ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
машины. Частные сроки службы важнейших лимита рующих узлов или групп деталей должны быть согла сованы с общим дроком службы всей машины или установки (работает до конца и не требует ни ремон та, ни замены; или один-два раза заменяется, а до замены, возможно, один-два раза ремонтируется, т. е. исправляется и т. д.).
Назначение общего срока службы различнымгруппам машин с учетом темпов и перспектив разви тия данной отрасли, а также интенсивности использо вания' машин (в одну, две или три смены) является важнейшей задачей для экономистов и инженеров, но, к сожалению, задачей почти не разработанной, которой до настоящего времени не уделялось долж ного внимания.
Частные сроки службы и межремонтные периоды отдельных деталей и узлов машины. В настоящее вре мя при созданий машин проектируют рабочие и тех нологические процессы, геометрию, кинематику и ди намику машины, а также ее прочность и технологию изготовления деталей и сборки машины. Не проекти руют, как :правило, эксплуатационный цикл и в со ставе его ремонтную схему из-за отсутствия норма тивных материалов по срокам службы и межремонт ным периодам отдельных деталей и узлов. Поэтому ни проектировщики, ни эксплуатационники не могут сказать, сколько машина будет служить, когда и что в ней надо заменять или ремонтировать. Устанавли ваемый некоторыми заводами так называемый гаран тированный моторесурс является произвольной вели чиной и не отражает истинную картину.
При таком положении дела в эксплуатации невоз
10
можно обоснованно планировать ремонты машины во времени, планировать и изготовлять сменно-запасные детали и узлы, а также производить подготовку ре монтного производства как одну из основ эффектив ности работы. Все это и приводит к огромным поте рям при эксплуатации машин, что подтверждено вы шеприведенными примерами.
Существенное уменьшение этих потерь при экс плуатации может быть достигнуто повышением на дежности и улучшением качества, для чего надо про ектировать еще при создании машины или установки ее эксплуатационный цикл и в составе его — ремонт ную схему.
Высокое качество и надежность изделия заклады вает конструктор, проектировщик. Если это не сделано, то бывает трудно, а часто и невозможно исправить ошибку, допущенную конструктором или технологом.
Ремонтную схему машины или установки можно создать еще при проектировании, если известны част ные сроки службы и межремонтные периоды деталей
иузлов. Практическим результатом научно-исследо вательской работы в области изучения износов ма шин и должна явиться разработка расчетных норм сроков службы и межремонтных периодов деталей и узлов, которые конструктор мог бы использовать на ряду с нормами прочности при проектировании новых машин, а эксплуатационник при составлении ремонт ных схем для машин, уже находящихся в эксплуата ции. В дальнейшем по мере развития науки о трении
иизносах в машинах, вероятно, представится воз можным определять сроки службы и межремонтные периоды деталей и узлов из уравнения, связывающего
11
основные характеристики детали или узла со време нем их работы в различных условиях. А как же по ступать в настоящее время?
При проектировании машин, установок и т. д. надо назначать сроки службы и межремонтные периоды отдельных деталей и узлов, учитывая конкретные, реальные условия и общий срок службы. При кон структивной разработке и изготовлении эти сроки службы и межремонтные периоды должны быть обес печены как гарантированные, причем, чем меньше в этом отношении мы знаем о данной детали или узле, тем больше нужно давать запасы. Ведь и при расче тах прочности запасы дают больше, если менее наде жен метод расчета или метод определения действую щих нагрузок.
При проектировании машины, установки и т. д. сроки службы^ межремонтные периоды отдельных де талей и узлов следует назначать на основе принципа равно- и кратноизносности, т. е. когда частные сроки службы отдельных деталей и узлов равны общему сроку службы машины, установки (равноизносность во времени) или когда срок службы машины или установки является числом, кратным срокам службы И межремонтным периодом отдельных деталей и узлов (кратнбизносность во времени). Весьма вероятно, что для некоторых, особенно непрерывных, произ водств будет целесообразно создавать равноизносные машины, т. е. такие машины, которые не будут под вергаться ремонту, а будут заменяться новыми после износа основных (лимитирующих) узлов.
В большинстве же случаев осуществление только принципа равноизносности во времени будет нецелеео-
образно ни с конструктивной, ни с экономической то* чек зрения, и машины будут проектироваться на основе принципа равно- и кратноизносности, т. е. в них некоторые детали, и узлы проработают без за мены и ремонта весь срок службы машины, а неко торые будут заменяться или ремонтироваться по не скольку раз. Это иллюстрируется следующей схемой:
ввод В эксплуатацию
Машина или устано8ка
Деталь или узел. N1
П2
N3
т
N5
и т.д.
Общий срок службы
РаВноизиосные детали и узлы
1—■
Сдача В лот
5 з1
са о 5 е ,§«
§ э е г а с; §■3.
На схеме верхняя горизонтальная линия изобра жает в каком-то масштабе весь срок службы машины (в часах, в годах, в сезонах или в навигациях, в обо ротах, в тоннах переработанной продукции, например, для подъемно-транспортных машин, в километрах пробега й т. д.). Здесь могут, быть самые различные показатели-измерители, наиболее удобные в конкрет
ных случаях.
'Деталь или узел № 1 будет равноизносна с ма шиной или установкой, т. е. она не потребует ни
13
ремонта, ни замены. Деталь или узел № 2 за время службы машины или установки один раз будет за менена (обозначено двумя вертикальными черточка ми), т. е. кратноизносность этой детали по ее сроку службы будет равна двум. Деталь или узел № 3 за время службы машины или установки один раз будет заменена (обозначено двумя вертикальными черточ ками) и до замены один раз отремонтирована, ина че — исправлена проточкой, шлифовкой, перетяжкой подшипников для уменьшения зазора или заменой вкладышей с той же целью и т. д. (на схеме обозна чено одной вертикальной черточкой), т. е. кратность этой детали по сроку ее службы равна двум, так же, как и детали № 2, а кратность этой же детали по ее межремонтному периоду будет равна четырем. Крат ность детали или узла № 4 по ее сроку службы равна четырем, детали или узла № 5 по сроку службы — четырем, по ее же межремонтному периоду — восьми и т. д.
Если взять даже такую современную и в общем-то хорошую машину, как трактор Кировского завода К-700, то и для этой машины принцип равно- и кратноизносности выдержан лишь частично. При общем сроке службы трактора 6000 часов срок службы дви гателя составляет 3000 часов и, следовательно, крат ноизносность, равная двум, соблюдена; однако через 2000 часов требуется замена поршневых колец, что не обеспечивает кратности в отношении срока службы двигателя (3000 часов) и его поршневых колец (2000 часов). При сроке службы ходовых механиз мов, равных 4000 часам, также не соблюдается крат ность с общим сроком службы трактора (6000 часов).
14
Если сравнить между собой два вида расчетов, которые наряду с другими Должны производиться при проектировании машин — расчет на прочность и расчет на износ (на заданные сроки службы и меж ремонтные периоды), то в части первого в идеале можно говорить о принципе равнопрочности, а в ча сти второго — о принципе равно-'и кратноизносности.
Принцип равнопрочности предполагает во всех элементах всех деталей наличие напряжений, равных допускаемым для данных условий работы. В реаль ных машинах вомногих случаях приходится отсту пать от идеального принципа равнопрочности по кон структивным соображениям, по технологическим воз можностям и по ряду других причин, например, часто размеры детали определяются не прочностью, а жест костью и т. д. Однако, чем ближе реальная машина: отвечает идеальному принципу равнопрочности, тем, она совершеннее с точки зрения меньшего веса, мате-! риалоемкости и, в конечном счете, стоимости.
Принцип равно- и кратноизносности предполагает полную амортизацию важнейших деталей и узлов. Так, если общий срок службы машины 10 лет, то деталь или узел с частным сроком службы, например, 8 лет, не приемлемы, потому что вторая деталь или узел, заменившие первую через 8 лет, будет работать только два года и, следовательно, будет амортизиро вана не на 100 процентов, а на 25 процентов, что по влечет за собой большие потери от неполного исполь зования. При частном сроке службы детали или узла, допустим, 5 лет, за полный срок службы машины, равный 10 годам, полностью амортизировались бы две детали или два узла.
15
Рассмотрим ремонтную схему машины, составлен ную: еще при проектировании,; когда этой машине на основе технико-экономических соображений был на значен общий срок службы 16лет. Тогда в состав ее, .согласно принципу равно- и кратноизносности, должны входить детали и узлы, имеющие сроки служ бы и межремонтные периоды, определяемые следую щим рядом чисел, выражающих сроки службы и меж ремонтные периоды в годах:
|
1, 2, 4, 8 |
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|||
Кратноизносны |
|
|
|
Равноизносны |
|
|
|||||||
Составим ремонтную схему машины: |
|
|
|
||||||||||
Годы службы |
1 |
2 |
’3 |
4 |
5 |
б| 7 |
8 |
9 |
10 11 |
12 |
13 14 |
15 |
.16 |
Категории |
I |
п |
I |
III |
I |
II I |
IV |
I |
II I |
III |
I II |
I |
В лом |
ремонта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как видим, мы получили число, характер и оче редность категорий ремонта, причем здесь четыре ка тегории ремонта.
I — ремонтируются или заменяются узлы и де тали, “имеющие сроки службы и межремонтные перио ды,: равные одному году;
II — ремонтируются или заменяются узлы и де тали, имеющие сроки службы и межремонтные пе риоды, равные одному и двум годам, причем первые второй раз ремонтируются или заменяются;
III.— ремонтируются или заменяются узлы и де тали, имеющие сроки службы и межремонтные перио
16
ды один год (четвертый раз), два года |
(второй |
раз) |
и четыре года (первый раз) ; |
узлы |
и де |
IV — ремонтируются или заменяются |
тали, имеющие сроки службы и межремонтные перио ды один год (восьмой раз), два года (четвертый раз), четыре года (второй раз) и восемь лет (первый раз).
Из полученного ряда некоторые числаможно исключить, тогда число категорий ремонта и их ча стота уменьшатся. Не приемлемы по условиям экс плуатации ежегодные ремонты, и мы можем усилить конструктивно или технологически узлы и детали* имеющие сроки службы и межремонтные периоды, рав ные одному году, и повысить их до двух лет. Для при мера можно из ряда исключить четверку, усилив или ослабив соответствующие детали и узлы и сделав, следовательно, их сроки службы и межремонтные пе риоды соответственно восемь или два года. Тогда получим новый ряд
|Т|->2ч-| 4 1-*8, 16»2, 8 и 16 лет,
для которого можно составить следующую ремонт ную схему машины:
Годы службы |
1 |
2 3 |
4 5 6 7 8 9 ю | П 12 13 14 15 16 |
К а т е г о р и и |
— |
I — |
I — н — I — I — I — В л о м |
р е м о н т а |
|
|
1н |
|
|
|
) |
Здесь имеем уже не четыре,- а только две катего рии ремонта:
П
I — ремонтируются или .заменяются узлы и детали, имеющие сроки службы и межремонтные периоды два года;
II — ремонтируются или заменяются узлы и де тали, имеющие сроки службы и межремонтные перио ды два года и восемь лет.
Таким образом, на основе принципа равно- и кратнойзносности мы получаем число, характер и очеред ность (периодичность) категорий ремонта, причем конструктор, назначая желаемые сроки службы и межремонтные периоды отдельным деталям и узлам, может получить нужную ремонтную схему, отвечаю щую требованиям эксплуатации и экономической це лесообразности.
Составленная еще при проектировании ремонтная схема машйны может служить основой научной орга низации ремонтного производства (машиноремонта), потому что она дает все, что необходимо для прове дения планово-предупредительного ремонта (ППР) в полной мере по любой системе: становится известным, какие сменно-запасные части, в каком количестве и к какому сроку нужны.
Одновременно с составлением ремонтной схемы еще при проектировании машины возникает интерес ная, чисто конструкторская компоновочная задача: надо так скомпоновать машину из деталей и узлов, чтобы при проведении более низкой категории ре монта не подвергались разборке узлы и детали, ко торые должны ремонтироваться или заменяться при более высокой категории ремонта.
При составлении ремонтной схемы и при компо новке машины, вероятно, придется по этим сообра
18