Файл: Крылов П.И. Техника безопасности при очистке, изоляции и опускании трубопроводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Механизмы, прибывающие на стройку после ремонта или новые — от завода-изготовителя, должны подвергаться предварительной про­ верке или испытанию, о чем следует составить акты с указанием фамилий лиц, ответственных за эксплуатацию машин.

При эксплуатации отдельных машин и ме­ ханизмов необходимо знать и соблюдать требо­ вания, изложенные в специальных инструк­ циях по безопасности работы на н и х ..

Все открытые движущиеся части (цепные передачи, валы и т. п.) очистных и изоляцион­ ных машин и трубоукладчиков следует огра­ ждать предохранительными кожухами.

Спецодежда машинистов должна быть ис­ правной, не загрязненной горючими вещест­ вами. Известны случаи, когда во время куре­ ния или, приближения к открытому огню одеж­ да, загрязненная бензином, керосином и дру­ гими горючими веществами, вспыхивала, и рабочие получали ожоги. Из этих же сообра­ жений нельзя стирать одежду в бензине.

Изолировщики, работающие с горячими изо­ ляционными материалами, во избежание ожо­ гов и загрязнения тела должны также пользо­ ваться исправной спецодеждой (брезентовые куртки и брюки на выпуск, кожаные ботинки, брезентовые рукавицы с подкладкой). При об­ матывании трубопроводов бризолом, гидроизо­ лом и крафт-бумагой следует носить рукавицы с крагами и защитные очки с простыми стеклами. Спецодежду нужно стирать по мере надобно­ сти.

Во избежание желудочно-кишечных заболе­ ваний из-за пользования случайными водными источниками необходимо работников строи­ тельных колонн бесперебойно обеспечивать ки-

10

иячеяой остуженной водой, которую следует хранить в закрытых на замок бачках. Можно также снабжать питьевой водопроводной гази­ рованной водой, приготовленной в сатуратор­ ных установках.

Каждая колонна должна быть снабжена ап­ течкой с набором необходимых медикамен­ тов.

В пунктах сбора людей (столовые, комнаты отдыха и т. п.) следует вывешивать правила, плакаты и инструкции по технике безопасно­ сти, а также наставления по оказанию первой помощи.

Площадку для расположения стана механи­ зированной колонны по возможности нужно выбирать ближе к участку работ. Площадка должна иметь ровный рельеф и достаточные размеры, удобные подъезды к ней и к месту работ. Желательно, чтобы площадка была за­ щищена от ветра, особенно в зимнее время.

Перевозить рабочих к месту работ и обратно в жилые городки можно только в автобусах или специально оборудованных грузовых ав­ томобилях, в соответствии с правилами движе­ ния, утвержденными ГАИ . Нельзя перево­ зить людей на автогудронаторах, самосвалах и т. д. Несоблюдение этого может привести к несчастным случаям. Так, например, в одной из механизированных колонн людей перево­ зили на трубоукладчике. В пути от толчка на ухабе сидящий на лебедке рабочий ударился о стрелу крана. Машинист крана-трубоуклад­ чика в данном случае нарушил правила без­ опасности, которыми запрещается перевозка людей на механизмах.

Запуск двигателей машин пусковой рукоят­ кой неопытными лицами не допускается, так

И


как может вызвать травмирование при обрат­ ном ударе рукояткой.

При перегреве двигателя следует приступать к запуску только после охлаждения его.

Во избежание ожога крышку наливной горловины радиатора необходимо открывать только в рукавицах, при этом нельзя стоять против ветра.

При запуске дизеля Д-54 не рекомендуется наматывать пусковой шнур на руку, так как вместе с ним может быть затянута рука на вал пускового двигателя.

При работах на открытом воздухе при низ­ ких температурах назначаются перерывы на обогревание рабочих. Периоды и продол­ жительность этих перерывов устанавливают областные (краевые) Советы депутатов трудя­ щихся.

II. ОЧИ СТКА И ПРАЙМ ИРОВАНИЕ ТРУБОПРОВОДА

Очистка трубопровода

Самоходные очистные машины, предназна­ ченные для очистки наружных поверхностей трубопроводов, применяются разных марок в зависимости от диаметра трубопроводов.

Очистная машина насаживается на трубопро­ вод посредством рамы, которая является осно­ ванием машины. Для безопасной насадки очи­ стной машины применяется специальный по­ садочный конус, укрепляемый на конце трубо­ провода (рис. 1). Для насадки на трубопровод очистную машину поднимают и перемещают на стропах трубоукладчиком.

При установке очистных машин на трубопро­ вод без применения установочного конуса были

12

случаи травмирования пальцев рук во время ручной центровки и ушибы рабочих ударами поднятой на стреле трубоукладчика машины при торможении подъемной лебедки.

Рис. 1. Конус для

насадки очистных и изоляционных машин на трубо­ провод.

а — общий вид; б —

продольный разрез конуса.

6

Для свободной надвижки на трубопровод внутренний диаметр конуса делают больше наружного диаметра трубопровода на 5—10 мм.

При регулировке узлов машины на трубо­ проводе чаще всего травмируют пальцы рук. Это происходит, во-первых, из-за незнания или

несоблюдения правил регулировки, во-вторых, из-за отсутствия согласованности в действиях между машинистом и слесарем на очистной машине и машинистом крана-трубоукладчика. Так, например, при регулировке нажимных устройств очистного инструмента очистной машины марки ОМЛ-4 слесарь получил травму пальцев правой руки- из-за того, что машинист неправильно воспринял поданный слесарем сигнал.

Очистную машину устанавливают на трубо­ проводе слегка в наклонном положении в сто­ рону опорного колеса, чем достигается ее боль­ шая устойчивость и снижается опасность опро­ кидывания в сторону траншеи.

Высота подъема трубопровода должна быть минимальной, необходимой лишь для прохода очистных машин, и не более 1,0 м от нижней образующей трубы до поверхности земли.

Для предохранения рабочих от выделяю­ щейся пыли при работе очистной машины необходимо пользоваться противопылевыми рес­ пираторами или, как исключение, марлевыми повязками. Для защиты глаз следует приме­ нять предохранительные защитные очки с про­ стыми стеклами.

Для осмотра качества очистки нижней поверх­ ности трубопровода следует пользоваться зерка­ лом в металлической оправе с изогнутой рукоят­ кой, которое входит в инвентарь бригады.

Как указывалось ранее, тормозные устрой­ ства трубоукладчика в гололед (сырую догоду) не всегда обеспечивают надежное торможение лебедки. Поэтому при любых работах, в том числе и при контроле качества очистки, рабо­ чим запрещено находиться под поднятым тру­ бопроводом.

U


Был случай, когда лаборант проверял каче­ ство очистки, находясь под трубой; при слу­ чайном рывке трубопровода он получил удар

вплечо.

Для безопасного подъема на площадку очист­

ной машины и спуска с нее устраивают лест­ ницы с перилами.

Во время работы очистной машины не сле­ дует находиться вблизи ее ввиду большой загрязненности воздушной среды пылью, об­ разующейся при очистке трубопровода. Не следует находиться между трубопроводом, ко­ торый поднят трубоукладчиком, и траншеей из-за опасности быть сбитым в траншею.

Для иллюстрации травматизма на очистных машинах приведем некоторые характерные слу­ чаи, происшедшие на строительстве трубопро­ водов:

1) машинист очистной машины в нарушение правил безопасности регулировал ротор на ходу, находясь на трубопроводе впереди дви­

жущейся

машины;

потеряв

равновесие, он

упалмми получил тяжелую травму;

диаметром

2)

при

очистке

трубопровода

325

машинист прыгнул на

ходу

на трубо­

провод, чтобы перейти на площадку работаю­ щей очистной машины марки С-238; в момент подъема на площадку ступня ноги машиниста попала под ходовое Колесо очистной машины;

3)машинист очистной машины работал в рва­ ных брюках, свисающие концы которых были затянуты неогражденной цепной передачей;

4)при работе очистной машины опорное колесо попало в яму, оставшуюся не засыпанной при планировке; машинист пытался поднять колесо из ямы, в это время идущий вслед трубоукладчик наехал гусеницей на правую

15

ступню ноги машиниста. В данном случае было нарушено несколько требований техники безопасности:

а) недостаточная планировка полосы вдоль трубопровода;

5

7

3

1

7

6

Рис. 2. Схемы расположения машин (звеньев) по очи­ стке трубопроводов в изоляционно-укладочной колонне.

1 — трубопровод; 2 — трубоукладчик Т-20-40; з — очистная машина ОМЛ-12; 4 — очистная машина ОМЛ-4; 5 — верх тран­ шеи; е — дно траншеи; 7 — трубоукладчик Т-І5-30.)б

б) машинист поднимал опорное колесо очист­ ной машины во время ее работы;

в) машинист крана-трубоукладчика проявил невнимание при движении своей машины.

Для иллюстрации процесса очистки трубо­ провода приводится технологическая схема рас-

16


Положения механизмов звена но очистке труб в изоляционно-укладочной колонне (рис. 2). Из этой схемы видно, что звено на очистке и грунтовке трубопровода выполняет работу двумя, тремя, а иногда четырьмя трубоукладчи­ ками и одной или двумя очистными машинами.

Нанесение праймера

Праймер представляет смесь расплавленного битума с бензином. Работающие на пригото­ влении и нанесении праймера подвергаются воздействию концентрированных паров бен­ зина. При работе с праймером необходимо со­ блюдать все требования безопасности при об­ ращении с легко воспламеняющимися вещест­ вами.

Праймер приготовляют путем растворения

вбензине битума марки Б Н -ІѴ . Соотношение битума и бензина должно быть соответствен­ но — 1 : 3 по объему или 1 : 2,5 по весу. При поточном методе, когда изоляционная машина идет вслед за очистной, праймер приготовляется

всоотношении 1 : 2 по весу.

Для безопасного приготовления праймера рекомендуется готовить его в праймеросмесителях (рис. 3) в следующем порядке. Битум при температуре не выше +100° С 12вливают в праймеросмеситель, наполненный бензином, где Компоненты перемешиваются вращением лопастного вала.

1 П р и м е ч а н и е . Правилами техники безопас­ ности при строительстве магистральных стальных тру­ бопроводов предусматривается вливать в праймеро­ смеситель битум, подогретый до температуры 70° С; однако практически такая температура оказалась недостаточной, так как не происходит полного пере­ мешивания битума с бензином.

2 Заказ 765,ѵ / ч н '-Т к

17

 

2050 ----------------

I-«----------------------------

moo

2*


Запрещается вливать бензин в горячий би­ тум во избежание воспламенения паров бен­ зина.

Приготовлять праймер как весьма огнеопас­ ный материал следует на расстоянии не менее 100 м от открытых источников огня.

Курить в местах приготовления праймера запрещается.

На трассе произошел такой случай. Фу­ файка изолировщика была загрязнена прай­ мером. Не обращая на это внимания, изолиров­ щик стал зажигать спичкой папиросу. Фу­ файка вспыхнула, в результате он получил ожоги тела.

Как правило, праймер доставляют к месту работ в готовом виде.

Праймер и бензин следует хранить и транспор­ тировать в герметически закрытых емкостях — сосудах.

Запрещается применять этилированный бен­ зин в качестве растворителя для приготовле­ ния праймера (из-за высокой токсичности его).

Механизированным путем праймер нано­ сят на поверхность трубопровода волосяными или другими щетками или специальными по­ лотенцами, смонтированными на очистной ма­ шине, Которыми праймер, поступающий через отверстия сопла, равномерно наносится на по­ верхность трубопровода.

При ручном приготовлении и нанесении праймера, особенно при работе в стесненных условиях (в траншеях), одежда загрязняется легковоспламеняющимися веществами, а воз­ дух насыщается парами бензина и битума. Этим создаются опасные условия труда.

Во избежание отравления парами бензина при праймировании ручным способом рабочий

20

должен располагаться с наветренной стороны. При работе в отдельных котлованах и на дне глубоких и узких траншей работы с примене­ нием праймера должны выполнять не менее чем двое рабочих, чтобы они могли поочередно сменять друг друга. При этом работающий с праймером должен быть снабжен предохра­ нительным поясом с веревкой, другой конец которой должен находиться в руках у рабочего вне траншеи, последний следит за состоянием работающего и в случае необходимости оказы­ вает ему помощь при подъеме из траншеи.

Необходимо соблюдать меры безопасности при сушке поверхности трубопровода перед праймированием. Осенью, зимой и весной, когда поверхность трубопровода покрывается влагой, инеем, или частично обледеневает, воз­ никает необходимость искусственной сушки трубопровода.

С точки зрения техники безопасности наи­ более целесообразно применять для сушки спе­ циальные передвижные сушильные печи. Иног­ да трубопроводы сушатся самими очистными машинами. За два или три прохода двух очист­ ных машин трубопровод нагревается до +60° С , при этом влага с его поверхности испаряется. Однако часто в трассовых условиях применяют другие опасные способы сушки. Например, допускают сушку путем смачивания поверхно­ сти трубопровода бензином и поджиганием или путем сжигания солярового масла в специаль­ ных жаровнях под трубопроводом.

Оба эти способа очень опасны.

Был случай, когда сушили трубопровод, обливая его поверхность бензином. На горя­ щую поверхность трубопровода рабочий допол­ нительно лил бензин из ведра. Бензин вспыхнул,

21