Файл: Храмченков А.И. Применение электропечей для выплавки серого чугуна на заводах БССР.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
Таким образом, применение ваграночной плавки сле дует считать вполне приемлемым в случае соответствия производительности печи и потребности конвейера в жидком металле при условии, если вагранка обеспечи вает требуемые стабильность химического состава и свойства чугуна [3].
Для автотракторного производства подобное соот ветствие является частным случаем, так как частая сме на номенклатуры, совершенствование технологии отли вок, уменьшение их веса и другие мероприятия создают трудности в поддержании постоянной металлоемкости конвейеров. В связи с этим для выплавки серого чугуна на большинстве заводов автотракторной промышленнос ти необходимо использовать дуплекс-процесс, причем не который опыт в этом отношении уже накоплен.
Как показал анализ [3], электропечи на автотрактор ных заводах используются лишь для подогрева чугуна, никаких металлургических операций по рафинированию и доводке расплава в них не производится. Поэтому при получении высококачественного чугуна дуплекс-процес сом с экономической точки зрения является наиболее выгодным осуществлять перегрев расплава в индукцион ных печах промышленной частоты. Эти печи имеют вы сокий коэффициент полезного действия при перегреве и выдержке чугуна (60—75%), в то время как к. п. д. электродуговой печи для этой стадии составляет пример но 20%, а у вагранки — около 5% [6].
§2. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПЛАВКИ НА СТАНКОЗАВОДАХ РЕСПУБЛИКИ
Характерной особенностью станкостроительных заво дов является их расположение в крупнейших промыш ленных центрах республики (Минск, Гомель, Витебск),
10
причем, как правило, они размещены в центре городов или вблизи основных городских магистралей.
В связи с требованием санитарии относительно за грязнения воздушного бассейна такое размещение за водов ограничивает выбор плавильного агрегата при проведении реконструкции цеха. В данном случае наря ду с требованием повышения качества жидкого распла ва возникает вопрос о максимальном снижении вредных выделений при плавке. Известно, что применение специ альных мокрых фильтров очистки отходящих ваграноч ных газов вызывает дополнительные капитальные затра ты. При этом стоимость такой вагранки соответствует
затратам на приобретение и установку электропечей, а |
|
качество чугуна остается на прежнем уровне [9]. По-ви |
|
димому, единственно правильным направлением в рекон |
|
струкции плавильных отделений станкозаводов респуб |
|
лики является переход на электроплавку чугуна. В этом |
|
случае наряду с оздоровлением атмосферы городов по |
|
явятся дополнительные возможности повышения износо |
|
стойкости станочных отливок и снижения их себестои |
|
мости за счет использования в шихте большого количе |
|
ства отходов или перехода на выплавку так называемых |
|
синтетических чугунов. Из зарубежной практики и |
|
опыта Каунасского чугунолитейного |
завода известно, |
что синтетические чугуны обладают повышенной твер |
|
достью по сравнению с ваграночными. |
При этом удает |
ся получить высокую износостойкость направляющих, минуя применение холодильников или дорогостоящих легирующих добавок.
$3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОИЗВОДСТВА СИНТЕТИЧЕСКОГО ЧУГУНА
Синтетический чугун — это сплав, полученный в электропечи из отходов машиностроительного производ-
3. За к. 155.3.
ства (стружки, мелкой обрези и т. п.) с введением в
шихту или в расплав карбюризатора для науглерожи вания и ферросплавов для доведения содержания эле ментов до требуемых пределов. Синтетический чугун может быть использован как для отливки деталей, так и в качестве полуфабриката при производстве ответст венного литья.
Известно, что на машиностроительных предприятиях республики образуется большое количество отходов в виде стружки. Рациональное использование отходов в местах их образования имеет большое народнохозяйст венное значение и сулит большие экономические выго ды. В табл. 2 приведены данные, характеризующие еже
годный объем |
образующейся стружки |
на крупнейших |
заводах СССР. |
Из общего количества |
отходов только |
незначительная |
часть чугунной стружки |
брикетируется |
и используется непосредственно на заводах для пере
плавки. При |
этом только |
передовые |
заводы страны |
|||||
(ЗИЛ, ЧТЗ) |
брикетируют всю чугунную стружку и пе- |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2 |
|
|
|
|
О б р а з о в а л о с ь |
С б р н к е т и р о в а н о |
||||
|
|
|
с т р у ж к и , |
т ы с . т |
с т р у ж к и , |
т ы с . т |
||
З а в о д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с т а л ь |
ч у г у н |
с т а л ь |
ч у г у н |
в с е г о |
|
|
|
|
н о й |
н о й |
в с е г о |
н о й |
н о й |
|
|
|
|
|
|
||||
Минский автомобильный |
22,4 |
9,2 |
31,6 |
___ |
3,3 |
3,3 |
||
Минский тракторный |
28 |
12,8 |
40,8 |
— |
8,8 |
8,8 |
||
Гомсельмаш |
|
|
9,5 |
2,1 |
11,6 |
— |
2,1 |
2,1 |
Московский |
автомобиль |
|
|
|
|
|
|
|
ный |
|
|
66,8 |
32,9 |
99,7 |
20,8 |
32,7 |
53,5 |
Челябинский |
тракторный |
62,4 |
21,6 |
84 |
— |
20,9 |
20,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
реплавляют ее в вагранках [29]. Подавляющая же часть стружки поступает на базы «Втормет» и направляется на металлургические заводы, причем около 50% от обще го ее количества используется в доменном производстве.
Введение стружки в шихту в виде брикетов при ва граночном переплаве является не совсем удачным ре шением, так как в этом случае увеличивается угар и без возвратные потери, снижается производительность пла вильного агрегата. Так, по данным [8], добавка каждых 10% брикетов в шихту увеличивает угар и безвозврат ные потери на 1%, что является нежелательным.
В зарубежной практике получил распространение способ переплава стальной и чугунной стружки в индук ционных печах промышленной частоты. Используя спе цифичные условия плавки в печах указанного типа, удается до минимума сократить угар стружки, довести металл до нужной кондиции и получить дешевый синте тический жидкий чугун высокого качества. Применение стружки взамен ее брикетирования окажется экономи чески выгодным в условиях минских автомобильного и тракторного заводов. Так, расчеты показывают, что ор ганизация переплава только чугунной стружки на чу гунные слитки позволит значительно уменьшить затраты на шихтовые материалы. При этом годовой экономиче ский эффект по Минскому автозаводу составит около 150 тыс. руб., а срок окупаемости дополнительных ка питальных затрат не превысит 8—10 месяцев. Сотруд никами базовой литейной лаборатории Минского трак торного завода (В. Е. Волосенков и др.) проводятся экс периментальные работы по организации электроперепла ва отходов стали Р 18. В настоящее время на базе высо кочастотной печи ИСТ-016 смонтирована и опробована экспериментальная установка, включающая в себя аг регат для очистки и подогрева стружки. Ожидаемый
13
экономический эффект от внедрения установки составит около 200 тыс. руб.
Представляет интерес организация переплава струж ки на вновь строящемся минском заводе «Втормет», ко торый по проекту должен перерабатывать 30 тыс. т стружки (20 тыс. стальной и 10 тыс. чугунной).
Переплав стружки в индукционных печах промыш ленной частоты с доведением химического состава син тетического чугуна до стандартных марок литейных чугунов позволит заводу получить дополнительную при быль от реализации слитков в размере около 500 тыс. руб. в год.
§ 4. ВЫВОДЫ
Краткий анализ состояния и перспектив развития технологии плавки серого чугуна на машиностроитель ных заводах республики показывает, что коренное улуч шение качества жидкого металла, снижение его себе стоимости и улучшение санитарно-гигиенических условии труда неразрывно связаны с широким внедрением в про изводство электрических печей.
В настоящее время для плавки чугуна используется два типа печей: электродуговые и индукционные.
Электродуговая печь как самостоятельный плавиль ный агрегат имеет целый ряд преимуществ по сравнению с вагранкой. В ней возможен высокий перегрев чугуна и его регулирование. Химический состав расплава мо жет быть выдержан в довольно узких пределах. Харак терной особенностью печей этого типа является плавка под горячим шлаком (температура шлака выше темпе ратуры расплава), что позволяет эффективно проводить различного рода металлургические операции по удале нию из расплава вредных примесей (серы, фосфора и
14
т. и.). К недостаткам дуговых печей следует отнести наличие местного перегрева жидкой ванны под дугой и связанный с ним угар элементов, насыщение чугуна в зоне дуги азотом, весьма трудоемкий процесс скачива ния шлака, малый термический к. п. д. печи при пере греве, сложность процесса науглероживания расплава, высокий уровень шума и т. п.
В отечественной промышленности накоплен достаточ ный опыт по применению электродуговых печей для плавки чугуна [9].
В последнее время в чугунолитейных цехах зарубеж ных стран получают широкое распространение индукци онные печи промышленной частоты, успешно конкури рующие по экономическим показателям с плавкой чугу на в вагранке. По различным данным, за период с 1963 по 1968 г. в США количество работающих электропечей для плавки чугуна возросло до 4 тыс. (из них около 70% составляют индукционные печи промышленной час тоты). За последние 6—7 лет в США число вагранок со кратилось почти в два раза, а число электропечей воз росло в 2,5 раза. В Западной Европе число работающих электропечей достигло 1200, а количество установлен ных вагранок также уменьшилось. Индукционные печи промышленной частоты имеют емкость от 0,5 до 100 i и успешно используются при плавке различных сортов чугуна как при дуплекс-процессе, так и на твердой за валке, в том числе при выплавке синтетического чугуна на основе использования отходов в виде стружки, обрезн и т. п. [10]. К настоящему времени наша промышлен ность не располагает необходимыми данными по экс плуатации этого прогрессивного оборудования. Зару бежный и отечественный опыт индукционной плавки чу гуна не получил должного освещения в специальной ли тературе.
15
В этой связи возникает необходимость в ознакомле нии работников заводов республики с технологическими особенностями нового типа плавильного оборудования и основными статьями экономической эффективности их использования. Окажутся полезными также и сведения по свойствам чугуна, выплавленного в индукционных печах промышленной частоты.
16
Г Л А В А II
КОНСТРУКТИВНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДУКЦИОННЫХ ПЕЧЕЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ
§ 1. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Индукционные печи промышленной частоты выпус каются двух типов: канальные (с железным сердечни ком) и тигельные (бессердечниковые).
Печи канального типа
В принципе индукционные печи канального типа вы полняются по схеме обычного силового трансформатора, у которого роль первичной обмотки играет индуктор, вторичной — расплавленный металл. Жидкий металл в кольцевом пространстве пересекается магнитным пото ком, создаваемым первичной обмоткой, и в нем создает ся давление, обусловливающее возникновение циркуля ции. При этом расплав интенсивно перемещается в шах ту печи и обратно. Движение расплава сопровождается интенсивным теплообменом в шахте печи и вызывает более высокий износ футеровки в канале. Поэтому сов ременные конструкции печей предусматривают съемные и легко заменяемые водоохлаждаемые индукторные сек ции. Печи с сердечником обладают высоким электричес ким к. п. д., особенно при плавке чугуна, что объясняет ся большой разницей в электросопротивлении чугуна и меди. Потеря 1 кет • ч в первичной обмотке соответству ет возбуждению 50 кет • ч в жидком чугуне.
17
S)
tzzz;
( |
v |
1 |
1L . |
7 |
Рис. I. Сердечниковые печи: двухканальная (а) и с открытым кана лом (б ): 1 — плавильное пространство; 2 — железный сердечник; 3 — канал; 4 — футеровка
4. За к. 1553.
Существует большое многообразие конструкций пе чей канального типа, причем главным отличительным признаком их является форма и расположение канала. Наиболее удачными зарекомендовали себя печи, в ко торых канал выполнен в виде горизонтальной петли пря моугольного сечения, расположенной сбоку. Канал рас положен ниже уровня дна, что обеспечивает его посто янное заполнение в процессе плавки.
Внекоторых конструкциях печей петля наклонена к горизонтальной плоскости примерно на 15° (рис. 1,а). При таком положении канал легко очищается, даже ес ли металл удален из печи неполностью. Для получения максимальной мощности индукционных печей их кон струируют с двойным каналом. Такой канал объединяет две петли, причем каждая петля имеет отдельный сер дечник и собственную питающую обмотку.
Витальянских литейных цехах широко распростра нены индукционные печи с сердечником и вертикальным открытым каналом (рис. 1,6). В этих печах переплав ляют чугунную, стальную стружку, мелкий скрап, а так же плавят чугун для ответственного литья. Простота конструкции печи облегчает ее обслуживание и ремонт. Мощность, производительность и температура печи ре гулируются путем повышения уровня металла в пла вильной камере. Печь работает на однофазном или трех фазном токе; емкость ее достигает 3 т, расход энергии на 1 г выплавляемого чугуна составляет 470—550 кет • ч;
температура выпуска — 1510—1650°.
Краткий анализ конструктивных особенностей пока зывает, что наряду с высоким электротермическим к. п. д. (наивысшим среди других типов) печи канально го типа обладают целым рядом существенных недостат ков. Главными из них являются быстрый износ футе ровки и высокая трудоемкость нанесения футеровки ка
20