственной радиации в селекцион ной работе началось еще в 20-х годах нашего столе тия. Однако только после появления люминесцентных ламп, позволяющих создавать режимы облучения, близкие к естественным, светокультура смогла войти в селекцию. Сочетанием выращивания растений при естественной и искусственной радиации удается полу чить в течение одного года урожаи от нескольких сле дующих друг за другом поколений. Такой метод намного сокращает сроки проведения опытов.
Успехи светокультуры в значительной мере опре деляются правильным выбором источников света, спо собных заменять солнце как по спектральному соста ву излучения, так и по получаемой растениями мощности потока лучистой энергии. Широкие возмож ности открылись после создания советскими физиками люминесцентных ламп дневного света, приближающих условия искусственной радиации к естественному сол нечному свету.
Под лучами этих ламп хорошо развиваются многие растения, у них формируются плотные листья темнозеленого цвета и наращивается большая масса. Однако показатели урожайности и скороспелости остаются не
27
высокими. Лампы дневного света в основном получа ют применение при выращивании зеленой массы ра стений на корм животным или выгонке рассады.
В последние годы агрофизики успешно применяют зеркальные лампы накаливания. Зеркальная поверх ность верхней части колбы такой лампы отбрасывает в сторону освещаемых растений ту часть светового по тока, которая рассеивается в обычной лампе накали вания. В результате при той же мощности ламп ра стения получают значительно больше света, а расход электроэнергии на килограмм овощей и плодов сни жается. Для светолюбивых растений установки с зер
кальными |
лампами расходуют 4,8 кет на |
1 м2 осве |
||||
щаемой поверхности. |
|
|
|
|
|
|
Основная часть потока лучистой энергии зеркаль |
||||||
ных ламп |
приходится |
на тепловую |
радиацию — ин |
|||
фракрасные лучи. Из них |
только |
коротковолновое |
||||
излучение, |
близкое к видимым красным |
лучам, |
не |
|||
обходимо |
растениям. |
Вся |
же остальная |
масса |
ин |
фракрасного излучения ламп приносит только вред: вызывает перегрев растений и ожоги листьев. Следо вательно, допускать к растениям всю тепловую радиа цию опасно. Агрофизики применили фильтры из проточной воды, поглощающие и отводящие избыток теплового излучения. Пройдя через водяной фильтр, излучение зеркальных ламп накаливания по своему спектральному составу оказывается оптимальным для выращивания растений.
Если в естественных условиях на 1 м2 можно выра щивать 4—6 растений томатов, то в условиях свето культуры—36 и более. Растения отличаются рекордной скороспелостью и высокой урожайностью. В Агрофизи-
28
ческом институте созревание томатов сократили до 30 дней. Если в теплице с 1 ж2 за 5—б месяцев удает ся собрать 8—12 кг томатов, то на установке свето культуры за 2 месяца — 18—20 кг. В год с каждой установки получают до 6 урожаев. Значит, с 1 м2 мож но собрать уже сейчас 100 кг томатов в год, что соот ветствует урожаю 10 тыс. ц/га. Характерно, что «электрические» томаты содержат значительно боль ше витаминов и сахаристых веществ, чем лучшие южные сорта страны.
Опыты со светокультурой проводятся с нескольки ми сотнями различных растений. Многие из них дают высокие урожаи в самые короткие сроки, примерно в
2—3 раза меньшие, чем в наиболее благоприятных естественных условиях. Так, от появления всходов до созревания у огурцов проходило 32—34 дня, у яровой пшеницы — 55, у хлопчатника — 70 дней. Такие сроки позволяют в установках светокультуры проводить по несколько оборотов в год.
Агрофизическим институтом созданы камеры с лампами накаливания небольших размеров. В камерах регулируется световой поток искусственной радиации, изменяется содержание кислорода и углекислоты. Со зданы камеры, допускающие регулирование темпера туры корнеобитаемого слоя почвы или ее заменителей. Условия внешней среды в таких камерах обеспечива ются автоматически по заданной программе.
Камеры светокультуры доведены до предельной простоты в изготовлении и использовании. Уже разра ботаны технические условия крупносерийного их про изводства. Пока камеры остаются достоянием иссле- дователей-агробиологов, однако в близком будущем они широко войдут в сельскохозяйственное производ ство и даже в быт трудящихся. Камеры, установлен ные в подвалах или комнатах, будут обеспечивать своих владельцев плодами и цветами круглый год.
В совхозе «Тепличный» под Москвой создана пер вая растениеводческая фабрика, под лучами электри ческих «солнц» которой на площади в 75 м2 выращи ваются томаты. Разработаны проекты подобных фаб рик овощей и плодов внутри плотин, непосредственно на местах производства дешевой электроэнергии.
Светокультура требует дальнейшего совершенст вования и еще большей простоты, что приведет к рез кому снижению расходов на облучение. Необходимо
30
отказаться от применения водяных фильтров, создать специальные лампы с пониженным потоком теплового излучения и спектральным составом, наиболее опти мальным для растений.
Светокультура в сочетании с естественным солнеч ным светом широко применяется в теплично-парнико вых хозяйствах колхозов и совхозов. Экономическая выгодность ее вполне доказана. Большие первона чальные расходы по светокультуре быстро окупаются высокой производительностью теплиц и парников.
Транспирация растений
Большое место в агрофизике занимает изучение важнейшей проблемы жизнедеятельности растений — транспирации, процесса превращения воды в пар и его последующую диффузию из внутренних полостей листьев в окружающую среду. Транспирация связана с дыханием растительных организмов. Первый этап— превращение воды в пар — в основном зависит от на грева листьев, поглощения ими лучистой энергии. Вто рой— диффузия пара, или собственно транспирация, определяется анатомическими и физиологическими особенностями листьев. Открывая и закрывая на ли стьях устьичные щели, растения сами регулируют ис парение влаги. Светокультура может оказывать значи тельное влияние на транспирацию, представляющую со бой совершенную автоматизированную систему в жиз недеятельности растений. Из суммарной радиации, па дающей на листья, ими поглощается только половина лучистой энергии, другую — они отражают.
31