Файл: Беляев Б.М. Торпедирование скважин большими зарядами взрывчатого вещества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 7.

Взрыватель

за­

медленного

действии

 

ВЗД-16:

уплот­

1 — пробка;

2

нительные

кольца;

3

шашки

ВВ; 4

корпус

для шашек

ВВ;

.5 — де­

тонатор

МГ-201;

 

6 —

прокладка;

7 - - уплот­

нительные

кольца;

8 —

предохранительная

пру­

жина;

9

- часовой

ме­

ханизм;

10 — корпус

для

часового

механизма

Рис. 8. Отцепляющее

элект ромагнитное

при­

 

способление:

 

1

кабельная

головка;

2

- стопор; 3 — электро­

магнит;

4 — корще;

.5

—- плунжер;

6 — фик­

сирующие ролики;

7 —

опорная гайка; 8 — шток


Всобранный взрыватель входят: два стальных корпуса, две

пробки, предохранительная пружина, шашки ВВ, капсюль-детона­

тор накольного действия ЛАГ-201, часовой механизм и уплотнитель­ ные кольца. Наружный диаметр взрывателя — 50 мм, длина — 290 мм. Взрыватель рассчитан на применение в условиях давления до 500 ат и температуры не более 75°.

Сборка взрывателя, обычно производимая непосредственно пе­

ред его помещением в торпеду, осуществляется в следующем по­ рядке.

Вверхний корпус укладывают три шашки, изготовленные из флегматизироваиного гексогена, весом 100 г каждая. В одну из

этих шашек, в специальное гнездо, устанавливают капсюль-дето­ натор. От выпадания последний удерживается медной и картон­ ной прокладками, имеющими центральное отверстие. Корпус в верхней части герметизируется стальной пробкой с резиновыми кольцами.

В нижний корпус ставится часовой механизм, предварительно установленный на определенный срок замедления. Герметизация этого корпуса осуществляется так же, как и верхнего.

Прежде чем приступить к заводке часового механизма, с него необходимо снять защитный латунный или пластмассовый корпус. После того как механизм будет заведен (для чего необходимо вра­

щать нижний заводной диск по часовой стрелке до щелчка), уста­ навливают срок замедления. Для этого, вращая установочный диск с имеющимися на нем делениями справа налево, совмещают одно из этих делений с риской, которая имеется на корпусе механизма. Цифры, указанные на подвижном диске, обозначают сутки, а каж­ дое деление соответствует двум часам замедления. При этом необ­ ходимо помнить, что замедление менее 6 час. не допускается. Пос­ ледним устанавливают ударник. Ввод его в зацепление осуществ­ ляется нажимом от руки. Освобождение ударника может произой­ ти только при совмещении цифры «0» на установочном диске с риской на корпусе.

Перед установкой взрывателя в торпеду оба его корпуса соеди­ няют, причем предварительно между ними помещают предохрани­ тельную пружину. Назначение предохранительной пружины —

обеспечить полную безопасность работ со взрывателем на поверх­ ности. Высота пружины выбрана таким образом, что даже в слу­ чае преждевременного срабатывания часового механизма (который имеет свой предохранитель) взрыва детонатора и шашек ВВ не произойдет, так как ударник часового механизма не дойдет до де­ тонатора. Сжатие пружины и установка ударника в боевое положе­ ние происходят только при действии на взрыватель нагрузки не менее 20 ат. Такая нагрузка создается гидростатическим давлени­ ем столба жидкости в скважине высотой 200 м при удельном весе жидкости 1 г!см3.

Наличие предохранительной пружины допускает разборку взры­

вателя в случае вынужденного подъема торпеды.

26


Отцепляющее электромагнитное приспособление ОЭП (рис, 8)

применяется для отключения торпеды от каротажного кабеля, на котором производится спуск ее в скважину. В собранном виде это

приспособление включает в себя стальной корпус, электромагнит,

стопор, плунжер, шток, ролики, шайбу, опорную гайку и

головку

для присоединения кабеля.

<800 мм:

Диаметр отцепляющего приспособ,тения114 льщ длина

оно рассчитано на применение в скважинах, давление в которых не

превышает 500 ат, а температура 75°; грузоподъемность — 5 т. Торпеда присоединяется к приспособлению путем соединения

троса, на котором собраны заряды ВВ, со штоком. Последний за­ крепляется в приспособлении при вводе его в гнездо плунжера, в

котором он удерживается двумя стальными роликами, опирающи­ мися на опорную гайку. Плунжер помещен в электромагнитной ка­ тушке, где он может перемещаться. Таким образом, нагрузка, воз­ никающая от действия веса торпеды, распределяется на опорную гайку и плунжер.

Отключение торпеды от приспособления происходит при выхо­ де из него штока, что возможно только при подъеме плунжера, ког­ да ролики, фиксирующие шток, выйдут из гнезда плунжера.

Подъем же плунжера возможен только за счет втягивания его элек­ тромагнитом, для чего на обмотку последнего нужно подать посто­ янный ток силой 0,5—0,75 а. Однако сила втягивания, развиваемая электромагнитом и составляющая всего 15 кг, мала для подъема плунжера, находящегося под нагрузкой. Поэтому отцепление воз­

можно только при условии, что торпеда стоит на забое скважины и нагрузки на шток нет. Указанные условия, необходимые для отклю­ чения торпеды от приспособления, исключают возможность прежде­ временного разъединения как в процессе спуска, так и при оста­ новке торпеды в стволе скважины выше интервала взрыва.

Сборка отцепляющего приспособления производится на устье

скважины. Порядок сборки следующий. Каротажный кабель кре­

пят к головке приспособления, а токовую жилу его присоединяют к проводу обмотки электромагнита и тщательно изолируют. После

присоединения кабеля проверяют электрическую цепь, замеряют со­

противление приспособления вместе с кабелем и производят конт­ рольное втягивание плунжера. Для дальнейшей сборки приспособ­

ление необходимо установить в вертикальное положение. Шток,

пропущенный в отверстие опорной гайки и шайбы, вместе с фикси­

рующими роликами вводят в гнездо плунжера и фиксируют при по­ мощи той же опорной гайки. Перед сборкой к штоку присоединяют

несущий трос торпеды.

Конструкция отцепляющего приспособления предусматривает

многократное его применение. Сменными деталями в приспособле­ нии являются шток и ролики.

После окончания работы необходимо проверить электрическую

цепь приспособления; плунжер и внутренняя часть электромагнит­ ной катушки должны быть очищены и смазаны,

27


3.

Проведение

торпедирования

•*-

А. Подготовительные работы

Торпедирование

скважины с

использованием большого заряда

ВВ является довольно сложной операцией, требующей четкой орга­ низации всех работ.

После выбора интервала для торпедирования на скважине дол­ жны быть проведены следующие подготовительные работы.

1.Калибровочный каротаж открытой части ствола (каверномет­ рия) с целью уточнения диаметра скважины в интервале торпеди­

рования. (Сопоставление кавернограммы ствола скважины до и после взрыва дает возможность определить степень сплошного раз­

рушения горной породы при взрыве заряда ВВ определенной кон­ центрации. При последующих взрывах в других скважинах этого района полученные данные позволяют уточнить оптимальную кон­

центрацию ВВ).

2.Проработка или промывка открытой части ствола скважины

стем, чтобы обеспечить при спуске свободный ход торпеды в скважине.

3.Проверка ствола скважины по шаблону с целью установле­ ния проходимости в нем торпеды. Это производится путем спуска на кабеле или трубах шаблона, диаметр которого должен быть на 10— 15 мм больше диаметра применяемой торпеды.

4.Установка (в случае необходимости) нижнего цементного

моста.

Поскольку сразу же после окончания зарядки скважины необ­ ходимо устанавливать цементный мост над торпедой, а после взры­ ва надо производить разбуривание этого моста и обрушившейся в

результате взрыва породы, необходимо заранее завезти на скважи­

ну цемент и заготовить буровой раствор в

количестве

не менее

3 объемов ствола скважины.

 

которого

На устье необходимо поставить превентор, штурвал

должен быть вынесен в сторону на 10—15 м.

На эксплуатационных

скважинах устанавливают задвижку высокого давления, предвари­ тельно опрессованную на 150—200 ат. В случае опасности выброса вода или глинистый раствор в таких скважинах должны быть соот­

ветственно утяжелены.

*■ Б. Сборка торпеды и спуск ее в скважину

Сборка торпеды производится на мостках скважины.

В качестве несущего троса, на котором собираются заряды, це­ лесообразно применять каротажный кабель марки КОБД-4. Длина несущего троса должна быть на 10 м больше длины торпеды. Сбор­ ка торпеды производится в следующем порядке. К концу троса при­

соединяют нижний обтекатель, а при работе в скважинах, запол­ ненных тяжелым глинистым раствором, — груз. Если длина приме­ няемой торпеды меньше высоты вышки, торпеду собирают и подни-

28