ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
физическое тело, обладающее комплексом нужных частных свойств, а узел или машину как систему фи зических тел, обладающих комплексом нужных част ных и общих свойств, причем общие свойства или ка чества обусловлены или сборкой или работой узла. В этом случае изнашивание детали или узла и ма шины следует рассматривать как процесс уменьше ния или ухудшения нужных частных или частных и общих свойств, а износ как величину уменьшения или ухудшения этих свойств, причем износ в единицу вре мени— удельный износ (скорость изнашивания), из нос за межремонтный период или срок службы — пре дельный износ, по достижении которого дальнейшая работа невозможна.
Выше говорилось о том, что нужные свойства мо гут быть различного вида. Для машин и их деталей более важными являются геометрические и механи ческие. Для примера рассмотрим геометрические свойства узла — многоопорного вала. Здесь качест венно две детали — вал и подшипник (количественно подшипников несколько), которые должны, каждая порознь, обладать определенными нужными частными свойствами. Воссоединение деталей в узел предопре делит необходимость некоторых общих свойств, обус ловленных сборкой и работой узла.
Частные |
геометрические свойства |
подшипника |
|||
(рис. |
2, а ): |
|
|
|
|
|
1) |
округлость |
отверстия в попереч |
|
|
. |
2) |
ном направлении |
форма (область |
||
цилиндричность отверстия в про- |
|||||
|
3) |
дольном |
направлении |
макрогеометрии) |
|
|
параллельность оси подшипника |
|
|||
|
|
привальной |
плоскости |
|
28
|
4) |
определенной величины диаметр d. |
размеры |
II |
5) |
определенной величины длина I |
|
6) |
определенное расстояние от оси |
|
|
|
|
до привальной плоскости А |
|
|
7) определенная чистота поверхности |
чистота поверхно |
|
III |
стей (область |
||
|
трения |
микрогеометрии) |
Частные геометрические свойства вала (рис. 2, <7):
1) |
округлость шеек в поперечном |
. форма (область |
2) |
направлении |
|
цилиндричность шеек по длине |
макрогеометрии). |
|
3) |
соосность всех шеек вала |
|
а)
Рис. 2. Эскизы вала и |
подшипника для установления част |
|
ных геометрических |
свойств |
деталей узла — многоопор- |
, |
ного |
вала. |
29*
II |
4) |
определенной величины диаметр d |
\ |
размеры |
5) |
определенной величиныдлина |
I |
||
|
|
шейки I |
I |
|
JU 6) определенная чистота поверхно |
чистота поверхно |
|
стей (область |
||
сти трения |
||
микрогеометрии) |
||
|
Частные свойства деталей могут быть сведены в три группы: I — свойства, связанные с формой; II — размеры; III — чистота поверхностей. Геометрические свойства II и III групп регламентируются государ
ственными |
стандартами |
(система допусков и поса |
док и ГОСТ на чистоту |
поверхностей), а свойства |
|
I группы, |
характеризующие форму детали и опреде |
ляющие возможность сопряжения ее с контрдеталью, никаким стандартом не регламентированы. Здесь можно говорить не только о макрогеометрии детали, но и о геометрии сборки (узла) — перекосы, пересе каемость осей, перпендикулярность, параллельность, зазоры и т. д. Очевидна практическая необходимость в разработке системы допусков на форму деталей и сборку узлов по аналогии с системой допусков на не точность размеров и посадок. В настоящее время в этой области имеются лишь отдельные и разрознен ные, а подчас и противоречивые материалы.
При сборке валовой линии к частным свойствам деталей (вала и подшипников) добавляются общие геометрические свойства, заключающиеся в том, что оси всех подшипников должны лежать на одной пря мой, параллельной оси вала (соосность подшипни ков) , и между трущимися поверхностями должен быть определенной величины масляный зазор 5 М0НТ (мон
30
тажный зазор). Обеспечение двух общих геометриче ских свойств узла показано на рис. 3, а. На рис. 3, б показано то же соединение (многоопорный вал), но узел работать не будет, так как не обеспечено одно из двух общих геометрических свойств — соосность подшипников, хотя второе из общих свойств (вели-
Еа:
а) о
|
|
г а |
|
PZ2Z3 |
|
|
|
|
|
Y77T/ 1 |
|
YZZZA |
YZZZT |
|
б) |
|
|
|
|
Р ^ 22) |
У77Л |
e z z |
3 |
R z z a |
YZZZ2 \zzzA
Рис. 3. Эскиз узла многоопорного вала для выявления общих геометрических свойств.
чина масляного зазора) и все частные свойства со единяемых деталей обеспечены.
Необходимость ремонта или замены отдельных деталей здесь будет вызываться ухудшением или уменьшением различных геометрических свойств и в первую очередь свойств, связанных с формой дета лей. Так, если нагрузка сбалансирована и подшип ники неразъемные, то при равномерном износе необ ходимость ремонта будет вызвана изменением одного
31
из общих геометрических, свойств— увеличением мас
ляного зазора от 5 |
монт до S пр, |
т.. е. межремонтный |
период Т м (рис. |
1) определится |
возрастанием мас |
ляного зазора от монтажного (начального) до пре дельного. Если же нагрузка не сбалансирована и под шипники разъемные, то износ шеек и подшипников будет неравномерным, однако масляный зазор при разъемных подшипниках может регулироваться, и не обходимость ремонта в виде проточки или шлифовки шеек вала будет вызываться эллиптичностью или экс центричностью (биением) шеек, т. е. потерей округ лости или соосности шеек.
Если, например, лимитирующим свойством, при водящим к необходимости ремонта, является округ лость шеек, причем установлена предельная эллип
тичность, положим, |
в размере |
З л пр— 0,20 |
мм, |
то |
при замеренной эллиптичности шеек 0,05, |
0,10 |
и |
||
0,15 мм техническое |
состояние |
узла может |
опреде |
ляться как 75, 50 и 25 процентов от полного.
Оценку технического состояния машин и следует производить по важнейшим группам деталей или узлам (например, для дизеля — валовая и цилиндро поршневая группы, газораспределительный механизм и топливная аппаратура) по линии лимитирующих свойств, уменьшение или ухудшение которых и при водит к необходимости ремонта.
Для отдельных деталей могут ,быть установлены частные измерители технического состояния по линии лимитирующих свойств, однако очень важно для ма шин и особенно автоматических линий разработать обобщенные или косвенные показатели технического состояния для важнейших узлов или групп деталей,.
32
которые давали бы возможность оценивать техниче ское состояние без разборки и даже без остановки машины.
Так, например, техническое состояние валовой группы дизеля с точки зрения прочности коленчатого вала определяется величиной расхождения щек мо тыля в двух противоположных положениях (раскепы), а с точки зрения возможности дальнейшей ра боты подшипников — давлением масла и температу рой последних.
Техническое состояние цилиндро-поршневой груп пы дизеля определяется техническим состоянием де талей этой группы, однако можно указать косвенные показатели технического состояния группы, дающие возможность судить о степени износа без разборки. Если поставить поршень в верхнее положение (место наибольшего износа втулки цилиндра), подпереть вал, лишив его возможности вращаться, и дать давление воздуха над поршнем, то интенсивность падения дав-
ления во времени из-за протечек, т. е. величина йр
будет косвенным показателем износа всей группы. О Степени износа цилиндро-поршневой группы можно судить также по количеству газов, прорвавшихся в картер (прогазовка-), по температуре выхлопных га зов за цилиндром и др.
Для обоснованного назначения ремонта машине или автоматической линии необходимо для всех важ нейших узлов или групп деталей выявить лимитирую щие свойства, уменьшение или ухудшение которых и приводит к необходимости ремонта. Можно говорить о начальных, или технологических (обеспечиваемых
данной технологией) лимитирующих свойствах и о предельных, когда дальнейшая работа машины или автоматической линии становится невозможной.
Время изменения лимитирующих свойств от на чальных до предельных и будет являться межремонт ным периодом или сроком службы для данной детали или узла. При проектировании машин и автомати ческих' линий эти сроки службы и межремонтные пе риоды должны обеспечиваться в тех или иных грани цах как гарантированные в соответствии с ремонтной схемой.
Диапазон изменения лимитирующих свойств, т. е. их изменение от начальных до предельных, для раз личных узлов и деталей будет определяться разными условиями, например, недостаточной прочностью или точностью, прогрессивным нарастанием износов (ра бота на износ), недостаточной экономичностью или маневренностью и т. п.
Повысить надежность и улучшить качество машин, установок, агрегатов, механического оборудования — значит существенно сократить огромные потери, ко торые наносят народному хозяйству частые и большие ремонты, а также простои, связанные с этими ремон тами. Потери достигли особенно больших размеров- в связи с автоматизацией производства, когда недо статочно надежные отдельные узлы и детали приво дят к неожиданным остановкам автоматических ли ний, участков и целых автоматизированных цехов. В некоторых случаях весь эффект автоматизации сво дится к .нулю.
Обеспечение нужного уровня надежности машин, установок и механического оборудования должно
34