ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
T
ъ
'f'- v - ij
В. И. ЧУБАРОВ, И. T. БУТЕНКО
М Е Х А Н И З А Ц И Я НА П О Д З Е М Н О М Т Р А Н С П О Р Т Е
В. И. Ч У Б А Р О В , И. Т. Б У Т Е Н К О
МЕХАНИЗАЦИЯ НА ПОДЗЕМНОМ
ТРАНСПОРТЕ
Д о н е ц к о е к н и ж н о е и з д а т е л ь с т в о
1 9 6 2
Донецкое книжное издательство выпускает в 1962 г. три серии библиотечки «В помощь слу шателям университетов технического прогресса»: для угольщиков, металлургов и машиностроите
лей. В каокДой серии пять брошюр.
В предлагаемой брошюре из библиотечки для угольщиков авторы рассказывают о новых маши нах и механизмах, применяемых на различных участках подземного тромспорта, о развитии его автоматизации.
ВВЕДЕНИЕ
Грандиозные задачи поставлены перед угольщиками Донецкого экономического рай она: к концу семилетки увеличить общую до бычу угля на 20%, а коксующихся углей — на 40% с одновременным ростом производи тельности труда на 31,2%. Это возможно только за счет комплексной механизации всех производственных процессов на шахте.
За последние годы созданы мощные высо копроизводительные выемочные машины, внедряется новая форма организации труда — сквозные комплексные бригады, механизи руется управление кровлей.
Особое значение в связи с возрастающей угледобычей и повышением производитель ности труда приобретает подземный транс порт, от которого зависит работа всего пред приятия и эффективность использования очистных машин и механизмов. В связи с этим угольщики Донбасса должны в ближай шее время решить следующие основные проблемы.
1. Полностью конвейеризировать и авто матизировать транспортировку угля по гори зонтальным и наклонным выработкам на по логих пластах, разрабатываемых столбовыми системами.
В. И. Чубаров, И. Т. Бутенко. з
2. Заменить на наклонных выработках, где это экономически целесообразно, канатную откатку ленточными, канатно-ленточными или ленточно-цепными конвейерами при углах наклона до 16—18° и специальными видами конвейеров или скипами при больших углах наклона.
3. Увеличить полезный вес и скорость дви жения поездов и заменить на всех действую щих шахтах, где это допускается по габари там стволов, вагонетки грузоподъемностью 0,7—1 т вагонетками большей грузоподъем ности.
Для успешного решения этих вопросов созданы мощные конвейеры КРУ-260, КРУ-350, КЛЦ-1 и др., способные переме щать груз на расстояние более 1 км, ряд но вых мощных и взрывобезопасных электрово зов и вагонеток повышенной емкости.
Современные участки внутришахтного транспорта — это механизированные цеха, обеспечивающие ритмичную работу очистных забоев с минимальными затратами денежных средств.
В настоящее время транспортировка гру зов от очистного забоя до поверхности пол ностью механизирована, многие операции автоматизированы, а на ряде шахт осуществ лена комплексная механизация и автомати зация всего подземного транспорта. Механи зация и автоматизация различных звеньев откатки дает значительный рост производи тельности труда, снижает 'себестоимость и повышает безопасность работ.
СХЕМЫ ПОДЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА
Схемы подземного транспорта шахты, а следовательно, и средства механизации зави сят от угла падения пласта. В условиях До нецкого бассейна применяются, в основном, две схемы транспортировки угля и породы.
1.Для шахт, разрабатывающих пологие и наклонные пласты.
2.Для шахт, разрабатывающих крутопа дающие пласты.
Если на шахтах применяется наиболее прогрессивная система разработок — столбо вая с панельной подготовкой, то первая схема транспорта весьма проста. Небольшой длины панели позволяют концентрировать горные работы и широко применять конвейеры для доставки и откатки грузов.
Однако на многих шахтах еще до сих пор применяется сплошная система разработок, связанная с многоступенчатостью откатки, значительной протяженностью поддерживае мых горных выработок, малой производитель ностью машин и механизмов. При этой си стеме схема транспорта представляет собой
* |
5 |
2 |
|
весьма сложное сочетание различных видов транспорта (рис. 1). В этой схеме, обычно, околоствольный двор квершлагами соединен с коренными штреками, от которых проходят
Рис. і. Схема подземного транспорта на пластах пологого падения.
уклоны или бремсберги с ходками. Применяв шиеся до последнего времени средства откат ки не позволяли транспортировать груз на большое расстояние, а поэтому с нижнего штрека уклонного поля проходился новый уклон.
Число таких ступенчатых уклонов доходи ло до трех и даже, более. Для передвижения людей по наклонным выработкам проходили ходки.
6
Таким образом, на шахтах пологого и на клонного падения основные объекты механи зации подземного транспорта — это откатка по коренным этажным и вентиляционным штрекам, по наклонным выработкам, ходкам и в околоствольных дворах.
Механизация и автоматизация схемы транспорта при сплошной системе разработок чрезвычайно затруднена. Поэтому сейчас на шахтах ведутся работы по максимальному упрощению схем.
С этой целью в последнее время стали объединять горные работы двух или несколь ких шахт, устанавливая на одной из них мощное и высокопроизводительное транспорт ное устройство, обеспечивающее выдачу всего полезного ископаемого. Такие работы уже выполнены на многих шахтах. Эффективность объединения двух шахт видна на таком при мере: после объединения шахт «БутовкаГлубокая» и «Бутовка» № 3—5 погашено бо лее 1000 м наклонных выработок, ликвидиро ван поверхностный комплекс шахты № 3—5, высвобождено 118 человек с годовой эконо мией только по зарплате 96 700 руб.
Схема транспорта шахты, разрабатываю щей крутопадающие пласты (рис. 2), отли чается сравнительной простотой, так как на шахте нет наклонных выработок. Здесь пла сты вскрываются квершлагом, проходимым от околоствольного двора, затем идет групповой откаточный штрек, на котором сосредоточена откатка грузов, поступающих с групповых квершлагов. Уголь, по мере добычи, магазинируют в очистных забоях, а поэтому на их
7
Рис. 2. Схема подземного транспорта на пластах крутого падения.
работу не так сильно влияют перебои в до ставке порожняка.
На шахтах крутого падения в основном применяется электровозная откатка, так как из-за изгибов пласта в плане очень сложно применить другой вид транспорта.
Вентиляционный горизонт этих шахт со вершенно обособлен от откаточного. Он слу жит для доставки крепежных и закладочных материалов, для передвижения людей. Отка точные и вентиляционные горизонты имеют свои обособленные околоствольные дворы.
Таким образом, на шахтах, разрабаты вающих крутопадающие пласты, основными объектами механизации и автоматизации яв ляется транспорт по горизонтальным откаточ ным и вентиляционным выработкам и в околоствольных дворах.
8
ТРАНСПОРТ ПО ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ ВЫРАБОТКАМ
Основные виды транспорта по горизон тальным выработкам в современной шахте —
это конвейерная |
доставка |
и |
откатка в |
ваго |
нетках. |
конвейерного транспорта |
|||
Преимущества |
||||
по сравнению с откаткой |
в |
вагонетках |
оче |
видны. Это, во-первых, обеспечение высокой производительности и, благодаря непрерыв ности транспорта, минимальных простоев очистных забоев; во-вторых, доставку грузов при такой транспортировке можно автомати зировать. Нашей промышленностью уже ос воен ряд аппаратов для автоматического включения конвейеров, для защиты их от перегрузов, для последовательного включения
конвейерных линий.
Наиболее эффективна комплексная кон вейеризация горизонтальных и наклонных
выработок.
На вооружение внутришахтного транспор та поступили мощные конвейеры КРУ-260, КРУ-350 и другие. С их помощью можно пе ремещать уголь и породу на расстояния бо
лее 1 км.
В последнее время завод «Свет шахтера» начал выпускать изгибающиеся пластинчатые конвейеры, которые позволяют транспорти ровать груз при значительных изгибах пласта
в плане.
Сейчас, в основном, применяются ленточ ные конвейеры КЛ-150, РТУ-30; скребковые СКР-20, КСП-1 и др.
9
В будущем этот вид транспорта вытеснит все другие.
К концу семилетки намечено повсеместно заменить в основных горных выработках ка натную откатку вагонеток и электровозную конвейерной. Это даст возможность высвобо дить тысячи человек, намного увеличить про пускную способность выработок, повысить производительность труда горняков. Однако в настоящее время на шахтах Донецкого сов нархоза для откатки грузов по горизонталь ным выработкам еще очень широко применя ются электровозы и шахтные вагонетки. Что бы увеличить производительность подземного транспорта при существующей механизации, необходимо использовать более мощные ло комотивы, большегрузные вагоны, механизи ровать и автоматизировать вспомогательные транспортные операции.
Наиболее эффективна и высокопроизводи тельна откатка грузов в шахте контактными электровозами, но область их применения ограничивается шахтами негазовыми, а так же I и II категории по газу.
Откатка аккумуляторными электровозами более дорогая, чем контактными, и менее производительна из-за малой емкости бата реи и небольшой мощности тяговых двигате лей. Кроме того, так как аккумуляторные ба тареи выпускаются в исполнении РП (повы шенной надежности), то они не могут при меняться на исходящей струе шахт, разраба тывающих пласты, опасные по внезапным
выбросам угля и газа и по суфлярным выде лениям.
10
Канатный транспорт в вагонетках как по горизонтальным, так и по наклонным выра боткам весьма трудоемок. Он не позволяет увеличивать нагрузку на отдельную выработ ку, сдерживает рост производительности тру да рабочих, снижает безопасность работ.
Немаловажное значение в работе откатки имеет и состояние путевого хозяйства шахт.
В связи с тем, что в Донбассе разрабаты ваются пласты, опасные по газу, наибольшее распространение в качестве тяговых средств получили аккумуляторные электровозы в исполнении РП. Благодаря запасу электро энергии в аккумуляторной батарее (емкость батареи 300—350 а-час), электровоз может работать без перерыва более 7 час. Сила тяги электровозов со сцепным весом 8 т — 1300 кг, что позволяет перевозить составы из 25—40 вагонеток.
Для вспомогательных и маневровых работ применяются малогабаритные аккумулятор ные электровозы со сцепным весом 2 г или
4,5 т.
Шахтные вагонетки выпускаются различ ной грузоподъемности от 0,6 г до 3 т, в основ ном, с глухим кузовом с полукруглым дни щем, причем большегрузные вагонетки изго товляются, как правило, с несъемной вращаю щейся сцепкой, а некоторые типы малоемких вагонеток со съемной сцепкой. Кроме того, ряд большегрузных вагонеток имеет откидные днища, позволяющие разгружать их во время движения состава.
Рельсовый путь раньше укладывался из
рельсов типа |
Р-24, а в последнее |
время ши- |
3. В. И. Чубаров, |
И. Т. Бутенко. |
п |