ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
циям, |
устойчивости |
и |
||
многим другим свойствам |
||||
органические |
и |
фтороор |
||
ганические |
соединения |
|||
резко |
различны |
между |
||
собой. Фтор, вытеснив во |
||||
дород |
из органического |
|||
соединения, |
совершенно |
|||
преобразил его. И это ес |
||||
тественно — водород |
и |
|||
фтор |
вещества |
с разной |
||
природой. |
|
в сущ |
||
Не |
вдаваясь |
ность учения о химических взаимодействиях, можно сказать, что довольно четко разграни чиваются вещества, легко взаимодействующие с кислородом, и вещества, которые легко сое диняются с водородом. К первым принадлежат углерод и водород, ко вторым — фтор.
В 1529 г. немецкий ученый Агрикола опи сал неизвестный минерал, который обладал способностью быстро расплавляться и способ ствовал плавлению других тел. За это он и по
лучил название |
флюорита |
(от латинского |
fluo — теку), или |
плавикового |
шпата. |
Легкоплавкий минерал обладал еще одним интересным свойством. В смеси с крепкой сер ной кислотой он растворял стекло. Один не мецкий исследователь был неприятно поражен, когда после нагревания смеси флюорита и кис лоты обнаружил, что дорогая стеклянная ре торта осталась... без дна.
После того как было доказано, что соля ная кислота есть соединение водорода с хло ром, французский ученый А. Ампер высказал
12
предположение, что плавиковая кислота тоже состоит из водорода и неизвестного элемента. Так, в начале прошлого века появилось наз вание «фтор», что в переводе с греческого зна чит разрушительный.
Фтор действительно разрушительный. Это бледно-желтый с резким запахом газ — один из самых активных. В самых обычных усло виях он воспламеняет древесину, бумагу, тка ни. Он легко взаимодействует с водородом и водой, даже его соединение с металлами со провождается взрывом. Из-за высокой хими ческой • активности его нельзя хранить ни в стеклянных, ни в фарфоровых сосудах.
На первый взгляд может показаться, что соединения агрессивного фтора с углеродом должно дать вещество столь же активное, об ладающее, как принято говорить в химии, вы сокой реакционной способностью. На самом же деле наоборот. Фтор и углерод образуют очень прочные молекулы, которые энергично сопротивляются разложению. Поэтому фтороуглероды не горят и не подвергаются корро зии, не гниют и не распадаются. Из них мож но получать вещества, которые не разрушает огонь.
В чем же причина таких поразительных свойств?
С давних пор в народе бытует поговорка: «Тверд, как алмаз». Действительно, из всех природных веществ алмаз отличается самой большой твердостью. Недаром он издавна применялся для резки стекла. А ведь алмаз — это чистый углерод. Атомы углерода, образую щие алмазный скелет, расположены на строго
Е. Парнов |
13 |
одинаковых расстояниях. Такая компактная форма, или «упакова», и определяет замеча тельные свойства алмаза.
В основе углеводородов и фтороуглеродов тоже лежит углеродный скелет. Пусть не та кой компактный и щрочный, как у алмаза, но тоже весьма устойчивый. И все же не в нем дело.
Ведь высокомолекулярные органические вещества, основа которых углеродная цепочка, недостаточно теплостойки, сравнительно лег ко разрушаются под действием кислот и дру гих химически активных веществ.
Водородные атомы, если так можно выра зиться, чересчур «беспокойны». Они в любой момент могут покинуть свое место в молекуле углеводорода, вступив в реакцию с кислоро дом или другим каким-нибудь окислителем.
14
Зато нанизанные на углеродный скелет ато мы фтора ведут себя по-иному. Прочность связи между углеродом и фтором во много раз больше, чем прочность связи углерод — водо род. Поэтому ее так трудно разорвать.
И еще. Водородный атом — самый малень кий из всех возможных. Поэтому оболочка из атомов водорода плохо «прикрывает» углерод ный скелет. Другие атомы сравнительно легко могут добраться до атомов углерода. Крупные же атомы фтора, подобно сказочному панци рю, окутывают углеродный костяк, не допу ская непрошенных гостей.
Замечательная устойчивость фтороуглеродов позволяет предполагать, что их удастся синтезировать не меньше, чем соединений ор ганики. Ведь если некоторые комбинации ато-
15
мов углерода и водорода неустойчивы, то взя тый в той же пропорции вместо водорода фтор придаст молекуле замечательное свой ство — устойчивость. Поэтому если химикиорганики располагают сейчас приблизительно миллионом различных соединений, то фтороорганики могут в сравнительно недалеком бу дущем получить, вероятно, их еще больше.
ВОТ ЭТО АВТОМОБИЛЬ!
Стрелка спидометра дрожит у последнего деления шкалы. Кажется, что шоссе превра тилось в струю, стремительно летящую под ко леса автомобиля. Деревья, столбы, люди, стоя щие возле шоссе, — все превратилось в бегу щие цветные полосы. Впереди поворот! Нужно сбавить скорость! Но поздно. Машину заносит, она подпрыгивает и переворачивается, будто детский автомобильчик, брошенный рукой кап ризного шалуна.
Это не отчет об очередных гонках где-ни будь на Западе. Это испытания автомобиля будущего, автомобиля из фторопластов. И не беда, что наш лимузин перевернулся. Это тоже входит в программу испытаний. Никакие уда ры не страшны фтороуглеродным пластмас сам.
Такой автомобиль пока фантазия. Мы еще не можем делать машины из фторопластов. Но у этой фантазии есть реальный источник.
Ученые в лабораториях получили фторопла сты с прочностью стали. А ведь их удельный вес в 3—4 раза меньше! Одних этих качеств
16
достаточно, чтобы вызвать переворот в маши ностроении. Не следует забывать и о коэффи циенте трения. Ведь у полимерных материалов он минимальный. А это значит, что детали мо торов, например шестерни, могут работать без смазки.
Детали можно штамповать без всякой по следующей обработки. Фторопластовые ше стерни не нужно будет точно и скрупулезно рассчитывать на прочность. Ведь если нагруз ка увеличится, то зубья немного деформи руются, но не поломаются. А это значит, что станку или двигателю не страшны временные перегрузки.
Подшипники из фторопластов тоже весьма перспективны. Низкий коэффициент трения и высокая прочность фторопластов открывают им и эту дорогу. Такие подшипники почти не изнашиваются и совершенно не требуют смаз ки. А работать они могут на много тысяч ча сов дольше. Вот и говори после этого, кто же заменитель: металл или полимер!
Но вернемся к нашему автомобилю. Если в нем и есть трущиеся детали, которые требуют смазки, то смазкой может служить жидкий фтороуглерод. Фтороуглеродные смазочные масла не окисляются и поэтому не нуждаются в замене. Они смогут работать даже в таких условиях, где обыкновенные масла и смазки окажутся совершенно непригодными. Ни чис тый кислород, ни перекись водорода, ни азот ная кислота — ничто не сумеет вызвать даже малейшего окисления «вечных» масел. Значит, двигатели завтрашних машин не понадобится открывать — их станут делать закрытыми на-
17
уЛ
всегда. Система охлаждения, заполненная жид кими фтороуглеродами, не испугается никакой ржавчины.
А какими идеальными станут пожарные ма шины! Они будут врываться в горящую тайгу, валить на ходу пылающие деревья и давить
18
пламя гусеницами, заливая огненные языки пенящимися фтороуглеродами — огнегасителями.
Чудесные превращения произойдут и с ши нами. Покрышки из фтороуглеродных эласто меров окажутся не менее долговечными, чем сами автомобили. Им не опасны медленное окисление и солнечные лучи. Они обладают та ким незаменимым качеством, как бензостой кость и маслостойкость. Им под силу любые дороги. Почти не истираемые, они не страшат ся ни гвоздей, ни битого стекла.
На таком автомобиле не страшно будет от правиться в любое путешествие: в пески Са хары или к Южному полюсу. Действительно, при температуре ниже —80°, которая была за регистрирована в Антарктиде, обычная резина становится хрупкой, как стекло, и ломкой, а фтороуглеродный эластомер, над которым се годня работают ученые, видимо, не потеряет своих свойств даже при температуре, близкой к абсолютному нулю.
СОВЕТСКИЕ ФТОРОПЛАСТЫ
Пластические массы, изготовленные на ос нове фторозамещенных веществ, впервые по явились в середине 40-х годов. Однако орга низация производства фторопластов была со пряжена со значительными трудностями тех нического характера. Поэтому-то фторопласты выпускаются пока еще в немногих странах.
СССР, США, Англия, Италия, ФРГ, Франция, Чехословакия — вот их полный список.
2 |
19 |
В Советском Союзе производство фторо пласта-4 началось в 1949 г., а фторопла ста-3— в 1951 г. В организации этих произ водств главная заслуга принадлежит лабора тории фторопластов Ленинградского научноисследовательского института полимеризационных пластмасс под руководством Л. В. Черешкевича.
Фторопласт-4 — это полимер на основе тетрафторэтилена; последний представляет со бой этилен, в котором все водородные атомы заменены фтором. Фторопласт-4 в необрабо танном виде — рыхлый волокнистый порошок, немного напоминающий только что выпавший снег. Однако эта волокнистая масса легко уп лотняется. Специальный пресс при обычной температуре превращает рыхлый порошок в прочные, слегка поблескивающие таблетки. Таблетки являются полуфабрикатом. Для из готовления изделий таблетки загружают в пе чи, где они спекаются в плотную однородную массу.
Если из этого материала изготовить обра зец и испытать его на механическую прочность, то здесь-то и проявляется одно из замечатель нейших свойств фторопластов. Исчезает хруп кость. Под действием ударных нагрузок сло мать образец не удается, он только изгибается.
Попробуем подействовать на фторопласт низкими температурами. Все ниже и ниже па дает температура, а хрупкость не наступает. Каучук уже давно превратился в твердое, негнущееся тело, а фторопласт ведет себя попрежнему. Резиновый шланг, брошенный на пол, разлетается на мелкие части, точно стек-
20
лянный, а фторопласт совершенно не меняет своих свойств!
Наконец возьмем жидкий гелий. Его тем пература (—269,3°) всего на 4° выше абсолют ного нуля. Но и здесь неуязвимый материал вышел победителем. Оказывается, можно при менять фторопластовые сосуды для хранения того же жидкого гелия.
Не удалось победить фторопласт-4 холо дом, попробуем жарой. Но и здесь победа оста лась за химиками. Изделия из фторопласта не теряли своих свойств даже при температуре
260°. О т —269,3 до +260° — таков интервал температур, в котором может быть использо ван фторопласт-4.
Сравните его с любой другой пластмассой (кроме кремнийорганической). При темпера туре выше 100°, а иногда ниже она уже непри годна для эксплуатации.
Перед фторопластами здесь открываются широкие перспективы. Их с радостью встретят в авиации, где, кроме хороших температурных характеристик, требуются и такие качества, как защита от действия влаги, масла, незначи тельный вес и высокая прочность.
Но самым удивительным свойством фторо пласта-4 является, конечно, его исключитель ная химическая стойкость. Здесь у него нет со перников ни среди природных материалов, ни среди творений человеческих рук. Золото и платина, стекло и фарфор, эмали и качествен ные нержавеющие стали — все они далеко ус
тупают фторопласту. Наиболее |
агрессивные |
химические вещества — крепкие и |
разбавлен |
ные кислоты, концентрированные растворы ще-
Е Парнов |
21 |