ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
АВТОМАТУ
Гі. В. ПАУКОВ, О. А. ШГ1ЕХТ
ОТ СТАНКОВ-АВТОМАТОВ К ЗАВОДУ-АВТОМАТУ
ТАМБОВСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
1 9 Г, 2
П 21
B i Пауков Петр Васильевич, Шпехт Олег ЛДа*<*д*.;,. ,
ОТ СТАНКОВ-АВТОМАТОВ К ЗАВОДУ-АВТОМАТУ. i-Oib Тамбов, Книжное изд-во, 1962.
40 с.
k& b
!Ш 0
ß 1065 году завод «Автотрактородеталь» станет пер вым в Тамбовской области крупным машиностроитель ным предприятием, где производство будет полностью автоматизировано. Уже теперь на заводе действуют де сятки автоматических линий. Здесь накоплен большой опыт по созданию новых автоматических станков и аг
регатов: |
ведь |
техническое перевооружение ведется в ос |
новном |
силами |
предприятия. Поэтому брошюра пред |
ставляет несомненный интерес для инженерно-техниче ских работников и рабочих-рационализа\оров многих промышленных предприятий.
Авторы брошюры, сами принимающие непосредствен ное участие в создании нового оборудования, стреми лись осветить наиболее важные вопросы автоматизации,
с которыми приходится сталкиваться производственни кам.
|
Редактор |
С. |
Г. |
К о р н е е в |
|
|||||
Х удожественный редактор |
Г. |
В. |
Д е р г а ч е и к о |
|||||||
|
Обложка |
|
худож ника Л. |
К о н о п л е в а |
|
|||||
|
Технический редактор Ь. Н. |
П о п о н |
|
|||||||
|
Корректор |
А. |
М. |
Б у р м и с т р о в а |
|
|||||
Сдано |
в набор |
29 |
м арта |
1962 |
г. |
Подписано к |
печати |
|||
В м ая |
1962 г. |
Ф ормат |
бумаги |
7 0 у 108/32. |
Печ. л. |
|||||
1.75. Уч.-нзд. |
л. |
1.85. |
Тираж |
1 000 экз. |
НЛ00318. |
|||||
Изд. .V« 419. |
|
З ак аз тип. № |
3096. Цена 6 коп. |
|||||||
|
Тамбовское |
книж ное |
издательство, |
|
||||||
|
|
г. Тамбов, Советская, 118. |
|
|||||||
|
Типография |
«П ролетарский |
снеточ», |
|
||||||
|
|
г. |
Тамбов. |
С оветская, |
118. |
|
Автоматизация и комплексная механизация
служат материальной основой для постепен |
|
ного перерастания социалистического |
труда |
в труд коммунистический. Технический |
про |
гресс значительно повысит требования к культуре производства, к специальной и об щеобразовательной подготовке всех трудя щихся. Развитие новой техники будет ис пользовано для коренного улучшения и облег чения условий труда советского человека, сокращения рабочего дня, благоустройства быта, ликвидации тяжелого физического тру да, а затем и всякого неквалифицированного труда.
(Из Программы КПСС).
ВВЕДЕНИЕ
Автоматическая система машин еще недавно представ лялась как дело отдаленного будущего, а теперь это тех ника наших дней. Она позволяет более правильно вести производственные процессы, значительно сократить цикл изготовления продукции, ііри этом снижается расход энергии, сокращается численность обслуживающего пер сонала, уменьшается брак и другие потери, улучшается качество продукции и снижается ее себестоимость, а глав ное, резко повышается производительность труда. Наибо лее короткий путь к созданию высокорентабельных про изводств лежит через автоматизацию и механизацию про изводственных процессов.
Завод «Автотрактородеталь» по праву считается самым передовым в Тамбовской области по уровню автоматиза-
3
ции производства. Отличительной чертой технического прогресса на этом предприятии является то, что в абсо лютном большинстве все станки-автоматы и автоматиче ские линии спроектированы и изготовлены здесь же, на заводе. Многие конструкции и приспособления, созданные творческим коллективом «Автотрактородетали», оригиналь ны по замыслу 'и надежны в работе.
Стремясь внести достойный вклад в претворение в жизнь грандиозных планов построения коммунизма в
СССР, трудящиеся завода с каждым месяцем наращивают темпы комплексной автоматизации производства. На «Автотрактородетали» работа по автоматизации ведется уже не первый год. Коллективом накоплен большой и цен
ный опыт. |
|
о |
том, как |
В этой брошюре коротко рассказывается |
|||
именно организована работа по автоматизации |
завода, |
||
описывается принцип |
действия наиболее |
интересных |
|
(с точки зрения авторов) |
станков и агрегатов, |
освещаются |
вопросы эксплуатации автоматических линий и подготов ки кадров наладчиков.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО— ПЛАНОМЕРНОСТЬ
На протяжении ряда лет коллективом завода «Авточрактородеталь» проводилась большая работа по внедре нию быстродействующих пневматических приспособлений, многопозиционных мерительных приборов, создавались поточные линии, совершенствовались технологические про цессы. Но строгой плановости в этом деле не было. В ос новном его вели энтузиасты-рационализаторы и работни ки технического отдела, когда выпадало свободное время.
Жизнь требовала направить эту работу в плановое русло, создать постоянный орган, который бы повседнев но занимался вопросами автоматизации и комплексной механизации производственных процессов, модернизацией оборудования. И в конце 1958 года на заводе был создан
4
отдел механизации и автоматизации. Перед новым отде лом были поставлены следующие задачи:
вести конструкторскую разработку и проектирование новых специальных станков дляпроизводства основной продукции завода;
разрабатывать чертежи нестандартного оборудования, руководить модернизацией и автоматизацией устаревшего оборудования;
руководить комплексной механизацией трудоемких и тяжелых процессов;
решать вопросы, связанные с реконструкцией отдель ных цехов, и оказывать помощь рационализаторам и изобретателям по разработке технически сложных пред ложений.
Для воплощения «в металле» всех разработок нового отдела в инструментальном цехе были созданы две груп пы. Одна из них занимается вопросами станкостроения, в ее составе опытные слесари и электрики. Вторая творче ская группа создана на общественных началах, в ее со ставе инженерно-технические работники инструменталь ного цеха, лучшие рабочие и рационализаторы.
В ремонтном цехе также были созданы три специаль ные бригады: по модернизации оборудования, по меха низации тяжелых и трудоемких процессов, по нестандарт ному оборудованию.
Такая структура дала возможность теснее связать в творческой работе конструкторов с исполнителями, нахо дить быстрые и правильные решения всех возникающих вопросов.
Занимаясь механизацией и автоматизацией производ ства, завод с 1957 года поддерживает связь с рядом науч но-исследовательских институтов, особенно с Научно-ис следовательским институтом тракторного и сельскохозяй ственного машиностроения, совместно с которым проводятся
іработы |
по |
автоматизации |
технологических |
процессов |
и созданию |
специального |
оборудования для |
автома |
|
тических |
линий обработки |
вкладышей. Труды |
этого ин |
5
ститута отдел механизации и автоматизации использует также при самостоятельной разработке новых станков. Кроме того, установлен тесный контакт с ведущими авто
мобильными и тракторными заводами. |
|
новые |
|||||
Но мало только |
спроектировать и изготовить |
||||||
автоматы, |
очень много труда |
требуется |
при доводке и |
||||
внедрении |
станков |
в производство. |
|
|
что |
||
В практике |
нашего завода |
часто наблюдалось, |
|||||
очередное |
автоматическое приспособление |
или |
станок |
||||
разрабатывались |
и |
изготовлялись довольно быстро, |
а |
внедрялись в производство недопустимо медленно из-за того, что требовалась доводка нового оборудования. Ин женерно-техническому персоналу в- цехах, загруженному повседневной текущей работой, заниматься этим просто
.некогда, а в результате внедрение новой техники длилось
многие месяцы.
Поэтому-то и было решено создать бюро наладок. В его состав вошли опытные наладчики, слесари, мастера. Возглавил бюро механик Сергей Григорьевич Сухих.
В обязанности бюро наладок входит доводка и отлад ка непосредственно в цехах нового оборудования, проек тируемого и изготовляемого нашим заводом, а также оборудования, получаемого от станкостроительных заво дов. На это бюро возложено и обучение цеховых налад чиков и рабочих но обслуживанию новых станков.
Работники бюро отлаживают станки, доводят до за данной техническим проектом производительности и сдают в эксплуатацию цеху. Сдача станков происходит с уча стием работников отдела технического контроля. Таким ■образом, создана замкнутая цепь но проектированию, из готовлению, налаживанию и сдаче в эксплуатацию обо рудования: отдел механизации-—бригада станкостроелия — бюро наладок — цех.
На крупных предприятиях имеются экспериментальные дехи, лаборатории и отделы. У нас на заводе такой воз
можности |
нет, и всеми экспериментальными работами за |
нимаются |
сами создатели конструкций — технологи и |
6
конструкторы. При создании автоматического оборудова ния и автоматических линий эксперимент имеет большое значение, поскольку позволяет наглядно убедиться в пра вильности выбранной конструкции. Вот пример.
До .того, как у нас была создана гамма автоматиче ских станков для обработки поршней и вкладышей, обра ботка этих деталей велась на универсальном оборудовании. Расточка базового пояска выполнялась на токарно револьверном станке 1К36. На шпиндель станка наверты вался патрон с тремя специально изготовленными кулачка ми, деталь крепилась в нем. Державка с резцами уста навливалась в револьверной головке. Чтобы снять обработанный поршень, шпиндель станка необходимо было останавливать. Й так каждый раз при установке и съеме очередной детали. Следовательно, главной задачей при конструировании станка-автомата для этой операции было добиться беспрерывного вращения шпинделя с рез цовой оправкой. Ведь частые остановы и включения отри цательно сказываются на электрооборудовании из-за большого пускового момента. Необходимо также было упро стить электросхему и системы автоматики загрузки и вы грузки деталей. Инженеры, которым было поручено решить этот вопрос, разработали специальную оправку,'позволяю щую вести расточку базы у неподвижной детали. Все нашли решение удачным. Однако после изготовления опытного образца конструкцию оправки пришлось сущест венно доработать. Как видно из сказанного, эксперимент явился основным «пробным камнем». Но зато и создан ный станок-автомат работает отлично.
Хочется подчеркнуть, что для успеха эксперименталь ных работ необходима строгая планомерность их прове дения. Перед проведением каких-либо экспериментов тех нический отдел завода разрабатывает методику и график работ, устанавливая сроки, которые обсуждаются на тех ническом совете при главном инженере завода. А для ведения эксперимента распоряжением главного инженера выделяется группа инженеров и техников, возглавляемая
7
кем-либо из работников технического отдела. По выпол нении заданного объема работ руководитель группы со ставляет подробный отчет и докладывает о результатах техническому совету.
ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
При модернизации металлорежущего оборудования для массового и крупносерийного производства, когда требуется автоматизировать рабочий процесс, необходимо правильно выбрать конструкцию механизма подачи стан ка. Вопросы автоматизации главного движения станка — пуска, остановки, реверсирования шпинделя— легко ре шаются путем применения индивидуального электрическо го привода и простейшей аппаратуры управления. Другое дело — механизмы подач. Здесь требуется сложный комп лекс движений: быстрый подвод, одна или несколько ра бочих подач, быстрый отвод в исходное положение.
При небольшой длине хода рабочего органа хороший эффект дают механические устройства с копировальными барабанами или плоскими кулачками. При большой сум марной длине движений современное станкостроение чаще всего использует гидравлические устройства. Однако кон струкция и изготовление таких механизмов довольно сложны. Попытки же применения электромеханических, пневматических и других чисто механических систем удовлетворительных результатов не дают.
Впоследние годы возникла идея создания пневмогидравлического механизма подач. Сейчас этот способ нашел широкое применение на нашем заводе как при модерни зации действующего оборудования, так и при создании новых станков-автоматов.
Вчем основной принцип пневмогидравлических подач? На рис. 1 изображена одна из простейших схем меха
низма пневмогидравлической подачи. 1 — пневматический цилиндр, 2 — гидравлический цилиндр, заполненный мас лом. Обе половины гидроцилиндра связаны между собой
8
|
трубопроводом 3 и об |
|||
|
разуют |
замкнутую си |
||
|
стему. |
В |
трубопровод |
|
|
включены |
дроссель |
||
|
4 и обратный клапан 5. |
|||
|
Когда в полость «а» |
|||
|
воздушного цилиндра |
|||
|
через воздушный |
кран |
||
|
впускают |
сжатый |
воз |
|
|
дух, |
то |
связанные |
|
|
между |
собой поршни |
||
|
обоих |
цилиндров |
при |
|
|
дут в движение, и из |
|||
|
полости «г» гидравли |
|||
низма пневмогидравлической подачи. |
ческого цилиндра |
мас |
||
ло будет перетекать по |
||||
|
трубопроводу |
через |
дроссель в полость «в». Таким образом осуществляется ра бочая скорость. Если же сжатый воздух впустить в полость «б», шток гидроцилнндра переместится справа налево, под давлением масла открывается обратный клапан, и мас ло быстро перекачивается в полость «г». Получается уско ренный обратный ход.
Пневмогидравлика — простое и надежное средство ре шения многих задач при проектировании современных машин-автоматов и полуавтоматов, а также при модернизании действующего оборудования, так как позволяет создавать высокотехнологичные, недорогие конструкции надежно работающих механизмов.
На рис. 2 приведена пневмогидравлическая система, примененная при обработке базового пояса поршня ЗИЛ-5 на станке 1К36. В данном случае одновременно с переме щением суппорта автоматизирован и зажим детали з патроне.
Помимо простых схем пневмогидравлики, на нашем заводе осуществлены и более сложные. Благодаря им удалось создать новые станки-автоматы, у которых как
9