Файл: Крылов П.И. Техника безопасности при очистке, изоляции и опускании трубопроводов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
Механизмы, прибывающие на стройку после ремонта или новые — от завода-изготовителя, должны подвергаться предварительной про верке или испытанию, о чем следует составить акты с указанием фамилий лиц, ответственных за эксплуатацию машин.
При эксплуатации отдельных машин и ме ханизмов необходимо знать и соблюдать требо вания, изложенные в специальных инструк циях по безопасности работы на н и х ..
Все открытые движущиеся части (цепные передачи, валы и т. п.) очистных и изоляцион ных машин и трубоукладчиков следует огра ждать предохранительными кожухами.
Спецодежда машинистов должна быть ис правной, не загрязненной горючими вещест вами. Известны случаи, когда во время куре ния или, приближения к открытому огню одеж да, загрязненная бензином, керосином и дру гими горючими веществами, вспыхивала, и рабочие получали ожоги. Из этих же сообра жений нельзя стирать одежду в бензине.
Изолировщики, работающие с горячими изо ляционными материалами, во избежание ожо гов и загрязнения тела должны также пользо ваться исправной спецодеждой (брезентовые куртки и брюки на выпуск, кожаные ботинки, брезентовые рукавицы с подкладкой). При об матывании трубопроводов бризолом, гидроизо лом и крафт-бумагой следует носить рукавицы с крагами и защитные очки с простыми стеклами. Спецодежду нужно стирать по мере надобно сти.
Во избежание желудочно-кишечных заболе ваний из-за пользования случайными водными источниками необходимо работников строи тельных колонн бесперебойно обеспечивать ки-
10
иячеяой остуженной водой, которую следует хранить в закрытых на замок бачках. Можно также снабжать питьевой водопроводной гази рованной водой, приготовленной в сатуратор ных установках.
Каждая колонна должна быть снабжена ап течкой с набором необходимых медикамен тов.
В пунктах сбора людей (столовые, комнаты отдыха и т. п.) следует вывешивать правила, плакаты и инструкции по технике безопасно сти, а также наставления по оказанию первой помощи.
Площадку для расположения стана механи зированной колонны по возможности нужно выбирать ближе к участку работ. Площадка должна иметь ровный рельеф и достаточные размеры, удобные подъезды к ней и к месту работ. Желательно, чтобы площадка была за щищена от ветра, особенно в зимнее время.
Перевозить рабочих к месту работ и обратно в жилые городки можно только в автобусах или специально оборудованных грузовых ав томобилях, в соответствии с правилами движе ния, утвержденными ГАИ . Нельзя перево зить людей на автогудронаторах, самосвалах и т. д. Несоблюдение этого может привести к несчастным случаям. Так, например, в одной из механизированных колонн людей перево зили на трубоукладчике. В пути от толчка на ухабе сидящий на лебедке рабочий ударился о стрелу крана. Машинист крана-трубоуклад чика в данном случае нарушил правила без опасности, которыми запрещается перевозка людей на механизмах.
Запуск двигателей машин пусковой рукоят кой неопытными лицами не допускается, так
И
как может вызвать травмирование при обрат ном ударе рукояткой.
При перегреве двигателя следует приступать к запуску только после охлаждения его.
Во избежание ожога крышку наливной горловины радиатора необходимо открывать только в рукавицах, при этом нельзя стоять против ветра.
При запуске дизеля Д-54 не рекомендуется наматывать пусковой шнур на руку, так как вместе с ним может быть затянута рука на вал пускового двигателя.
При работах на открытом воздухе при низ ких температурах назначаются перерывы на обогревание рабочих. Периоды и продол жительность этих перерывов устанавливают областные (краевые) Советы депутатов трудя щихся.
II. ОЧИ СТКА И ПРАЙМ ИРОВАНИЕ ТРУБОПРОВОДА
Очистка трубопровода
Самоходные очистные машины, предназна ченные для очистки наружных поверхностей трубопроводов, применяются разных марок в зависимости от диаметра трубопроводов.
Очистная машина насаживается на трубопро вод посредством рамы, которая является осно ванием машины. Для безопасной насадки очи стной машины применяется специальный по садочный конус, укрепляемый на конце трубо провода (рис. 1). Для насадки на трубопровод очистную машину поднимают и перемещают на стропах трубоукладчиком.
При установке очистных машин на трубопро вод без применения установочного конуса были
12
случаи травмирования пальцев рук во время ручной центровки и ушибы рабочих ударами поднятой на стреле трубоукладчика машины при торможении подъемной лебедки.
Рис. 1. Конус для
насадки очистных и изоляционных машин на трубо провод.
а — общий вид; б —
продольный разрез конуса.
6
Для свободной надвижки на трубопровод внутренний диаметр конуса делают больше наружного диаметра трубопровода на 5—10 мм.
При регулировке узлов машины на трубо проводе чаще всего травмируют пальцы рук. Это происходит, во-первых, из-за незнания или
несоблюдения правил регулировки, во-вторых, из-за отсутствия согласованности в действиях между машинистом и слесарем на очистной машине и машинистом крана-трубоукладчика. Так, например, при регулировке нажимных устройств очистного инструмента очистной машины марки ОМЛ-4 слесарь получил травму пальцев правой руки- из-за того, что машинист неправильно воспринял поданный слесарем сигнал.
Очистную машину устанавливают на трубо проводе слегка в наклонном положении в сто рону опорного колеса, чем достигается ее боль шая устойчивость и снижается опасность опро кидывания в сторону траншеи.
Высота подъема трубопровода должна быть минимальной, необходимой лишь для прохода очистных машин, и не более 1,0 м от нижней образующей трубы до поверхности земли.
Для предохранения рабочих от выделяю щейся пыли при работе очистной машины необходимо пользоваться противопылевыми рес пираторами или, как исключение, марлевыми повязками. Для защиты глаз следует приме нять предохранительные защитные очки с про стыми стеклами.
Для осмотра качества очистки нижней поверх ности трубопровода следует пользоваться зерка лом в металлической оправе с изогнутой рукоят кой, которое входит в инвентарь бригады.
Как указывалось ранее, тормозные устрой ства трубоукладчика в гололед (сырую догоду) не всегда обеспечивают надежное торможение лебедки. Поэтому при любых работах, в том числе и при контроле качества очистки, рабо чим запрещено находиться под поднятым тру бопроводом.
U
Был случай, когда лаборант проверял каче ство очистки, находясь под трубой; при слу чайном рывке трубопровода он получил удар
вплечо.
Для безопасного подъема на площадку очист
ной машины и спуска с нее устраивают лест ницы с перилами.
Во время работы очистной машины не сле дует находиться вблизи ее ввиду большой загрязненности воздушной среды пылью, об разующейся при очистке трубопровода. Не следует находиться между трубопроводом, ко торый поднят трубоукладчиком, и траншеей из-за опасности быть сбитым в траншею.
Для иллюстрации травматизма на очистных машинах приведем некоторые характерные слу чаи, происшедшие на строительстве трубопро водов:
1) машинист очистной машины в нарушение правил безопасности регулировал ротор на ходу, находясь на трубопроводе впереди дви
жущейся |
машины; |
потеряв |
равновесие, он |
||
упалмми получил тяжелую травму; |
диаметром |
||||
2) |
при |
очистке |
трубопровода |
||
325 |
машинист прыгнул на |
ходу |
на трубо |
провод, чтобы перейти на площадку работаю щей очистной машины марки С-238; в момент подъема на площадку ступня ноги машиниста попала под ходовое Колесо очистной машины;
3)машинист очистной машины работал в рва ных брюках, свисающие концы которых были затянуты неогражденной цепной передачей;
4)при работе очистной машины опорное колесо попало в яму, оставшуюся не засыпанной при планировке; машинист пытался поднять колесо из ямы, в это время идущий вслед трубоукладчик наехал гусеницей на правую
15
ступню ноги машиниста. В данном случае было нарушено несколько требований техники безопасности:
а) недостаточная планировка полосы вдоль трубопровода;
5 |
7 |
3 |
1 |
7 |
6 |
Рис. 2. Схемы расположения машин (звеньев) по очи стке трубопроводов в изоляционно-укладочной колонне.
1 — трубопровод; 2 — трубоукладчик Т-20-40; з — очистная машина ОМЛ-12; 4 — очистная машина ОМЛ-4; 5 — верх тран шеи; е — дно траншеи; 7 — трубоукладчик Т-І5-30.)б
б) машинист поднимал опорное колесо очист ной машины во время ее работы;
в) машинист крана-трубоукладчика проявил невнимание при движении своей машины.
Для иллюстрации процесса очистки трубо провода приводится технологическая схема рас-
16
Положения механизмов звена но очистке труб в изоляционно-укладочной колонне (рис. 2). Из этой схемы видно, что звено на очистке и грунтовке трубопровода выполняет работу двумя, тремя, а иногда четырьмя трубоукладчи ками и одной или двумя очистными машинами.
Нанесение праймера
Праймер представляет смесь расплавленного битума с бензином. Работающие на пригото влении и нанесении праймера подвергаются воздействию концентрированных паров бен зина. При работе с праймером необходимо со блюдать все требования безопасности при об ращении с легко воспламеняющимися вещест вами.
Праймер приготовляют путем растворения
вбензине битума марки Б Н -ІѴ . Соотношение битума и бензина должно быть соответствен но — 1 : 3 по объему или 1 : 2,5 по весу. При поточном методе, когда изоляционная машина идет вслед за очистной, праймер приготовляется
всоотношении 1 : 2 по весу.
Для безопасного приготовления праймера рекомендуется готовить его в праймеросмесителях (рис. 3) в следующем порядке. Битум при температуре не выше +100° С 12вливают в праймеросмеситель, наполненный бензином, где Компоненты перемешиваются вращением лопастного вала.
1 П р и м е ч а н и е . Правилами техники безопас ности при строительстве магистральных стальных тру бопроводов предусматривается вливать в праймеро смеситель битум, подогретый до температуры 70° С; однако практически такая температура оказалась недостаточной, так как не происходит полного пере мешивания битума с бензином.
2 Заказ 765,ѵ / ч н '-Т к |
17 |
|
2050 ---------------- |
I-«---------------------------- |
moo |
2*
Запрещается вливать бензин в горячий би тум во избежание воспламенения паров бен зина.
Приготовлять праймер как весьма огнеопас ный материал следует на расстоянии не менее 100 м от открытых источников огня.
Курить в местах приготовления праймера запрещается.
На трассе произошел такой случай. Фу файка изолировщика была загрязнена прай мером. Не обращая на это внимания, изолиров щик стал зажигать спичкой папиросу. Фу файка вспыхнула, в результате он получил ожоги тела.
Как правило, праймер доставляют к месту работ в готовом виде.
Праймер и бензин следует хранить и транспор тировать в герметически закрытых емкостях — сосудах.
Запрещается применять этилированный бен зин в качестве растворителя для приготовле ния праймера (из-за высокой токсичности его).
Механизированным путем праймер нано сят на поверхность трубопровода волосяными или другими щетками или специальными по лотенцами, смонтированными на очистной ма шине, Которыми праймер, поступающий через отверстия сопла, равномерно наносится на по верхность трубопровода.
При ручном приготовлении и нанесении праймера, особенно при работе в стесненных условиях (в траншеях), одежда загрязняется легковоспламеняющимися веществами, а воз дух насыщается парами бензина и битума. Этим создаются опасные условия труда.
Во избежание отравления парами бензина при праймировании ручным способом рабочий
20
должен располагаться с наветренной стороны. При работе в отдельных котлованах и на дне глубоких и узких траншей работы с примене нием праймера должны выполнять не менее чем двое рабочих, чтобы они могли поочередно сменять друг друга. При этом работающий с праймером должен быть снабжен предохра нительным поясом с веревкой, другой конец которой должен находиться в руках у рабочего вне траншеи, последний следит за состоянием работающего и в случае необходимости оказы вает ему помощь при подъеме из траншеи.
Необходимо соблюдать меры безопасности при сушке поверхности трубопровода перед праймированием. Осенью, зимой и весной, когда поверхность трубопровода покрывается влагой, инеем, или частично обледеневает, воз никает необходимость искусственной сушки трубопровода.
С точки зрения техники безопасности наи более целесообразно применять для сушки спе циальные передвижные сушильные печи. Иног да трубопроводы сушатся самими очистными машинами. За два или три прохода двух очист ных машин трубопровод нагревается до +60° С , при этом влага с его поверхности испаряется. Однако часто в трассовых условиях применяют другие опасные способы сушки. Например, допускают сушку путем смачивания поверхно сти трубопровода бензином и поджиганием или путем сжигания солярового масла в специаль ных жаровнях под трубопроводом.
Оба эти способа очень опасны.
Был случай, когда сушили трубопровод, обливая его поверхность бензином. На горя щую поверхность трубопровода рабочий допол нительно лил бензин из ведра. Бензин вспыхнул,
21